К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВЫХ ОРИЕНТИРОВ МОЛОДЕЖИ

А.В.ПЕТРОВСКАЯ

В статье подчеркивается роль образовательных учреждений в формировании массового правового сознания, нравственно-правовых ценностей подрастающего поколения. Анализируются проблемные вопросы учебных программ курса «Обществознание». Предлагаются направления государственной политики в сфере повышения уровня правовой грамотности молодежи. В частности, подчеркивается, что патриотическое воспитание, помимо прочего, позволяет сформировать необходимые духовно-нравственные ориентиры, систему ценностных координат, которые ложатся в основу идентификации личности молодого человека, обладающего активной гражданской позицией.

Ключевые слова: Массовое правовое сознание, правовое просвещение, правовая культура, школа, программа, профилактика, правовое информирование, правовые знания, молодежь, формирование правовых ориентиров.

 

Право является регулятором жизнедеятельности социума. Это его основное предназначение в государственно-организованном обществе. От того, насколько качественно будет реализовываться названая функция права, зависит осуществление его охранительного предназначения (как реакции на нарушение должного, ожидаемого, рекомендуемого государством). Не вызывает сомнений, что соблюдения государственных установок можно достичь путем применения мер государственного принуждения. Однако правовой, демократический тип государства, как представляется, диктует необходимость акцента на самопонуждении, на самообязывании, а не на силовом характере урегулирования социальной жизни.

Сегодня с уверенностью можно говорить о внедрении демократических ориентиров в массовое правовое сознание. При этом большинство правовых ценностных установок не укореняется на уровне правовой идеологии (такие как приоритет прав и свобод личности, признание человека высшей ценностью, неприкосновенность частной собственности, ответственность государства перед личностью и др.). Вместе с тем правовая идеология способна стать основой признания обществом государственно-правовой политики, власти, базой становления необходимого правового порядка, фундаментом адекватного взаимоотношения государства и гражданского общества, базой для решения правовых проблем современности. Формирование в сознании индивида необходимых правовых ценностей представляет собой одно из условий становления гражданского сознания, активной гражданской позиции (в том числе в правовом аспекте).

Правосознание является внутренним регулятором, мотиватором поступков индивида. При совпадении внутренних установок сознания и внешней (государственной) нормы, регулятивные свойства последней возрастают. Эффективная юридическая норма должна соответствовать духовной системе координат того общества, в котором она применяется, так называемому «культурному коду» нации, правовым ментальным установкам. Идеологическая основа права позволяет сформировать внутреннее побуждение к исполнению формально- определенных нормативных требований. С этой целью необходимо проводить многоаспектную политику правового воспитания, прежде всего молодого поколения, основываясь на особенностях правовых ментальных установок российского общества, системно укоренять на уровне сознания демократические правовые ценности. Именно молодое поколение должно стать основной целевой аудиторией правовой политики государства и гражданского общества, так как молодежь — это будущее любого государства и общества.

Современное Российское государство развивается согласно новым либерально-демократическим принципам, которые нашли свое закрепление в Основном законе страны четверть века назад. При этом нельзя не учитывать, что классические либеральные ценности сформировались на Западе, в контексте западноевропейской правовой культуры. Для русского народа характерны свои правовые, ментальные установки, обусловленные собственным, неповторимым путем исторического становления российской государственности .

Для Западных обществ характерно совпадение действующего юридического права и правовой культуры, не только общественной, но и индивидуальной [2, с. 47-49]. Исторически и географически (благоприятный климат, земледелие, проживание преимущественно малыми группами и т.п.) западноевропейская цивилизация развивается как правовая. Сознание западноевропейца индивидуализировано, право на частную собственность воспринимается вполне естественно, как и обязанность подчиняться законам, так как они выступают разумным регулятором жизни, право развивается по мере развития самого общества. Западноевропейскому сознанию имманентен рационализм как фундамент миропонимания, мотивации и образа жизни человека. Повседневная жизнь, политика, право и т.п. воспринимаются только в контексте закономерностей, на основе детерминизма понятий и объективных явлений. Гражданственность, свобода, законность, приоритет прав и свобод человека являются доминирующими идеями правового менталитета западного общества.

Процесс формирования русской духовности заключается в сочетании христианской религиозности и общинной моральности. На ранних этапах развития отечественное общество не сталкивалось с правовой формой бытия, правовые предписания навязывались государством и подкреплялись внешним принуждением. Для России характерна ориентация на нравственные установки, обычаи, нежели на правовые ценности, как следствие — действующее право не всегда целиком включено в правовую культуру, существует культурная оппозиция. Закон как правовая ценность не укоренился в сознании русского человека. Правда, справедливость, мораль, истина, напротив, являются фундаментальными ценностями праворегулятивного сознания соотечественников.

Как представляется, правовое воспитание современного общества должно осуществляться с опорой на правовую идеологию, с учетом ментальных особенностей. Особое внимание при этом необходимо обратить на правовое просвещение школьников. Именно в школе в основной своей массе подрастающее поколение знакомится с особенностями функционирования государства и права. Согласно утвержденным Указом Президента Российской Федерации основам государственной политики в области правовой грамотности и правосознания граждан, качество обучения и образовательных программ в образовательных организациях, доступность, понятность действующего законодательства выделяются среди факторов, влияющих на формирование должного уровня правового сознания и правовой культуры .

На протяжении более чем десяти лет на уровне научного сообщества и государственного аппарата отмечается низкий уровень правового сознания и правовой культуры российских граждан. Есть все основания видеть одну из причин указанной проблемы в недостаточном понимании сущности и содержания государственно-правовых процессов и явлений. Это особенно актуально в связи с тем, что современные конституционно закрепленные правовые ценности (приоритет прав и свобод индивида, признание их высшей ценностью, взаимная ответственность государства и личности, ценность частной собственности, построение правового государства, вся деятельность которого подчинена праву, многообразие мнений, религий, политических программ и пр.) за время становления Российской Федерации как демократического государства не успели прочно укорениться на уровне массового правосознания. Основой же формирования правового сознания является формирование у индивида необходимых правовых ориентиров и ценностей. Как представляется, это возможно осуществить путем влияния на правовую идеологию как элемент правового сознания в целом. Правовая идеология играет доминирующую роль в современном демократическом государстве, представляя собой основной механизм организации идеологической сферы современного общества [3, с. 17].

Исследование имеющихся на сегодняшний день программ по правовому просвещению учащихся школьного возраста показало, что школьный курс права есть не во всех школах, и далеко не каждый школьник сможет сказать, какие именно права есть у него или его товарищей, учителей, родителей, в чем их смысл [1, с. 73]. Отмечается, что педагоги не уделяют должного внимания разъяснению содержания правовых явлений и ценностей, стараясь большую часть правового обучения осуществлять в форме самостоятельной работы обучающихся.

Анализ преподавания правовых дисциплин показал, что в начальной школе вопросам государственно-правового устройства уделено лишь 3 часа из 264 часов курса «Окружающий мир», что составляет 1,1% от общего объема учебного времени. В «среднем звене» общеобразовательной школы в рамках курса «Обществознание» изучению особенностей функционирования государства, права и связанных с ними явлений и процессов также уделяется незначительное время:

— 5-7 классы — освещены отдельные вопросы по правовой тематике в минимальном объеме (за три года 17 часов из 102, 17% от общего курса): 5 класс — 5 из 35 часов (повторение изученного в начальной школе материала, знакомящего с основными органами государственной власти и Основным законом страны, правами ребенка); 6 класс — правовые вопросы не изучаются; 7 класс — 12 из 35 часов (уделяется внимание изучению прав, свобод, обязанностей человека и гражданина, особенностям правового статуса несовершеннолетних, отдельный аспектам правонарушений и юридической ответственности);

— 8 класс — правовые вопросы не изучаются;

— 9 класс — 22 часа в рамках курса «Обществознание» изучаются отдельные отрасли российского права, основные понятия теории права и государства.

В старшей школе курс права отличается по объему и содержанию в зависимости от профильного направления класса. При этом базовый курс обществознания 10-11 классов включает 22 часа изучения правовых явлений из 134 часов, что составляет 16% от всего времени изучения обществознания за два года. В контрольно-измерительных материалах по обществознанию из 21 задания первой части, ориентированных на определенную область знания, только 5 заданий посвящены праву [1].

Таким образом, из 568 часов изучения предметов, программы освоения которых содержат вопросы, посвященные сущности и содержанию основных государственно-правовых явлений и процессов, разъяснению необходимости нормативного регулирования жизнедеятельности общества, общей характеристике ведущих отраслей российского права и т.п., лишь 64 часа отводится на разъяснение вышеназванных аспектов, что составляет 11,2% от общего объема дисциплины. Вместе с тем незнание общих закономерностей функционирования механизма правового регулирования приводит к неумению, нежеланию использовать юридические средства при возникновении обстоятельств, препятствующих удовлетворению интересов индивида в сфере правовых отношений. Как следствие — неверие в возможности юридической нормы эффективно регулировать общественные отношения, что неизменно приводит к правовому нигилизму . Согласно результатам исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения, в школе ознакомились с текстом Конституции России лишь 30 % опрошенных . Представляется, что указанного объема изучения правовых вопросов в рамках школьного образования недостаточно для получения общего системного представления о механизме функционирования государства и права. Обучающиеся, правовая подготовка которых не является профилирующим направлением, не получают достаточно знаний и навыков использования правовых средств в повседневной жизни. К сожалению, знание конституционных норм оставляет желать лучшего. Вместе с тем Основной закон страны является фундаментом государственно-правовой жизни, закрепляет основные права, свободы, обязанности человека и гражданина, регулирует особенности формирования и деятельности основных органов государственной власти. Указанного объема времени изучения юридических вопросов явно недостаточно для усвоения сущности и содержания государственно- правовых явлений, а ведь без понимания последних вряд ли можно добиться осознанного восприятия Основного закона.

Политика государства, направленная на правовое просвещение молодого поколения, должна быть системной и разноплановой. Можно выделить несколько направлений деятельности государства и гражданского общества, позволяющих сформировать должный уровень правового сознания и правовой культуры подрастающего поколения прежде всего и общества в целом.

Особую роль в становлении мировоззрения современных детей играют средства массовой информации. Согласно результатам исследований, основной массив правовой информации граждане черпают из телевидения и Интернета (67,2% и 52,1% соответственно) [4, с. 79]. Следовательно, необходимо использовать возможности средств массовой информации для разъяснения сущности государственно-правовых процессов и явлений, прививания демократических правовых ценностей и механизмов разрешения конфликтов. Кроме того, при формировании сознания колоссальную роль играет искусство. Ребенок изначально не читает научных исследований, учебников, статей, он воспринимает реальность через произведения искусства: фильмы, спектакли, литературные произведения и т.п. Качество произведений искусства напрямую влияет на качество сформированных ими ценностей. Поэтому предлагается использовать возможности государственного финансирования создания художественных, документальных фильмов, телепередач, формирующих необходимые демократические ценности, раскрывающих их содержание, объясняющих их долженствование. Кроме того, представляется целесообразным на платформе социальных сетей и популярных приложений для мобильных устройств создавать право- и государственно-просветительские программы, которые бы в игровой форме позволяли знакомиться с механизмами правового регулирования.

На уровне образовательных программ, необходимо выделить изучение особенностей функционирования государства и права в отдельный предмет, где системно и последовательно изучались бы ключевые государственно-правовые понятия и связанные с ними процессы (правовой статус личности, его пределы, основные положения Конституции, общая характеристика отдельных отраслей права, особенности ответственности несовершеннолетних, умение пользоваться полученными знаниями, социальная ценность права). При этом для проведения занятий следует привлекать юристов-практиков, сотрудников правоохранительных органов, сопровождать теоретическую базу обучения практическими примерами (желательно из жизни школы, района, города). Кроме того, для формирования навыков применения полученных теоретических знаний на практике возможно проведение в школе игр, квестов, учений с моделированием конкретных ситуаций правоприменения (например «выборы президента», «формирование правительства», «судебное заседание», «работа следователя» и т.п.). Вместе с тем, разрабатывая образовательные программы, необходимо осознавать, что современные демократические ценности во многом чужды национальному сознанию. В связи с этим при правовом просвещении предлагается формировать идеологическую базу правомерного поведения с опорой на морально-нравственные ценности, имманентные отечественному правосознанию.

Кроме того, необходимо формировать патриотическое сознание граждан. С этой целью успешно реализуется государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» . Несомненно, важно продолжать развитие основных направлений этой программы для определения гражданской идентичности. Согласно толковому словарю Д.Н Ушакова, «гражданин — сознательный член общества; человек, подчиняющий свои личные интересы общественным» . Патриотическое воспитание, помимо прочего, позволяет сформировать необходимые духовно-нравственные ориентиры, систему ценностных координат, которые ложатся в основу идентификации личности как гражданина, обладающего активной гражданской позицией.

Библиографический список:

1. Атагимова Э.И., Федоров И.Н. Нравственно-правовое воспитание и правовое просвещение в современной школе: проблемы и пути решения // Мониторинг правоприменения. 2016. № 3 (20). С. 70-76.
2. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования / Пер. с англ. 2-е изд. М.: НОРМА, 1998.
3. Клименко А.И. Функционально-структурные характеристики правовой идеологии: Автореферат дисс. … д. ю. н. М., 2016.
4. Троян (Фадеева) Н.А. Современный подход и перспективы развития правовой грамотности и правосознания граждан // Мониторинг правоприменения. № 3. 2017. С. 77-85.

Источник: Научно-теоретический журнал «Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России». № 4 (58) 2019.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code