Актуальные проблемы предоставления государственных услуг и пути их решения (на примере УГИБДД ГУ МВД России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области)

А.А. Смольяков, А.А. Смольяков

В настоящей статье рассматриваются основные проблемы реализации предоставления государственных услуг, а также отражены позитивные тенденции для развития благоприятной среды в сфере их предоставления.

Ключевые слова: государственные услуги, позитивные тенденции, усовершенствование предоставления.

 

Электронные государственные услуги уже сделали нашу жизнь удобнее [1]. Однако до совершенства им ещё далеко. Организация Объединённых Наций регулярно составляет рейтинг развития электронного правительства в разных странах. В 2016 г. Россия заняла в нем 34-е место, и это очень неплохой показатель [2]. Перевод услуг в электронный вид необходим государству для экономии финансовых средств и повышения уровня удовлетворённости граждан, в т.ч. путём сокращения времени, которое они вынуждены проводить в очередях [3]. И граждане нашей страны уже ощутили, насколько быстрее и удобнее стало получать государственные услуги (прил. 1).

Однако над их качеством ещё необходимо работать. Например, для получения госуслуг в электронном виде подаётся только заявление. Дальнейшая работа ведется с бумажными документами. Так, можно подать электронное заявление для записи на замену национального водительского удостоверения, но при получении всё равно приходится предоставлять оригиналы документов оснований, необходимых для предоставления данной госуслуги.

Более того, было бы очень удобно получать все госуслуги через единое окно. Однако на деле существует федеральный портал госуслуг, локальные и ведомственные порталы, например, через их можно получить через личный кабинет на сайте МВД, Федеральной налоговой службы или Пенсионного фонда.

При этом для работы на ряде порталов необходимо заново проходить аутентификацию, хотя получать все государственные сервисы централизованно при помощи аутентификации через единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА) значительно удобнее.

Бывает и так, что гражданин пытается воспользоваться электронным сервисом, но… он не работает, как ожидается. Решать эти проблемы надо централизованно. Сегодня делопроизводство в государственных ведомствах ведётся в основном в бумажном виде. Даже полученные в электронном виде документы распечатываются и потом подшиваются в папку.

Ещё один важный вопрос – это открытые данные. Государством накоплено колоссальное количество информации, которой оно могло бы поделиться с обществом. С её помощью можно создавать новые сервисы для граждан и бизнеса [4]. Например, на сайте Министерства внутренних дел Великобритании размещены разнообразные открытые данные, которые можно скачать или получить к ним доступ при помощи открытого А.Р.Т.

Повышению качества государственных сервисов мешает также отсутствие единой нормативно- справочной информации. Сегодня различные ведомственные системы используют разные базы данных, а это значит, что организовать полноценное электронное взаимодействие между ними довольно сложно.

Также необходимо продолжать развивать теле- ком-инфраструктуру в российских регионах. Надо, чтобы как можно больше людей имело возможность воспользоваться электронными госуслугами, и одновременно заниматься их популяризацией. Люди всех возрастов должны понять, что электронное взаимодействие с государством – это просто и удобно [4].

Также существует практика, что многие руководители, особенно в российских регионах, до сих пор работают только с бумажными документами, а информационные системы рассматривают в качестве вспомогательного инструмента. Этот подход в корне неверен. Пора переходить к реестровому способу управления информацией, когда мастер-данные подаются в цифровом виде, а бумажный документ является всего лишь их копией, если она так уж необходима.

В июле этого года была принята программа «Цифровая Экономика». Одним из её важнейших мероприятий является разработка нормативной базы, которая позволит перейти к полноценному оказанию услуг в электронном виде. При создании новых или модернизации уже имеющихся систем должны использоваться единые стандарты и форматы. Должна быть предусмотрена возможность получения доступа к данным с помощью А.Р.Т. и, наверное, самое главное – К.Р.Т. чиновников должны зависеть от того, насколько качественно предоставляются госуслуги подразделениями, которыми они руководят.

Сегодня уровень информатизации различных ведомств, органов власти регионального, муниципального уровня существенно различаются, что очень тормозит развитие электронных государственных услуг. В то же время каждое ведомство сейчас по умолчанию должно иметь в составе своей ИТ- инфраструктуры все основные компоненты, необходимые для организации взаимодействия в рамках электронного правительства. Это, в частности, интеграция с системой межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), Единым порталом госуслуг (ЕПГУ), Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА), Единой системой нормативно-системной информации (ЕСНСИ) и другими [5, с. 103].

Ещё одно техническое направление – внедрение интеграции ведомственных систем сервисом гибридной почты, который предлагает почта России для обеспечения взаимодействия государства и граждан. Для абонентов, которые подписаны на получение корреспонденции в электронном виде, корреспонденция доступна в личном кабинете, в крайнем случае документы (справки) распечатываются, вкладываются в конверты и доставляются гражданину «традиционным способом», т.е. в бумажном виде [11]. При наличии соответствующей нормативно-правовой базы и при условии развития сервиса гибридной почты в смысле обеспечения возможностей использования его не только организациями, но и гражданами, возможно организовать и обратный процесс – приходящие на почту документы могли бы передаваться в органы власти или в другие взаимодействующие структуры в электронном виде, что существенно ускорило бы процесс их доставки [4].

Также необходимо внедрять новые современные программы – такие, как чат-боты в качестве помощника при организации взаимодействия граждан с порталом госуслуг. Это новый тренд, который уже завоевал популярность в других странах. Сегодня люди всё чаще используют для доступа в интернет мобильные устройства, и с помощью чат-ботов им гораздо удобнее общаться с поставщиками услуг. Бот может подсказать человеку, какие услуги он может получить, какие документы для этого необходимы каков порядок предоставления того или иного сервиса. Так, например, госуслуги предоставляемые при замене водительских прав или регистрация транспортных средств, можно заказать через чат-боты. Также чат-бот позволит оперативно получать информацию о качестве оказания услуги [10, с. 12].

Возможно также как дополнительное направление рассмотреть возможность подключения к СМЭВ операторов связи для того, чтобы они могли идентифицировать абонентов, т.е. проверять – действительно ли такой-то человек является зарегистрированным абонентом, а не купил сим-карту где-то в переходе [8], и наконец, для достижения большей вовлечённости населения и расширения спектра предоставляемых сегодня услуг не только государственными организациями, но и социальными службами. Благодаря интеграции различных информационных систем между собой и их подключения к СМЭВ возможна реализация таких решений любой сложности [7].

В заключение следует отметить что при дальнейшем совершенствовании сферы предоставления государственных услуг в ближайшее время начнется постепенный отказ от бумажных документов во всех отраслях и областях, которые связанны с государством, начиная от обращений граждан и заканчивая техническим документооборотом. Первоисточником информации должен стать электронный документ, а бумажный – иметь статус всего лишь его копии.

Ведомства начнут постепенно переходить к единой нормативно-справочной информации (НСИ) – только так они смогут слаженно взаимодействовать. Единая НСИ также должна использоваться во всех открытых данных, которые будут выкладывать государственные ведомства, и в результате таких данных будет становится всё больше и больше [6].

Ещё одно важное направление развития – контроль качества предоставленных госуслуг и, конечно, вовлечение в процесс их предоставления коммерческих структур там, где это применимо без риска несанкционированного использования персональных данных.

Приложение 1
Уровень удовлетворенности по данным опросных форм, размещенных на сайте ГУ МВД России по итогам 1 полугодия 2017 г.

Список литературы

1. Барциц, И. Н. Реформа государственного управления в России: правовой аспект. – М.: Формула права, 2008. – 508 с.
2. Данилин, А. Электронные государственные услуги и административные регламенты. От политической задачи к архитектуре электронного правительства. – М.: Инфра-М., 2004. – 336 с.
3. Вишняков, В. Г. Правовые проблемы развития электронного правительства в Российской Федерации // Образование и право. – 2012. – № 4. – C. 7-24.
4. Золочевская, Е. Ю., Кривошеева, Т. Д. Стратегическое управление государственными инновационными проектами // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. – 2014. – № 2. – С. 72-76.
5. Ирхин, Ю. В. «Электронное правительство» и общество: мировые реалии и Россия (сравнительный анализ) // Социологические исследования. – 2006. – № 1. – С. 73-82.
6. Кулдыбаева, И. У. К вопросу о сущности государственных услуг // Вестник ЮУрГУ Серия «Право». – 2013. – Т. 13. – № 2. – С. 103-104.
7. Литвинцева, Е. А., Карпичев, В. С., Романов, В. Л., Рыбакова, И. Н., Переверзина, О. Ю., Мельникова, Н. С. Администрирование государственных услуг: лицом к гражданам : монография. – М.: Проспект, 2015. – 126 с.
8. Подставкина, Е. С., Сударкина Е. С. Электронные государственные услуги: проблемы реализации и перспективы решений // Вестник Ростовского социально-экономического института. – 2016. – № 2. – С. 463-468.
9. Публичные услуги: правовое регулирование (российский и зарубежный опыт) : сборник / под общ. ред. Е.В. Гриценко, Н.А. Шевелевой. – М.: Волтерс Клувер, 2007. – 245 с.
10. Тамбовцев, В. Л. Стандарты государственных услуг // Общественные науки и современность. – 2006. – № 4. – С. 5-19.
11. Трегубова, В. М., Куржунова, Л. В., Рязанова, Е. Л., Мхран, К. Современные технологии в предоставлении государственных услуг // Социально-экономические явления и процессы. – Т. 11. – № 2. – 2016. – С. 47-52.

Источник: Научно-теоретический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России» № 2 (78) 2018 г.

Просмотров: 4

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code