Статья 1185. Наследование государственных наград, почетных и памятных знаков

Комментарий к статье 1185 ГК РФ — Гражданского кодекса Российской Федерации в действующей редакции с последними изменениями

1. Статья 1185 ГК РФ определяет порядок наследования государственных наград в зависимости от того, распространяется ли на них законодательство о государственных наградах Российской Федерации. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи государственные награды, которых был удостоен наследодатель и на которые распространяется законодательство о государственных наградах Российской Федерации, не входят в состав наследства, то есть их нельзя передать в порядке наследования по завещанию или по закону. «Переход государственных наград после смерти награжденного лица к другим лицам (в том числе если награждение лица было посмертным) осуществляется по самостоятельному (иному, чем наследование) основанию. Таким основанием является их передача для хранения как память» <1>. Напротив, государственные награды, на которые не распространяется законодательство о государственных наградах Российской Федерации, почетные, памятные и иные знаки, в том числе награды и знаки в составе коллекций, входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных ГК РФ.

———————————

<1> Ровный В.В. Указ. соч. С. 267 — 270.

 

2. Вызывает определенные затруднения вопрос о том, какие нормативные акты могут быть отнесены к законодательству о государственных наградах РФ. Ряд авторов считают, что это законодательство «представлено сегодня Положением о государственных наградах, утвержденным Указом Президента РФ» <1>. Так, Положением о государственных наградах установлены следующие виды государственных наград: а) звание Героя Российской Федерации; б) ордена Российской Федерации; в) знаки отличия Российской Федерации; г) медали Российской Федерации; д) почетные звания Российской Федерации.

———————————

<1> Ровный В.В. Указ. соч.

 

Другие авторы полагают, что указанное Положение к законодательству о государственных наградах не относится наград согласно Конституции РФ на законных основаниях может именоваться государственными: звание Героя Российской Федерации, медаль «Защитнику свободной России», медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне» и три почетных звания: «Летчик-космонавт Российской Федерации», «Заслуженный военный летчик Российской Федерации», «Заслуженный военный штурман Российской Федерации». Только они учреждены законами РФ, в отличие от других, которые предусмотрены указами Президента РФ в нарушение Конституции РФ (ст. 89)» <1>. Данная позиция обосновывается тем, что комментируемая статья отсылает именно к законодательству о государственных наградах Российской Федерации, следовательно, имеются в виду только федеральные законы <2>.

———————————

<1> Тимошин Ю.В. Некоторые вопросы наследования государственных наград // Бюллетень нотариальной практики. 2010. N 6. С. 18 — 20.

<2> См.: Гражданское право: Общая часть: Учебник: В 4 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2008. Т. 1.

 

Несмотря на то что ГК РФ в ст. 3 разделяет гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права, по нашему мнению, законодательство о государственных наградах может пониматься более широко и включать в себя, в том числе, и указы Президента РФ.

Неясной остается судьба государственных наград в случае смерти лица, к которому они перешли от наследодателя. В литературе встречается мнение, согласно которому в этом случае «награды утрачивают свой особый мемориальный статус» <1> и могут включаться в состав наследства и наследоваться на общих основаниях по завещанию или по закону. Считаем данное утверждение неверным, поскольку особый статус и порядок передачи государственных наград определяется ГК и законодательством о государственных наградах РФ и не зависит от статуса лиц, фактически владеющих ими, или числа переходов этих наград от одного лица к другому.

———————————

<1> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей / Под ред. Н.И. Марышевой, К.Б. Ярошенко. М.: КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 2004.

 

Приложение

До 2006 года в Российской Федерации действовал Закон от 12 декабря 1991 г. N 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения», согласно которому физические лица, принимающие имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования, должны были уплатить налог в установленном законом размере. Однако в июне 2005 года Государственной Думой был принят Федеральный закон, упразднивший налог с имущества, переходящего в порядке наследования <1>. Таким образом, налог с наследуемого имущества, в отношении которого свидетельство о праве на наследство выдано после 1 января 2006 года, не взимается, а в НК РФ было закреплено положение, освобождающее наследственное имущество от налогообложения.

———————————

<1> Федеральный закон от 15.06.2005 N 78-ФЗ «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения». Однако по причине того, что в данном законе не содержалось положений о том, к каким правоотношениям его следует применять, 31 декабря 2005 года был принят Федеральный закон N 201-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения», дополнивший этот закон статьей 3.1.

 

В ст. 217 НК РФ содержится перечень доходов, не подлежащих налогообложению.

Согласно п. 18 указанной статьи доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке наследования, налогообложению не подлежат. Исключения составляют вознаграждения, выплачиваемые наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также открытий, изобретений и промышленных образцов.

Часто на практике возникают случаи, когда налоговые органы требуют от физических лиц, не являющихся резидентами РФ, уплатить НДФЛ с наследуемого имущества. Однако данные требования являются незаконными, так как п. 18 ст. 217 НК РФ распространяется как на физических лиц резидентов, так и на нерезидентов.

Так, например, в письме УФНС РФ по г. Москве от 07.07.2010 N 20-14/4/071017@ сказано, что доход физического лица наследника в виде какого-либо имущества, находящегося на территории России и полученного от физического лица-наследодателя в порядке наследования, не подлежит налогообложению НДФЛ независимо от того, гражданами какого государства являются наследник и наследодатель.

Единственным платежом, который должен уплатить наследник при получении наследства, является государственная пошлина. Положения о госпошлине закреплены в главе 25.3 НК РФ <1>.

———————————

<1> Ранее до 1 января 2005 года данные нормы содержались в Законе РФ от 09.12.1991 N 2005-1 «О государственной пошлине».

 

Государственная пошлина уплачивается наследником при получении свидетельства о праве на наследство. Размер такой пошлины составляет либо 0,3% (для детей, в том числе усыновленных, супруга, родителей, полнородных братьев и сестер наследодателя), либо 0,6% (для всех остальных наследников) от стоимости наследуемого имущества (см. подп. 22 п. 1 ст. 333.24 НК РФ). Таким образом, размер пошлины зависит от степени родства наследника с наследодателем.

Нередкими бывают ситуации, когда к наследованию призываются не один, а несколько наследников. В данном случае государственная пошлина должна быть уплачена каждым из наследников (подп. 3 п. 1 ст. 333.25 НК РФ).

При определении размера государственной пошлины наследнику необходимо знать оценочную стоимость наследуемого имущества. Однако из положений статей НК РФ не ясно, какая оценочная стоимость должна являться базой для ее исчисления: оценка БТИ или рыночная стоимость, определенная специализированным независимым оценщиком. В подобных случаях немаловажную роль играет мнение налоговых органов.

Так, в письме ФНС России от 14.04.2005 N 21-5-07/96@ сказано, что налоговые органы должны применять инвентаризационную стоимость наследуемого имущества, определяемую органами БТИ.

Стоимость наследуемого имущества определяется уполномоченными на то органами, а при необходимости — специалистами-оценщиками. Так, например, стоимость транспортного средства может определяться организациями, осуществляющими оценку транспортных средств, специалистами-оценщиками (экспертами) или судебно-экспертными учреждениями органа юстиции.

В соответствии со ст. 333.38 НК РФ физические лица освобождаются от уплаты государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство при наследовании:

— жилого дома, а также земельного участка, на котором расположен жилой дом, квартиры, комнаты или долей в указанном недвижимом имуществе, если эти лица проживали совместно с наследодателем на день смерти наследодателя и продолжают проживать после его смерти;

— имущества лиц, погибших в связи с выполнением ими государственных или общественных обязанностей либо с выполнением долга гражданина РФ;

— вкладов в банках, денежных средств на банковских счетах физических лиц, страховых сумм по договорам личного и имущественного страхований, сумм оплаты труда, авторских прав и сумм авторского вознаграждения, предусмотренных законодательством РФ об интеллектуальной собственности, пенсий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code