Осуществление обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников полиции

С.Э.Павлов

В статье проведён анализ осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников полиции. В ходе исследования автор даёт подробную характеристику порядка действий каждого участника рассматриваемых отношений, основываясь на действующем гражданско-правовом законодательстве.

Ключевые слова: страхование, полиция, выплата, компенсация, осуществление.

 

Любой правовой институт обретает свою ценность только в том случае, когда имеется реальная возможность его осуществить. Весь перечень правовых институтов, ставший результатом законотворческой деятельности органов власти, не может носить исключительно формально-юридического характера. Цель правового института выражается в осуществлении тех общественных отношений, для регулирования которых он создан. С момента реализации данных отношений, т.е. совершения реальных, конкретных действий, начинается осуществление правового института.

Категория «осуществление права» в науке о праве и, в частности, в цивилистике, является центральной. Осуществление права наряду с понятием права раскрывает саму идею права, сущность права [1, с. 10]. Практически ни одно исследование того или иного правового института не обходит вниманием данный вопрос, раскрывает те или иные особенности, характерные черты, которые свойственны определенным, совершенно конкретным общественным отношениям.

Однако как само право по своему содержанию, так и та свобода, которая гарантируется законом в целях реального осуществления того или иного правового института субъектами гражданского права, не могут быть безграничными. Всякое право, будучи мерой возможного поведения его субъекта, имеет определённые границы как по своему содержанию, так и по характеру его осуществления. Границы эти могут быть широкими или узкими, но они существуют всегда. Границы представляют собой неотъемлемое свойство всякого субъективного права, ибо при отсутствии таких границ право превращается в свою противоположность – в произвол и тем самым вообще перестает быть правом [2, с. 22].

Одной из правовых форм обеспечения этих интересов является законодательное закрепление определенных границ осуществления тех или иных гражданских прав, пределов их осуществления и установление обязанности каждого субъекта осуществлять свои права надлежащим образом, в соответствии с требованиями законодательства РФ. Пределы осуществления гражданских прав определяются также в зависимости от способа осуществления права [2, с. 49].

Следуя рассматриваемой тематике, проведем анализ осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников полиции. Способы осуществления рассматриваемого вида страхования определяет Гражданский кодекс РФ (далее ГК РФ) в ст. 936 и ст. 969 [3]. Ст. 936 ГК РФ «Осуществление обязательного страхования» приводит два способа осуществления обязательного страхования. Первый способ выражается в осуществлении обязательного страхования путём заключения договора лицом, на которое возложена обязанность такого страхования (п. 1 ст. 936 ГК). Второй способ указывает нам, что обязательное страхование осуществляется за счёт страхователя (п. 2 ст. 936 ГК РФ). Ст. 969 ГК РФ «Обязательное государственное страхование» дополняет вышеуказанные способы следующими положениями: 1) непосредственное финансирование министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (страхователей) для осуществления данного вида страхования из средств соответствующего бюджета (абз. 2 п. 1 ст. 969 ГК РФ); 2) осуществление обязательного государственного страхования на основании законов и иных правовых актов о таком страховании либо договоров страхования (п. 2 ст. 969 ГК РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее Закон № 4015-1), условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования [4]. Применительно к рассматриваемому нами виду страхования, таковым выступает Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ [5] (далее ФЗ № 52-ФЗ). Основываясь на положениях закона № 4015-1, следует заключить, что именно ФЗ № 52-ФЗ устанавливает порядок, условия и пределы организации обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников полиции, а вместе с тем и механизм его осуществления.

На основании изложенного проведем анализ механизма осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников полиции с его практической стороны, т.е. рассмотрим поведение участников данного правоотношения на различных этапах, а также должностных лиц, в чьи обязанности входит работа по организации данного вида страхования в реальности.

Как мы пояснили ранее, обязательное государственное страхование осуществляется не только на основании закона о таком виде страхования, но и на основании договора. Договор на осуществление обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников полиции заключается между Министерством внутренних дел РФ и страховой компанией. В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 2 ФЗ № 52-ФЗ, страховщики выбираются в порядке, предусмотренном законодательством РФ о контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [5]. Иными словами, страховщик выбирается на конкурсной основе в соответствии с предписаниями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о закупках) [6, с. 153].

МВД России в данном случае выступает государственным заказчиком, действующим от имени Российской Федерации, в чьи полномочия входит осуществление той или иной закупки. Применительно к рассматриваемой нами тематике, объектом закупки выступает услуга по осуществлению обязательного государственного страхования жизни и здоровья застрахованных лиц в соответствии с ФЗ № 52-ФЗ. Данная закупка должна быть запланирована и обоснована. В соответствии с планом закупок заказчиком формируется план-график, в котором содержится перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на соответствующий финансовый год, который и является основанием для осуществления закупок [7, с. 145]. В план- график также включаются сведения об объекте закупок, их идентификационный код, способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требования к участникам закупки и т.д. (п. 1-3 ст. 21 Закона о закупках) [8].

Регламент осуществления закупок, порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также особенности исполнения, изменения и расторжения контрактов изложены в гл. 3 Закона о закупках. Так, для осуществления указанной нами выше закупки МВД России обязано разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе (ст. 42 Закона о закупках). В соответствии с приказом МВД России от 26 марта 2014 г. № 177 «О контрактной службе», данную процедуру осуществляет Управление организации материально-технического обеспечения Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России [9].

В извещении указываются следующие основные сведения: информация о заказчике, сведения о контрактной службе МВД России, в чьи полномочия входит организация контрактной системы, краткие условия контракта, способ определения исполнителя (как правило, путём проведения открытого конкурса), а также сроки подачи заявок на участие в конкурсе и т.п.

При получении заявок от заинтересованных в участии в конкурсе страховых компаний, МВД России в 2-дневный срок направляет в их адрес конкурсную документацию, которая содержит следующие основные сведения: законодательное регулирование закупки, требования к участникам закупки (конкурса), информацию об обеспечении заявок при проведении конкурса, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, порядок заключения, изменения и расторжения контракта, сведения по конкурсу, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, критерий оценки заявок на участие в конкурсе, описание объекта закупки, иные сведения, а также проект государственного контракта.

В целях рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе заказчик (МВД России) создает комиссию по осуществлению закупок (п. 1 ст. 39 Закона о закупках). В системе МВД России данная комиссия создана в соответствии с приказом МВД России от 5 марта 2014 г. № 138 «О единой комиссии МВД России по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для централизованного обеспечения МВД России» (далее – комиссия) [10].

По окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе комиссией в присутствии представителей участников конкурса (страховых компаний) производится вскрытие конвертов и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе. По результатам данной процедуры составляется протокол, который размещается в единой информационной системе. Срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе не может превышать двадцать дней с даты вскрытия конвертов с такими заявками (п. 1 ст. 53 Закона о закупках).

Комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Критерии оценки заявок на участие в конкурсе устанавливаются заказчиком (МВД России) (п. 1 ст. 32 Закона о закупках). На основании этих критериев определяется исполнитель (победитель конкурса) на осуществление обязательного государственного страхования на соответствующий период. При определении результатов оценки заявок на участие в конкурсе комиссией каждой заявке присваивается порядковый номер в сторону уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявка на участие в конкурсе, которая предложила лучшие условия исполнения контракта, считается победителем конкурса, и ей присваивается первый номер. Процедура рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе фиксируется в протоколе, который размещается в единой информационной системе.

По результатам конкурса между сторонами заключается государственный контракт в срок не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (п. 2 ст. 54 Закона о закупках). При заключении государственного контракта со страховщиком МВД России действует от имени Российской Федерации в лице уполномоченного должностного лица, наделённого данными полномочиями на основании доверенности, в соответствии с которой он вправе заключать договоры подобного рода. От страховой организации, как правило, государственный контракт заключает генеральный директор. Контракт составляется и подписывается в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из сторон.

При заключении государственного контракта у его сторон возникает совокупный перечень прав и обязанностей. К основным обязанностям МВД России следует отнести: своевременное осуществление уплаты страховой премии; информирование застрахованных лиц о заключении в их пользу такого контракта, его условиях и сведениях о страховщике; оказание содействия выгодоприобретателям в сборе необходимых документов; представление иной интересующей страховщика информации. В свою очередь, информирование застрахованных лиц МВД России осуществляет путём направления соответствующих писем о заключении государственного контракта обязательного государственного страхования в структурные подразделения МВД России. В данном письме подразделения МВД России информируются о дате и номере контракта, периоде его действия, наименовании страховщика (страховой организации), перечне застрахованных лиц, а также реквизитах страховщика для направления оформленных документов по страховым случаям. К основным обязанностям страховщика относятся: осуществление выплат страховых сумм по страховым случаям; проведение разъяснений подведомственным подразделениям (выгодоприобретателям) по вопросам проведения обязательного государственного страхования.

Как правило, при заключении государственного контракта по осуществлению рассматриваемого нами вида страхования, страховые организации создают специальные отделы или управления, непосредственно осуществляющие организацию и проведение выплат страховых сумм по обязательному государственному страхованию. Например, в ООО «СК ВТБ Страхование» к данному подразделению относится управление обязательного государственного страхования жизни и здоровья [11].

В соответствии со ст. 4 ФЗ № 52-ФЗ, к основным страховым случаям по рассматриваемому виду страхования относятся: 1) получение застрахованным лицом увечья (ранения, травмы, контузии); 2) гибель (смерть) застрахованного лица; 3) установление застрахованному лицу инвалидности [5].

В соответствии со статистическими данными МВД России по оплаченным страховым случаям, изложенным в конкурсной документации по проведению открытого конкурса № 533- 2017К на закупку услуг по осуществлению обязательного государственного страхования жизни и здоровья, следует, что самым распространенным страховым случаем в 2017 г. являлось получение застрахованным лицом увечья (ранения, травмы, контузии) (4307 из 6083 страховых случаев) [12].

Исходя из этого, целесообразно рассмотреть порядок действий застрахованного лица, а также должностных лиц, в чьи обязанности входит организация и осуществление обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников полиции в структурных подразделениях МВД России при наступлении данного страхового случая, более подробно.

В случае получения сотрудником полиции увечья (ранения, травмы, контузии), он обязан в кратчайшие сроки доложить об этом непосредственному руководителю, а также в дежурную часть того подразделения органов внутренних дел, в котором проходит службу. В соответствии с п. 4 разд. 2 приказа МВД России от 9 октября 2012 г. № 924 «Об утверждении инструкции об организации работы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел РФ, военнослужащих внутренних войск МВД России, граждан, призванных на военные сборы во внутренние войска МВД России» (далее – Инструкция), кадровым подразделением территориального органа МВД России в десятидневный срок проводится проверка по факту получения сотрудником полиции увечья (ранения, травмы, контузии). Стоит сказать, что данная проверка проводится при наступлении всех страховых случаев, за исключением установления застрахованному лицу инвалидности.

В зависимости от степени тяжести полученного увечья (ранения, травмы, контузии), сотрудник полиции направляется в травматологический пункт и больницу для получения первой медицинской помощи, дальнейшего лечения, а также документальной фиксации произошедшего. По завершении данного этапа сотруднику полиции необходимо обратиться в ведомственную поликлинику МВД России. К примеру, на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области данным учреждением выступает Поликлиника № 1 федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть МВД РФ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области». Это учреждение является структурным подразделением медико-санитарной части и создано для организации и оказания амбулаторно-поликлинических видов медицинской помощи, а также осуществления мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья сотрудников полиции, в соответствии с законодательством Российской Федерации, в мирное и военное время. Обращение сотрудника полиции в данное учреждение необходимо для прохождения дальнейшего медицинского наблюдения, а также получения листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности.

По завершении периода временной нетрудоспособности сотрудник полиции направляется в кадровое подразделение территориального органа МВД России, где ему выдается направление на военно-врачебную комиссию. Военно- врачебная комиссия (ВВК) является штатной военно-врачебной комиссией, созданной для проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел. В соответствии с п. 10 разд. III Инструкции, военно-медицинские учреждения по месту службы (военной службы) застрахованного лица, выгодоприобретателя по обязательному государственному страхованию обязаны оказывать содействие в истребовании и оформлении документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм. На территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области данным учреждением выступает военно- врачебная комиссия федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть МВД РФ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области». Именно информация, указанная в справке ВВК, будет отражать сведения о факте наступления страхового случая, а также об основаниях для осуществления страховых выплат.

Помимо направления на ВВК, кадровое подразделение выдаёт сотруднику полиции следующие документы: заключение проверки по факту получения сотрудником полиции увечья (ранения, травмы, контузии); справку об увечье (ранении, травме, контузии); заверенные копии медицинских документов, полученных сотрудником полиции при прохождении обследования и лечения (листок освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности, анализы, справки и т. д.). По окончании прохождения сотрудником полиции ВВК и получения им справки из данного учреждения, он предоставляет её в кадровое подразделение, где осуществляется окончательный этап оформления необходимых документов для направления в страховую компанию. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 855 «О мерах по реализации ФЗ № 52-ФЗ», в случае получения застрахованным лицом в период прохождения военной службы увечья (ранения, травмы, контузии) оформляются и направляются в страховую компанию следующие документы: заявление застрахованного лица о выплате страховой суммы; справка кадрового подразделения об обстоятельствах наступления страхового случая; справка ВВК о тяжести увечья (ранения, травмы, контузии), полученного застрахованным лицом [13]. Кадровое подразделение обязано подготовить и оформить весь перечень документов и направить их в страховую компанию в течение 10 дней с момента получения заявления выгодоприобретателя о выплате страховых сумм.

В соответствии с п. 4 ст. 11 ФЗ № 52-ФЗ, страховщик обязан произвести страховую выплату в 15-дневный срок с момента регистрации в страховой компании полученных от подразделения МВД России документов для принятия решения об осуществлении страховых выплат. Данное правило действует при наступлении любого страхового случая.

Подводя итог нашего исследования, нужно сказать, что процесс осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников полиции следует разделить на три этапа. К первому этапу, «подготовительному», мы относим размещение заказа контрактной службой МВД России и подготовку необходимых для его размещения документов (извещение, конкурсная документация). Второй этап, «организационный», включает в себя получение заявок на участие в конкурсе и проведение самого конкурса, по результатам которого происходит заключение государственного контракта и одновременное возникновение совокупного перечня прав и обязанностей сторон. Третий этап следует именовать «исполнительным». В ходе этого этапа при наступлении самого юридического факта (страхового случая) в работу включаются должностные лица, в чьи обязанности входит работа по истребованию, оформлению и подготовке необходимых документов для направления в страховую компанию со стороны МВД России, принятие, регистрация полученных документов и осуществление страховых выплат со стороны страховой компании.

Мы рассмотрели порядок действий участников обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников полиции, исходя из должностных обязанностей каждого из них. Содействие выгодоприобретателям со стороны МВД России оказывают и непосредственно кадровые и медицинские подразделения.

Список литературы

1. Вавилин, Е. В. Осуществление и защита гражданских прав. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Статут, 2016. – 416 с.
2. Грибанов, В. П. Осуществление и защита гражданских прав. – М.: Статут, 2000. – 411 с.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
4. Об организации страхового дела в Российской Федерации : закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-I // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – № 2. – Ст. 56.
5. Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации : федер.закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 13. – Ст. 1474.
6. Тордия, И. В., Капаров, М. М. Особенности обязательного государственного страхования жизни и здоровья государственных служащих: анализ некоторых положений Федерального закона № 52-ФЗ // Вопросы современной юриспруденции. – 2015. – № 54-55. – С. 151-157.
7. Молчанов, А. А. Особенности контрактной системы в сфере закупок для обеспечения нужд правоохранительных органов / Актуальные проблемы реформирования гражданского и предпринимательского права : материалы III Всероссийской научно-практической конференции с иностранным участием / отв. ред. Е.Б. Овдиенко, А.И. Коновалов. – СПб.: Российский государственный университет правосудия, 2018. – С. 142-149.
8. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : федер. закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 14. – 1652.
9. Структурные подразделения ДТ МВД России [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России. – URL: https://дт.мвд.рф/dt/structure/Strukturnie_podrazdelenija_DT_MVD_Rossii/ uomto/Zadachi (дата обращения: 06.10.2018).
10. Приказы МВД России [Электронный ресурс] // Официальный сайт Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России. – URL: https://дт.мвд.рф/docs/ regulatory_legal_act/prikazi (дата обращения: 06.10.2018).
11. Страхование военнослужащих внутренних войск МВД России и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс] // Сайт «ВТБ Страхование». – URL: https://www.vtbins.ru/individual/mvd/inmilitary (дата обращения: 06.10.2018).
12. Информация о закупкам [Электронный ресурс] // Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. – URL: http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ view/documents.html? regNumber=0173100012517000503 (дата обращения: 06.10.2018).
13. О мерах по реализации Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» : постановление Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 855 // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 32. – Ст. 3900.
14. Шмелева, М. В. Развитие законодательства в сфере государственных закупок с позиций контрактной правовой политики // Алтайский юридический вестник. – 2018. – № 1. – С. 132-138.

Источник: Научно-теоретический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России» № 4 (80) 2018 г.

Просмотров: 8

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code