Содержание и концептуальные основы кадрового менеджмента в органах внутренних дел

Н.В. Железкин

В настоящей статье перечислены основные концептуальные задачи по реализации кадровой политики в МВД России, определены основные принципы осуществления кадровой политики в органах внутренних дел, сформулированы задачи и направления деятельности, кадровой политики.

Ключевые слова: кадровая политика в органах внутренних дел, принципы формирования кадрового состава органов внутренних дел, подготовка кадров, управление персоналом, кадровый потенциал МВД России.

 

Переход к рыночным отношениям, приоритетность вопросов производительности труда и обеспечение его конкурентоспособности актуализирует значимость творческого отношения к труду и высокого профессионализма, становящихся ключевыми факторами развития позитивных процессов в любой сфере общественной жизни. В масштабах же государства это означает эффективное управление его органами, в т.ч. и органами внутренних дел.

Вместе с тем эффективное управление персоналом органов внутренних дел напрямую зависит от того, какой алгоритм посредством закона будет задаваться этим процессам самим государством. Именно этот алгоритм, являющийся своего рода концептуальной инструкцией для органов внутренних дел, и составляет суть кадровой политики МВД России.

Что же такое кадровая политика? В научной литературе «кадровая политика» трактуется по- разному. Не вдаваясь в полемику по этому вопросу, отметим, что автор придерживается точки зрения тех исследователей, которые подходят к определению кадровой политики путем выявления её соотношения с политикой вообще как явлений родового и видового порядка.

Кадровая политика в органах внутренних дел – комплекс идей, принципов и норм, а также решений и действий руководителей органов, направленных на эффективное использование кадровых ресурсов и развитие кадрового потенциала органов внутренних дел.

Кадровая политика МВД России является составной частью всей управленческой деятельности Министерства, отражающей её содержание в работе с личным составом органов внутренних дел.
Кадровая политика позволяет объединить и согласовать различные управленческие действия при осуществлении нормативного регулирования в сфере внутренних дел. Её роль особенно возрастает в условиях наметившегося укрепления государственности, развития рыночных отношений, социальных преобразований, усложнения задач, решаемых на уровне МВД России.

Кадровая политика в органах внутренних дел осуществляется в целях формирования профессионального состава кадров, сохранения, укрепления, развития, рационального и эффективного использования кадрового потенциала органов внутренних дел в интересах оперативно-служебной деятельности.

Основные концептуальные задачи по реализации кадровой политики в МВД России состоят в следующем:

– формирование профессионального состава кадров, сохранение, воспроизводство, укрепление, развитие, рациональное и эффективное использование кадрового потенциала органов внутренних дел в интересах оперативно-служебной деятельности;

– повышение качества кадрового потенциала органов внутренних дел как одного из важнейших ресурсов интенсификации служебной деятельности, приведения её в соответствие с требованиями инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации;

– воспитание и всестороннее развитие личности сотрудника органов внутренних дел как гражданина Российской Федерации, защитника жизни, здоровья, прав и свобод граждан, интересов общества и государства, патриота своего Отечества на основе профессионально-нравственных идеалов, моральных ценностей службы и норм профессиональной этики;

– формирование профессиональной культуры органов внутренних дел на базе осмысления трёхсотлетнего опыта служебной деятельности на благо Российского государства, исторической славы, служебных и боевых традиций предшествующих поколений защитников правопорядка;

– обеспечение благоприятного социального самочувствия сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих, работников на основе создания приемлемых социально-бытовых условий осуществления служебной деятельности, наиболее полного удовлетворения социальных потребностей и сбережения кадрового потенциала органов внутренних дел;

– формирование системы профилактики и предупреждения коррупционных и иных правонарушений среди сотрудников, направленной на укрепление служебной дисциплины и законности в служебных коллективах, искоренение причин и условий, порождающих правонарушения и чрезвычайные происшествия в органах внутренних дел.

Реализация поставленных задач должна обеспечить оптимальный баланс процессов обновления и сохранения количественного и качественного состава кадров МВД России, развитие кадровых ресурсов в соответствии с потребностями ведомства, требованиями законодательства и состоянием рынка труда.

Основными принципами осуществления кадровой политики в органах внутренних дел в соответствии с положениями Концепции кадровой политики Министерства внутренних дел являются:

– принцип единства научно-методических и организационных подходов к выработке и реализации кадровой политики во всех звеньях организационно- штатной структуры органов внутренних дел;

– принцип инновационности, состоящий в разработке и внедрении прогрессивных научных технологий развития и использования человеческих ресурсов, постоянном совершенствовании форм и методов организационно-практической деятельности в сфере работы с кадрами;

– принцип профессионализации управления, основанный на необходимости повышения организационного статуса и уровня профессиональной компетенции специалистов по работе с личным составом;

– принцип практической направленности, означающий подчинённость кадровой политики целям, задачам и интересам оперативно-служебной деятельности полицейских и иных подразделений МВД России;

– принцип гуманизма, основанный на сочетании методов социальной и профессиональной мобилизации сотрудников с их общественными, культурными потребностями и интересами, обновлении и гармонизации методов морального и материального стимулирования к деятельности.

Собственный опыт профессиональной деятельности позволил нам расширить указанный перечень и дополнить его следующими принципами:

– открытость, непрерывность и доступность системы профессиональной подготовки кадров;

– сочетание единоначалия и коллегиальности принятия кадровых решений на всех уровнях управления и последовательность в их реализации;

– социальная справедливость при принятии кадровых решений.

– ориентация на решение основных стратегических целей;

– гибкое реагирование на изменение условий деятельности органов внутренних дел в условиях динамично развивающихся социально-экономических процессов в стране;

– сочетание преемственности, опоры на опыт ветеранов органов внутренних дел с периодической обновляемостью кадров;

– создание условий для эффективной работы кадров МВД России;

– системный, комплексный и дифференцированный подход к решению кадровых вопросов;

– непосредственное участие должностных лиц руководящего состава МВД России в реализации кадровой политики МВД России;

– обеспечение постоянной оценки деятельности личного состава МВД России на основе мониторинга функций и совершенствование критериев такой оценки;

– назначение на руководящие должности сотрудников с учётом их заслуг в профессиональной служебной деятельности, деловых качеств и совершенствования профессионального мастерства с приоритетом стажа службы в органах внутренних дел;

– ориентация на удовлетворение потребностей МВД России по новым направлениям или объёмам работы путём перераспределения кадровых ресурсов МВД России, в т.ч. путём ротации кадров, переподготовки личного состава, совмещения функций и повышения ответственности сотрудников;

– направленность мотивации на ключевой состав кадровых ресурсов МВД России – непосредственно осуществляющий главные направления государственной политики в сфере внутренних дел, а также стимулирование инициативных и творческих сотрудников (работников);

– поддержание сбалансированной системы материального и морального стимулирования кадров МВД России, ориентирование системы стимулирования не только на достойную оплату труда, но и на новые возможности должностного и профессионального роста;

– оптимальное сочетание опытных и молодых кадров МВД России, преемственность руководящего состава, планомерная сменяемость кадров;

– безотлагательность, оперативность и гласность в принятии решений о поощрениях и взысканиях;

– формирование многоуровневой системы кадрового резерва МВД России, позволяющей с наибольшей эффективностью решать вопросы комплектования руководящих должностей;

– персональная ответственность руководителей, которые имеют право назначения сотрудников на соответствующие должности руководящего состава, за выдвижение сотрудника в резерв кадров и его подготовку и др.

Необходимо отметить, что ст. 75 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» выделяет в отдельную группу принципы формирования кадрового состава органов внутренних дел, к числу которых относятся:

1) обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в органах внутренних дел;

2) совершенствование профессиональных знаний и навыков сотрудников органов внутренних дел;

3) назначение сотрудников органов внутренних дел на должности с учётом уровня их профессиональной подготовки, заслуг в служебной деятельности, личных и деловых качеств;

4) соблюдение последовательности прохождения службы в органах внутренних дел и присвоения специальных званий.

Главная цель кадровой политики МВД России состоит в развитии системы управления кадровым потенциалом МВД России, основанной на рациональном планировании подготовки и подборе кадров, использовании современных организационно-правовых, информационных, социальных и образовательных технологий, а также на эффективности ресурсного обеспечения развития человеческого капитала в системе МВД и мотивационных механизмов, позволяющих обеспечить Министерство кадрами, способными на высоком профессиональном уровне решать задачи повышения уровня защищенности институтов общества и государства

Задачи и направления деятельности, кадровой политики.

1. Разработка различных программ развития кадров МВД России на основе и во исполнение действующей Концепции кадровой политики в органах внутренних дел.

2. Создание соответствующего органа, ответственного за разработку и реализацию кадровой политики при руководителе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

3. Уточнение положений о структурных подразделениях системы МВД России по вопросам кадрового обеспечения, которые должны осуществлять планирование потребности в кадрах, привлечение, отбор, оценку и расстановку кадров, обеспечивать соответствие системы профессиональной подготовки потребностям органов внутренних дел.

4. Осуществление комплекса мероприятий по совершенствованию нормативно-правового обеспечения кадровой политики МВД России в современных условиях, а именно:

– разработка законодательства о конкурсном отборе в системе МВД России, с установлением порядка, условий и сроков проведения конкурса, в т.ч. с размещением информации в информационно-телекоммуникационных сетях;

– совершенствование законодательства, регламентирующего порядок прохождения службы в органах внутренних дел на контрактной основе, порядок прохождения испытания при поступлении на службу в органы внутренних дел, при перемещении по службе или изменении существенных условий контракта;

– совершенствование законодательства, регламентирующего порядок прохождения службы сотрудниками, прикомандированными к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам и организациям с оставлением в кадрах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

– совершенствование законодательства, регламентирующего порядок формирования эффективной многоуровневой системы кадровых резервов для замещения руководящих должностей в органах внутренних дел – от федерального кадрового резерва для замещения должностей высшего начальствующего состава до кадровых резервов МВД России, его территориальных органов, подразделений – для замещения должностей старшего, среднего и младшего начальствующего состава;

– формирование законодательства, регламентирующего порядок ведения системы централизованного учёта и обработки персональных данных сотрудника, ведения его личного дела, а также централизованного учёта и обработки персональных данных гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, а также порядок получения, хранения, обработки, использования, передачи и защиты персональных данных;

– формирование законодательства, регламентирующего порядок ведения реестра сотрудников органов внутренних дел;

– развитие законодательства, регламентирующего порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов, а также порядок рассмотрения служебного спора и создания эффективного правового механизма противодействия коррупции в органах внутренних дел;

– развитие законодательства, регламентирующего основы правового статуса кадров МВД России в целях приведения его в соответствие с новыми стандартами и требованиями российского законодательства о государственной службе;

– разработка законодательства, регламентирующего порядок выдачи, ношения и хранения служебного удостоверения, формы одежды, знаков различия, специального жетона с личным номером и нагрудного знака, а также нормы снабжения вещевым имуществом лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел Российской Федерации, имеющих специальные звания полиции;

– разработка законодательства, регламентирующего порядок ротации руководящих кадров МВД России по истечении установленного законодательством срока пребывания в замещаемой должности;

– развитие законодательства, регламентирующего условия служебного и профессионального роста сотрудников органов внутренних дел с учётом выполненных ими объёмов, качества и результатов работы;

– развитие законодательства о службе в органах внутренних дел на основе единства системы государственной службы и принципов её построения и функционирования, а также посредством соотносительности специальных званий, воинских званий, классных чинов и дипломатических рангов;

– развитие законодательства, регламентирующего порядок проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел с учётом новых требований законодательства об обязательности прохождения гражданами, поступающими на службу в органы внутренних дел, психофизиологического исследования (обследования), тестирования на алкогольную, нар – котическую и иную токсическую зависимость, а также с учётом необходимости пересмотра компетенции и полномочий кадровых подразделений по вопросам направления граждан, поступающих на службу, на военно-врачебную экспертизу и медицинское освидетельствование;

– разработка законодательства, регламентирующего порядок выполнения сотрудниками органов внутренних дел обязанностей вне пределов территории обслуживания;

– разработка законодательства, регламентирующего порядок проведения проверок знания сотрудниками органов внутренних дел Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих сферу внутренних дел, умений и навыков применения указанных знаний в оперативно-служебной деятельности органов (подразделений, организаций) внутренних дел;

– разработка законодательства, регламентирующего особенности режима служебного времени сотрудников органов внутренних дел;

– разработка законодательства, регламентирующего порядок временного замещения сотрудниками полиции должностей федеральной государственной службы в подразделениях и организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, не входящих в состав полиции, а также временное замещение федеральными государственными служащими, проходящими службу в этих подразделениях и организациях, должностей в подразделениях полиции;

– разработка законодательства, регламентирующего порядок обеспечения сотрудников органов внутренних дел денежным довольствием с учётом установления государством новых стандартов социально-правовой защиты кадров МВД России;

– развитие законодательства, регламентирующего организационно-правовые вопросы структурного построения и штатной численности территориальных подразделений МВД России в свете новых требований законодательства о повышении эффективности работы ведомства, а также выработки новых научных подходов к определению нормативной численности подразделений системы МВД России;

– постоянный пересмотр существующих нормативов численности и норм управляемости;

– приведение штатной численности территориальных органов МВД России на региональном, межрегиональном и окружном уровнях в соответствие с требованиями практики и реальной служебной нагрузкой;

– создание законодательства, регламентирующего порядок разработки и использования научно-обоснованных методик расчета предельной нормативной численности в территориальных подразделениях МВД России;

– разработка законодательства, регламентирующего порядок отстранения сотрудника, не прошедшего проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия до вынесения аттестационной комиссией решения о его соответствии замещаемой должности.

5. Осуществление мероприятий по повышению эффективности комплектования и использования кадрового потенциала МВД России в современных условиях:

– формирование в органах внутренних дел системы конкурсного отбора, базирующейся на объективной и комплексной оценке кандидатов на службу, учитывающей квалификационные требования к типовым должностям в органах внутренних дел (уровень профессионального образования, стаж службы в органах внутренних дел или стаж (опыт) работы по специальности, профессиональные знания, навыки, состояние здоровья, уровень физической и специальной подготовки, необходимые для выполнения обязанностей по замещаемой должности), а также научно-обоснованные и нормативно-установленные методики изучения профессиональных и личностных качеств кандидатов на службу;

– формирование системы многоуровневой профессиональной ориентации детей и молодёжи для привлечения на службу в органы внутренних дел с широким применением методов пропаганды и рекламы в средствах массовой информации и сети Интернет, с опорой на положительный образ сотрудника полиции;

– повышение эффективности отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел за счёт использования принципа «единого окна» в сети ведомственных рекрутинговых центров, направленное сокращение времени на проведение предварительных процедур, связанных установлением и проверкой данных на кандидата, а также на снижение документооборота и влияния субъективных факторов при приёме на службу;

– повышение эффективности системы профессионального психологического отбора граждан на службу в органы внутренних дел;

– разработка и внедрение автоматизированной системы предварительной самооценки качеств и самотестирования кандидатов на службу в органы внутренних дел, а также первичного обращения с использованием интернет-технологий;

– формирование федерального банка данных о действующих сотрудниках; лицах, ранее проходивших службу, в т.ч. уволенных по отрицательным мотивам; лицах, не прошедших испытательный срок; лицах, ранее поступавших на службу в органы внутренних, но которым было отказано в поступлении на службу по причинам, препятствующим поступлению на службу. Информация о лицах, ранее поступавших на службу в органы внутренних, но которым было отказано в поступлении на службу по причинам, не препятствующим поступлению на службу, должна учитываться руководством органов внутренних дел при осуществлении мероприятий по использованию кадровых резервов в МВД России;

– формирование такой системы отбора и предварительного изучения кандидатов на службу в органы внутренних дел, при которой кандидаты изучаются в ходе планомерного накопления и систематизации сведений о состоянии их здоровья и физическом развитии, психологических и морально-деловых качествах, образовании, профессиональной подготовке, семейном положении путём: анализа документов, содержащих сведения о гражданине, представленных им и полученных от организаций, где работает (учится) гражданин, от медицинских учреждений и учреждений федеральной медико-социальной экспертизы, органов внутренних дел, органов дознания, органов предварительного следствия и федеральных судов, органов записи актов гражданского состояния, от организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых помещений, и образовательных учреждений, в которых проводится подготовка граждан; индивидуальных бесед с гражданином, его родителями (другими законными представителями), представителями администрации организации (преподавателями образовательного учреждения), в которой он работает (учится); социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования.

– разработка и внедрение аппаратно-программных комплексов и информационных систем управления кадровыми процессами, обеспечивающих упреждающий характер реагирования на изменения криминогенной обстановки, состава и структуры полицейских и иных подразделений, приоритетов в оперативно-служебной деятельности;
– разработка и внедрение системы оценки кадрового потенциала органов внутренних дел, позволяющей обеспечить полное и всестороннее изучение и анализ кадровых характеристик, служебных возможностей и способностей сотрудников, подготовку объективных данных для принятия кадровых решений;

– разработать квалификационные требования к должностям на основе профессиограмм, анализа и нормирования служебной деятельности личного состава, определения чётких границ служебной компетенции, полномочий и требований к уровню профессионального образования, стажу службы в органах внутренних дел или опыту работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья, необходимым для выполнения обязанностей по замещаемой должности;

– развитие института личного поручительства при приёме кандидатов на службу, а также при назначении на вышестоящие должности в полицейских и иных подразделениях МВД России с установлением ответственности поручителя за рекомендуемого кандидата;

– совершенствование механизма аттестации с использованием комплексной оценки служебного потенциала сотрудников по балльному рейтингу, формализованных документов и накопительных аттестационных сертификатов на весь период службы в органах внутренних дел;

– планирование и стимулирование служебного роста сотрудников, создание прозрачных условий карьерного продвижения по службе на базе интеллектуального саморазвития личности и накопления опыта служебной деятельности;

– развитие системы ротации кадров по горизонтали и вертикали с обязательной сменой региона прохождения службы по истечении нормативно закреплённого временного предела пребывания сотрудника в одной и той же должности с установлением перечня должностей, замещение которых предполагает обязательную ротацию;

– совершенствование и развитие института поощрения путём оптимизации видов ведомственных наград и поощрений, установления единых критериев оценки заслуг награждаемых сотрудников и очерёдности награждения.

– создание условий для развития института федеральной государственной гражданской службы в системе МВД России;

– развитие международного сотрудничества и обмена опытом по вопросам работы с личным составом и подготовки кадров для правоохранительных органов иностранных государств;

– создание эффективной системы переподготовки и повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел;

– разработка и внедрение системы мониторинга эффективности и успешности профессиональной деятельности выпускников образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования в целях оперативной корректировки учебного процесса в зависимости от потребностей практики;

– разработка научно обоснованных методик прогнозирования потребности органов внутренних дел в квалифицированных специалистах;

– создание эффективного механизма взаимосвязи запретов, ограничений, обязанностей, ответственности, связанных со службой в органах внутренних дел, и предоставления социальных гарантий и компенсаций сотрудникам;

– обеспечение надёжной социальной и правовой защищённости личного состава, повышение уровня жизни сотрудников на основе совершенствования законодательства и предоставления социального пакета, компенсирующего ограничения их прав и свобод, вызванные служебной необходимостью;

– создание системы управления кадровыми процессами на основе современных информационных технологий работы с личным составом, развития научно-аналитического и информационного обеспечения;

– формирование на базе Единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел единого информационного пространства деятельности подразделений по работе с личным составом на основе внедрения интегрированных автоматизированных информационно-аналитических систем, обеспечивающих управление кадрами и принятие оптимальных кадровых решений.

Все эти составляющие кадровой политики наряду с иными необходимыми условиями, по сути, и составляют ту систему координат, в рамках которой и должна строиться и функционировать кадровая работа в органах внутренних дел.

Таким образом, только через продуманную и нормативно установленную кадровую политику кадровая работа в органах внутренних дел приобретает признаки системы и эффективно работающего механизма.

Список литературы

1. Алиуллов, Р. Р. Механизм управления органами внутренних дел (вопросы теории, методологии и практики): дис. … д-ра юрид. наук : 12.00.11 / Алиуллов, Рашид Рахимуллович. – М., 2004. – 450 с.
2. Анисимов, О. С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. – М.: Экономика, 1991. – 351 с.
3. Атаманчук, Г. В. Теория государственного управления : учебник. – М.: Омега-Л, 2014. – 525 с.
4. Бугель, Н. В., Грицай, Г. И., Кабанов, A. A. Основы управления в органах внутренних дел : учебное пособие. – СПб.: Санкт-Петербургский ун-т МВД России, 1999. – 48 с.
5. Веселов, В. З. Актуальные проблемы совершенствования управленческой подготовки кадров в органах внутренних дел : учебное пособие. – М.: Академия МВД СССР, 1989. – 83 с.
6. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации : указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 // Рос. газета. – 2011. – № 43.
7. Зыбин, С. Ф. Аппараты по работе с личным составом в органах внутренних дел (историко-правовой аспект) : монография. – СПб.: СПб юридический институт МВД России, 1996. – 214 с.
8. Зыбин, С. Ф., Стремоухов, A. B. Научные основы организационно-правовой работы с кадрами ОВД. СПб.: СПб юридический институт МВД России, 1994. – 98 с.
9. Кадынцев, А. Н., Скалеух, К. А. Главное управление МВД России по федеральному округу: организационное построение и компетенция : лекция. – М.: Академия управления МВД России, 2016. – 43 с.
10. Липаев, В. А. Кадровые ресурсы органов внутренних дел. Современные подходы к управлению. – М.: Академия МВД СССР, 1981. – 163 с.
11. Мескон, М. Х. Основы менеджмента. – М.: Человек, 1995. – 275 с.
12. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №537 // СЗ РФ. – 2009. – № 20. – Ст. 2444.
13. Огородников Л.А. Понятие управления: наука управления: основы управления в органах внутренних дел : пособие. – Л., 1988. – 66 с.
14. Олейников, B. C. Теоретические основы нравственно-правового воспитания сотрудников органов внутренних дел России : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01 / Олейников Владимир Стефанович. – СПб., 1993. – 34 с.
15. Основы управления в органах внутренних дел: учебник / под ред. А.П. Коренева. – М.: Щит-М, 1996. – 343 с.
16. Правовые и организационные основы деятельности руководителей горрайлинорганов внутренних дел : учебное пособие / под ред. А.Ф. Майдыкова, А.Н. Кадынцева. – М.: Академия управления МВД России, 2007. – 135 с.
17. Смолева, С. С. Имидж органов внутренних дел: проблемы формирования и поддержания : монография. – М.: Изд-во МГОУ, 2015. – 172 с.
18. Сухарев, В. Ф., Усков, В. М. Особенности организационного построения отраслевых подсистем МВД России : лекция. – М.: Академия управления МВД России, 2017. – 35 с.
19. Ускова, А. С. Административно-правовой статус городских и районных органов внутренних дел : автореф. дис. … канд. юрид. наук : 12.00.14 / Ускова Альбина Станиславовна. – М., 2012. – 24 с.
20. Четвериков В.С., Четвериков В .В. Основы управления в органах внутренних дел: учебное пособие. – М.: Новый Юрист, 1997. – 128 с.

Источник: Научно-теоретический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России» № 3 (79) 2018 г.

Просмотров: 3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code