РУССКАЯ УСАДЬБА КАК ОБЪЕКТ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ИЗУЧЕНИЯ

М.А.Полякова

Статья посвящена проблеме изучения русской усадьбы как историко-культурного феномена. В статье выявлены и охарактеризованы основные этапы её изучения. Рассмотрены истоки этого процесса – начало XX века, когда сохранение и изучение русской усадьбы впервые были представлены научной проблемой. Опираясь на конкретные научные исследования, автором рассмотрены не только история, но и современные направления изучения русской усадьбы. В статье подчёркивается междисциплинарный уровень трудов последних десятилетий, в которых усадьба рассматривается системно: как картина мира, «культурный ландшафт». Автор делает вывод, что при достаточно обширной историографии русской усадьбы, при востребованности её в различных областях гуманитарного знания, процесс её изучения бесконечен. Основания для этого – выявляемые новые источники, применение новых научных технологий.

Ключевые слова: русская усадьба, «усадебный текст», «культурный ландшафт», «просвещённый заказчик», актуализация усадьбы, виртуальная музейная публикация.

 

Литература о русской усадьбе достаточно обширна. Мы сегодня пишем об особой области гуманитарного знания междисциплинарного уровня – «усадьбоведении». Усадьба стала привлекательным объектом исследования самых разных специалистов – искусствоведы и архитекторы изучают её как многогранное художественное явление; культурологи рассматривают её широко – как «модель или картину мира»; историки и теоретики литературы пишут об «усадебном тексте» или «усадебном топосе». Хронологический охват материала также достаточно широк – от XVII века вплоть до наших дней, то есть это довольно продолжительный период в несколько веков, с разной степенью полноты обеспеченный источниками, как письменными, так и артефактами. Историографический аспект изучения усадьбы привлекал многих учёных, есть ряд работ по этой проблеме [4; 7; 8; 9]. Во многом подведение итогов в изучении русской усадьбы связано с юбилейными датами Общества изучения русской усадьбы: в каждом юбилейном сборнике охарактеризованы работы членов этого общества [8; 11].

Первенство в изучении русской усадьбы по праву принадлежит искусствоведу Николаю Николаевичу Врангелю (1882-1915). Его искусствоведческих работ не так уж много: за свою короткую жизнь ему не удалось в полной мере реализовать себя как учёного- искусствоведа. В изучении же русской усадьбы это имя занимает важное место, так как его статья «Помещичья Россия» открывает начало исследования этого уникального историко-культурного национального феномена. Это уже не просто «бытописание» той или иной усадьбы, это постановка принципиально важных научных проблем. Учёный предлагает периодизацию усадьбы, выделяя пик её развития (вторая половина XVIII века – XIX век) и падение – в начале XX века. После крестьянской реформы, по мнению Врангеля, русская усадьба начинает умирать. Среди многочисленных причин упадка усадьбы (Отечественная война 1812 года, пожары) он выделяет русскую национальную черту – «неряшливость, безразличие ко всему, небрежность». «Русские люди сделали всё возможное, чтобы исковеркать и затереть следы старой культуры, – писал он. – С преступной небрежностью, с нарочитой ленью и с усердным вандализмом несколько поколений свели на нет всё, что создали их предки» [1, с. 9-10]. Осмотрев 26 подмосковных усадеб, он впервые поставил вопрос о важности изучения внутренней, интимной жизни усадьбы: для него это было важнее, чем восхваление парадных архитектурных форм. Им вводятся в научный оборот такие понятия, как «крепостное искусство», «усадебное искусство».

Исследование русской усадьбы как феномена продолжает Юрий Иванович Ша- мурин, который, исследуя подмосковные усадьбы (Кусково, Архангельское, Царицыно, Ярополец, Белая Колпь и другие), выделяет этапы формирования отношения к усадьбе [16]. Едкая ирония и сатира (вспомним «Мёртвые души» Н. В. Гоголя) середины XIX века сменяется печалью и ностальгией по гибнущим дворянским гнёздам конца века. В начале XX века усадьба вызывает эстетический интерес искусствоведов. Многочисленные публикации в журналах «Старые годы», «Мир искусства», «Столица и усадьба» – яркий тому пример.

Важным этапом в изучении усадьбы стало создание в 1922 году Общества изучения русской усадьбы, во главе которого стоял молодой искусствовед Владимир Васильевич Згура [5]. Общество объединяло специалистов различного профиля из Академии художеств, Академии наук, Московского университета, Академии истории материальной культуры. Можно вспомнить имена Б. Р. Виппера, А. И. Некрасова, Ю. П. Анисимова, С. А. Торопова, М. А. Ильина, Г. А. Новицкого и других. Общество изучало усадьбу в основном как памятник искусства (архитектуру, сады и парки, театр, живопись и скульптуру), хотя история и быт также входили в число изучаемых проблем.

В. В. Згурой было введено понятие «усадьбоведение» (архитектура, сады и парки, их стилистическая взаимосвязь), в отличие от «усадьбоописания», – исчерпывающее изучение всего художественного и бытового материала, находящегося на усадебной территории (библиотеки, интерьеры). Учёным был даже подготовлен проект создания Института усадьбоведения. ОИРУ издавало свои труды (тоненькие книжечки на газетной бумаге, которые сейчас являются библиографической редкостью), планы экскурсий [14]. Члены общества работали над текстами путеводителей по подмосковным усадьбам. В 1925 году было издано 6 выпусков, посвящённых Кускову, Останкину, Архангельскому, Никольскому-Урюпино, Остафьеву, Муранову, Ольгово и другим.

В последующий период (1930-1970-е годы) усадьба изучалась в прежних временных границах, причём выделялось искусствоведческое направление исследований. Многие усадебные ансамбли были разрушены как в 1930-е годы, так и в годы Великой Отечественной войны. Несмотря на огромные потери в усадебном наследии, советский период его изучения был очень важным. По словам М. В. Нащокиной, «именно в советский период усадьба была впервые осмыслена как архитектурный ансамбль и в этом качестве попала во все хрестоматии и многотомники по русскому искусству и архитектуре» [8, с. 12]. Имён искусствоведов и архитекторов, изучавших усадьбу как яркое художественное явление, довольно много (М. А. Ильин, О. С. Евангулова, И. Л. Бусева-Давыдова, Т. П. Каждан, Р. М. Байбурова и другие).

С возрождением в 1992 году Общества изучения русской усадьбы процесс исследования усадебного наследия заметно активизировался. Об этом свидетельствуют ежегодно проходящие научные конференции по самым разным проблемам, а главное – публикация материалов этих конференций в научных сборниках «Русская усадьба». На сегодняшний день издано 25 выпусков сборника, материалы которых представляют собой широкую картину изучения этого национального феномена.

Сегодня Обществу изучения русской усадьбы 27 лет. Его деятельность – это важный, достаточно плодотворный этап в исследовании русской усадьбы. Усадьба, как и прежде, активно изучается искусствоведами. Архитектура, театр, живопись, садово- парковое искусство – вот неполный перечень тем, который исследуются специалистами. Фундаментальных работ и научных статей достаточно много. Среди имён специалистов можно назвать Б. М. Соколова, И. Н. Слюнькову, И. Е. Путятина, Л. А. Перфильеву, Н. И. Завьялову и других. Искусствоведов и архитекторов привлекла проблема западноевропейских связей (в частности, влияние палладианства). Работа над этой темой дала возможность обратиться к творчеству ряда зарубежных мастеров – архитекторов, художников, декораторов.

Благодаря ОИРУ, мы сейчас можем говорить об изучении проблем, ранее не исследованных, по сути, «белых пятен» в усадьбоведении. Это касается усадьбы пореформенного времени – конца XIX – начала XX века. Хотелось бы отметить работы М. В. Нащокиной и Е. Н. Савиновой по усадьбам Серебряного века [10; 13].

Современные научные подходы в изучении культурного наследия в целом, естественно, применимы и к русской усадьбе. Это относится прежде всего к территориальному подходу в изучении наследия, рассмотрении объекта культурного наследия как культурного ландшафта. «Усадьба как культурный ландшафт» – тема, ныне очень востребованная, так как позволяет рассматривать усадьбу как целостный объект во всей совокупности взаимосвязей [2]. Рассмотрение усадьбы как культурного ландшафта (то есть объекта, характеризующего сотворчество человека и природы) вывело исследователей на проблему «просвещённого заказчика», которого в ряде случаев можно рассматривать фактическим вдохновителем и создателем усадебного ансамбля. Эта проблема, конечно же, ещё ждёт своих исследователей, но уже сейчас можно назвать имена Л. В. Тыдмана, Т. П. Каждан, внёсших заметный вклад в её изучение [6; 15].

Современное «культурологическое» изучение русской усадьбы позволило рассматривать её как целый мир, центром которого является человек с его мировосприятием. Не случайно в научной литературе стали устойчивыми такие понятия, как «мир русской усадьбы», «усадьба – картина мира». Усадьба воспринимается частицей российской действительности со всеми проблемами (экономическими, социальными, духовными), ей свойственными.

ОИРУ бесспорно активизировало и «историческое» направление в изучении русской усадьбы. Многолетний председатель ОИРУ, инициатор его возрождения Людмила Васильевна Иванова возглавила творческий коллектив сотрудников Института российской истории АН, который в начале двухтысячных издал фундаментальную монографию «Дворянская и купеческая сельская усадьба в России XVI-XX вв.» [3]. Работа интересна тем, что на большом объёме различных источников рассматриваются проблемы, ранее не входившие в число приоритетных, – экономические, социальные, историко-культурные, правовые.

Итак, русская усадьба является объектом пристального внимания современных учёных уже много лет. И не только отечественных: с ОИРУ в тесном контакте работают учёные из различных стран; например, серьёзно и глубоко усадьбой занимается американская исследовательница Присцилла Рузвельт [12], итальянка Фредерика Росси, на конференциях ОИРУ выступала исследовательница из Китая.

Казалось бы, за столько лет усадьба изучена досконально, как объект историко- культурного изучения она себя исчерпала. Вместе с тем не будет преувеличением назвать этот процесс поистине бесконечным: учёными вводятся в научный оборот новые, ранее неизвестные источники; передовые научные технологии позволяют посмотреть на это явление с разных ракурсов. Большой, накопленный за много лет материал об усадьбах позволяет сейчас, применяя новые электронные технологии, создавать различные виртуальные музейные публикации – выставки, каталоги и даже музеи.

До сих пор актуальной остаётся проблема «просвещённого заказчика». В истории искусства эта проблема открывает широкие горизонты в изучении архитектуры, живописи, декоративного и садово-паркового искусства.

Перспективным является и «историческое» направление, сегодня исследованы далеко не все экономические, правовые, социальные проблемы, связанные с русской усадьбой. Не секрет, что на протяжении многих лет учёных привлекала прежде всего «культурная» составляющая бытования усадьбы.

За рамками исследований оставалось очень многое – проблемы наследования, их правовые основы, дробление имений, закладывание их под залог и пр.

Недостаточно досконально сегодня изучен мир провинциальной усадьбы. Он коренным образом отличается от усадеб придворной знати, усадеб богатых и знатных царедворцев.

Вместе с тем нередко в работах учёных рассматривается некая усреднённая модель русской усадьбы. Это методологически неверный подход, жизнь провинциального мелкопоместного владения, поместья средней руки и усадьбы богатого помещика отличается коренным образом.

Современные проблемы бытования усадьбы: передача их в частные руки, превращение исторических усадеб и парков в общественные городские пространства, на наш взгляд, требует широкого обсуждения и изучения. Формы актуализации усадьбы могут быть различными (гостиница, семейный дом, культурно-досуговый центр), но каждый раз необходимо не переходить очень тонкую грань, за которой уникальный объект культурного наследия превратится просто в парк культуры, развлекательный центр, по словам М. Б. Пиотровского, просто в балаган. Несмотря на возрастающий процесс исчезновения усадеб с культурной карты нашей страны, изучение их будет продолжаться очень долго, так как усадьба – это феномен национальной культуры, неотделимый от России, её национальной идентичности.

Примечания

1. Врангель Н. Н. Помещичья Россия // История русских усадеб и поместий. Москва : Эксмо, 2009. 608 с.
2. Веденин Ю. А. География наследия. Территориальные подходы к изучению и сохранению наследия. Москва : Новый Хронограф, 2018. 472 с.
3. Дворянская и купеческая сельская усадьба в России XVI-XX вв. : Исторические очерки. Москва : Эдиториал УРСС, 2001. 784 с.
4. Злочевский Г. Д. Наследие Серебряного века: избранные страницы. Москва : Институт наследия, 2006. 368 с.
5. Злочевский Г. Д. Общество изучения русской усадьбы: его деятельность и руководители (1920-е годы). Москва : Институт наследия, 2011. 368 с.
6. Каждан Т. П. Художественный мир русской усадьбы. Москва : Традиция,1997. 319 с.
7. Нащокина М. В. Актуальные проблемы изучения русской усадьбы // Русская усадьба. Сборник ОИРУ. № 13-14 (29-30). Москва, 2008. С. 7-16.
8. Нащокина М. В. Итоги двадцатилетия и перспективы изучения русского усадебного наследия // Русская усадьба. Сборник ОИРУ. № 19 (35). Москва ; Санкт-Петербург, 2014. С. 11-20.
9. Нащокина М. В. Перспективы изучения русского усадебного наследия // Восьмые Всероссийские краеведческие чтения (Москва – Подольск, 16-17 мая 2014 года). Москва, 2016. С. 457-463.
10. Нащокина М. В. Русская усадьба Серебряного века. Москва : Улей, 2007. 432 с.
11. Полякова М. А. Обществу изучения русской усадьбы – 25 лет // Русская усадьба. Сборник ОИРУ. № 22 (38). Москва ; Санкт-Петербург, 2017. С. 10-26.
12. Рузвельт Присцилла Жизнь в русской усадьбе. Опыт социальной и культурной истории / пер. с англ. Н. А. Вознесенского и А. В. Вознесенского. Санкт-Петербург : Коло, 2008. 520 с.
13. Савинова Е. Н. Русская усадьба. Серебряный век. Москва : АСТ-Пресс, 2008. 536 с.
14. Сборники Общества изучения русской усадьбы. № 1-14. Москва, 1927-1928.
15. Тыдман Л. В. Дворец. Дом. Изба. Жилой интерьер России с 1700 по 1840-е годы. Москва : Прогресс – Традиция, 2000. 336 с.
16. Шамурин Ю. И. «Подмосковные» // Культурные сокровища России. Книга 1. Москва, 1912.
Выпуск 3 ; Книга 2. Москва, 1914. Выпуск 9.

Источник: Полякова М. А. Русская усадьба как объект историко-культурного изучения // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 4 (90). С. 54-59.

Просмотров: 11

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code