ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ КОНКУРЕНЦИИ

Содержание

Глава 1. СОСТОЯНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАЩИТЫ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Понятие и состав антимонопольного законодательства

1.2. Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования

Глава 2. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ КОНКУРЕНЦИИ

2.1. Общая характеристика ответственности органов власти и их должностных лиц в сфере защиты конкуренции

2.2. Антимонопольная ответственность органов власти в сфере защиты конкуренции

2.3. Административная ответственность органов власти и их должностных лиц в сфере защиты конкуренции

2.4. Гражданско-правовая ответственность органов власти и их должностных лиц в сфере защиты конкуренции

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая монография посвящена вопросам ответственности органов власти и их должностных лиц в сфере защиты конкуренции.

В соответствии с нормами ст. ст. 15, 16, 18 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции” <1> (далее – Закон о защите конкуренции, Закон) запрет антиконкурентных действий (бездействия), актов, соглашений установлен в отношении федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ <2>.

——————————–

<1> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3434.

<2> В ст. ст. 16, 18 Закона о защите конкуренции из субъектов правонарушений исключены организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг, в ст. 18, кроме того, отсутствует Центральный банк РФ.

 

В условиях рыночной экономики свободная конкуренция является одним из важнейших факторов развития всей экономики. Принципы конкуренции защищаются нормами ст. ст. 8, 34, 74 Конституции РФ <1>, Законом о защите конкуренции, а также всеми нормами антимонопольного законодательства РФ.

——————————–

<1> СЗ РФ. 2009. N 4. Ст. 445.

 

Сегодня в ходе административной реформы востребовано совершенствование административной юстиции, для чего предлагаются различные способы и методы: от разработки административно-процессуального кодекса до создания системы административных судов, что созвучно с идеями и принципами, заложенными в ст. 118 Конституции РФ.

Антимонопольные органы являются административно-юрисдикционными органами, рассматривающими в сфере защиты конкуренции споры между заявителями (гражданами, в том числе предпринимателями, юридическими лицами), с одной стороны, а с другой – с доминирующими на рынке хозяйствующими субъектами или органами власти, ограничивающими конкуренцию. В сфере защиты конкуренции антимонопольные органы рассматривают дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с Законом о защите конкуренции, привлекают виновных лиц к административной ответственности в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ, взыскивают в федеральный бюджет доход, полученный нарушителями антимонопольного законодательства.

В настоящее время структура нарушений антимонопольного законодательства такова, что акты и действия органов власти, ограничивающие, устраняющие, не допускающие конкуренцию, составляют более 50% от общего числа выявляемых нарушений <1>. В отношении органов государственной власти и органов местного самоуправления рассматриваются сотни дел о нарушении антимонопольного законодательства.

——————————–

<1> http://www.igpran.ru/nlive/3534/

 

Важное место в сфере защиты конкуренции принадлежит общественным отношениям с участием органов власти, которые своими актами и действиями ограничивают, устраняют, не допускают конкуренцию, так как практика показывает, что более 50% всех случаев нарушений антимонопольного законодательства приходится на антиконкурентные акты, действия и соглашения органов власти.

Это такие нарушения Закона о защите конкуренции, как нарушение запретов на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов власти (ст. 15); нарушение запретов на антиконкурентные соглашения и (или) согласованные действия органов власти как между собой, так и с хозяйствующими субъектами (ст. 16); нарушение запретов на нарушение антимонопольных требований к торгам, запросам котировок цен на товары (ст. 17); нарушение порядка заключения договоров на пользование, владение государственным и муниципальным имуществом (ст. 17.1); нарушение порядка заключения договоров органами власти с финансовыми организациями (ст. 18); нарушение органами власти порядка проведения торгов и порядка заключения договоров по их итогам (ст. 18.1); нарушение порядка предоставления и использования муниципальных и государственных преференций (ст. ст. 19 – 21).

При всех нарушениях антимонопольного законодательства органами власти устраняется, ограничивается или не допускается конкуренция (соперничество) между хозяйствующими субъектами-конкурентами, действующими на одном товарном рынке, на который воздействует орган власти. Происходит это и при заключении договора аренды государственного федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и (или) муниципального имущества без торгов, и при нарушении порядка определения победителя торгов по продаже государственного имущества, и при нарушении правил проведения торгов на развитие застроенной территории или при назначении органом местного самоуправления управляющей компании в сфере управления многоквартирными домами без проведения соответствующего конкурса.

Во всех этих случаях хозяйствующие субъекты дискриминируются органами власти и не получают того, на что вправе были бы рассчитывать в условиях конкуренции. При такой дискриминации, с другой стороны, снижается эффективность использования государственного и муниципального имущества, в том числе и по причине того, что понижается плата за использование имущества или его продажу.

Следовательно, устранение нарушений конкуренции со стороны органов власти направлено на создание справедливой институциональной среды для деятельности бизнеса, а также на повышение эффективности деятельности самих органов власти и (или) повышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности и бюджетных средств.

Таким образом, прекращение антиконкурентной деятельности органов власти имеет социально-экономическую направленность и является инструментом развития экономики.

Кроме того, устранение антиконкурентных актов, действий, соглашений органов власти направлено на создание справедливой конкурентной среды, которая является важным фактором формирования условий, необходимых для привлечения инвестиций в экономику. Ведь только при отсутствии антиконкурентных практик со стороны органов власти бизнес получает открытые и понятные правила входа на рынок, может просчитать стоимость такого вхождения на рынок, ведения бизнеса и др.

Также создание справедливой конкурентной среды путем устранения антиконкурентных действий органов власти ликвидирует и условия для коррупционных действий органов власти и их должностных лиц.

Следовательно, борьба с антиконкурентными актами, действиями, соглашениями органов власти представляется актуальным направлением повышения эффективности экономики, устранения коррупционных условий деятельности органов власти, и поэтому такая борьба должна осуществляться на высоком методологическом уровне, а антимонопольное законодательство в данной части должно постоянно совершенствоваться.

Указанные факторы предопределяют необходимость исследования вопросов ответственности органов власти и их должностных лиц в сфере защиты конкуренции и выработки подходов по совершенствованию деятельности антимонопольных органов по выявлению и пресечению антиконкурентных действий органов власти, в том числе в связи с важным их значением и востребованностью в целях защиты прав и законных интересов лиц, участвующих в экономической деятельности в Российской Федерации.

Необходимо отметить, что в настоящее время наряду с тем, что нарушения органов власти в сфере защиты конкуренции совершаются более чем в 50% выявляемых случаев ограничения, устранения, недопущения конкуренции, наблюдается увеличение количества и сложности рассматриваемых дел о нарушении антимонопольного законодательства, дел об административных правонарушениях в отношении органов власти и их должностных лиц в сфере защиты конкуренции. Данные тенденции также указывают на важность исследования вопросов ответственности органов власти и их должностных лиц в сфере защиты конкуренции, в том числе и для выработки предложений для снижения неправомерного воздействия органов власти на конкурентные отношения.

И.В. БАШЛАКОВ-НИКОЛАЕВ.  Монография
Башлаков-Николаев Игорь Васильевич, руководитель Управления ФАС России по Московской области, кандидат экономических наук, магистр права, почетный работник антимонопольных органов России, член Методического совета ФАС России.
Рецензенты:
Баранов В.А., заведующий кафедрой гражданского и арбитражного процесса ФГБОУ ВПО “Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации”, кандидат юридических наук, доцент.
Пузыревский С.А., заведующий кафедрой конкурентного права ФГБОУ ВПО “Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА)”, кандидат юридических наук, доцент.

Просмотров: 72

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code