Часть 1. Расследование уголовных дел об ответственности должностных и иных лиц за необеспечение безопасного состояния автодорог, повлекшее дорожно-транспортные происшествия

Приложение
к письму Следственного комитета
№ 17/3-12360

РАССЛЕДОВАНИЕ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ И ИНЫХ ЛИЦ ЗА НЕОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОГО СОСТОЯНИЯ АВТОДОРОГ, ПОВЛЕКШЕЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ
(Аналитическая справка и методические рекомендации)[1]

1. Общие замечания по проблеме

В дорожном движении и практически во всех относящихся к нему явлениях, включая дорожно-транспортные происшествия (ДТП), принято выделять три составляющие: человек – автомобиль (транспортное средство) – дорога (дорожные условия).

Соответственно с каждым из трех названных компонентов дорожного движения связывают причины дорожно-транспортных происшествий. Так в учетной карточке, которая заполняется по каждому дорожно-транспортному происшествию, среди причин, относящихся к дорогам и дорожным условиям, значатся: состояние дорожного покрытия (скользкое, наличие выбоин, неровностей и т.п.), его геометрические особенности (уклон, закругление и др.), оборудование и обустройство техническими средствами (разметка, знаки, ограждения и пр.), некоторые другие особенности и факторы.

Влияние неудовлетворительных дорожных условий на возникновение ДТП всегда опосредовано воздействием целого ряда иных факторов. Прежде всего – связанных  с поведением водителей (невнимательность, превышение скорости движения и пр.). Тем не менее, практически во всех странах выделяются причины ДТП, связанные с состоянием дорог. Так в Англии, Японии и Франции  в качестве причины ДТП дефекты дорог фиксируются в каждом 4-5 происшествии. Это позволяет добиваться увеличения ассигнований на строительство и реконструкцию улично-дорожной сети, а также существенного снижения числа ДТП за счет улучшения дорожных условий (Япония, Франция и некоторые другие страны).

На территории Российской Федерации в 2001 году «недостатки  в транспортно-эксплуатационном состоянии улиц, дорог,  а также расположенных на них инженерных сооружений и технических средств организации дорожного движения были зафиксированы при оформлении почти трети (28,0 %)  ДТП»[2].

Наиболее распространенными видами неудовлетворительных дорожных условий, которые выступают в качестве  причины или сопутствующего условия ДТП (60 % от общего числа), являются низкие сцепные качества дорожного покрытия (включая влияние дождя, снега, гололеда и т.п.), отсутствие горизонтальной разметки, недостаточное освещение.

Очевидно, что нельзя полностью списать на эти обстоятельства причины ДТП, исключив при этом из развития причинно-следственных связей иные обстоятельства. Однако далеко не единичны ситуации, когда именно дорожные дефекты выступают в качестве основной и единственной причины происшествия.  Например, открытый люк расположенного на проезжей части колодца или не огражденная раскопка либо иной дефект проезжей части, наличие которого на дороге никак не обозначено.

Одним из фактов, подтверждающих масштабы рассматриваемой проблемы, является та обстановка, которая сложилась в последнее десятилетие в США в связи с состоянием безопасности движения в зоне производства дорожных работ. Согласно данным ГУГИБДД МВД России при производстве дорожно-строительных и ремонтных работ в США ежегодно погибает 120-130 рабочих, участвующих в этих работах. В целом же, в зонах проведения таких работ погибает более 700 человек (большинство – автомобилисты) и 37 тысяч получает ранения[3].

В целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, причиной которых являются нарушения в области проектирования, строительства, реконструкции и ремонта дорог, а также привлечения к ответственности виновных лиц применяются и правовые санкции.

Ознакомление с правовыми актами целого ряда зарубежных стран не позволило обнаружить специальные нормы, которые устанавливали бы уголовную ответственность должностных или иных лиц за указанные нарушения.

Изучение Дорожного кодекса Франции (1966 г.), законов о дорожном движении Великобритании (1991 г.), Дании (1976 г.), Норвегии (1965 г.), ФРГ (1952 г.)  и некоторых других стран показало, что в ряду законов подобного рода нормы, имеющие прямое отношение к содержанию и оборудованию дорог встречаются крайне редко. Так, Закон о дорожном движении Японии (1960 г.) устанавливает штраф до 200 тысяч йен или тюремное заключение с тяжелыми работами до 5 лет в отношении лица, задействовавшего без разрешения дорожный сигнал (светофор) или переместившего дорожный знак или дорожную маркировку. Этот же закон предусматривает ответственность (тюремное заключение до 3 месяцев или штраф до 50 тысяч йен) за невыполнение распоряжений начальника полицейского участка в отношении сооружений, представляющих опасность для дорожного движения и т.п.

Сказанное вовсе не означает, что в зарубежном законодательстве имеются пробелы, не позволяющие привлекать виновных, в том числе и должностных лиц, за необеспечение безопасного состояния автомобильных дорог. Административная и особенно гражданская ответственность, связанная с компенсацией причиненного участникам дорожного движения ущерба эффективно восполняет этот кажущийся «пробел». Кроме того, в случаях с тяжелыми последствиями наступает уголовная ответственность на общих основаниях, за причинение смерти или телесных повреждений.


[1] Подготовлены авторским коллективом: профессор, доктор юридических наук, главный научный сотрудник НИЛ-6 НЦ-5 ВНИИ МВД России Жулев В.И., старший научный сотрудник НИЛ-6 НЦ-5 ВНИИ МВД России подполковник милиции, кандидат  юридических наук Русаков А.П.,  младший научный сотрудник НИЛ-6 НЦ-5 ВНИИ МВД России лейтенант милиции Белецкий С.М., кандидат юридических наук, следователь по особо важным делам СК при МВД России подполковник юстиции Кормишкин Б.П.
[2] Дорожно-транспортные происшествия в России (2001 г.) Информационно-аналитический сборник  М.ГУГИБДД СОБ МВД России. С. 38.
[3] Информационный бюллетень ГУГИБДД МВД РФ. Выпуск №12. 2000, С. 19

Часть 1.  Часть 2.  Часть 3.  Часть 4.

Просмотров: 10

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code