Правонарушения в области дорожного движения: вопросы и ответы

Вправе ли судья признать малозначительным административное правонарушение, предусмотренное ст. ст. 12.8, 12.26 КоАП РФ?

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, выраженной в абз. 4 п. 21 Постановления Пленума от 24.03.2005 N 5, введенным в него Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 N 40, с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. К ним, в частности, относятся административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 12.8, 12.26 КоАП РФ.

 

Можно ли квалифицировать по ч. 4 ст. 12.15 КоАП действия водителя, который с целью обгона впереди идущего транспортного средства совершил выезд на полосу, предназначенную для встречного движения в разрешенном месте (например, в зоне действия дорожной разметки 1.6), а завершил маневр через сплошную линию разметки 1.1?

Из диспозиции ч. 4 ст. 12.15 КоАП следует, что административно-противоправным и наказуемым признается любой выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, если он запрещен Правилами дорожного движения и за него не установлена ответственность ч. 3 данной статьи. При этом наличие в действиях водителя признаков объективной стороны состава данного административного правонарушения не зависит от того, в какой момент выезда на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, транспортное средство располагалось на ней в нарушение Правил дорожного движения.

В соответствии с приложением N 2 к Правилам дорожного движения горизонтальная дорожная разметка 1.1 разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств. Приложения к Правилам дорожного движения являются их неотъемлемой частью, в связи с чем несоблюдение требований, предусмотренных приложениями дорожных знаков и разметки, является нарушением Правил дорожного движения, а в данном случае – квалифицирующим признаком состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, в диспозиции которой указано “в нарушение Правил дорожного движения”. При этом нарушением требований дорожной разметки 1.1 приложения N 2 к Правилам дорожного движения является как ее пересечение, так и движение во встречном направлении слева от нее и возвращение на полосу попутного направления движения в зоне ее действия.

Таким образом, выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, в нарушение требований дорожной разметки 1.1 подлежит квалификации по ч. 4 ст. 12.15 КоАП независимо от того, когда именно водитель пересек сплошную линию разметки и (или) оказался в зоне действия запрещающего знака – при начале выполнения обгона или при его завершении.

При квалификации данного правонарушения необходимо также учитывать положения п. 11.1 Правил дорожного движения, согласно которому, прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

Отметим, что отстаиваемая нами позиция нашла свое отражение в Определении Конституционного Суда РФ от 07.12.2010 N 1570-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ядрихинского Дмитрия Борисовича на нарушение его конституционных прав частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”, которое, безусловно, будет способствовать формированию единообразной судебной практики.

 

Подлежит ли квалификации по ч. 4 ст. 12.15 КоАП выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, в результате нарушения водителем требований дорожного знака, противоречащего требованиям дорожной разметки?

В отличие от прежней редакции Правил дорожного движения, которая допускала противоречия только между временными знаками и разметкой, а также между линиями временной и постоянной разметки, в ныне действующей редакции разд. 1 приложения N 2 к Правилам содержится важное положение о том, что в случаях, когда значения дорожных знаков, в том числе временных (размещаемых на переносной опоре), и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками. Такой подход представляется вполне оправданным, хотя и выглядит несколько непривычным, если учесть, что до его нормативного закрепления в Правилах дорожного движения в деятельности органов ГИБДД вопрос о порядке разрешения противоречий между требованиями постоянных знаков и линий постоянной разметки решался с диаметрально противоположных позиций. В этом смысле новое положение Правил кардинально меняет правоприменительную практику, позволяя сделать вывод о том, что действия водителя, совершившего выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, в результате нарушения требований дорожного знака, противоречащего требованиям дорожной разметки, должны квалифицироваться по ч. 4 ст. 12.15 КоАП.

 

Образуют ли состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 4 ст. 12.15 КоАП, действия водителя, совершившего обгон транспортного средства в зоне действия знака 3.20 “Обгон запрещен” через прерывистую линию разметки 1.5?

При квалификации указанных действий лица суды исходят в основном из того, что в соответствии с ныне действующей редакцией раздела 1 приложения N 2 к Правилам дорожного движения при наличии в зоне действия дорожного знака 3.20 “Обгон запрещен” прерывистой линии разметки 1.5 водители должны руководствоваться требованиями знака. На этом основании делается вывод о том, что водитель, совершивший обгон в зоне действия данного знака через прерывистую линию разметки, подлежит административной ответственности по ч. 4 ст. 12.15 КоАП <1>.

——————————–

<1> До внесения изменений в Правила дорожного движения, установивших приоритет всех знаков перед разметкой (Постановление Правительства РФ от 10.05.2010 N 316), в судебной практике преобладала точка зрения о том, что подобные действия водителей не являются административно наказуемыми, поскольку никаких противоречий между постоянными знаками и разметкой быть не должно.

 

На первый взгляд, такой подход вполне логичен. Вместе с тем осмысление содержательной части приведенного суждения свидетельствует о его небезупречности. Дело в том, что если в зоне действия знака 3.20 “Обгон запрещен” транспортные потоки противоположных направлений разделены прерывистой линией разметки, то никакого противоречия между требованиями знака и разметки здесь нет, так как согласно п. 1.2 Правил дорожного движения и абз. 25 раздела 3 приложения N 1 к Правилам дорожный знак 3.20 “Обгон запрещен” запрещает только обгон, т.е. опережение одного или нескольких транспортных средств (за исключением тех из них, на которые действие этого знака не распространяется), связанное с выездом на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, в то время как другие маневры, связанные с пересечением прерывистой линии разметки, например поворот налево, разворот, объезд препятствия, в данном случае не запрещены.

Таким образом, необходимость соблюдения требований знака 3.20 “Обгон запрещен” не ставится в зависимость от того, имеется ли в зоне его действия сплошная линия разметки или нет. Следовательно, в рассмотренной ситуации положения приложения N 2 Правил дорожного движения о порядке разрешения противоречий между дорожными знаками и разметкой не могут быть применены, а действия водителя подлежат квалификации по ч. 4 ст. 12.15 КоАП с учетом требований раздела 1 приложения N 2 к Правилам.

Просмотров: 95

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code