ПРОЕКТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

Т.Н.Суминова, доктор философских наук

В статье раскрывается сущность, специфика, разновидности проектного менеджмента как технологии реализации государственной политики в сфере культуры и искусства. Проект в сфере культуры и искусства — это бизнес-проект / предприятие с инвестируемыми средствами для воплощения творческой идеи и привнесения нового смысла / информации / контента в сознание реципиентов / публики / аудитории с целью получения прибыли / прироста капитала. Проектный менеджмент в сфере культуры и искусства (социально-культурное проектирование и арт-проектирование как разновидности такового) — это новая для России управленческая культура рыночного типа. Проектный менеджмент в сфере культуры и искусства — это синоним продюсирования, что детерминирует применение синтеза технологий арт-менеджмента (художественно-творческих, организационно-управленческих (в том числе психологических), маркетинговых, финансово-экономических, нормативно-правовых).

Ключевые слова: проектный менеджмент в сфере культуры и искусства, технологии арт- менеджмента, социально-культурное проектирование, арт-проектирование, продюсирование, государственная политика в сфере культуры и искусства, креативная экономика.

 

В контексте реализации одной из значимых целей государственной политики в сфере культуры и искусства, а именно — формирования гармонично развитой личности и укрепления единства социума, значимым является применение такой технологии, как проектный менеджмент (англ. Project Management). В переводе с английского это словосочетание переводится как руководство проектом, проектное управление, управление проектами (англ. Management of Projects). Этим объясняется активное использование данных синонимов в научной и практической деятельности.

Согласно ГОСТ Р 54869-2011, проектный менеджмент — это «планирование, организация и контроль трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов проекта, направленные на эффективное достижение целей проекта» [4, с. 3].

Проектный менеджмент — это управленческая деятельность, направленная на достижение целей проекта с требуемым качеством, в рамках бюджета, в установленные сроки, при существующих ограничениях и неопределённостях. Вот почему важным в проектном менеджменте является управление контентом, сроками, затратами, рисками, персоналом, поставками, качеством, заинтересованными сторонами, обменом информацией, интеграцией.

Обращаясь к истории, отметим, что за рубежом собственно проектный менеджмент выделился в самостоятельную сферу деятельности из менеджмента проектов и программ ещё в начале 1960-х годов.

Проектный менеджмент от общего менеджмента отличается тем, что менеджер проектов стремится к завершению бизнеса, так как проект — это временное предприятие; технологии создания проектов находятся в постоянной трансформации, что обуславливается спецификой проектов и видов искусства, в которых таковые осуществляются, а также влиянием объективных и субъективных факторов; проектные команды подвергаются трансформациям по ходу жизненного цикла проекта и имеют временную природу.

На практике существует не только проектный менеджмент, или менеджмент проекта, но и менеджмент программы (англ. Programme Management), менеджмент проектов и программ (англ. Project&Programme Management), а также менеджмент портфелей проектов и программ (англ. Project Portfolio Management (PPM)).

Собственно проект (от лат. projectus — ‘брошенный вперёд’, англ. project) — это пространственно-временной континуум (однократная, а не цикличная деятельность с ограниченностью во времени и пространстве), с временной организационной структурой и временной командой, направленный на достижение определённой цели / целей в конкретной отрасли.

Проект в сфере культуры и искусства — это бизнес-проект / предприятие с инвестируемыми средствами для воплощения творческой идеи и привнесения нового смысла / информации / контента в сознание реципиентов / публики / аудитории с целью получения прибыли / прироста капитала.

Обозначим несколько ключевых концепций проектного менеджмента, которые экстраполируются и на сферу культуры и искусства: 1) контент проекта детерминируется его целями; 2) «железный», или «магический», треугольник, или проектный треугольник с ограничениями (время, деньги, требования к качеству, то есть к результатам проекта) [6], как некий символ; на реализацию проекта влияние оказывают и такие ограничения, как организационные, юридические, технические и т.д.; 3) концепция жизненного цикла проекта (фазы создания нового продукта и передачи его в эксплуатацию, то есть фаза концепции, фаза разработки / проектирования, фаза реализации и фаза завершения); 4) учёт рисков и неопределённости; 5) концепция временной организационной структуры (менеджер проекта, команда управления проектом и команда собственно проекта с ответственностью, полномочиями и властью основных участников проекта); 6) синергия управленческих и технологических компетенций.

Проектный менеджмент в сфере культуры и искусства как рыночная сфера имеет собственную культуру, технологии, этику, ценности и т.д.

Проектный менеджмент в сфере культуры и искусства — это синергия инструментов / технологий (управления контентом, сроками, затратами, контрактами, качеством, рисками, персоналом, коммуникациями, поставками) и компетенций (знаний, умений и навыков) для планирования, организации, мотивации, координации, мониторинга и контроля всех аспектов выполнения конкретного проекта с целью достижения ожиданий участников проекта в данной сфере деятельности.

Проектный менеджмент в сфере культуры и искусства базируется на принципах бизнес-деятельности и арт-менеджмента, а специфика такового детерминируется уникальностью отрасли и проектов.

Для осуществления проектного менеджмента в сфере культуры и искусства необходимо использовать технологии арт-менеджмента:

1) художественно-творческие (написание сценария, режиссёрские экспликации, кастинг актёров, чистка текста, создание декораций, костюмов, рисунка, офорта, скульптуры, архитектурного проекта и т.д.);

2) организационно-управленческие функции (управление, планирование, организация, координация, контроль, мотивация), делегирование полномочий, принятие решений, «мозговой штурм», сторителлинг, ликвидация конфликтов и т.д.), в том числе психологические (трансактный анализ, метод невербальных коммуникаций, нейро- лингвистическое программирование);

3) маркетинговые (реклама, PR);

4) финансово-экономические (благотворительность, меценатство, патронаж), спон- соринг, фандрейзинг, краудфандинг, крауд- сорсинг, бизнес-планирование и т.д.);

5) нормативно-правовые (интеллектуальная собственность, авторское право и смежные права, организации, осуществляющие охрану результатов интеллектуальной деятельности в России и за рубежом, решение вопросов, имеющих отношение к налоговому, трудовому, уголовному кодексам и иным законодательным актам).

Проектный менеджмент в сфере культуры и искусства — это новая для России управленческая культура рыночного типа. Если за рубежом существует богатейший опыт и чёткие технологии, то в нашей стране данная культурная практика появилась лишь с 1990-х годов (приблизительно с 1992 года), вследствие политических, экономических, социокультурных трансформаций во всех сферах жизнедеятельности и перехода от административно-командной экономики и управления к рыночным, появления предпринимательства, новых технологий финансирования, новых вариантов реализации творческих идей.

В современной проектно-ориентиро- ванной организации сферы культуры и искусства в качестве основного используется такой тип управления, как менеджмент (англ. management — управление в социальной системе в рыночной среде), то есть руководство как один из инструментов для тех или иных случаев. Иные типы управления — руководство (англ. governance — руководство в смысле «правления», «царствования», англ. direction — руководство по направлению), администрирование (англ. administration), контролирование и регулирование (англ. control — управление в технической системе), лидерство (англ. leadership) и другие — применяются на уровне принятия частных решений. Однако если в качестве базового типа управления в проекте применяется, например, руководство в смысле «правления», «царствования», то «менеджмент» (англ. management) здесь будет лишь инструментом для осуществления такого руководства [2, с. 169].

В данном случае интерес представляет деятельность некоммерческой организации
Фонд поддержки современного искусства «Артпроект» [1].

Проектная деятельность как таковая, а тем более в сфере культуры и искусства, системна и уникальна, и, по справедливым словам почётного члена РМ! (Канадского общества гражданских инженеров Инженерного института Канады и Института гражданских инженеров Великобритании) Макса Уайдмана (M. Wideman), представляет собой «Путь делания вещей».

Проектный менеджмент в сфере культуры и искусства можно подразделить на социально-культурное, или социокультурное, проектирование, ориентированное, исходя из его названия, на оказание влияния на социум, на идеологию / стиль и образ жизни его представителей посредством различных составляющих / ресурсов сферы культуры, в том числе искусства, например, учреждений / институций, человеческого капитала (управленцы, деятели искусств, предприниматели и т.д.), тексты произведений как результаты проектной деятельности (картины, спектакли, шоу, кинофильмы, выставки и т.д.) и другие.

Значимость различных видов искусства, управленческих аспектов и т.д. для осуществления социально-культурного проектирования детерминирует обозначение в качестве как разновидности такового, так и самостоятельной разновидности проектного менеджмента в сфере культуры и искусства арт-проектирования, имеющего прямое отношение к сфере искусства (арто-сфере) / арт-индустрии / арт-бизнесу.

В арт-проектировании как социально- культурном явлении, технологии арт-ме- неджмента, современной культурной практики управления проектами в сфере искусства (артосфере) / арт-индустрии / арт-бизнесе, то есть продюсировании, происходит синергия выразительных средств различных видов искусства как квинтэссенции художественной культуры, технологий арт-менеджмента и бизнеса, что способствует генерации сверхреальности / арт-реально- сти, новых смыслов / символов / образов мира / информации, актуальных для потребителя информации / реципиента / зрителя, стремящегося из жёткого мира капитала в мир иллюзий / красоты / таланта за вдохновением, сменой эмоций, «подпитки» для гармонии бытия. Это детерминирует оказание большего эмоционального воздействия арт-проекта на реципиента.

Арт-проектирование в контексте креативной экономики, современной социокультурной ситуации активно и широко используется для реализации творческого / креативного потенциала различных представителей названной сферы деятельности, реализации государственной политики в сфере культуры и искусства, развития экономики отрасли, а получение знаний, умений и навыков по таковому позволит осуществлять грамотный менеджмент и маркетинг той или иной идеи.

В основе арт-проектирования находится менеджмент-маркетинг в сфере искусства / арт-индустрии / арт-бизнеса, что влияет на раскрытие ресурсного потенциала различных представителей данной сферы деятельности, генерацию коммуникативного маркетингового пространства с представителями власти, общественности, партнёрами, профессиональными посредниками и художниками, что способствует развитию отрасли, её экономики и формированию арт-рынка.

Проект, осуществляемый в сфере искусства как квинтэссенции сферы культуры, логично обозначать арт-проектом, который представляет собой результат синергии и синтеза различных вышеобозначенных технологий арт-менеджмента, что позволяет формировать единое коммуникативное маркетинговое пространство.

Проект в сфере культуры и искусства, в том числе арт-проект, это инструмент реализации государственной политики в отрасли, форма организации арт-простран- ства / арт-индустрии и современный механизм управления в данной сфере деятельности, способствующий осуществлению государственно-частного партнёрства, привлечению различных ресурсов и генерации новых идей / смыслов / символов, развитию предпринимательства и экономики в отрасли и т.д.

Проектный менеджмент в сфере культуры и искусства, в том числе социально- культурное проектирование и арт-проек- тирование, по своей сущности (являет собой синтетический и гармоничный процесс поиска / генерации конкретной идеи, привлечение различных видов ресурсов (маркетинговых, интеллектуальных и т.д.), воплощение таковой в уникальной и определённой организационно-правовой,экономической, маркетинговой и художественной форме, то есть в форме проекта, который может существовать как выставка, аудиовизуальное произведение, спектакль и т.д., и специфики (осуществление в определённом виде артосферы / арт-индустрии / арт-бизнеса) логично воспринимать в качестве тождественного продюсированию как аналогичному процессу, связанному с воплощением определённой идеи в художественном тексте конкретного вида искусства как маркетинговом предложении, пользующемся спросом у аудитории.

Проектный менеджмент в сфере культуры и искусства, в том числе и в большей степени арт-проектирование, это синоним продюсирования, поскольку сущность той или другой деятельности / технологии арт- менеджмента как менеджмента в сфере искусства / в сфере художественной культуры заключается в «продаже» конкретной идеи, в её воплощении и реализации в названной сфере деятельности.

Арт-проектирование связано с такими видами искусства, как дизайн, архитектура и т.д., что вполне логично, поскольку «арт» с английского на русский переводится как искусство, в данном случае — изобразительное или пространственные виды искусства. Кроме того, подтверждением этого является, во-первых, учебное пособие А. Г. Тарасовой «Проектирование арт-объ- ектов» [5], раскрывающее историю развития, объекты арт-дизайна и способы проектирования пространственно-декоративных объектов и предназначенное для студентов направления 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям) профилю «Декоративно-прикладное искусство и дизайн», профилизациям «Арт-дизайн», «Дизайн интерьера» и «Дизайн и компьютерная графика», и, во-вторых, интереснейшие инсталляции художников, например, Джанет Эшель- ман, Робина Уайта, Дэниэля Поппера, Джона Лопеса, Адзумы Макото и т.д. [3].

Использование технологий проектного менеджмента в сфере культуры и искусства детерминировано состоянием политической, экономической, рыночной ситуации, изменяющимися интересами / потребностями / запросами реципиента / покупателя / пользователя будущего продукта.

Профессиональный проектный менеджмент в сфере культуры и искусства способствует достижению успешной деятельности конкретного учреждения отрасли с учётом грамотной стратегии, результативности и эффективности человеческого капитала в формирующейся конкурентной среде.

Использование в сфере культуры и искусства проектного подхода и проектного менеджмента позволяет решать различные проблемы, в частности, кадровые, финансовые, нормативно-правовые, художественно- творческие, организационно-управленческие, что способствует реализации креативных идей в условиях экономических и политических трансформаций социума.

Проектный менеджмент в сфере культуры и искусства — это один из ключевых механизмов / инструментов развития предпринимательской деятельности в отрасли, решения проблем инвестирования различными структурами (бюджетными, внебюджетными фондами, частными организациями), а также способствующий эффективному менеджмент-маркетингу, то есть управлению маркетингом в этой сфере.

В глокализованной рыночной экономике проектный менеджмент в сфере культуры и искусства — это одна из самых результативных и конкурентоспособных технологий реализации государственной политики отрасли, динамики развития и трансформаций экономики таковой.

Примечания

1. Арт-проект: Фонд поддержки современного искусства [Электронный ресурс]. URL: http://www.fondartproject.ru/about-us/
2. Михеев В. Н. Живой менеджмент проектов. Москва : Эксмо, 2007. 480 с.
3. Лучшие арт-проекты года [Электронный ресурс]. URL: https://www.adme.ru/tvorchestvo-dizajn/
luchshie-art-proekty-goda-735810/
4. Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом = Project management. Requirements for project management : национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 548692011 : впервые введён 2012-09-01 / Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Москва : Стандартинформ, 2012. III, 7 с.
5. Тарасова А. Г. Проектирование арт-объектов : учебное пособие. Екатеринбург : Издательство Российского государственного профессионально-педагогического университета, 2015. 75 с.
6. Kerzner H. (2009) Project management: a systems approach to planning, scheduling, and controlling. 10th ed.Hoboken, N.J.: J. Wiley, cop. 2009. 1094 p.

Источник: Суминова Т. Н. Проектный менеджмент как технология реализации государственной политики в сфере культуры и искусства // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 3 (89). С. 160-166.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code