О РОЛИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И СТАНДАРТОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТСКОЙ ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОВЫШЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Е.Г.АФОНИНА

В статье рассматриваются проблемы обеспечения детской дорожной безопасности, особенно актуальные в настоящее время в связи с тем, что количество пострадавших в автоавариях детей значительно увеличилось. Автор делает вывод о том, что реализуемые сегодня национальные проекты являются неотъемлемой частью государственной политики по снижению количества и тяжести дорожно- транспортных происшествий, а также, соответственно, уровня смертности и травматизма на дорогах страны. Кроме того, в статье проводится анализ действующих государственных стандартов по перевозке детей в автомобиле, поднимается проблема использования штатных ремней безопасности и детских удерживающих устройств, предлагаются пути ее решения.

Ключевые слова: детская безопасность, дорожная безопасность, безопасность дорожного движения, национальный проект, дорожное движение, стратегия, детское удерживающее устройство.

 

Острой темой, требующей сегодня повышенного внимания органов государственной власти и широкой общественности, является обеспечение безопасности участия детей в дорожном движении. По данным статистики аварийности, в 2018 году на российских дорогах зарегистрировано 19930 дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП) с участием детей в возрасте до 16 лет, в результате которых 628 детей погибли и 21718 получили ранения. Большинство из погибших – около 60% – находились в момент ДТП в автомобиле в качестве пассажиров.

Повышение безопасности дорожного движения – первостепенная задача, ее необходимо решать, привлекая всех заинтересованных субъектов. Об этом в своем выступлении заявил начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России М.Ю. Черников. Он отметил, что на протяжении последних лет наблюдается сокращение смертности в результате ДТП. По сравнению с 2012 годом количество погибших на дорогах снизилось на треть . Данные исследований и официальная статистика аварийности подтверждают необходимость расширения деятельности в области профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, в частности – работы со взрослыми по разъяснению важности соблюдения правил дорожного движения и обеспечения безопасности детей на дорогах.

В начале 2018 года Правительством Российской Федерации была утверждена Стратегия безопасности дорожного движения до 2024 года . Документ определил основные направления деятельности органов исполнительной власти по предупреждению дорожно-транспортного травматизма и впервые на государственном уровне провозгласил стремление к нулевой смертности на дорогах. Большую роль в достижении поставленных задач играют национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», федеральные проекты «Дорожная сеть» и «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства». Министерство внутренних дел Российской Федерации курируетпроект « Безопасность дорожного движения», Министерство обороны Российской Федерации – «Автомобильные дороги Минобороны России». Часть задуманного, касающаяся ремонта дорожного полотна, должна быть реализована в рамках федеральных проектов «Дорожная сеть» и «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства». Инструментами выполнения их целевых показателей являются паспорта региональных проектов. Предполагается, что финансирование соответствующих программ, реализуемых субъектами Российской Федерации, будет осуществляться из федерального и регионального бюджетов.

В марте 2019 года Министерством транспорта России и Федеральным дорожным агентством был организован семинар-совещание, целью которого стало обсуждение вопроса о качественном решении задач, поставленных в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В работе семинара приняли участие представители Министерства строительства, МВД, Федерального казначейства, Счетной палаты, а также профильных отраслевых организаций, экспертного сообщества, крупнейших дорожных компаний. Как отметил заместитель руководителя Федерального дорожного агентства И. Ко- стюченко, одним из главных результатов комплекса мероприятий должно стать приведение в нормативное состояние 85% дорожной сети агломераций, а также 50-процентное снижение количества мест концентрации ДТП. Было подчеркнуто, что отличительной особенностью национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» является его большая масштабность по сравнению с ранее действовавшими, в его реализацию вовлечены не только представители федеральных и региональных властей, но и общественность. Глава Удмуртской Республики А.В. Бречалов в своем выступлении отметил, что крайне важно «перезагрузить» не только сам подход к проведению работ, но и отношение людей к дорогам. По его словам, республике этого удалось добиться благодаря двум ключевым факторам: честности и полному погружению общественности в процессы планирования, контроля и постконтроля дорожного ремонта. «Вот два основных направления и принципа, которые нам позволили войти в тройку лидеров и поменять отношение жителей к дорогам», – сказал он. Аналогичной позиции придерживается А.С. Цы- денов, глава Республики Бурятия, где за два года в рамках приоритетного проекта в нормативное состояние привели 175 км региональных и муниципальных дорог. План дорожных работ находился в открытом доступе для ознакомления, было организовано интернет-голосование, в результате поступило более тысячи заявок, на их основе проводилось определение перечня объектов, которые необходимо отремонтировать в первую очередь.

На семинар-совещании было отмечено, что для решения серьезной задачи по достижению нулевой смертности от дорожно-транспортных происшествий к 2030 году, поставленной Стратегией безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы, потребуется не только самоотверженная работа представителей власти и коллективов множества организаций и предприятий, но и дополнительные меры по сокращению количества мест концентрации ДТП, повышению безопасности пешеходной инфраструктуры, разделению встречных транспортных потоков барьерными ограждениями и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Проблема детского травматизма на автодорогах не теряет с годами своей актуальности. Нередко трагедии происходят по вине взрослых, которые халатно относятся к детской безопасности. Ребенок является наиболее уязвимым участником дорожного движения. Однако взрослые его участники об этом забывают. А ведь за последние десятилетия количество автомобилей в стране значительно увеличилось, что осложняет ситуацию.

В рамках рассмотрения тематики, заявленной в названии статьи, отметим, что ошибочными являются действия родителей, которые перевозят в машине ребенка, не достигшего роста 150 сантиметров, пристегнутым штатным ремнем безопасности. Во-первых, в детском возрасте тело ребенка еще не окончательно сформировалось и окрепло, поэтому раскрывающиеся с большой скоростью и усилием подушки безопасности могут его травмировать. Во-вторых, ремни безопасности рассчитаны на то, чтобы проходить через плечо и грудь среднестатистического взрослого, а у детей они находятся на уровне шеи, и при аварии повреждения шейных позвонков могут привести к фатальным последствиям. Маленьких детей (до года) и вовсе не рекомендуется перевозить лицом по направлению движения транспортного средства: при экстренном торможении или в момент аварии нагрузка по телу ребенка должна быть распределена более равномерно.

Детское автокресло призвано защитить ребенка от серьезных травм во время аварии, от ушибов при движении автомобиля. Требование об обязательном использовании детских автомобильных кресел для перевозки пассажиров возрастом до 12 лет было введено в Правила дорожного движения (далее – ПДД) с 2007 года. В 2017 году вступили изменений в ст. 22.9 ПДД, согласно которым перевозка детей на заднем сиденье в детских креслах и удерживающих устройствах является обязательной до 7 лет. С семилетнего возраста детей, достигших роста 150 сантиметров, на заднем сидении разрешено пристегивать штатным ремнем безопасности. Однако указанной статьей предусмотрена возможность использования не только автокресел, но и других «детских удерживающих систем (устройств)» , к числу которых относятся автолюльки, бустеры, накладки на ремни или адаптеры. Таким образом, с самого рождения ребенок, находящийся в автомобиле, должен быть пристегнут в детском удерживающем устройстве. В автолюльке новорожденный закрепляется с помощью трехточечного или пятиточечного ремня. Люлька монтируется в машине всегда в направлении против движения. Ребенок в нее укладывается на спину. На данный момент наиболее безопасной для перевозки маленьких пассажиров является система ISOFIX, так как представляет собой жесткое крепление кресла к кузову автомобиля.

Ребенок в возрасте от года до 7 лет обязательно должен находиться в автокресле, соответствующем его росту и весу: автокресло, рассчитанное на вес от 9 до 18 килограммов (от 1 года до 4 лет); автокресло, рассчитанное на вес от 15 до 36 кг (от 3 до 12 лет). Вступившие в силу изменения в указанную выше статью ПДД были направлены на исключение из нормы понятия «иные средства», используемые для перевозки детей в автомобиле. Однако право применения водителем бустеров и адаптеров сохранилось, что, как не раз доказывали проводимые экспертами краш-тесты, является небезопасным. Статистика является красноречивым тому подтверждением. Согласно результатам международных исследований, из общего числа погибших в авариях детей 49% не были пристегнуты, 35% использовали кресла неправильно, 10% размещались в креслах не по возрасту или не были пристегнуты взрослым ремнем. Только 3% были правильно размещены в кресле и пристегнуты по всем правилам.

Важным параметром, определяющим, когда ребенку можно пристегиваться в автомобиле одним лишь штатным ремнем безопасности, является его рост. В ряде европейских стран законодательно закреплена обязанность перевозить детей именно в автокреслах, пока они не достигнут возраста 12 лет или роста 150 сантиметров. Представляется целесообразным использовать этот опыт в России и изложить ст. 22.9 ПДД в следующей редакции: «Перевозка детей до 12 летнего возраста или ростом до 150 сантиметров в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских автокресел, соответствующих весу и росту ребенка».

При выборе автокресла необходимо обратить внимание на результаты проведенных с ним краш-тестов и маркировку соответствия Европейскому стандарту безопасности. Следует иметь в виду, что с 1 сентября 2018 года разработанный в Российской Федерации на основе ECE R44/04 стандарт по детским удерживающим устройствам отменен. На его смену пришел новый стандарт безопасности – i-Size, который создан для того, чтобы облегчить выбор и установку детского автокресла в салоне автомобиля. Теперь выбрать правильное кресло для ребенка стало проще, благодаря правилам стандарта и стикерам, размещенным на кресле. Стандарт i-Size разработан на основе исследований травм, полученных во время столкновений, с учетом роста и развития тела ребенка. i-Size обязывает проводить испытания кресел на боковую безопасность (боковые столкновения по статистике составляют 25% от общего числа ДТП). Автомобильные удерживающие устройства, которые были произведены по новому стандарту, сделали перевозку детей в автомобиле более безопасной, так как i-Size:

– требует устанавливать кресла против хода движения для детей до 15 месяцев;

– обеспечивает защиту при боковом ударе;

– исключает неправильное использование кресел с системой крепления ISOFIX;

– упрощает классификацию кресел, использует в качестве основного параметра рост ребенка, а не вес;

– обеспечивает лучшую совместимость автомобилей с удерживающими устройствами: удерживающее устройство стандарта i-Size будет соответствовать автомобилю с сидением, оборудованным по стандарту i-Size.

Новая директива вступила в силу с 9 июля 2013 года, но не заменяет стандарт ECE R44.04. Оба стандарта действуют параллельно. Поэтому автомобильное кресло, сделанное по одному из стандартов, может оставаться в продаже и безопасно использоваться. С введением i-Size у взрослых при покупке кресла для ребенка появляется возможность выбрать то, которое изготовлено в соответствии с новым стандартом.

Рассматривая вопросы обеспечения детской дорожно-транспортной безопасности, необходимо также отметить, что в рамках соответствующей деятельности наряду с реализацией национальных проектов Госавтоинспекция МВД России совместно с экспертным центром «Движение без опасности» и Российским союзом автостраховщиков (РСА) дали старт масштабному социальному проекту «Без вас не получится!». Специально для проекта разработан комплекс информационно-просветительских мероприятий, направленных на привлечение внимания взрослых к проблеме обеспечения дорожной безопасности детей. Одним из главных инструментов кампании станет серия телевизионных видеороликов и обучающий фильм, поднимающий вопросы нравственности и ответственности взрослого перед ребенком. Героями видеороликов являются люди разных профессий, которые со своей стороны влияют на обеспечение безопасности ребенка в дорожной среде. На первый взгляд, не каждый герой имеет очевидное отношение к заявленной проблематике, но из их обращения к зрителю и рассмотрения каждым из них одного из аспектов проблемы постепенно становится понятно, что эти люди не просто декларируют идеи, но и являются профессионалами в указанной сфере. Каждый из героев хочет донести до зрителя мысль о необходимости соблюдения мер безопасности и ответственности за безопасность своих и чужих детей. Основной призыв кампании – не быть равнодушными по отношению к своим близким, поделиться этим видео, чтобы как можно больше людей задумались о том, какую важную роль они играют в жизни детей. В рамках кампании на базе детских садов, школ, организаций дополнительного образования пройдут родительские собрания, в отделениях пенсионного фонда, перинатальных центрах состоятся мероприятия в формате бесед. Мероприятия пройдут на базе компаний и организаций со штатом, превышающим тысячу человек, которые зачастую являются градообразующими предприятиями (заводы, фабрики, научные институты). Материалы кампании будут размещаться в поликлиниках, перинатальных центрах, родильных домах, отделениях пенсионного фонда, регистрационно-экзаме- национных подразделениях Госавтоинспекции, МФЦ и других организациях, оказывающих социально значимые государственные услуги, а также в торгово-развлекательных центрах, спортивных и фитнес-клубах. Организаторы проекта уверены, что благодаря таким масштабным социальным кампаниям в обществе формируется культура поведения на дорогах, что, в свою очередь, будет способствовать сокращению аварийности.

Таким образом, обеспечение детской дорожной безопасности является одной из приоритетных задач органов государственной власти, а также задачей, стоящей перед каждым гражданином нашей страны. Реализуемые в настоящее время в указанной сфере национальные проекты направлены прежде всего на снижение аварийности, на улучшение дорожной инфраструктуры, а также на снижение количества травмированных и погибших в результате дорожно-транспортных происшествий детей. Достижению поставленных целей будет способствовать совершенствование законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе детской.

Просмотров: 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code