КУЛЬТУРНЫЙ КЛАСТЕР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

Н. В. Бабарыкина

В данной статье рассматриваются сущностные характеристики понятий «этнокультурные ценности» и «культурный кластер», аргументируется актуальность и необходимость создания культурных кластеров с целью развития этнокультурных ценностей молодёжи. Рассматриваются государственные нормативные документы, указывающие на необходимость формирования, развития этнокультурных ценностей в российском обществе и создания культурных кластеров в регионах, их актуальность и значимость на современном этапе. На основании проведённого исследования делается вывод о том, что создание и функционирование культурных кластеров на территории отдельного региона и страны в целом не только приведёт к улучшению культурного климата и конкурентному развитию культурной сферы, но также будет способствовать формированию и развитию этнокультурных ценностей студенческой молодёжи. При этом делается вывод и о том, что существует необходимость концептуальной разработки системы кластерного подхода в сфере культуры.

Ключевые слова: этнокультурные ценности, культурный кластер, средство развития, молодёжь.

 

На современном этапе развития российского общества проблема формирования этнокультурных ценностей студенческой молодёжи занимает одно из важнейших мест. К сожалению, в настоящее время в студенческой молодёжной среде отмечается недостаточный интерес к изучению своей этнической культуры, что постепенно может приводить к исчезновению этнокультурных ценностей. Основная проблема здесь состоит во влиянии активно развивающегося технократического характера современного социума, увеличивающейся ориентации современных молодых людей на материальные факторы жизнедеятельности и уменьшении роли духовных ценностей в их жизни.

Поскольку за современную культурную жизнь общества в основном отвечают учреждения культуры, то и решение проблем в культурной сфере в условиях каждого отдельно взятого региона и страны в целом будет зависеть от эффективной и конкурентной работы данных учреждений.

Создание кластерной системы в различных социально-экономических отраслях, в том числе и в культурной сфере, является в настоящее время важной частью программы комплексной модернизации многих отраслей.

Согласно «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2025 года», приоритетными направлениями социально-экономического развития в этот временной период является создание и всесторонняя поддержка развития кластерной системы во всех регионах Российской Федерации [5]. На заседании Совета по культуре 15 декабря 2018 года В. В. Путин также указал на необходимость создания и последующего развития кластерного подхода в сфере культуры во всех регионах России.

Основная задача в рамках нашего исследования – формирование и развитие этнокультурных ценностей студенческой молодёжи, которую с большей эффективностью можно решить на основе культурного кластера, созданного на основе Алтайского государственного института культуры и других учреждений социокультурной сферы.

Студенческая молодёжь является одной из наиболее активных и значимых социальных групп современного российского общества, которая принимает самое непосредственное участие во всех социальных процессах. Поэтому существует определённая зависимость между ценностями и менталитетом современной студенческой молодёжи и процессами развития российского общества в социальном, культурном, политическом и других направлениях.

Как отмечают многие современные российские исследователи (Р. Б. Годжиева, О. А. Гущина, Г. П. Иванова, Е. С. Самойлова, Н. А. Шагаева, Н. Н. Широкова), формирование и развитие этнокультурных ценностей в молодёжной среде на сегодняшний день – это одна из важнейших государственных задач в культурной сфере. Также данными учёными отмечается имеющаяся тесная связь между уровнем развития этнокультурных ценностей в студенческой молодёжной среде и нравственным воспитанием личности, указывается на богатый нравственный потенциал этнокультурных ценностей [2; 5; 9].

Развивая и поддерживая данную мысль в контексте нашего исследования, мы видим период обучения студенческой молодёжи в высшем учебном заведении наиболее эффективным для формирования и развития этнокультурных ценностей и дальнейшего нравственного и духовного становления личности и её позитивных социальных характеристик.

Этнокультурные ценности как социальное явление обладают значительным потенциалом в области преодоления социальных проблем, вызванных понижением уровня духовности современного общества и его нарастающей глобализацией.

Исходя из анализа теоретических источников по проблеме исследования, а также практического опыта работы, проводимой в различных регионах Российской Федерации, можно сделать вывод, что решение задачи формирования и развития этнокультурных ценностей в среде студенческой молодёжи можно значительно ускорить и усовершенствовать с помощью создания и развития культурных кластеров.

Научное рассмотрение социального явления «этнокультурные ценности молодёжи» требует уточнения сущностной характеристики базового понятия «этнокультурные ценности».

Понятие «этнокультурные ценности» в научной литературе наиболее часто трактуется как некая совокупность культурных традиций этноса, выделяемых самим этносом в качестве специфичных черт, определяющих его культурное своеобразие [3].

Встречается также определение этнокультурных ценностей как комбинации различных установок, идей, понятий, смыслов, не зависящих от конкретного человека, а определяемых культурой и разделяемых всеми субъектами, так или иначе принадлежащими к данной группе [4].

Термин «этническая культура» можно определить как культуру различных субъектов, связанных между собой общим происхождением, совместным ведением жизнедеятельности, местом проживания, отдельным социальным пространством (этнической группой). В данной этнической группе доминируют определённые традиции, обычаи, менталитет, передающиеся из поколения в поколение, которые и являются составной частью этнической культуры.

Этническая культура, являясь многогранным явлением, состоит из культурных структур и элементов, отражающих специфику данной этнической группы, имеет эт- ноинтегрирующее и этнодифференцирую- щее значение [2].

Представляющее определённый интерес для нашего исследования понятие «ценность» в научной литературе чаще всего определяется как предметы, явления, свойства которых способны удовлетворить потребности социума и каждого конкретного человека, а с другой точки зрения – суждение, включающее в себя оценку существующего предмета и явления [3].

Этнокультурные ценности как социальное явление передаются людьми из поколения в поколение и находят отражение в традициях, религии,обрядах, национальном творчестве, праздниках и исторических событиях, музыке, различных видах искусства, специфике обучения и воспитания и т.д. В этом смысле этнокультурные ценности представляют собой некий морально-нравственный эталон, образец личности и её поведения с точки зрения данного этноса и его культуры.

Анализируя данные определения, можно сделать вывод о том, что этнокультурные ценности – это системное понятие, имеющее тесную связь со следующими науками: философией, социологией, историей, культурологией, этнологией.

Понятие «кластер», в отличие от предыдущего, имеет сугубо экономическое происхождение. Впервые оно было введено М. Портером в труде «Международная конкуренция». По определению автора, «кластер – это географически близкая группа взаимосвязанных компаний и ассоциированных учреждений в специфической области, объединённых общей идеей и взаимодополняющих друг друга» [7, с. 254].

По мысли М. Портера, кластерный подход не только способствует повышению финансовой эффективности каждого отдельно взятого участника кластера, но и служит более удобной средой для инноваций, самореализации людей и налаживания отношений в социуме [7].
Поддерживая и развивая эту мысль в контексте нашего исследования, мы считаем, что всё вышесказанное справедливо и в отношении развития культурных кластеров.

Анализируя отечественную и зарубежную научную литературу по данному вопросу, можно сформулировать некое обобщённое определение понятия «культурный кластер», имеющее экономическое происхождение. Это определённое скопление мест, в рамках которых созданы условия для культурного творчества и его презентации в окружающем социуме. При этом такие места располагаются в пределах одного района, города или региона.

А . В. Личутин утверждает, что с позиции культуры трактовка понятия «кластер» должна в некоторой степени отличаться от экономического толкования данного понятия. По мнению автора, культурный кластер представляет собой некую случайную, разбросанную по определённому городу или региону совокупность учреждений, которые обнаруживают собственные закономерности, обусловленные не только и не столько территориальным сосредоточением в одном месте, сколько историей своего формирования и развития, а также связями с организацией жизни города [6].

Н. О. Андросова даёт авторское определение термина «социокультурный кластер», под которым понимается «многоуровневая, внутренне дифференцированная открытая динамичная система, интегрирующая учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм собственности, с целью формирования благоприятной социально-культурной среды и предоставления населению качественных услуг» [1, с. 175].

Особенности кластерной системы, в отличие от других организационных социально-экономических форм, заключаются:

• в наличии большого количества участников кластера;

• в размерах кластера, которые могут широко варьироваться от уровня района города до региона и страны в целом;

• в синергическом эффекте функционирования различных участников кластера;

• в конкуренции и одновременном поиске возможностей для сотрудничества с целью развития определённой территории кластера и т.д.

Изучая научную литературу по вопросам развития и формирования кластерной системы, мы сделали вывод, что практически вся она имеет экономический характер. В то же время разработка теоретических основ и практических особенностей создания именно культурных кластеров в настоящее время носит явно недостаточный характер.

Основными целями создания культурных кластеров на определённых территориях могут являться:

• создание условий для профессионального роста и развития работников культуры, задействованных в кластерной системе;

• укрепление конкурентных преимуществ организаций кластерной системы;

• создание благоприятной среды для развития различных видов творчества;

• формирование новых культурных продуктов и повышение уровня их интерактивности в условиях культурных кластеров [8, с. 195].

Таким образом, актуальность задачи формирования и развития этнокультурных ценностей молодёжи и создания культурных кластеров, способствующих более эффективному решению этой задачи, продиктована приоритетными направлениями «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» в современный период существования российского общества, необходимостью совершенствования нравственного воспитания личности студентов, преодоления социальных проблем, связанных с понижением уровня духовности общества.

Использование этнокультурных ценностей в обучении и воспитании студенческой молодёжи будет способствовать формированию правильного с точки зрения социума мировоззрения личности, её менталитета и гражданской позиции, этнического самосознания. Достижению этой цели в немалой степени будет способствовать создание культурного кластера с участием Алтайского государственного института культуры.

В настоящее время кластерный подход в различных отраслях является одним из наиболее признанных и эффективных подходов, применяемых с целью развития отдельных регионов.

Внедрение кластерного подхода, объединение учреждений культуры будут в значительной мере способствовать формированию и развитию этнокультурных ценностей в среде студенческой молодёжи. В то же время вопрос создания и развития кластеров в сфере культуры остаётся недостаточно изученным и требует более глубокой концептуальной разработки.

Примечания

1. Андросова Н. О. Условия и предпосылки создания социокультурного кластера в Белгородской области // Научные ведомости БелГУ Серия: Философия. Социология. Право. 2012. № 2 (121), вып. 19. С. 172-180.
2. Годжиева Р. Б. Роль ценностей этнокультуры в формировании мировоззренчески-нравственной культуры современного студента // Молодой учёный. 2015. № 3. С. 750-752.
3. Гущина О. А. Педагогические условия формирования этнокультурных ценностей у будущих
психологов в системе вузовского образования : автореф. дис. на соиск. учён. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Гущина Оксана Александровна. Чебоксары, 2006. 24 с.
4. Иванова Г. П., Широкова Н. Н. Формирование этнокультурных ценностей у иностранных студентов в контексте социокультурной адаптации // Сборник материалов научно-практической конференции. Москва : МГПУ, 2017. С. 124-125.
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2025 года : утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-Р [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/
6. Личутин А. В. Тезисы о культурных кластерах // Экология культуры. 2008. № 2 (45). С. 51-55.
7. Портер М. Международная конкуренция : пер. с англ. / под ред. и с предисловием В. Д. Щетинина. Москва : Международные отношения, 1993. 896 с.
8. Сапрыкина А. Н. Кластеры в сфере культуры: необходимость формирования и история создания // Вопросы управления. 2014. № 2. С. 152-156.
9. Хикматов Р. И., Байгильдеев А. В. Научно-образовательные кластеры как эффективный механизм модернизации региональной системы профессионального образования // Кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики : сборник научных трудов Международной научно-практической конференции (19-20 марта 2015 года) : в 2 томах, том 1 / Юго-Западный государственный университет. Курск, 2015. С. 193-197.

Источник: Бабарыкина Н. В. Культурный кластер как средство развития этнокультурных ценностей студенческой молодёжи // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 3 (89). С. 175-180.

Просмотров: 3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code