ИЗ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

О.А.Кузнецова

Аннотация. В статье рассматриваются цели введения должности Уполномоченного по защите прав и законных интересов ребёнка в системе среднего профессионального образования. Автором проведен анализ проблематики обращений, отражающих современную ситуацию в образовательной среде, а также форм работы по локальным обращениям и повышению правовой культуры ученического коллектива в целом. В заключении сделан вывод об актуальности и значимости деятельности Уполномоченного по защите прав и законных интересов ребёнка в формировании правового пространства, правосознания детей и молодёжи в период обучения в профессиональной системе образования начального и среднего уровня.

Ключевые слова: конституционные права ребёнка, обучающиеся, профессиональное образование, Уполномоченный по правам ребёнка, правосознание, правовая культура, социализация.

 

Уполномоченный по правам ребенка решает важные задачи по защите и реализации конституционных прав молодого поколения россиян. Это особая категория ребят по социальным и психофизиологическим параметрам (подростковый период, формирование социальных и жизненных установок). В профессионально технические училища, колледжи для получения рабочих профессий поступают дети в возрасте от 14 лет и старше (молодые люди старших возрастных групп, желающие получить рабочую профессию). Социальный портрет обучающихся в учебных заведениях данного типа: учащиеся средних образовательных школ девятого года обучения, выпускники этих школ, особую группу составляют молодые люди из государственных социальных учреждений и дети с ограниченными физическими возможностями.

Уполномоченный по правам ребёнка в учебном заведении указанного типа совместно с социальным работником, кураторами групп координирует работу по соблюдению прав учащихся и воспитанию их правового самосознания, формированию правового пространства и социально защищённой среды для всех обучающихся. Среди первостепенных задач – выявление и устранение различных форм насилия, нарушений прав ребёнка со стороны семьи, ровесников, преподавателей, сотрудников, представителей социальных и государственных учреждений. Положение об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса в образовательном учреждении принимается в соответствии с Конвенцией ООН по правам ребёнка, Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Положением об Уполномоченном по правам ребёнка Ивановкой области, Уставом образовательного учреждения.

Формы работы Уполномоченного по правам ребёнка основаны на действующей законодательной базе с учётом потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся. Работа с коллективом учащихся начинается с составления индивидуальной карты учащегося, которая характеризует статус, условия и место проживания, степень социализации, направленность личности, возможные риски.

Для изучения качества жизни, жизненных ресурсов, ценностной направленности обучающихся Уполномоченный по правам ребёнка работает с информацией, полученной в результате проведения индивидуальных и групповых занятий, совместной работы с кураторами групп, изучения документов и статистики по данному вопросу. Сведения о количестве детей, проживающих в неполных, социально неблагополучных, многодетных, малообеспеченных семьях, детях-сиротах позволяют разработать и корректировать в целом правовую и социальную политику в данном коллективе обучающихся. Дополнительную информацию педагогу дают такие мероприятия, как «Права ребёнка глазами детей» (анкетный опрос, встреча с учащимися 1 курса), информационные встречи с работниками юстиции и правоохранительных учреждений (все категории обучающихся), «Легко ли быть молодым?» (круглый стол для 2-3 курсов), «Равные права, но разные возможности» (круглый стол для 2 курса с участием специалистов), «Закон и семья» (информационная встреча для всех категорий), «Профессиональные династии» (встреча представителей разных поколений специалистов по профилю подготовки обучающихся данного учебного заведения), «Диплом получен, а что дальше?» (круглый стол для выпускников с участием специалистов службы занятости, социальной защиты, представителей военкоматов), правовая клиника (индивидуальные консультации юриста),

Деятельность Уполномоченного по правам ребёнка по организации, проведению и подведению итогов данных мероприятий способствует формированию диалога между его участниками, той обратной связи, которая должна строиться на доверии, знаниях, оперативности.

Вопросы, с которыми обращаются к Уполномоченному по правам ребёнка, мы условно подразделяем по содержанию на группы:

– конфликты: между детьми (нормы общения, национальные, религиозные, ценностные, гендерные разногласия); между преподавателем и учащимися; между родителями и учителями; в семье между родителями, опекунами и детьми;

– внутренний распорядок учебной деятельности: степень готовности принимать социальные нормы; нарушение внутренней дисциплины учебного заведения (пропуски, успеваемость, асоциальное поведение); условия проживания в общежитии; питание в столовой (равные права, разные возможности); порча имущества образовательного учреждения и имущества обучающегося;

– консультации по правовым вопросам: уклонение родителей от выполнения своих обязанностей (агрессивное или асоциальное поведение родителей); летний отдых и трудоустройство; действия насильственного характера по отношение к обучающимся;

– психологическая и педагогическая поддержка: отношения в семье, в учебной группе, ученическом коллективе в целом, между педагогами;

– обеспечение безопасности и здоровья детей;

– религиозные и гендерные проблемы.

Обращения по вопросу правовой защищённости поступают от обучающихся, их родителей, педагогов, других лиц в самых различных формах. Это может быть просьба о помощи, жалоба, письменное обращение, интернет-обращение и другие способы информирования. Сложившаяся процедура рассмотрения этих обращений к Уполномоченному по правам ребенка закреплена в положении образовательного учреждения. Однако рассмотрение и решение многих обращений требует от Уполномоченного по правам ребёнка не только правовой компетентности, но и активного взаимодействия с администрацией, педагогическим коллективом, учащимися и активом учебных групп, органами опеки и попечительства, отделами органов внутренних дел по делам несовершеннолетних, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав представителями Уполномоченного по права ребёнка по Ивановской области.

Специфика педагога, который выполняет работу Уполномоченного по правам ребёнка, предъявляет к нему высокие морально – нравственные требования. Это наличие таких личностных качеств, как ответственность, честность, справедливость, милосердие, воля, общительность, оптимизм, правовая и деловая компетентность. Педагога, который выбран Уполномоченным по правам ребёнка, должны знать, уважать, доверять все те, кто потенциально или реально будет к нему обращаться.

Какие вопросы в практической работе Уполномоченного по правам ребёнка отражают особенности настоящего времени:

– проблемы детей с ограниченными физическими возможностями и их адаптация в образовательной среде:

– факты поведения отдельной части молодёжи, противоречащие принятым в обществе морально-нравственным нормам;

– героизация криминального мира на основе несформированного личного правосознания;

– религиозная нетерпимость в целом к представителям всех религиозных конфессий;

– педагогическая некомпетентность (субъективное, предвзятое отношение) в ситуации конфликта «педагог – учащийся»;

– проблемы жизнедеятельности и обучения детей-сирот при смене условий проживания, учебы, коллектива (трудности адаптации к самостоятельной жизни);

– проблемы здоровья и оказание медицинской помощи;

– вопросы качества жизни и материального обеспечения (проезд на транспорте, питание и т.д.);
– гендерная ориентация и формы её отклонения.

Уполномоченным по правам ребёнка по итогам учебного года составляется отчёт о проделанной работе, что позволяет оценить состояние коллектива обучающихся, внести свои предложения по созданию нормальных условий для учёбы, отдыха и развития учащихся, своевременно видеть и оперативно реагировать на возникающие проблемы, возможные риски, выстраивать диалог между заинтересованными сторонами. Сталкиваясь с отсутствием или слабо сформированным правосознанием, юношеским нигилизмом, нравственными изъянами и агрессий отдельных молодых людей, Уполномоченный по правам ребёнка проводит необходимую профилактическую работу, используя всё многообразие форм и методов воспитания, потенциал педагогического опыта коллектива для преодоления негативных тенденций в поведении отдельных учащихся или группы лиц. Разъясняя и (или) восстанавливая права ребенка, Уполномоченный стремится воспитывать уважение к закону, формировать в молодых людях морально-нравственные качества, ответственность за свободу выбора своих действий.

Таким образом, работа Уполномоченного по правам ребёнка в профессиональном образовательном учреждении, безусловно, значима и востребована в силу кризисных явлений в социальной, образовательной, семейной составляющих жизни общества. Сфера деятельности, многообразие содержания обращений, восполнение дефицита внимания к личности ребёнка и одновременно понимание психологического, морально-нравственного состояния всего коллектива обучающихся требуют системности работы, завершенности начинаний, обобщения и обсуждения полученных результатов, преемственности опыта в этой области. Однако частая сменяемость педагогов, перегруженность основной работой, недостаточная координация усилий всех структур образовательного учреждения, информационного обеспечения, общественный характер деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в образовательной системе снижет эффективность и результативность этой работы в целом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.) // СПС «Гарант».
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11- ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
3. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 04.06.2018) «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» // СПС «Гарант».
9. Закон Ивановской области от 05.07.2013. №66-ОЗ (ред. от 09.11.2017) «Об образовании в Ивановской области» // СПС «Гарант».
4. Закон Ивановской области от 10.04.2012. №21-ОЗ (ред. от 17.12.2012) «Об отдельных гарантиях прав ребёнка в Ивановской области» // СПС «Гарант».
5. Закон об Уполномоченном по правам ребёнка по Ивановской области от 24.06.2013. № 47-ОЗ (ред. от 28.12.2017) // СПС «Гарант».

Источник: Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 3 (70) 2019

Просмотров: 5

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code