ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ ОТНОШЕНИЯ МОЛОДЁЖИ К АКТИВНОМУ ДОСУГУ КАК ФАКТОРУ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

Н.В.Шарковская, доктор педагогических наук

В статье раскрывается сущность личностного смысла применительно к такому значимому фактору творческой самореализации молодёжи, как активный досуг. Охарактеризованы ведущие структурные компоненты личностного смысла: смыслообразующие мотивы, смысловые установки, поступки молодёжи в сфере досуга. Показана результативность проявления как общих, так и педагогических закономерностей становления и функционирования личностного смысла, выражающего отношение молодых людей к организованному досугу, сопряжённая с рядом макро- и микрофакторов: средовым фактором, действенным фактором освоения базовой гуманитарной культуры и т.д. Сделан вывод об обусловленности изменения личностного смысла отношения молодёжи к продуктивному досугу сменой жизненной позиции.

Ключевые слова: молодёжь, личностный смысл, досуговая деятельность, самореализация в творчестве, жизненная позиция.

 

В теории и современной практике социально-культурной деятельности понятие «личностный смысл» используется при изучении перспективных направлений общего культурного развития и гуманистического воспитания молодёжи с целью более полного выявления индивидуальных творческих возможностей самореализации в свободное вне основных занятий время. Рефлектируя реальное отношение молодых людей к тем объектам общекультурного и природного назначения, ради которых осуществляются их поступки во время досуга, личностный смысл — динамическая «совокупность актуальных действий для меня» по усвоению знаний, ценностей о мире человеческой культуры, активной ориентации в них — выражает «идентичность процессов интеллектуального и эмоционально-нравственного развития» (А. Н. Леонтьев).

Структурными компонентами личностного смысла, представляющими значимость для формирования социального облика молодых людей в целом и стимулирования творческой самореализации в жизненном пространстве их активного досуга в частности, выступают:

смыслообразующие мотивы, побуждающие к осуществлению продуктивной досуговой деятельности, удовлетворению адресных культурных запросов, любительских интересов через достижение личностью поставленных целей, способствующих проявлению собственной поисковой активности, её содержательности и значимости; основной источник развития данных мотивов — ценностные ориентации в окружающей реальной действительности, их индивидуальная и специфическая иерархия; ведущие функции — стимулирующая, социально регулирующая, а также функция «эмоциональной коррекции» (А. В. Запорожец), осуществляемые посредством расширения спектра прогнозируемых общекультурных событий в процессе планирования досуга. Непосредственно сама специфика мотивирующих факторов состоит в выявлении потребностей как источников активной жизненной позиции, а также осознанных стремлений в виде динамических тенденций, выраженных в качестве личностных или социальных желаний молодёжи в духовном, физическом совершенствовании;

разнообразие отношений к социокультурной действительности: межличностных (на уровне пространственно-временных общественных связей между молодыми людьми в социальных группах при организации скоординированной досуговой деятельности, создающих возможности для обмена актуальной информацией, взаимной социальной перцепцией); внутрилич- ностных (на уровне поддержания эмоционального тонуса комфортности субъекта по отношению как к себе, так и к восприятию социокультурной среды), реализуемых в ходе сознательно-избирательного выбора современных технологий организации досуга, представляющих субъективную ценность. Универсальный критерий продуктивности межличностных отношений — непосредственная удовлетворённость процессом установления взаимопонимания, которое сопровождается возникновением эмпатии, уверенности в продолжении социально поддерживающих контактов. Индивидуально-целостная система отношений к культурному времяпрепровождению обусловливает специфику оценочного аспекта (эмоционального, когнитивного) предпочтительности уровня продуктивности или непродуктивности проведения личностью свободного времени. Функциональные возможности ведущих средств организации активной досуговой деятельности (информационных, культуротворческих и пр.) способны выявляться в ходе позитивного отношения молодых людей к её результатам в рамках конкретного социального окружения;

смысловые установки отражают проявляющееся в досуговых действиях молодёжи отношение, имеющее личностный смысл к определённым ситуациям, в том числе к ситуациям успеха в виде стимула формирования мотивации достижения, а также обеспечивают целенаправленный характер проведения свободного времени, способствуя самореализации личности в творчестве (художественном, в том числе музыкальном, научном, техническом); производные от социальных установок, они выражаются в стремлении привести в систему индивидуализированные смыслы реализации общественных норм, взглядов, формирующихся у молодых людей на основе учёта анализа информации о таком образе продуктивного досуга, к которому можно было бы стремиться; функции смысловых установок: информационная, оценочная, когнитивная,экспрессивная, позволяют определять стиль поведения в расширенном контексте сходных жизненных условий. Собственно, модификация смысловых установок связана непосредственно с самой досуговой деятельностью, актуализацией того или иного востребованного её социокультурного направления, прежде всего спортивного, коммуникативного, волонтёрского, туристического, художественного и пр.;

собственные поступки — осознанные преднамеренные виды объективных действий молодых людей, оцениваемые с точки зрения конкретизации их творческой самореализации в свободное время, в ходе которой происходит утверждение их как субъектов в отношении к себе самим, определённой группе, обществу в целом; согласуясь со смысловыми установками, поступки способны проявляться: а) в позиции (стабильной / нестабильной) относительно определения условий осуществления собственной культурной жизнедеятельности, выраженной в словах и реализуемой в соответствующем стиле поведения; б) в отношении к тем или иным сферам досуга, представленным в формате смысловых ремарок. В целом личностно ориентированный смысл объективных действий, обусловленный постоянно меняющейся социокультурной ситуацией, всегда реализуется опосредованно, и, соответственно, поэтому рассматривается как способ осуществления досугового поведения.

Представленная совокупность структурных компонентов личностного смысла, отражающих отношение молодёжи к продуктивному досугу, позволяет обратить внимание на такую их особенность, как произ- водность от жизненного статуса, который, в свою очередь, определяется нахождением молодых людей в тех или иных социокультурных общностях: социальных группах (реальных студенческих группах, компаниях друзей, командах участников интеллектуальных, спортивных игр; проектных группах); молодёжных клубах по интересам, любительских объединениях (авторской песни, экологических, книжных, исторической реконструкции и пр.); студиях, кружках (литературных, театральных, хореографических, музыкальных и пр.); самодеятельных творческих коллективах (оркестровых, вокально-хоровых, народно-певческих, коллективах бального танца и пр.); ассоциациях молодёжных объединений общественной, культурной направленности. Характеризуясь автономностью, добровольностью вступления, свободой выбора участия в социально значимых программах и проектах, сфера функционирования вышеуказанных социокультурных общностей нацелена на создание организационно-педагогических условий успешной творческой самореализации молодых людей в их жизненном пространстве [5, с. 135].

Специфичность отражения личност- но смыслового отношения молодых людей к организации активного досуга состоит в обусловленности рядом психологических, педагогических факторов, имеющих куль- туросообразную составляющую, прежде всего: социальными ожиданиями, деятель- ностной саморегуляцией, индивидуальными стандартами оценивания субъективной вероятности успешного проведения свободного времени, досуговыми предпочтениями в контексте многоступенчатости процесса их социализации и самоидентификации. К другим, не менее характерным особенностям личностного смысла, значимым для решения проблемных вопросов, связанных с выявлением соотношения направленности индивидуального и общественного сознания на постоянно меняющийся поток информации об организации конструктивной социально-досуговой деятельности, относятся:

• предопределённость диверсификации самого личностного смысла изменением адаптационного предназначения лежащих в его основе устойчивых социальных действий: креативных, познавательных, исполнительных, ориентировочных, а также основных способов их функционирования: стандартных и нестандартных, значимых для достижения того или иного оптимального результата, отвечающего за содержательность мотивации досуговой деятельности молодых людей;

• недостаточность полноты рефлексивного осмысления сущности тех или иных структурных компонентов личностного смысла с целью последующей их модификации для постановки и решения проблемы соотношения уровней проявления социально-культурной инициативы и психолого-педагогических характеристик показателей степени самореализации личности молодых людей в сфере досуга с учётом факторов динамичной социально-культурной реальности.

Основные закономерности становления и функционирования личностного смысла причастности молодёжи к активному досугу, обладая признаками всеобщности, в том числе производностью от социального статуса молодых людей в определённый временной период, систематическим пересмотром взглядов на подбор традиционных / инновационных форм и методов проведения свободного времени, отражают реальные, постоянно повторяющиеся связи с социумом, нормативно-ценностным пространством культуры. Как правило, они реализуются в индивидуальных траекториях организации культурной жизнедеятельности, которая, в свою очередь, сопряжена с рядом макро- и микрофакторов, в том числе средовым фактором, действенным фактором освоения видов базовой гуманитарной культуры (нравственной культуры, межкультурной коммуникации, эстетической и физической культуры, культуры досугового чтения, экологической культуры и т.д.).

Сущность непосредственного проявления педагогических закономерностей исследуемого феномена состоит в том, что досуг способен стимулировать молодых людей к
творческой самореализации, если: осуществляется в специфической для данной возрастной группы системе отношений к реальной действительности, неотъемлемой составляющей которой является конкретная ситуация развития; результаты проведения свободного времени соотносятся с эффективным использованием морально-этических ресурсов и средств современной ме- дийно-информационной реальности.

Теоретические и эмпирические исследования показывают [1; 2; 3; 4], что для молодёжи с высокими показателями творческой самореализации в досуговой деятельности (надситуативной активностью, многообразием новых созидательных идей, непрагматически ориентированным риском), а также наличием подтверждённых оснований для её оптимизации, характерна соразмерность множественности культурных идентичностей мотивационной, процессуальной и предметной сфер деятельности в контексте с формами её продуктивного осуществления. При этом мотивационная сфера является основой становления и формирования творческой личности, так как базируется на учёте духовных потребностей в самовыражении, которые, в свою очередь, составляют смыслообразующую суть функционирования самой этой сферы. В представлениях об организации интенсивного досуга молодые люди, как правило, нацелены на наполнение его традиционными или инновационными технологиями, которые позволяют реализовать их личностный потенциал, ориентированный на собственное общекультурное развитие. Им свойственна реальная рефлексия динамики эмоционального опыта на оценивание объективных событий, происходящих в досуговый период времени. В качестве педагогически организованного пространства творческой самореализации молодых людей выступают социально-культурные институты, их разнонаправленная содержательность (просветительная, информационная, научно-исследовательская, образовательная, рекреационная и пр.). Являясь открытой педагогической системой, социально-культурные институты функционируют исходя из общей формулы «культурные потребности — социально значимые функции», что позволяет им создавать креативные пространства, в которых молодёжь принимает ту или иную социальную роль: инициативного участника общекультурных программ и проектов, активного читателя, заинтересованного зрителя, внимательного слушателя и т.д., в зависимости от желания и умения находиться в ней.

Для молодых людей с заниженным уровнем самореализации (шаблонность, заданность рамок принятия конструктивных решений, нерегулярность самоанализа автономной системы ценностей как эталонов должного поведения) показателями выбора произвольных и преднамеренных творческих действий, связанных с активным проведением свободного времени, выступают лишь ситуативные эмоции и рекреационные мотивы. Основным типом реализации адаптационного потенциала личностного смысла является конформный жизненный статус, обусловленный нежеланием выхода за пределы исходных прагматических целей, регулирующих осуществление поступков, в том числе связанных с поиском приемлемых моделей досугового поведения. При этом ответственность за организацию увлекательного досуга переводится как на внешние детерминанты, в том числе микросоциум, так и на определённых субъектов (членов семьи, друзей и пр.). Среди консервативных установок ментальных программ досугового поведения преобладают: ориентация на рутинные формы проведения досуга, вызывающая закрытость для нового эмоционального опыта; отсутствие готовности к постановке и осуществлению поисковых задач, связанных с организацией культуротворческой деятельности; выбор латентных ролей, не проявляющихся в конкретных социокультурных ситуациях; нежелание использовать инновационные технологии трансляции жизненных смыслов в организации досуга; отсутствие стремления к преобразованию системно повторяющихся пассивных форм досуга в активные формы. В связи с этим возможность изменения личностного смысла отношения к значимости продуктивного досуга в культурной жизнедеятельности молодёжи связана непосредственно с жизненной позицией. Смена её, базирующаяся на преодолении психологических, в том числе коммуникативных барьеров, в результате чего молодой человек способен оказаться перед выбором в ситуации принятия новой для себя активной социальной роли, нацеленной на формирование досуговой мобильности, — основа решения проблемного состава вопросов, связанных с изучением личности в теории и практике социально-культурной деятельности.

Примечания

1. Акунина Ю. А. Технологический потенциал социально-культурной деятельности в профилактике деструктивных стратегий поведения молодёжи // Ценностно-смысловое содержание социально- культурной деятельности в современной России : монография / под науч. ред. Н. Н. Ярошенко. 2-е издание, исправленное и дополненное. Москва : МГИК, 2018. С. 185-194.
2. Демиденко А. С. Инфантильная модель поведения городской молодёжи: постановка проблемы // Модели поведения в российском обществе : материалы Всероссийской научной конференции с международным участием (23-24 октября 2017 года) / ред. коллег.: А. В. Лубской и др. Ростов-на- Дону, 2017. С. 124-127.
3. Чистилин А. Н. Личностная обусловленность содержания свободного времени : дис. на соиск. учён. степ. кандидата психологических наук : 19.00.01 / Чистилин Андрей Николаевич. Краснодар, 2004. 168 с.
4. Шарковская Н. В. Социальное творчество как фактор самореализации студенческой молодёжи в культурном пространстве современного общества // Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив : материалы международной электронной научно-практической конференции / под науч. ред. П. П. Терехова. Казань, 2018. С. 410-414.
5. Шарковская Н. В. Социально-культурные институты: типология, содержание, деятельность :
монография. Москва : МГИК, 2017. 148 с.

Источник: Шарковская Н. В. Личностный смысл отношения молодёжи к активному досугу как фактору творческой самореализации // // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 3 (89). С. 153-159.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code