Правонарушения в области дорожного движения: вопросы и ответы

Как следует квалифицировать действия водителя по развороту на автомагистрали или движению задним ходом по ней – по ч. 3 ст. 12.11 КоАП или по ч. 2 ст. 12.14 КоАП?

Действия водителя по развороту на автомагистрали или движению задним ходом по ней образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.11 КоАП. По этой же норме подлежат квалификации действия водителя по въезду в технологические разрывы разделительной полосы на автомагистрали (п. 16.1 ПДД).

 

Являются ли административно наказуемыми действия водителя, который в зоне действия знака 3.20 “Обгон запрещен” совершил опережение попутного транспортного средства без выезда на полосу встречного движения?

До недавнего времени подобные действия водителей квалифицировались по ч. 1 ст. 12.15 КоАП как нарушение правил обгона без выезда на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения. Однако в соответствии с изменениями, внесенными в Правила дорожного движения Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 316, понятие обгона изменилось. Теперь под ним понимается опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом только на встречную полосу движения, в то время как движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства без выезда на встречную полосу, именуется опережением, которое не является административно наказуемым.

Таким образом, в рассмотренной ситуации водитель не может быть привлечен к административной ответственности, что нашло свое отражение в ныне действующей редакции ч. 1 ст. 12.15 КоАП.

 

Что следует понимать под выездом в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, в диспозициях норм ч. ч. 3 и 4 ст. 12.15 КоАП?

В соответствии с действующим регулированием по нормам ч. ч. 3 и 4 ст. 12.15 КоАП необходимо квалифицировать действия водителей, связанные с нарушением требований Правил дорожного движения, дорожных знаков или разметки, повлекшим выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, в том числе:

– обгон, объезд, разворот или поворот налево на дороге с двусторонним движением, имеющей четыре полосы и более, с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения (п. 9.2);

– выезд на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, на дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, средняя из которых используется для движения в обоих направлениях (п. 9.3);

– выезд на трамвайные пути встречного направления (п. 9.6);

– обгон на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной; на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов; на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 м перед ними (абз. 1 п. 11.4);

– обгон на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях (абз. 4 п. 11.4);

– обгон в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью (абз. 5 п. 11.4);

– объезд с выездом на полосу встречного движения стоящих перед железнодорожным переездом транспортных средств (абз. 8 п. 15.3).

Приведенный перечень не является исчерпывающим и не исключает возможности квалификации по ч. ч. 3 и 4 ст. 12.15 КоАП ряда других нарушений Правил дорожного движения, в том числе требований дорожных знаков и линий дорожной разметки, повлекших выезд на полосу, предназначенную для встречного движения.

 

Каким образом разграничиваются составы административных правонарушений, предусмотренные ч. ч. 3 и 4 ст. 12.15 КоАП?

Продолжая линию КоАП на усиление административной ответственности в области дорожного движения, Федеральный закон от 23.07.2010 N 175-ФЗ существенно ограничил основания применения ч. 3 ст. 12.15 КоАП и расширил сферу действия ч. 4 этой статьи.

Так, в соответствии с ранее действовавшей редакцией ч. 3 ст. 12.15 КоАП ответственность по данной норме наступала в двух случаях:

а) если выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу встречного движения был сопряжен с поворотом налево, разворотом или объездом препятствия;

б) если имел место на трамвайные пути встречного направления.

В настоящее время по ч. 3 ст. 12.15 КоАП квалифицируется только выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия. Все иные нарушения Правил дорожного движения, которые ранее охватывались диспозицией ч. 3 ст. 12.15 КоАП, теперь наказываются по ч. 4 ст. 12.15, а также по ч. ч. 2 и 3 ст. 12.16 КоАП, введенных в нее Федеральным законом от 23.07.2010 N 175-ФЗ. В частности, выезд на трамвайные пути встречного направления ныне квалифицируется по ч. 4 ст. 12.15 КоАП, а поворот налево или разворот в нарушение требований дорожных знаков или разметки проезжей части дороги – по ч. 2 ст. 12.16 КоАП.

В то же время движение по дороге с односторонним движением в результате нарушения требований дорожного знака 3.1 “Въезд запрещен”, которое ранее подпадало под действие ч. 4 ст. 12.15 КоАП, теперь образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 3 ст. 12.16 КоАП, включенной в нее вышеназванным Законом.

Просмотров: 11

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code