МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Введение

В современных научных трудах ученых под преступностью понимается системное сложное социальное явление, которое является следствием взаимодействия множества экономических, общественных, психологических, юридических факторов. Показателями состояния преступности являются ее количественные и качественные характеристики, которые позволяют судить  о масштабности преступности, степени криминализации общества. Данные показатели являются основой для разработки рядатактик и стратегий предупреждения преступности, выбора средств и методов борьбы с нею. Темп роста, уровень преступности, особенно наиболее опасных ее видов, могут служить индикаторами устойчивости развития государства и общества.

Сложность борьбы с преступностью определяется рядом обстоятельств. Прежде всего сложность борьбы обуславливается тем, что ее причины носят как региональный, так и национальный, а в ряде случаев и  международный характер. Поэтому, разработка и реализация основных направлений борьбы с преступностью должна опираться в первую очередь на анализ причин внутригосударственного характера. В то же время нельзя не учитывать причины международного характера.

На внутригосударственном уровне на состояние преступности и ее динамику оказывают влияние социально-экономические, политические, духовные и иные факторы, нравственное  развитие граждан государства и общества. Исходя из этого, устойчивое развитие государства предполагает разработку целого ряда мероприятий, направленных на обеспечение полного контроля за преступностью в целях минимизации степени ее отрицательного воздействия и влияния на развитие государства и общества в целом.

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время, по признанию международного сообщества, преступность все больше приобретает международный(транснациональный) характер. Международный характер в настоящее время приобретают следующие виды преступлений: экономические преступления; преступления, совершенные организованными преступными группами; легализация преступных доходов;преступления в сфере незаконного оборота нар — котиков; незаконное обращение оружия и боеприпасов, а также ряд других преступлений. В целях координации усилий государств в борьбе с преступлениями международным сообществом были разработаны и утвержденырегиональные и универсальные стандарты и нормы по борьбе с преступностью.

Объект исследования: международное сотрудничество в борьбе с преступностью.

Цель работы:изучить международный опыт борьбы  с преступностью, основные направления борьбы с преступлениями международного характера; проанализировать деятельность международных организаций по борьбе с преступностью( на примере Интерпола), установить место и роль РФ в структуре данной организации.

Задачи:

установить нормативно- правовую регламентацию международного взаимодействия в борьбе с преступностью;

проанализировать взаимодействие государств в рамках Международной полицейской организации( Интерпола);

выявить основные формы взаимодействия стран- членов Интерпола по борьбе с международными преступлениями;

систематизировать полученные знания и изложить их в материалах работы;

в заключении сделать выводы.

 

Глава I. Международные преступления и преступления международного характера, их виды. Виды и формы международного взаимодействия.

 

§ 1. Понятие международного преступления и его отличие от преступления международного характера. Основные виды международных преступлений на современном этапе.

Международное преступление – это международное противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством основополагающего международного обязательства, которое необходимо для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что нарушение этого обязательства рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом. Такого рода преступлениями являются военные преступления, преступления против мира и безопасности человечества, экоцид, геноцид, развязывание агрессивной войны и другие. Борьбой с такого рода преступлениями напрямую занимается Совет Безопасности ООН, который отвечает за поддержание мира и безопасности, а также выступает от имени всех членов ООН в урегулировании конфликтов. Субъектами такого рода преступлений являются, в первую очередь, государства, а также физические лица, выступающие от имени государства и лично совершившие такие преступления.[1]

К таким преступлениям относятся:

преступления против мира и безопасности человечества, а именно: ведение и развязывание агрессивной войны, а ровно так и подготовка к ней; ведение военных действийв нарушение международных договоров, соглашений или пактов; принятие участия в подготовке к ведению войны или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеизложенных действий;

военные преступления, а именно: применение насилия, истязание или принудительный увод в рабство;вооруженная оккупация территорий;  истязание и убийство военнопленных, а также лиц, находящихся в море; убийства заложников; бессмысленное разрушение памятников культуры, деревень, городов; разорение, не оправданное военной необходимостью, и другие преступления;

преступления против человечности, а именно: убийство; геноцид;обращение в рабство; принудительная ссылка; преследование по мотивам национальности, расы, вероисповедания, политических взглядови другие.

К категории военных преступлений относятся также деяния, перечисленные в Дополнительном протоколе к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов:осуществление насилия над физическим или психическим состоянием лиц, а также над их жизнью и здоровьем;надругательство над человеческим достоинством, то есть унизительное и оскорбительное обращение, принуждение к прости — туции или непристойное посягательство в любой его форме;захват заложников;применение публичных и коллективных наказаний;угрозы совершить любое из вышеуказанных действий.[2]

Преступления международного характера — это  преступные деяния индивидов или групп лиц, посягающиена внутригосударственный и международный правопорядок, представляющие общественную опасность для двух или нескольких государств. К таким преступлениям относятся: фальшивомонетничество, а также распространение поддельных денежных знаков; пиратство и так называемое «воздушное пиратство», захват заложников; незаконный захват радио- теле- станций и вещание с них;  торговля нар — котическими веществами, а также их распространение; неоказание помощи бедствующим в море; осуществление незаконного оборота транспортных средств, оружия;  посягательство на жизнь лиц, пользующихся дипломатической зашитой; преступления на континентальном шельфе.[3]

Взаимодействие государств и международных организаций в борьбе с преступлениями международного характера регламентируется многосторонними соглашениями (конвенциями), каждое из которых посвящено отдельному преступлению. В конвенциях, как правило, содержится: а)обязательствогосударств-участников пролонгировать международную норму в национальном законодательстве; б) уголовно-правовая характеристика конкретного состава преступления; в) обязательство государств-участников признать преступными на территории своего государства те или иные деяния.

Тер — роризм является одним из самых распространенных и в то же время самых опасных преступлений международного характера, который характеризуется следующими особенностями:

а)  подготовка к совершению террористического акта ведется на территории одного государства или ряда государств, а непосредственно террористический акт совершается на территории третьего государства;

б)  совершив преступление на территории одного государства,террорист, чаще всего, скрывается на территории другого государства, таким образом решается его вопрос о выдаче.

 

§ 2. Международное взаимодействие в борьбе с преступностью. Основные виды и формы взаимодействия в международной борьбе с преступностью.

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью осуществляется в различных формах и видах и по нескольким направлениям. Можно выделить ряд следующих направлений международной борьбы с преступностью, по которым сотрудничество развивается в настоящее время:

а) побудить государств к заключению ими договоров и соглашений в сфере международной борьбы с преступностью, включая ее предупреждение и обращение с правонарушителями;

б) выработкаобщеправового поляв области раскрытия и расследования преступлений, а также отбывания наказания за совершение международных преступлений и преступлений международного характера;

в) разработка рекомендаций по борьбе национальных правоохранительных органов с международными преступлениями и преступлениями международного характера, оказание информационной и консультативной помощи государствам в борьбе с преступностью.

В зависимости от содержания международного сотрудничества в борьбе с преступностью целесообразно выделить следующие  направления международного взаимодействия (виды):[4]

организация организационной и правоприменительной деятельности компетентных международных организаций, а также соответствующих внутригосударственных органов в борьбе с международными преступлениями;

научное и информационное обеспечение этой деятельности;

оказание материальной и технической помощи нуждающимся государствам для осуществления эффективной борьбы с преступностью;

осуществление договорно-правовой координации усилий и средств государств в борьбе с преступлениями, затрагивающими интересы всего мирового сообщества, многих или нескольких государств.

По другому критерию(с учетом характера преступности)такие направления можно классифицировать следующим образом:

осуществление сотрудничества в борьбе с преступлениями международного характера (транснациональными преступлениями);

сотрудничество в борьбе с международными преступлениями;

сотрудничество в борьбе с общеуголовной преступностью.

Каждое из вышеназванных направлений  деятельности может быть разделено в зависимости от опасности и распространенности того или иного преступления (группы преступлений). Соответственно этому критерию можно выделить направления международного сотрудничества в борьбе со следующими преступными деяниями:[5]

терроризмом как внутригосударственным, так и международным;

вооруженнымзахватом заложников;

незаконным изготовлением и оборотом нар — котических средств, незаконным оборотом химических и ядерных материалов;

незаконным изготовлением,а также торговлей оружием и боеприпасами;

незаконными операциями в сфере IT-технологий;

внутригосударственной и международной коррупцией;

незаконным осуществлением банковских операций и фальшивомонетничеством;

кражами автомобилей и их контрабандой;

осуществлением незаконного перемещения людей через границу;

порабощением людей( военнопленных).

Основные формы международного взаимодействия в борьбе с преступностью:[6]

выдача лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния, для привлечения

их к  ответственности или для исполнения приговора суда;

передача лиц, осужденных к лишению свободы, для дальнейшего отбывания ими наказания в государстве, гражданами которого они являются или имеют место жительства;

правовая помощь по уголовным делам;

осуществление обмена оперативной, консультативной и иной информацией;

соблюдениеправ и свобод граждан данного государства при осуществлении в отношении них уголовного преследования в другой стране;

международный розыск лиц;

оказание материальной, технической и правовой помощи, предоставление различных услуг;

осуществление подготовки кадров, обмен опытом работы правоохранительных органов различных государств в борьбе с международной преступностью;

участие в различных научно-практических конференциях, касающихся проблем международного сотрудничества по борьбе с преступностью, а также  при обращении с правонарушителями;

совместный анализ и изучение проблем преступности, прогнозирование ее развития.

По масштабам и количеству стран-участников международного сотрудничества в борьбе с преступностью выделяют многостороннее и двустороннее сотрудничество. В свою очередь многостороннее сотрудничество можно подразделить на региональное и глобальное.

 

Глава II. Правовая основа международного взаимодействия. Направления деятельности Интерпола.

 

§ 1. Правовая помощь по уголовным делам

Одной из важнейших форм международного сотрудничества в борьбе с преступностью является оказание правовой помощи по уголовным делам. Правовой основой такого сотрудничества являются многосторонние договоры стран (Европейская Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам, Страсбург, 20 апреля 1959 г.; Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) и двусторонние международные договоры (Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о Взаимной правовой помощи по уголовным делам (Москва, 17 июня 1999 г.), Договор между Российской Федерацией и Республикой Корея о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Москва, 28 мая 1999 г.), Договор между Российской Федерацией и Канадой о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Москва, 20 октября 1997 г.).[7]

В соответствии с положениями указанных договоров, правовая помощь по уголовным делам оказывается судебными органами, органами прокуратуры, другими учреждениями государств, в компетенцию которых входит раскрытие преступлений и расследование уголовных дел. Такой вид правовой помощи как вручение документов, может совершаться дипломатическими представительствами и консульствами разных государств. Правовые отношения, касающиеся вопросовэкстрадиции и уголовного преследования правонарушителей, исполнения различного рода поручений, требующих соответствующей санкции прокурора, осуществляются исключительно органами Прокуратуры( в том числе и в Российской Федерации).

С целью разрешения вопросов по оказанию правовой помощи субъекты взаимодействуют через свои центральные органы, если иное не предусмотрено договором или законодательством. Правовая помощь оказывается на основании поручения (ходатайства, просьбы) об оказании правовой помощи, в котором указываются:[8]

наименование учреждения, в который направляется соответствующий запрос, указывается адрес учреждения, а также наименование и номер уголовного дела, по которому запрашивается правовая помощь;

анкетные данные интересующих лиц( фамилия, имя, отчество, дата и место рождения), по возможности указывается их место жительства и местопребывания;

излагаетсясущество поручения( просьбы), а также указываются сведения, которые необходимо выяснить при его выполнении;

уголовно- правовая характеристика деяния, а также данные о размере причиненного ущерба.

К поручению должны прилагаться имеющиеся материалы уголовного дела, а также излагаться иные доказательства вины конкретного лица. Все вышеуказанные документы должны быть предоставлены в подлиннике и удостоверены гербовой печатью компетентного учреждения.

Как правило, поручение составляется на государственном языке запрашивающей стороны, однако в обязательном порядке  к поручению прилагается заверенный официальный перевод на государственный язык запрашиваемой стороны. Если запрашиваемое учреждение некомпетентно исполнить поручение, данное поручение пересылается компетентному учреждению с уведомлением запрашивающего учреждения.

Все возникающие расходы, связанные с оказанием правовой помощи, государство — исполнитель несет самостоятельно.

В ходе исполнения поручений о правовой помощи применяется законодательство запрашиваемого государства. В то же время  могут  применяться процессуальные нормы запрашивающего государства, если они  не противоречат законодательству запрашиваемого государства.[9]

1) Вручение документов. Факт непосредственного вручения документов адресату удостоверяется подтверждением, подписываемым адресатом, скрепленным официальной печатью соответствующего учреждения с указанием даты вручения. В случае невозможности вручения документов по указанному в поручении адресу принимаются меры по его установлению. В случае неустановления местонахождения адресата, об этом уведомляется запрашивающее учреждение, а также ему возвращаются документы, подлежащие вручению.

2) Выполнение поручения.Участники соглашений обязуются по поручению запрашивающей стороны осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование лиц, в том числе собственных граждан, подозреваемых в совершении преступления на территории иного государства.

При направлении уже возбужденного уголовного дела расследование по делу производится запрашиваемой стороной в соответствии со своим законодательством. Запрашивающая сторона уведомляется о результатах осуществления уголовного преследования, а также ему передается копия окончательного решения (приговора).

3) Розыск лиц.Данный вид правовой помощи проводится в целях привлечения виновных лиц к ответственности, обеспечения выдачи или приведения приговора в исполнение и заключается в проведении процессуальных и непроцессуальных мероприятий по отысканию соответствующего лица, осуществляемых в соответствии с законодательством запрашиваемой стороны.[10]

4) Взятие лиц под стражу для обеспечения их выдачисостоит в применении в соответствии с внутренним законодательством государств меры пресечения в виде заключения под стражу.

Согласно различным международным конвенциям и договорам, мера пресечения в заключения под стражу в отношении преступника производится в соответствии с внутренним законодательством государства, на территории которого он находится. О применении указанной меры пресечения уведомляется государство, на территории которого было совершено преступление; государство, против которого были направлены преступные деяния; государства, гражданами которых являются преступник и потерпевшие, а также другие заинтересованные государства — участники конвенций и договоров, международные организации и должностные лица.

Государство, получившее требование о выдаче, руководствуясь принятыми международными договорами, незамедлительно принимает меры к взятию под стражу соответствующего лица( исключения составляют случаи, когда запрашиваемое лицо не может быть выдано). Лицо, в отношении которого поступило требование о его выдаче, в некоторых случаях может быть взято под стражу и до получения такого требования – на основании ходатайства запрашивающего государства. Такое ходатайство в целях оперативности может быть передано по телефону, телеграфу или почте и должно содержать ссылку на вынесенное в запрашивающем государстве постановление о взятии под стражу или на вступивший в законную силу приговор, а также указание, что требование о выдаче будет предоставлено дополнительно. Задержанное по ходатайству лицо подлежит немедленному освобождению, если требование о выдаче указанного лица не поступит в течение месяца со дня взятия его под стражу, а лицо, задержанное без ходатайства, – в течение срока, предусмотренного законодательством для задержания.

5) Выдача правонарушителя (экстрадиция). Различают три вида выдачи: выдача лица для привлечения его к уголовной ответственности; выдача лица для приведения приговора в исполнение; выдача на время.

Выдача лиц для привлечения к уголовной ответственности. В соответствии с международными договорами о правовой помощи лицо может быть выдано за совершение любого рода преступлений, а не только конкретных преступлений международного характера. При этом выдача лиц производится лишь за те деяния, которыеявляются преступными как по законам запрашивающего, так и по законам запрашиваемого государства, за которые предусматривается наказание в виде лишения свободы на определенный срок, чаще всего свыше 1 года или более тяжкое наказание.

Могут не выдаваться в соответствии с договорами о правовой помощи:

а)граждане запрашиваемого государства;

б) лица, если в отношении них невозможно возбудить уголовное дело, так как истек срок давности уголовного преследования;

в) лица, в отношении которых уже вынесен обвинительный приговор на территории запрашиваемого государства за то же преступление, либо есть вступившее в силу постановление о прекращении производства по делу.

Также лицо не выдается запрашивающему государству, если уголовное преследование осуществляется в порядке частного обвинения. В выдаче так же может быть отказано, если преступление было совершено на территории запрашиваемого государства.[11]

6) Выдача лиц для приведения приговора в исполнение состоит в передаче лица, осужденного иностранным судом и скрывшегося от отбывания наказания, но задержанного на территории другого государства. К такому поручению необходимо прилагать заверенную в соответствующем порядке копию вступившего в силу приговора в отношении данного лица,

В частности, 22 декабря 1992 г. Россия и Азербайджан подписали договор «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», в соответствии с которым лица, лишенные свободы за совершение уголовного преступления на территории одной стороны и являющиеся гражданами другой стороны, получают возможность отбывать наказание в стране своего второго гражданства. Основополагающим условием осуществления указанного вида помощи является добровольное согласие самого лица на его выдачу. Если оно отсутствует, то другие вопросы даже не обсуждаются.[12]

Если лицо, выдача которого требуется, уже привлечено к ответственности или осуждено на территории запрашиваемого государства, оно может быть выдано на время расследования конкретного уголовного дела, в отношении которого поступило требование о выдаче. Выданное на время лицо после проведения следствия по делу должно быть возвращено.

7) Производство обысков, выемок, изъятий. Правовым основание для производства указанных действий является вынесенное постановление органа, компетентного принимать такие решения на территории запрашивающего государства, соответствующим образом оформленное и переданное запрашиваемой стороне для исполнения. Данные действия производятся на территории запрашиваемой стороны в соответствии с ее внутренним законодательством.

8) Производство экспертиз. Основанием для производства соответствующих экспертиз служит постановление компетентного органа, санкционированного в установленном законом порядке. Прежде чем направлять поручение о производстве экспертизы, следует проконсультироваться с отечественными экспертами по поводу вопросов, которые должны быть поставлены на разрешение экспертизы. Кроме всего прочего, надо учитывать, что некоторые виды экспертиз по линии прокуратуры могут производиться за счет средств запрашивающего государства.

9)  Передача предметов. По просьбе запрашивающей стороны ей могут передаваться следующие предметы: предметы и орудия преступления; имущество, добытое преступным путем, либо приобретенное на незаконно полученные денежные средства; иные доказательства, имеющие значение для уголовного дела. При этом, если указанные предметы необходимы в качестве доказательств по уголовному делу в запрашиваемом государстве, их передача может быть отсрочена до окончания производства по делу. По окончании производства по делу переданные предметы должны быть возвращены.

10) Вызов лиц для дачи показаний, необходимых по расследуемому уголовному делу,  а также производства с ними других следственных и процессуальных действий. По ходатайству запрашивающего государства участники уголовного процесса могут быть вызваны для допроса или производства с их участием других следственных действий. При этом лица, явившиеся в учреждение запрашивающего государства, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, взяты под стражу или подвергнуты наказанию за деяние, совершенное до пересечения им государственной границы.

11) Уведомление об обвинительных приговорах и сведения о судимости. Государства ежегодно сообщают сведения о вступивших в законную силу приговорах в отношении граждан друг другу и пересылают отпечатки пальцев осужденных лиц. Также по просьбе уполномоченных органов, государства-участники предоставляют сведения о судимости лиц, привлекаемых к ответственности на их территории.

12) Передача лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются. Это действие состоит в передаче лиц, в отношении которых уже вынесен обвинительный приговор иностранным судом. Суд государства, которому передан преступник для отбывания лишения свободы, выносит определение о порядке отбытия наказания и виде исправительного учреждения, а также согласует вынесенный срок лишения свободы с предусмотренным национальным законодательством. В таком случае, приговор иностранного суда полностью признается, как- будто он был вынесен национальным судом.

Так, на основании Соглашения между МВД РФ и МВД Итальянской Республики «О сотрудничестве в борьбе с организованной преступностью и незаконным оборотом нар — котических средств и психотропных веществ» 1993 г. стороны обязались: всецело оказывать друг другу помощь в расследовании преступлений, связанных с незаконным оборот нар — котических средств, денег, полученных за нар — котики и т.д.[13]

 

§ 2. Международная полицейская организация (Интерпол).

Основные направления деятельности Интерпола.

Международная организации уголовной полиции была создана в 1919 году.  Годом основания современного Интерпола является 1956 год.В этом году был принят новый современный Устав этой Организации, в соответствии с которым она стала именоваться Международной организацией уголовной полиции – Интерпол. В настоящее время штаб-квартира Интерпола находится во французском Лионе. 27 сентября 1990 г. на 59-й сессии Генеральной ассамблеи в организацию был принят СССР( после распада союза, Российская Федерация заняла его место).

В соответствии с Указом Президента РФ от 30 июля 1996 г. №1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции – Интерпола» и Положением о Национальном центральном бюро Интерпола, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14 октября 1996 г. №1190 Российская Федерация также принимает активное участие в деятельности Интерпола.

Целями деятельности Интерпола, исходя из устава этой организации являются:[14]

а) создание и развитие учреждений и органов по предупреждению совершения преступлений, их раскрытию и расследованию уголовных дел.

б) обеспечение широкого взаимодействия всех органов (учреждений) стран, входящих в союз, по борьбе с преступностью, соблюдение в процессе такой борьбы национального законодательства стран, а также международных принципов и норм права;

Организации категорически запрещается вмешиваться во внутренние дела стран-участниц или осуществлять деятельность политического, военного, религиозного или расового характера.[15]

В настоящее время, любая страна мира может уполномочить любой свой орган полиции( в соответствии с национальным законодательством), функции которого будут соотноситься с деятельностью Интерпола, а также выступить в указанную организацию. Подача заявки на вступление в Интерпол Генеральному секретарюсоответствующим правительственным органом. Решение о принятии в члены утверждается Генеральной ассамблеей большинством в 2/3 голосов.

Структура Интерпола:

Генеральная ассамблея;

Генеральный секретариат;

Исполнительный комитет;

Национальное центральное бюро стран;

Советники различных уровней.

В соответствии с Указом Президента РФ от 30 июля 1996 г. №1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции – Интерпола» Национальное центральное бюро Интерпола входит в структуру Министерства внутренних дел РФ (НЦБ Интерпола), является органом по сотрудничеству правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств – членов Международной организации уголовной полиции Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола.

Главные задачи НЦБ Интерпола РФ:

выполнение поручений и оказание содействия по запросам международных полицейских организаций других стран в соответствии с принятыми международными договорами и конвенциями;

наблюдение за соблюдением и исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участником которых является Российская Федерация;

эффективный и быстрый обмен информацией с другими государствами- членами Интерпола по поводу совершенных преступлений и разыскиваемых лиц.

Положение о Национальном центральном бюро Интерпола утверждено постановлением Правительства РФ от 14 октября 1996 г. №1190.

В Российской Федерации НЦБ Интерпола возглавляет начальник, которого назначает на должность и освобождает от должности министр внутренних дел РФ.

Своими указами и распоряжениями Министр внутренних дел Российской Федерации может создавать территориальные подразделения НЦБ Интерпола на территории РФ.

Основные функции НЦБ Интерпола в РФ:

принятие мер кнадлежащему и своевременному исполнению поручений и запросов Российских правоохранительных организаций международными полицейскими учреждениями государств- участников Интерпола;

определение, подлежат ли в соответствии с Уставом Интерпола и обязательными решениями Генеральной ассамблеи Интерпола, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации обязательному исполнению на территории Российской Федерации запросы, поступившие от иностранных государств, а также направляет указанные запросы в соответствующие органы РФ для исполнения;

формированиеобщего банка данных о совершенных преступлениях, разыскиваемых лиц, предметов и документов, необходимых для расследования преступления, имущества, добытого в результате преступных действий и др.;

передача запросов в иностранные организации для оказания помощи Российской стороне по некоторым вопросам деятельности НЦБ Интерпола. Предоставление в Генеральный Секретариат и Генеральную Ассамблею Интерпола отчетов о проделанной работе ;

изучение зарубежного опыта борьбы с преступностью, разработка предложений по совершенствованию деятельности правоохранительных и других государственных органов Российской Федерации;

принятие, обработка и направление в Генеральный секретариат Интерпола и национальные центральные бюро Интерпола иностранных государств запросов, следственных поручений и сообщений правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации для осуществления розыска лиц, совершивших преступления,их ареста и выдачи в РФ, а также осуществление розыска и ареста перемещенных за границу доходов от преступной деятельности, похищенных предметов и документов;

направление в Генеральный секретариат Интерпола сведений о состоянии преступности, ее структуре, а также  о лицах, входящих в организованные преступные группы. Предоставление материалов и информации, распространение которой может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.[16]

 

Заключение

Международная преступность представляет собой совокупность всех преступлений, совершенных за определенный период времени в государствах. Различают два основных вида сотрудничества государств в борьбе с международной преступностью: 1) заключение различного рода международных договоров по различным аспектам борьбы с преступностью; 2) участие государств в международных организациях, специализирующихся на борьбе с преступностью.

Такое сотрудничество осуществляется в целях согласования квалификации международных преступлений,  эффективного раскрытия и расследования преступлений международного характера. Правовая помощь по уголовным делам, выдача преступников, передача осужденных для отбывания наказания,защита прав граждан при уголовном преследовании их в другом государстве, обеспечение неотвратимости наказания, проведение совместных профилактических мероприятий, обмен информацией, осуществление координациисил и средств по предотвращению и пресечению преступлений — все это регулируется международными правовыми договорами стран в рамках Интерпола.

Преступления международного характера — это международное противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством основополагающего международного обязательства, которое необходимо для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что нарушение этого обязательства рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом. Такого рода преступлениями являются военные преступления, преступления против мира и безопасности человечества, экоцид, геноцид, развязывание агрессивной войны и другие.

Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера регламентируется главным образом многосторонними соглашениями и договорами, каждое из которых посвящено отдельному преступлению.

Одной из важнейших форм международного сотрудничества в борьбе с преступностью является оказание правовой помощи по уголовным делам.

Такая помощь осуществляется по ряду направлений: выполнение поручений; вручение документов;  осуществление розыска лиц; производство обысков, выемок, изъятий; взятие лица под стражу для обеспечения его дальнейшей выдачи; экстрадиция; допросы свидетелей, потерпевших, экспертов, других участников процесса в запрашиваемом государстве; вызов обвиняемых, свидетелей, потерпевших, экспертов, других лиц, имеющих отношение к процессу, в запрашивающее государство; обмен информацией по правовым вопросам; передача осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются.

Основным международным органом, координирующим международную борьбу с преступностью, является Интерпол.. В 1956 году был принят современный Устав этой Организации, в соответствии с которым она стала именоваться Международной организацией уголовной полиции – Интерпол.

Главными целями функционирования Интерпола являются:

а) создание и развитие учреждений и органов по предупреждению совершения преступлений, их раскрытию и расследованию уголовных дел.

б) обеспечение широкого взаимодействия всех органов (учреждений) стран, входящих в союз, по борьбе с преступностью, соблюдение в процессе такой борьбы национального законодательства стран, а также международных принципов и норм права;

Организации категорически запрещается вмешиваться во внутренние дела стран-участниц или осуществлять деятельность политического, военного, религиозного или расового характера.

В настоящее время в Российской Федерации отмечается значительный рост уровня преступности, в том числе с участием иностранных граждан, последний пример — зверское убийство бывшего начальника полиции г. Сызрань Самарской области Андрея Гошта и пяти членов его семьи представителями соседнего Российской Федерации государства ближнего востока. Существенно возросло количество преступлений на территории РФ, совершенных  иностранными гражданами, когда виновные после преступления скрываются за рубежом. В свою очередь, граждане РФ, разыскиваемые иностранными государствами, нередко пытаются избежать уголовной ответственности на территории России. Таким образом, подводя итог всему сказанному, Российская Федерация осуществляет активное взаимодействие и  сотрудничает с иностранными государствами в  международной борьбе с преступностью.

 

Список используемой литературы.

1. Гладких В.И. Криминология: учеб.-метод. комплекс/ В.И. Гладких, А.В. Борбат, В.А. Кулакова. М.: Экзамен 2008. 415 с.

2. Иващук И.В.  Основы международного сотрудничества органов внутренних дел в борьбе с преступностью: курс лекций / под ред. В. М. Атмажитова. М.: Академия управления МВД Росси, 2012. 248 с.

3. Каламкарян Р.А. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью: учебник для бакалавров. Москва: Юрайт. 2016. 349 с.

4. Карпец И.И. Преступления международного характера/ М.: Юридическая литература. 2011. 264 с.

5. Карпов А.Н. Использование возможностей международных полицейских организаций в розыске преступников: автореф. дис. канд. юрид. наук.: Ростов н/Д. 2011. 32 с.

6. Колесников В.А. Международно-правовые основы сотрудничества по линии Интерпола / В. А. Колесников// Вестник Воронежского института МВД России. 2014. № 2. С. 29-36.

7. Колосович М.С. Правовая регламентация международного сотрудничества правоохранительных органов при осуществлении оперативно-разыскной деятельности и использовании ее результатов: современное состояние и перспективы развития// Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 2 (29). С. 80-88.

8. Международное сотрудничество ОВД в борьбе с преступностью: сб. ст. участников межвед. науч.-практич. семинара. М.: Академия управления МВД России. 2013. 204 с.

9. Миннебаев Р.Х.  Противодействие торговле людьми: уголовно-правовое и криминологическое взаимодействие полиции России и сотрудников криминальной полиции зарубежных стран: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. № 1(25).124 с.

10. Никитина И.Э. Международное сотрудничество МВД России в сфере борьбы с транснациональной организованной преступностью: науч.- практич. пособие. М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России». 2015. 104 с.

11.Самович Ю.В. Роль Международной организации уголовной полиции в исполнении следственных поручений// Полицейская деятельность.  2012. № 3. С. 63-72.

12.Третьяков В.И. Противодействие транснациональной организованной преступности: проблемы и перспективы
//Современные проблемы противодействия преступности: материалы всерос. науч.-практ. конф. (22 — 23 июня 2010 г., г. Волгоград). Волгоград: ВА МВД России. 2010. С. 13.

13. Фадеев П.В. Некоторые проблемы международного сотрудничества по уголовным делам// Законодательство и практика. 2013. № 1.С. 52-53.

14. Филиппова Т.Ю. Понятие и виды международного сотрудничества по уголовным делам//Научный вестник Омской академии МВД России. 2014. № 1. С. 59-62.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code