РАСПАД СССР КАК КАТАЛИЗАТОР ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

А.Ю.Колябин
О.Д.Руссу

Аннотация. В статье анализируются итоги распада СССР, повлиявшие на формирование новой системы международных отношений. Популяризируется также идея о необходимости перехода к многополярному миру в силу развития Китая, Бразилии и других стран, а также невозможности существования в дальнейшем международных отношений в оси одной страны – в рамках однополярности.

Ключевые слова: международные отношения, международное право, принципы международного права, распад СССР.

 

В конце ХХ века произошел распад огромной сверхдержавы, имевшей колоссальную территорию, собственность, а также проводившей достаточно активную международную политику, являвшейся членом международных организаций, во многом определявшей (особенно после второй мировой войны) вектор развития международных отношений. Анализ итогов распада СССР представляется актуальным сегодня постольку, поскольку распад Союза Советских Социалистических Республик (крах биполярной системы) в определенной степени послужил формированию современной системы международных отношений.

Распад Советского Союза предстает не как одномоментный акт, а как длящийся процесс со своими неизвестными и переменными. Подобная точка зрения встречается в трудах многих известных российских и западных ученых (Шахрая Т. М, Станских С.Н., Соломона П., Клоцвога Ф.Н. и др.). Причины распада Советского Союза стали предметом многочисленных дискуссий, а поиски ответов привели к формированию ряда противоположных и подчас взаимоисключающих концепций и точек зрения. Так, согласно субъективистским теориям, распад СССР произошел в результате заговора натовских спецслужб (внешнего субъективного фактора), а также в результате многочисленных ошибок кадровой политики и недальновидности советского руководства (внутренний субъективный фактор). Противоположные теории в качестве причин распада называют упадок коммунистической идеологии, антироссийский «национализм», российский сепаратизм, холодную войну, давление Запада, экономические фактора и т.д. .

Очевидно, совокупность всех перечисленных причин послужила поводом к распаду сверхдержавы. Процесс распада Советского Союза был исторически предопределен. Одновременно была упущена возможность сохранения уже обновленной страны, страны, прошедшей определенные стадии реформирования, как это произошло, скажем, в Китае. Перед нами пример социалистического государства демократической диктатуры народа, руководимого рабочим классом и основанного на союзе рабочих и крестьян. При этом страна учла опыт и ошибки СССР в выстраивании государственной системы. В частности, практически не затрагивая структуру государственного аппарата, КНР достаточно активно стала проводить модернизацию экономики.

Развал Советского Союза повлек за собой различные последствия, оказавшие влияние на развитие международных отношений. С одной стороны, наблюдается дезинтеграция биполярной системы международных отношений, которая существовала на протяжении последних десятилетий прошлого столетия. Прекратила существование сама идеология двухполюсного миропорядка. Потеряло смысл само понятие «Запад». Страны Азиатско- Тихоокеанского региона стали азиатскими государствами и осознали свою способность выстраивать отношения с другими государствами, выходя за рамки политических, идеологических составляющих. С другой стороны, на геополитическом пространстве бывшего СССР начинает формироваться иная международная система. В частности, отношения между бывшими союзными республиками, получившими статус независимых государств, перешли из области внутренней политики в международную плоскость. Обозначенные процессы привели к преодолению ряда острых политико-правовых проблем, к иным подходам и оценкам их применительно к новому субъекту международных отношений – СНГ, к перемещению этих проблем во внутригосударственные отношения государств – членов Содружества.

После создания СНГ оставался открытым вопрос относительно роли России и иных государств в новой системе международного права. Геополитика на постсоветском пространстве была и, в некоторой степени, остается актуальной проблемой – новые государства ищут и формулируют свои национальные интересы и начинают ими руководствоваться во внешней политике: отказ Украины от интеграции в союзное государство, два выхода Узбекистана из ОДКБ, до сих пор не прекращающиеся территориальные споры и конфликты между республиками бывшего СССР. Кроме того, долгое время не была определена роль России на территории бывшего СССР. Пространство, вектор развития которого не предопределен и трудно предсказуем, можно назвать местом геостратегической интриги в Евразии (постсоветские страны исторически находятся под перекрестным влиянием Европы, США, Ближнего Востока и России). С момента крушения СССР именно в этом регионе отразились все изменения в соотношении мировых сил, как то: победа Запада в холодной войне, гегемония США, подъем новых полюсов силы, активизация исламского мира и т.д. .

Многие интеграционные идеи, которые были первоначально провозглашены в рамках образования СНГ (например, сохранение единых вооруженных сил, единого платежного средства — российского рубля и т. п.), так и остались нереализованными под напором естественного стремления политических элитновых государств к полной самостоятельности и независимости . Россия остается самой значимой страной на постсоветском пространстве не только по количественным показателям, но и по внешнеполитическим, экономическим и иным характеристикам. СНГ еще рано «списывать» со счетов как мощный блок восточноевропейских государств в международном мире, о чем и заявляют ее лидеры. Например, глава Туркмении, председательствовавший в СНГ в 2012 году, заявлял о принятии декларации целесообразности СНГ, в которой говорится, что СНГ востребовано, а в рамках содружества могут решаться и решаются многие вопросы регионального и межрегионального сотрудничества, в том числе, вопросы экономической интеграции и безопасности. Не забывают и про бывших членов содружества. Так, в свете последних внутриполитических перестановок белорусский президент А. Лукашенко поддержал оптимизм Кремля, видящего перспективы восстановления отношений с Грузией, и призвал Тбилиси вернуться в клуб постсоветских государств, из состава которого Грузия вышла после российско-грузинской войны в августе 2008 года .

Достаточно острым является вопрос российско-украинских отношений. Несмотря на то, что страны определенным образом связаны друг с другом в историко-культурном плане, мнения относительно сотрудничества и будущего двух государств разнятся. Часть регионов Украины симпатизирует России и готова к компромиссам и сотрудничеству. Другие видят Украину в составе НАТО. Кроме того, остаются проблемы и противоречия в Черноморском регионе. Несколько иначе Россия взаимодействует с республикой Беларусь, с Арменией, Молдовой, Туркменией и другими бывшими республиками Советского Союза, заинтересованными в тесном сотрудничестве с нашей страной. В частности, Армения – в связи с традиционными союзническими отношениями; Молдова – в силу заинтересованности решения приднестровской проблемы; Туркмения – из-за проблемы экспорта газа. С некоторыми из республик бывшего СССР связь уже почти потеряна, поэтому Россия обратила свое пристальное внимание на АТЭР, где она наращивает темп интеграционных процессов, и именно здесь у нее открываются большие перспективы. Кроме того, СНГ, являясь непосредственной зоной внимания со стороны бывших (США, Европа) и появляющихся новых полюсов мира (Китай, Индия), указывает на важность направления развития геополитического вектора этого региона.

После распада СССР мир оказался однополярным, но локальные войны продолжились уже без поддержки одной из сверхдержав. Становится очевидным, что в последних асимметричных войнах XXI века (особенно в Ираке и Ливии) фундамент международных принципов пошатнулся, резолюциям ООН уже не подчиняются беспрекословно.
И международное право может быть нарушено в любой момент, если ведущие государства Запада сочтут для себя целесообразным пойти на подобный шаг. В международной политике стали правилом двойные стандарты, нарушение основных принципов международного права, изложенных в Уставе ООН и иных источниках международного права. В частности, можно говорить о нарушении такого принципа, как принцип неприменения силы или угрозы силой, выступающий сверхимперативной нормой современного международного права . Для обоснования необходимости нарушения принципов используются самые различные аргументы: от нарушений прав человека до защиты основ демократии. Вместе с тем нельзя не признать, что «использование силы не может быть подходящим методом для того, чтобы контролировать или обеспечивать соблюдение прав человека» и соблюдение демократических прав и свобод . Иными словами, подобные шаги недопустимы с точки зрения норм международного права. Более того, мы считаем, что в XXI веке мир все же придет к многополярности и будут учитываться мнения многих окрепших стран, а международные отношения будут складываться не в угоду одной страны или континента.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Женевская конвенция «О защите жертв войны»//Права человека: Сборник международных договоров, том I (часть вторая): Универсальные договоры/ Женева, 1994 г.
2. Адамшин А. На пути к мировому правительству: человечеству нужны новые правила поведения // Россия в глобальной политике. 2016. № 11. С. 16-19.
3. Батюк В.И. Россия, США и «цветные революции»//Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2016. № 8
4. Бочаров И.Ф. Роль морских сил в осуществлении геополитики США//США и Канада: экономика, политика, культура. 2015. № 5. С. 31-47.
5. Бузаров А.Ш. Некоторые историко-политические воззрения по вопросам, вызвавшим падения Российской империи и распада СССР в
XX веке: постановка проблемы//Вестник Адыгейского государственного университета. 2016. № 3. С. 109-113.
6. Колябин А.Ю. Глухова Т.В. Влияние геополитических итогов распада СССР на формирование современной системы международных отношений и возможные пути становления мирового порядка в XXI веке. Монография – Montreal, QC, Canada, 2013,-124p.

Источник: Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 3 (70) 2019

Просмотров: 6

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code