Часть 2. Расследование уголовных дел об ответственности должностных и иных лиц за необеспечение безопасного состояния автодорог, повлекшее дорожно-транспортные происшествия

Уголовно-правовая характеристика необеспечения безопасного состояния автомобильных дорог

Родовое понятие для всех деяний, которым необходимо дать характеристику, можно определить так: необеспечение должностным или иным лицом безопасного состояния автомобильных дорог, повлекшее по неосторожности дорожно-транспортное происшествие. Давая общую характеристику данного понятия, нужно уяснить значение используемых в нем терминов.

Так, под дорогой следует понимать обустроенную или приспособленную и используемую для движения транспортных средств полосу земли либо поверхность искусственного сооружения[1].  Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Следует учитывать, что автомобильные дороги, расположенные в Российской Федерации, классифицируются по принадлежности на автомобильные дороги общего пользования, ведомственные и частные[2].

К автомобильным дорогам общего пользования относятся внегородские автомобильные дороги, которые являются государственной собственностью Российской Федерации и подразделяются на: дороги общего пользования, являющиеся федеральной собственностью, – федеральные дороги; дороги субъектов Российской Федерации, относящиеся соответственно к собственности субъектов Российской Федерации.

К ведомственным и частным автомобильным дорогам относятся дороги предприятий, объединений, учреждений и организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, предпринимателей и их объединений и других организаций, используемые ими для своих технологических, ведомственных или частных нужд.

Автомобильные дороги общего пользования и иные объекты автотранспортной инфраструктуры составляют дорожное хозяйство, являющееся одним из элементов транспортного комплекса. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление в области транспортного комплекса,  является Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России). В области дорожного хозяйства Минтранс России выполняет в установленном порядке функции по управлению федеральными автомобильными дорогами общего пользования; организует учет автомобильных дорог общего пользования, диагностику и оценку транспортно-эксплуатационного состояния федеральных автомобильных дорог общего пользования, информирование пользователей о состоянии этих автомобильных дорог; организует ежегодное планирование работ на автомобильных дорогах общего пользования, финансируемых за счет средств федерального бюджета, утверждает проекты строительства объектов дорожного хозяйства, финансируемых за счет средств федерального бюджета, проводит экспертизу проектно-сметной документации; осуществляет контроль за качеством проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования в части соблюдения установленных требований, стандартов и норм, проводит проверку деятельности организаций дорожного хозяйства по выполнению законодательства Российской Федерации, стандартов и иных нормативных актов.

Известно, что дорога является одним из необходимых составляющих дорожного движения. Достаточная степень защищенности участников дорожного движения невозможна без обеспечения безопасного состояния дорог.

Какое же состояние дорог можно считать безопасным? Представляется, что безопасным является такое состояние дорог, которое обеспечивает защищенность участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий[3], причины которых связаны с неудовлетворительным состоянием дорог.

Необходимым условием наступления уголовной ответственности за рассматриваемые деяния является наличие у лица обязанности обеспечить безопасное состояние дорог. Под обеспечением безопасного состояния дорог следует понимать деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, связанных с неудовлетворительным (небезопасным) состоянием дорог.

Предупреждение причин возникновения ДТП, связанных с неудовлетворительным состоянием дорог подразумевает соблюдение соответствующих строительных норм, правил, стандартов и других нормативных документов при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог.  Следовательно, необеспечение безопасного состояния автомобильных дорог может выразиться в самых различных нарушениях нормативных предписаний, начиная с этапа проектирования и заканчивая ремонтом и содержанием дорог.

Требования к проектированию, ремонту, строительству, реконструкции и содержанию дорог, железнодорожных переездов и иных дорожных сооружений и средств обустройства дорог содержатся в целом ряде нормативных актов различных  уровней. Среди них: Федеральный закон от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Правила дорожного движения[4], Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»[5], Инструкция по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России[6], Ведомственные строительные нормы ВСН 19-89 «Правила приемки работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог»[7],  ВСН 25-86 «Указания по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах»[8],  ВСН 6-90 «Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог»[9] и др.

В Уголовном кодексе РФ не содержится специальной нормы, прямо устанавливающей ответственность за необеспечение безопасного состояния автомобильных дорог, однако под это понятие подпадает целый ряд деяний, которые могут быть квалифицированы по различным  статьям УК РФ.

Так, ст. 266 УК РФ, устанавливает ответственность за недоброкачественный ремонт путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба (ч. 1), смерти человека (ч. 2) или же повлекшие смерть двух и более лиц (ч. 3).

В соответствии с УПК РФ предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 266 УК РФ производится органами внутренних дел.

Основным объектом рассматриваемого преступления является безопасность движения и эксплуатации транспортных средств. Применительно  к предмету нашего исследования объектом преступления выступает безопасность дорожного движения. Дополнительным объектом преступления могут выступать жизнь, здоровье либо собственность.

Объективная сторона (деяние, его общественно-опасные последствия и причинная связь между ними) практически в любых преступлениях, а особенно в неосторожных, представляет собой наиболее сложный и трудоемкий при расследовании элемент состава преступления.

В анализируемом составе все эти сложности многократно возрастают. Объясняется это тем, что к расследуемому событию – дорожно-транспорт­ному происшествию всегда причастны и иные лица, действия которых могут быть также уголовно-наказуемыми. Это, прежде всего водители транспортных средств.

Подчеркивая справедливость мнения о том, что нельзя списывать на водителя все изъяны, связанные с транспортными средствами и дорожными условиями,  нельзя в то же время не отметить действительно ведущую роль водителя в любой дорожной ситуации. Так, изменяющиеся помимо воли человека метеорологические условия, влияющие на видимость и состояние проезжей части дорог являются постоянными составляющими дорожного движения и должны исправно  учитываться водителями транспортных средств. Даже выход из строя светофора, поломка ограждающих устройств и других средств организации движения не могут и не должны автоматически влечь дорожно-транспортные происшествия, т.к. и при их отсутствии действия водителей достаточно регламентированы[10].

Только установление причины дорожно-транспортного происшествия, связывающей определенное деяние с наступившими тяжкими последствиями, позволяет ответить на вопрос о виновности конкретных лиц. Причин же и факторов, которые одновременно воздействовали на возникновение экстремальной ситуации и ее опасный исход, как правило, множество. Одни из них совершенно не связаны с деятельностью людей, на другие эта деятельность оказывает косвенное влияние, третьи же в основном, а иногда и полностью от такой деятельности зависят. К числу последних относятся и работы, связанные с ремонтом путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования.

Для уяснения конкретного содержания уголовно-наказуемого деяния и форм его выражения, необходимо рассмотреть некоторые связанные с ним принципиальные вопросы.

Начнем с того: возможно ли осуществление недоброкачественного ремонта путем бездействия или же он всегда предполагает активные действия?

Представляется, что при производстве работ этот вопрос фактически теряет смысл, т.к. бездействие можно рассматривать как незавершенное, упущенное или по иной причине неисполненное действие. Например, недовернутая или вовсе не привернутая гайка. Иногда, как и в приведенном примере, вообще трудно определить было ли совершено наказуемое деяние путем действия или же бездействия. Не всегда это и имеет какое-либо правовое значение. Вывод представляется однозначным: недоброкачественный ремонт может быть осуществлен как путем действия, так и бездействия.

Более сложным видится вопрос о том, можно ли считать недоброкачественным ремонтом путей сообщения ситуацию, когда ремонтные работы не производились вообще. Укладываются ли такие деяния в объективную сторону анализируемого состава преступления? Ответ на этот вопрос должен быть утвердительным. Плохое обслуживание путей сообщения, средств сигнализации или связи, их неудовлетворительное содержание, некачественный уход за ними, неосуществление своевременного ремонта, неустранение возникших неисправностей и т.п.  – все перечисленные неблагоприятные обстоятельства прямо или косвенно связаны с возникновением определенных неисправностей, которые можно и должно было устранить путем своевременного осуществления ремонта при добросовестном исполнении соответствующими субъектами своих обязанностей.

Строго говоря, производство ремонтных работ, контроль за состоянием или обслуживанием путей сообщения, средств сигнализации или связи,  должны всегда входить в обязанности субъекта, ответственность которого наступает по ст. 266 УК РФ. По данной линии происходит разграничение между этой статьей и статьей 267 УК РФ, которая говорит о разрушении, повреждении или приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние путей сообщения, средств сигнализации или связи, повлекших ДТП с тяжкими последствиями. Очевидно, что, например, привести в негодность или повредить светофор или иное средство регулирования дорожного движения можно и вследствие недоброкачественного ремонта. Тогда ответственность виновного лица должна наступать не по ст. 267, а по ст. 266 УК РФ.

В ст. 266 УК РФ идет речь о специальном субъекте преступления. В интересующем нас аспекте следует говорить о лицах, ответственных за состояние автомобильных дорог и за производство работ на них. Ими могут быть различные должностные лица, техники, инженеры, рабочие различных квалификаций в зависимости от характера работ, сложности дорожного оборудования, штатного расписания и других обстоятельств. Наконец, в качестве субъектов данного преступления могут выступать различного рода руководители дорожных, коммунальных и иных организаций, на которых возложены обязанности по обеспечению ремонтных работ и по контролю за их качеством.

В соответствии с Правилами дорожного движения должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны:

содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил;

информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации;

принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, строительные материалы, конструкции и т.п., которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости – дополнительно красными и желтыми сигнальными огнями.

Субъективная сторона рассматриваемого  преступления прямо оговорена в диспозиции: причинение перечисленных тяжких последствий по неосторожности. Следовательно, если виновное лицо действовало намерено и его умысел был направлен на причинение крупного ущерба либо вреда здоровью или смерти человека, то такое лицо должно отвечать по иным статьям УК РФ, устанавливающим ответственность за такие умышленные деяния.

Безусловно, что необеспечение безопасного состояния автомобильных дорог может выражаться не только в недоброкачественном ремонте. Возможны ситуации, когда нарушения  строительных норм, правил, стандартов и других нормативных документов, повлекшие ДТП, были допущены еще на этапе проектирования, строительства, либо при реконструкции или содержании дорог.  В случае  если данные нарушения допущены должностным лицом вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, ответственность должна наступать по статье ст. 293 УК РФ (халатность).

Под халатностью понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ч. 1),  либо по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия (ч. 2).

Уголовно наказуемая халатность предполагает в обязательном порядке, что осуществление проектирования, строительства, реконструкции или содержания дорог входило в круг правомочий должностного лица, закрепленных в конкретном законе либо ином нормативном правовом акте, а также в соответствующих должностных инструкциях, приказах, распоряжениях и т.д.

Лица, не являющиеся должностными, за данные деяния, в зависимости от характера наступивших последствий могут быть привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности) или ч. 2 ст. 118 УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности).

На этапе проектирования ответственность за соответствие дорог установленным требованиям (в части обеспечения безопасности дорожного движения) возлагается на исполнителя проекта, на этапах реконструкции и строительства  возлагается на исполнителя работ[11].

Важное правовое значение имеет разграничение понятий ремонта и реконструкции, поскольку от этого зависит, по какой статье УК РФ квалифицируется деяние. Под ремонтом понимается починка, устранение неисправностей, а под реконструкцией – коренное переустройство, организация чего-нибудь на новых основах[12]. Таким образом, реконструкция по своему значению ближе к строительству, чем к ремонту, поскольку она подразумевает не устранение неисправностей старой дороги, а, по сути, строительство на ее месте новой.

Содержание дорог в ненастную погоду и осенне-зимний период должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Серьезное влияние на качество дороги оказывают скользкость покрытия, сужение проезжей части из-за неполной ее расчистки от снега, ограничение видимости из-за высоких снежных валов, снежные переметы и грязевые наносы на проезжей части, выбоины, лучины, разрушение кромки покрытий.  Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги[13].

Следует отметить, что преступления, предусмотренные ст. 293 УК РФ и ч. 2 ст. 109 УК РФ отнесены к подследственности прокуратуры (ст. 151 УПК РФ). В случае если в ходе предварительного расследования по делу о совершении ДТП  становится известно о совершении преступления, предусмотренного ст. 293 или ч. 2 ст. 109 УК РФ, следователь ОВД выносит постановление о выделении материалов, содержащих сведения о новом преступлении, из уголовного дела и направлении прокурору для принятия решения в соответствии со ст. ст. 144 и 145 УПК РФ. Уголовно-правовая характеристика и методика  расследования данных преступлений достаточно освещены в литературе, в связи с чем, мы не будем подробно останавливаться на них.

Анализируя уголовно-правовую регламентацию целого круга взаимосвязанных деяний, подпадающих под понятие «необеспечение безопасного состояния автодорог»  можно сделать вывод, что в УК РФ целесообразно включить специальную норму, комплексно предусматривающую уголовную ответственность за нарушение правил проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог, повлекшее за собой уголовно наказуемые последствия.


[1] ФЗ от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
[2] Постановление Правительства РФ от 24.12.1991  №  61 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации».
[3] Под ДТП понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
[4] Постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090.
[5] Постановление Госстандарта РФ от 11.10.1993 №221.
[6] Утверждена МПС России 21.07.1997  №ЦП/483
[7] Утверждены Минавтодором РСФСР 14.07.1989  №НА-18/266.
[8] Утверждены Минавтодором РФ  29.01.1986.
[9] Утверждены Минавтодором РСФСР 05.09.1990.
[10] При этом необходимо отметить, что одним из основных принципов безопасности дорожного движения является приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении – об этом прямо сказано в ст. 3 ФЗ от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»..
[11] ФЗ от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Ст. 11.
[12] Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.
[13] ФЗ от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Ст. 12.

Часть 1.  Часть 2.  Часть 3.  Часть 4.

Просмотров: 117

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code