ПРОЕКТИРОВАНИЕ КРЕАТИВНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД

Ю.А.Акунина, О.В.Ванина

В статье раскрываются такие понятия, как «общественное пространство» и «креативное общественное пространство», систематизируются научные подходы к изучению данного феномена. Приводится классификация креативных общественных пространств и раскрывается содержание технологии плейсмейкинга с точки зрения обустройства мест общественного пользования с вовлечением различных творческих сообществ, включая последовательные этапы: мониторинг, месторасположение, концепция, специальные события, создание центров активностей, программа поддержки резидентов креативных пространств. Обобщается инновационный опыт и современные тенденции проектирования креативных общественных пространств в мегаполисе Москва («ARTPLAY», Культурный центр «АРТ-Стрелка», проект «FабRика», дизайн-завод «Флакон» и другие). Характеризуются современные тенденции в процессе проектирования современных креативных общественных пространств: тематизация, укрупнение объектов торговли и досуга, расширение предоставляемых услуг (концепция «город в городе»), создание креативных общественных пространств с точки зрения маркетинга и т.д.

Ключевые слова: общественное пространство, креативное общественное пространство, социально-культурная деятельность, кластер, проектирование.

 

Исследование процесса проектирования креативных общественных пространств в России имеет сравнительно недавнюю историю, получившую интенсивный скачок развития в процессе модернизации и совершенствования городской среды мегаполисов, определив важность предметно-пространственной составляющей, окружающей горожанина.

Общественное пространство — пространство коллективного использования, в равной мере доступное для всех жителей города и людей, временно находящихся в нём. По мнению профессора Московского архитектурного института В. Л. Глазычева: «Общественное пространство является определяющим признаком города, общественное пространство и есть город. Нет общественного пространства — нет города» [2]. Понятие «общественное пространство» близко соотносится с понятиями «социально-культурная среда» (совокупность общественных и духовных факторов и условий, влияющих на человека в процессе его жизнедеятельности) и «креативное общественное пространство», которое стимулирует творческие проявления личности, формирующие личный стиль жизни.

В современном мире общественное пространство города перестало ограничиваться лишь площадями, пешеходными улицами, парками и скверами, теперь оно представляет собой развивающуюся систему креативных общественных пространств. Пространственная среда города не столько перемена физического окружения, сколько изменение источников информации, переход в новую креативную, специально созданную среду. Сейчас качество общественного пространства определяет качество жизни в городе и является жизненно важным элементом его успешного развития.

Общественное пространство обеспечивает возможности для социального и культурного взаимодействия, что способствует формированию чувства сопричастности горожан в местах проживания. Общественное пространство объединяет сообщество горожан, становится местом проведения встреч — всё это развивает социально-культурные связи, основанные на свободных от принуждения коммуникациях. Наиболее развёрнутое определение, на наш взгляд, дано главой научно-учебной лаборатории «Центр экономики культуры, городского развития и креативных индустрий» Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова С. А. Капковым, согласно которому «… городские общественные пространства — это городские территории, не находящиеся в частном владении и потенциально доступные всем членам городского сообщества, выполняющие общественно полезные функции, способствующие коммуникации и солидарным действиям горожан, формирующие и воспроизводящие городские идентичности» [5].

Сегодня мегаполис обладает целым спектром общественных креативных пространств — это арт-центры, творческие кластеры, музеи, учреждения культуры, театры, парки, набережные, дворовые территории жилых комплексов и т.д., которые многофункциональны и являются не только необходимыми архитектурными и ландшафтными элементами города, но и местами межличностной коммуникации, деловой активности, социокультурного взаимодействия, формируя новый подход к организации свободного времени личности: свободе индивидуального творческого потенциала, определяющего досуговые интересы.

Если обратиться к научной разработанности проблемы изучения общественного пространства, то можно выделить несколько ключевых подходов, по-разному интерпретирующих сущность и специфику этого феномена:

семиотический подход (Н. П. Анциферов, Ю. М. Лотман, Д. Л. Спивак, А. С. Мухин, Е. В. Николаева и другие) рассматривает общественное пространство в качестве хранителя и транслятора культурной информации; своеобразной знаковой системы (дома, кварталы, улицы, площади, парки, литературно-городской текст);

социологический подход (М. Вебер, Э. Дюркгейм, Дэвид Б. Кларк, Г. Зиммель, А. Лефевр, Л. Мамфорд и другие) рассматривает общественное пространство как среду для социального взаимодействия людей;

• архитектурно-эстетический подход (Я. Гейл, Д. Фризби, Н. А. Масталерж, У. Митчелл и другие) представляет общественное пространство как особый мир отношений — интеллектуальное, языковое, коммуникативное пространство, организующее специфическую архитектурную среду на основе разнообразных урбанистических структурных компонентов;

антропологический подход — это концепция коммуникативного действия (Ю. Хабермас), концепция «третьего места» (Р. Ольденбург). Первое место — это дом, второе — работа, третье место — общественные места (магазины, кафе, скверы, парки, салоны красоты, аптеки и т.д.), где люди часто получают возможность для неспешного неформального общения, которое является основой социализации и формирования здорового гражданского общества. «Третье место» — это «якорь в общественном море», способствующий налаживанию доверительных социальных контактов, которые, в свою очередь, содействуют творческому взаимодействию общественности.

Р. Ольденбург акцентирует внимание на постепенной потере в современном обществе взаимного доверия, уменьшении способности к совместным творческим действиям; снижении количества публичных персонажей, завсегдатаев, «которые знают всех в округе и заботятся о своём районе»; усилении отчуждённости между поколениями и отдельными людьми [6].
Современные «третьи места» часто утрачивают своё былое значение, поскольку рост благосостояния привёл к атомизации общества, стал массово доступным индивидуальный досуг (телевидение, Интернет, общение через социальные сети). Кроме того, часто «третьи места» стали стремиться увеличивать доход за счёт посетителей.

Стоит упомянуть и появление такого феномена, как «третье место» в виртуальном пространстве. Интернет предоставляет почти безграничные возможности для социальной коммуникации. Развитие социальных сетей и онлайн-игр способствует формированию и быстрому распространению виртуальных интернет-сообществ, которые по своим характеристикам претендуют на звание виртуальных «третьих мест». Специфической особенностью виртуального «третьего места» является возможность «скрыть» свою личность за никнеймом, что позволяет общаться на равных. Коммуникационное взаимодействие проходит легче, чем в реальном мире, но в российских интернет-сообществах прослеживается негативная тенденция повышения отрицательного эмоционального накала. Члены интернет-сообществ не стесняются в выражениях и смело высказывают своё негативное отношение по теме обсуждаемых вопросов.

Педагогическая проблема формирования коммуникативной культуры виртуального общения является крайне актуальной в сфере социально-культурной деятельности. Это отдельный вопрос, на изучение и решение которого стоит обратить внимание социологам, культурологам и педагогам.

Для нас особый интерес представляет социально-культурный подход (Е. В. Зе- ленцова [3], С. А. Капков [5], Н. В. Шарков- ская [8], Л. И. Шептухина [9], Н. Н. Ярошенко [10] и другие), направленный на создание уникальной развивающей среды, обладающей вариативностью самоорганизованных форм неформального общения людей на основе досуговых интересов и культурных потребностей, где инициаторами выступают сами члены данного сообщества различных возрастов.

Под общественным пространством нами понимается определённая общедоступная городская локация, имеющая свои исторические и социально-культурные особенности, выступающая в качестве центра культурной активности горожан и формирующая креативную среду для реализации их досуговых потребностей.

При этом спецификой социально-культурного подхода к проектированию общественных пространств является создание условий для личностной самореализации посредством активизации форм деловой, интеллектуальной, творческой деятельности личности, где акцент сделан на содержательно-функциональном наполнении,в частности на смысловом компоненте социокультурных практик.

На сегодняшний день отношение к общественному пространству в мировой практике различных развитых стран трансформируется, разрабатываются и реализуются программы по благоустройству территорий, приданию им новых смыслов и функционала.

Когда условия современного города предоставляют возможности для творческой самореализации с учётом индивидуальных способностей и увлечений горожанина, тогда в обществе не только формируется интерес к происходящему в городе, но и свой личный «вкус жизни».

Также очень важным является тот факт, что объединение творческих ресурсов людей и сообществ помогает формированию экономически и социально благополучной городской среды, а правильное использование нематериальных ресурсов, которые усиливают своеобразие территорий и гарантируют их конкурентоспособность, создают определённую модель креативного (творческого) города.

По мере развития досуговой компетентности городского населения растут потребности в культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных ценностей и, как следствие, в инновационных социально-культурных услугах, реализующихся на территории города. Это становится одним из условий преодоления негативных, в том числе про- тестных, проявлений социально-культурной активности населения, и прежде всего молодёжи [1].

Общественные пространства можно условно разделить на три типа:

• специально возведённые или рефунк- ционированные, предназначенные для реализации конкретной задачи (центры современного искусства, кластеры, дизайнерские ритейл-стрит, участки для экспозиций);

• пространства, примыкающие к объёмным сооружениям (территории административных зданий, лофты, зоны ковор- кинга, дворы жилой застройки, территории комплексов и различных сооружений);

• многоцелевые объёмно-пространственные образования: зоны отдыха, улицы, бульвары, скверы и площади.

Особого рассмотрения заслуживает вопрос проектирования творческих кластеров. Творческий кластер — это сообщество творчески ориентированных предпринимателей, которые взаимодействуют на замкнутой территории. Творческие кластеры возникают как центры, объединяющие в конкретном месте различные творческие и художественные практики культурного процесса. В кластере возникает общая, специфичная, открытая творческая среда для коммуникации и сотрудничества, на основе чего происходит обмен идеями. Главная цель создания кластера заключается в максимизации экономического эффекта и прибыли, которая остаётся на территории и идёт на развитие инфраструктуры, условий и качества городской жизни.

Творческие кластеры являются инновационной средой социально-культурного городского пространства. Они возникают вследствие освоения промышленных объектов и территорий, которые не функционируют в связи со свёртыванием производства в крупных городах. Человеческий творческий капитал территории становится основной частью её финансовой состоятельности. Кластер помогает зданиям бывшей производственной инфраструктуры обрести новую жизнь, сохранить исторически ценную архитектуру. На этом месте в результате развития кластера происходит взаимодействие творчества и экономики.

В настоящее время во многих крупных городах России существуют творческие кластеры, но самое большое количество крупных и известных кластеров располагаются именно в Москве. Это — Центр дизайна «ARTPLAY», Культурный центр «АРТ- Стрелка», проект «FабRика», дизайн-завод «Флакон». Именно в Москве без государственной поддержки появились первые инициативы, непроизвольно копировавшие британские модели развития творческих индустрий. Творческие кластеры Москвы — это прежде всего центры современного искусства, которые выполняют очень важную социально-культурную миссию просвещения публики, приобщения её к современному искусству.

В основе проектирования общественных креативных пространств применяется методика картирования («mapping»), позволяющая определить ведущие секторы творческой предпринимательской деятельности и «отобразить» их специфику в условиях определённой локации с помощью технологии плейсмейкинга (обустройство мест общественного пользования с вовлечением различных творческих сообществ).

Технология плейсмейкинга включает в себя:

• мониторинг общественной активности в том или ином городском пространстве;

• выбор места расположения кластера / локации;

• разработку концепции креативного общественного пространства;

• организацию специальных событий для формирования пассионарных групп, аккумулирующих вокруг себя специалистов в сфере креативных индустрий;

• создание нескольких центров активностей;

• продвижение креативных общественных пространств с целью привлечения инвестиций, резидентов и развития туристской привлекательности;

• создание условий для частных инвестиций в развитие креативных пространств;

• поддержку резидентов креативных пространств с целью привлечения инвестиций в проекты и реализации продукции.

Использование технологии плейсмей- кинга позволяет создать востребованное именно целевой аудиторией креативное общественное пространство, которое будет нацелено на удовлетворение максимального количества досуговых потребностей всех посетителей.

В проектировании современных креативных общественных пространств можно выделить следующие тенденции:

1. Тематизация городских локаций в зависимости от сосредоточения определённых учреждений (театров, музеев, спортивных организаций и сооружений, медицинских учреждений, исторических ансамблей и проч.). Специалисты в той или иной области могли бы расширить свои социальные функции и быть полезными в креативных общественных пространствах, которые находятся в непосредственной близости от их учреждения, участвуя в проведении мастер-классов, интерактивных лекций, экскурсий, конференций и т.д.

Например, художественный руководитель Театра Олега Табакова народный артист Российской Федерации Владимир Машков предложил создать в центре Москвы в районе «Чистые пруды», где рассредоточено большое количество театров, театральный квартал со своей узнаваемой стилистикой, пешеходной зоной, зонами ко- воркинга (для проведения лекций, мастер- классов и т.д.), скверами, интерактивными площадками, магазинчиками и уличными кафе. Это креативное пространство привлечёт большую целевую аудиторию, создаст в этом районе определённую творческую атмосферу и станет центром туристической жизни Москвы.

2. Укрупнение объектов торговли и досуга, расширение предоставляемых услуг (концепция «город в городе»). Торговый центр становится центром досуга, поскольку в нём появляются музеи, театры, выставочные пространства, спортивные зоны, мини-отели, спа-зоны, всевозможные учебные центры, творческие студии, зоны коворкинга, центры виртуальных игр, салоны красоты и т.д.

3. Создание креативных общественных пространств, регулярно изменяемых в зависимости от целей организаторов городских пространств, которые являются частью большего общественного пространства. Примером могут служить «Московские сезоны» — городские фестивали для каждого времени года, которые уже стали фирменным знаком Москвы. На сегодняшний момент проведено более 30 фестивалей (62 млн посетителей за 6 лет): «Времена и эпохи», «Цветочный Джем», сочная «Золотая осень», «Московская весна A Cappella», летний «Цветочный джем» и другие. В 2018 году Москва получила престижную международную награду в сфере организации фестивалей. Международная ассоциация фе
стивалей и массовых мероприятий IFEA отметила российскую столицу в числе лучших городов мира для проведения фестивалей и массовых мероприятий [7].

4. Создание креативных общественных пространств как маркетинговый ход для продвижения какого-либо продукта или услуги. Например, на «Винзаводе» в Москве открылась временная инсталляция, посвящённая последнему сезону сериала «Игра престолов». Она изображает крипту — усыпальницу с 60 персонажами сериала. Можно рассмотреть их лица и с помощью QR-кода и специального веб-приложения вспомнить сцену смерти. Инсталляцию дополняют мероприятия, посвящён- ные сериалу и его влиянию на мировую культуру [4].

Подводя итоги рассмотрения вопроса проектирования креативных общественных пространств можно выделить их важнейшие социально-культурные функции: информационно-просветительскую; социализации и аккультурации; формирование культурной идентичности; вовлечение общественности в коммуникативное взаимодействие на основе досугового общения; стимулирование социально-культурной активности личности; развитие и формирование эстетического вкуса горожан.

Таким образом, при проектировании общественных пространств с позиции социально-культурного подхода необходимо учитывать: 1) исторические и культурные особенности локации; 2) вектор запроса граждан, прежде всего — конкретного субъекта данного запроса (жителя определённого района, округа), социально-демографический состав и т.д.; 3) интерактивность предлагаемых социально-культурных практик, соответствующих актуальным досуговым потребностям жителей; 4) возможную экономическую эффективность локации; 5) условия для развития малого бизнеса в сфере креативных индустрий; 6) туристическую составляющую. Это, несомненно, способствует развитию инфраструктуры, повышению занятости горожан, появлению новых возможностей для реализации их творческой активности, оформлению городской среды и реализации социально-культурного потенциала городского пространства.

Примечания

1. Акунина Ю. А., Ванина О. В. Протестное искусство в молодежной среде: социально-культурный анализ // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 5 (73). С. 76-83.
2. Городская среда. Технология развития : Настольная книга / В. Л. Глазычев, М. М. Егоров,
Т. В. Ильина и др. Москва : Ладья, 1995. 239 с.
3. Зеленцова Е. В. Креативные индустрии. Зарубежный опыт прикладных исследований
// Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований : монография / Российский институт культурологии, Научно-образовательный центр Российского института культурологии, Институт системных исследований и координации социальных процессов ; [Аванесова Г. А., Аверина М. В., Акопян К. З. и др. ; под ред. И. М. Быховской]. Москва, 2010. С. 202-216.
4. Игра престолов : электронный журнал [Электронный ресурс]. URL: https://tjournal.ru/tv/93993-mesto-v-instagram-kripta-iz-igry-prestolov-v-moskve
5. Капков С. А. Развитие городских общественных пространств: социально-философские аспекты // Общество: философия, история, культура. 2016. № 11. С. 17-22.
6. Ольденбург Р. Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества / пер. с англ. А. Широкановой. Москва : Новое литературное обозрение, 2014. 456 с.
7. Московские сезоны: Официальный сайт городского уличного фестиваля [Электронный ресурс]. URL: https://moscowseasons.com/ru/event/kalendar-festivalei-2019
8. Шарковская Н. В. Культурологические смыслы парка как общественного пространства активного досуга // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 5 (85). С. 104-110.
9. Шептухина Л. И. Творческие индустрии и городское развитие в XXI веке // Экономика, управление, финансы : материалы III Международной научной конференции (г. Пермь, февраль 2014 г.). Пермь : Меркурий, 2014. С. 174-176.
10. Ярошенко Н. Н. Индустрия развлечений в пространстве современных культурных практик
// Международный журнал исследований культуры. 2017. № 1 (26). С. 112-122.

Источник: Акунина Ю. А, Ванина О. В. Проектирование креативных общественных пространств: социально-культурный подход // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 3 (89). С. 167-174.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code