АНАЛИЗ РОССИЙСКО-АРМЯНСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ИНВЕСТИЦИОННОЙ СФЕРЕ

Н.А. Чапкина

Представлен сравнительный анализ Российско-Армянского сотрудничества в сфере инвестиционной деятельности в рамках ЕАЭС, выделены основные преимущества инвестирования в Армению, указаны инвестиционные льготы и гарантии для инвесторов. Автором проанализированы крупные инвестиционные проекты РА, в т. ч. совместно с РФ. Подведены основные итоги инвестиционного сотрудничества РФ с РА и представлены сценарии будущего для РА и РФ.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), инвестиционные гарантии, инвестиционная сфера, прямые инвестиции, иностранные инвестиции, инвестиционные проекты.

 

Основными принципами инвестиционной политики Армении являются: применение либеральных принципов экономической деятельности в инвестиционной сфере; обеспечение привлекательности и стабильности законодательства, регулирующего инвестиции; обеспечение равных, не дискриминационных экономических условий для иностранных и внутренних инвесторов; предоставление национального режима и режима наибольшего благоприятствования иностранным инвесторам и инвестициям; обеспечение защиты законных интересов инвесторов и инвестиций.

Выделим основные преимущества инвестирования в Армению [5]: привлекательное законодательство, регулирующее инвестиции; инвестиционные гарантии; облегченный выход на рынки СНГ и Среднего Востока; высокообразованная и квалифицированная рабочая сила; корпоративные налоговые привилегии для иностранных компаний с инвестициями не менее 500 млн. драмов (1,3 млн. долл. США); освобождение от налога на прибыль для компаний, занимающихся агропродукцией; разрешение 100 %-ной собственности для иностранцев; отсутствие ограничений в подборе служащих; конкурентоспособная цена энергоносителей; отсутствие ограничений на денежные переводы; стабильная банковская система и национальная денежная единица; большая диаспора; членство в ВТО; либеральный режим торговли, отсутствие квот и лицензий на импорт; отсутствие пошлин на экспорт и возврат НДС на экспортированные товары и услуги; свободный обмен иностранной валюты; свободная репатриация прибыли; политическая и экономическая стабильность.

В отношении иностранных инвестиций Республика Армения (далее — РА) придерживается политики «открытых дверей». Правительство РА реализует комплексные реформы деловой среды, создавая благоприятные условия для иностранных инвесторов и бизнесменов:

— согласно отчету «Ведение бизнеса- 2018» РА занимает 47-е место из 189 стран (РФ — 35 место) [1];

— по показателям экономической свободы и ведения бизнеса РА лидирует среди стран СНГ.

Иностранные инвестиции в РА полностью защищены Законом РА «Об иностранных инвестициях», инвесторам предоставлен ряд льгот и гарантий. В настоящее время заключены двусторонние межправительственные соглашения «О поощрении и взаимной защите инвестиций» с 41 странами. РА является членом Международного центра по урегулированию инвестиционных споров, ратифицирована Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, а также международная Конвенция государств-участников СНГ о защите прав инвестора. Выделим следующие инвестиционные гарантии [5]:

— обеспечение 100 %-ного права собственности (за исключением права собственности на землю);

— право на аренду и застройку земли для физических лиц и право приобретения земли иностранными компаниями, зарегистрированными в РА;

— отсутствие географических и отраслевых ограничений для инвестиций;

— свободная и неограниченная репатриация прибыли и имущества;

— свободный обмен иностранной валюты;

— иностранные инвестиции в РА не подлежат национализации, а также не могут быть конфискованы государственными органами, за исключением чрезвычайного положения, установленного законодательством РА, по решению суда при справедливой компенсации;

— гарантии в случае изменения законодательства РА: в случае изменения законодательства РА, регулирующего иностранные инвестиции, в течение 5 лет с момента инвестирования по желанию иностранного инвестора применяется законодательство, действующее в момент осуществления инвестиций;

— право эксплуатации природных ресурсов по концессионному договору;

— отсутствие ограничений на набор персонала.

Компаниям, которые функционируют в РА, предоставляются следующие льготы [5]:

— отсрочка уплаты НДС сроком 1-3 года при импорте оборудования;

— освобождение от уплаты НДС на таможенной границе при импорте некоторых групп товаров;

— отсрочка уплаты НДС сроком на 3 года в рамках одобренного правительством инвестиционного проекта;

— льготы по налогу на прибыль в части новых рабочих мест в рамках проектов, одобренных соответствующим решением Правительства РА;

— льготы по налогу на прибыль для крупных экспортеров;

— налоговые льготы для начинающих IT компаний;

— налоговые льготы в индустриальных зонах РА;

— освобождение от налогов в приграничных зонах, кроме налога на прибыль и пенсионных отчислений;

— освобождение от таможенной пошлины на сырье и материалы, ввозимые из третьих стран технологическое оборудование, сырье и материалы, ввозимые для исключительного использования на территории государства-участника ЕАЭС в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) государства- участника ЕАЭС;

— освобождение резидентов свободных экономических зон (СЭЗ) от уплаты НДС, налога на прибыль, налога на имущество и таможенных пошлин.

Безусловно, такие льготы стимулируют деятельность компаний по расширению своего бизнеса, что тем самым привлекательно для РА.

В первом полугодии 2017 г. был создан Российско-армянский инвестиционный фонд, основная цель которого — замещение импорта и развитие экспорта. Осуществляется финансирование и инвестиции в сфере, что способствует росту товарооборота между странами, импортозамещению, развитию промышленной кооперации и росту экспорта. Российская сторона в свое время выразила заинтересованность в инвестициях в РА, есть заинтересованность в энергетической сфере, возобновляемой энергетике, сельскохозяйственной продукции и переработанной сельхозпродукции, горнорудной промышленности. Аналогичные переговоры РА ведутся не только с РФ, но и другими странами, в т. ч. с Ираном и ЕС.

Минэкономразвития и инвестиций РА презентовало 17.02.2017 г. электронную площадку инвестиционных проектов — www.invest-mentprojects.am. По мнению армянской стороны, это новый инструмент, позволяющий представить потенциальным инвесторам информацию о проектах, а армянским хозяйствующим субъектам — свои проекты.

В 2018 г. среди крупнейших реализуемых инвестиционных проектов на долю РФ приходилось 58,6 % от общего количества проектов (65,4 % от общего объема инвестиций), на долю Казахстана — 19,6 % (24,8 %), Беларуси — 13,9 % (6,9 %), Киргизии — 4,2 % (2 %), РА — 3,7 % (0,8 %) [3].

Евразийской экономической комиссией РА было выявлено 68 инвестиционных проектов в различных видах строительства, заявленных к реализации или уже строящихся. По результатам отбора проектов, реализация которых действительно ведется, было выявлено 22 инвестиционных проекта с общим объемом инвестиций более 4 млрд. долл. США [3]. На рис. 1 представлены данные по инвестиционным проектам за 2018 г. по РА.

Здесь включены проекты, находящиеся на различных строительных стадиях: изыскательских работ и проектирования (8 проектов), подготовки строительной площадки (2 проекта) и строительных работ (12 проектов). Проекты на стадии отделочных работ и монтажа оборудования не были взяты из-за близкого завершения.

На рис. 2 представлены данные по планируемым срокам завершения реализации крупнейших инвестиционных проектов в РА.

Проекты в сфере инновационно-инфраструктурного строительства как реализуемые, так и планируемые направлены в основном на интеграцию с Ираном, поэтому и размещаются создаваемые экономические зоны именно на границе с этим государством (Сюникская обл.). Было выявлено 2 проекта территорий опережающего развития, инвестиции предполагаются в размере 60 млн. долл. США. Наиболее крупный проект — СЭЗ «Мегри», работа началась 17.12.2017 г Общая стоимость строительства — 32 млн. долл. США.

Удалось выявить только 3 реализуемых проекта в сфере возведения производственных объектов на сумму 197 млн. долл. США. Самый крупный — тепличный комплекс площадью 50 га компании ООО «Спайка». Объем инвестиций в проект — чуть менее 100 млн. долл. США [4]. Также выявлено:
— 5 крупных гражданских объектов с общим объемом инвестиций 620 млн. долл. США. Одним из наиболее крупных и интересных проектов — создание квартала «Старый Ереван» с объемом инвестиций в 150 млн. долл. США. Работы начались в 2018 г., проект будет реализован поэтапно;

— 6 объектов электроэнергетики с общей суммой инвестиций в более чем 1 млрд. долл. США. Не самый крупный по инвестициям (127 млн. долл. США), но значимый с точки зрения экономической и политической составляющей — проект строительства 3-й ВЛЭП Иран-Армения, активно реализуется с 2015 г.;

— 9 проектов в сфере транспортного строительства с суммарным объемом инвестиций более 2 млрд. долл. США. Крупнейший из них — Автодорожный коридор «Север- Юг» (протяженность 556 км), соединит центральную Азию с Ираном, Грузией, Россией и Европой. В результате улучшится путесо-общение Европа-Кавказ-Азия. Стоимость проекта — около 1,5 млрд. долл. США [4]. По результатам мониторинга [3] было включено более 350 значимых инвестиционных проектов, реализуемых в РФ, с общим объемом инвестиций более 320 млрд. долл. США.

Инвестиции в крупнейшие инвестиционные проекты по видам строительства

Рис. 1. Инвестиции в крупнейшие инвестиционные проекты по видам строительства
по итогам 2018 г. (РА)

Планируемые сроки завершения реализации крупнейших инвестиционных проектов в РА

Рис. 2. Планируемые сроки завершения реализации крупнейших инвестиционных проектов в РА

На рис. 3 представлены данные по инвестиционным вложениям в крупнейшие проекты в сфере строительства за 2018 г. по РФ.

В анализ были включены объекты в РФ, инвестиции в строительство которых составляют не менее 80 млн. долл. США. Исключениями по объему инвестиций стали объекты нескольких отраслей: агропромышленный комплекс, пищевая промышленность, фармацевтическая промышленность, производство строительно-отделочных материалов, а также объекты тепло- и водоснабжения. Из этих отраслей были включены проекты с объемом инвестиций от 15 млн. долл. США.

По РФ представлены проекты, находящиеся на различных строительных стадиях: изыскательских работ и проектирования (135 проектов), подготовки строительной площадки (45 проектов), нулевого цикла (1 8 проектов) и строительных работ (171 проект). Планируемые сроки завершения реализации крупнейших инвестиционных проектов в РФ представлены на рис. 4.

По итогам 2015 г. входящие прямые инвестиции из РА в РФ составили 283 млн. долл. США, исходящие прямые инвестиции из РФ в РА — 1,4 млрд. долл. США (табл. 1) [8].

По итогам 2015 г. прямые инвестиции резидентов в экономику РФ составил и 56 млн. долл. США. Прямые инвестиции резидентов РФ в экономику РА составили 156 млн. долл. США. Приток прямых инвестиций резидентов РФ в экономику РА меньше оттока, ввиду чего наблюдается отрицательное сальдо операций 20 млн. долл. США (табл. 2) [8].

Инвестиции в крупнейшие инвестиционные проекты по видам строительства

Рис. 3. Инвестиции в крупнейшие инвестиционные проекты по видам строительства по итогам 2018 г. (РФ)

По данным Нацстаткомитета (НСК) [6], прямые иностранные инвестиции в РА в 2018 г. составили 254,3 млн. долл. США против 249,8 млн. долл. США в 2017 г. По данным статистики [6], финансовые обязательства РА по совокупным инвестициям в 2018 г. составили 811,2 млн. долл. США против 400,3 млн. долл. США. Совокупные инвестиции включают в себя прямые, портфельные инвестиции, кредиты и займы. Чистые потоки прямых иностранных инвестиций в реальный сектор экономики РА за 2018 г. составили 111,8 млрд. драмов против 93 млрд. драмов за 2017 г.

Планируемые сроки завершения реализации крупнейших инвестиционных проектов в РФ

Рис. 4. Планируемые сроки завершения реализации крупнейших инвестиционных проектов в РФ

Согласно данным НСК [6], самый значительный объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в РА по итогам 2018 г. пришелся на РФ. Чистый поток ПИИ из РФ в РА за 2018 г. составил 60,1 млрд. драмов против отрицательного показателя в 12 млрд. драмов за 2017 г.

Таблица 1
Инвестиционное сотрудничество РФ и РА в 2010-2016 гг., млн. долл. США

Инвестиционное сотрудничество РФ и РА

Таблица 2
Сальдо операций с прямыми инвестициями, млн. долл. США

Сальдо операций с прямыми инвестициями, млн. долл. США

По итогам 2018 г., британский центр [7] зафиксировал высокий уровень воздействия политической ситуации на экономическое развитие РА. Инвестиционный климат, по версии центра, был неблагоприятным и РА присвоен рейтинг CR, что означает высокую степень риска политического воздействия на экономику. РА в этом смысле оказалась в одном ряду с Украиной, Ираном, Сирией, Пакистаном и некоторыми африканскими странами.

Подведем основные итоги инвестиционного сотрудничества РФ с РА. Вопросы взаимных инвестиций РФ и РА регулируются Соглашением между Правительством РФ и Правительством РА «О поощрении и взаимной защите капиталовложений» от 15.09.2001 г Российские компании представлены в основных секторах экономики республики — энергетическом, телекоммуникационном, банковском, транспортном, горнодобывающем и других. По состоянию на 01.01.2016 г. удельный вес предприятий и обособленных подразделений с российским капиталом в РА в общем количестве предприятий с участием иностранного капитала составил 27,9 % [5].

Одним из ведущих предприятий с участием российского капитала является ЗАО «Газпром Армения», который организует поставки природного газа для внутреннего рынка РА. Компания также занимается транспортировкой, хранением,распределением и реализацией природного газа, реконструкцией и расширением газотранспортной системы и подземных хранилищ газа в РА. Реализованная широкомасштабная инвестиционная программа по восстановлению газоснабжения и газификации позволила вывести РА в число стран-лидеров по уровню газификации (более 96 %) и по уровню использования природного газа в качестве моторного топлива — в первую тройку стран в мире. Инвест- программа компании ЗАО «Газпром Армения» по эксплуатации и модернизации 5-го энергоблока Разданской ТЭЦ в 2015 г. составила 72,0 млн. долл. США.

ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» является 100 %-ной дочерней компанией ОАО «РЖД» и осуществляет концессионное управление армянскими железными дорогами. Концессионный договор подписан 13.02.2008 г., срок концессионного управления составляет 30 лет с правом пролонгации еще на 10 лет. Став концессионным управляющим армянской железной дороги ЗАО «ЮКЖД» обязалось инвестировать в развитие и модернизацию железнодорожной инфраструктуры РА в 2008-2038 гг. 500,0 млн. долл. США, в т. ч.: в инфраструктуру — 330,0 млн. долл. США, в подвижной состав — 170,0 млн. долл. США. Сумма инвестиций, вложенных в развитие и модернизацию железнодорожной инфраструктуры РА с начала периода концессионной деятельности (2008-2014 гг.) составила 245 млн. долл. США. В 2014 г. инвестиции составили 15,6 млн. долл. США, аналогичная сумма была предусмотрена и в 2015 г. Инвестиционная программа в 2016 г. была сосредоточена на оздоровлении объектов инфраструктуры. Приоритетными направлениями по-прежнему остаются путевое хозяйство, системы электроснабжения, сигнализации, централизации, блокировки и связи [5].

В состав ГК «ТАШИР» входит около 200 компаний из разных сфер бизнеса: финансы, строительство, энергетика, производство, рестораны и др. На протяжении более 10 лет ГК «ТАШИР» активно развивает бизнес в области энергетики и является ведущим разработчиком и поставщиком комплексных эффективных решений для инфраструктуры российских городов, промышленных предприятий, объектов городского, гражданского и жилищного строительства. C 2015 г. в состав «ТАШИР» вошла компания ЗАО «Электрические сети Армении» (100 % российский капитал), основным видом деятельности которой является регулируемое распределение и сбыт электроэнергии на территории РА. На момент сделки ЗАО «Электрические сети Армении» имели долги порядка 220 млн. долл. США, 20 % из которых выплачено из средств ГК «ТАШИР».
ЗАО «Международная энергетическая компания» (100 % российский капитал) инвестировала в ремонт Севано-Разданского каскада ГЭС в 2014-2016 гг. 5,0 млн. долл. США.

Успешно развивается компания ООО «Геопромайнинг голд Армения» со 100 % российский капитал, ей принадлежат 2 предприятия — Агаракский медно-молибденовый комбинат (АММК) и компания «GPM Gold», разрабатывающая Сотское золотоносное месторождение и управляющая Араратской золотоизвлекательной фабрикой. В 20122016 гг. инвестировано около 300,0 млн. долл. США в обновление технической базы Сотского золоторудного месторождения.

В 2016 г. одна из крупнейших золотодобывающих компаний России — Polymetal International PLC купила ЗАО «Dundee Precious Metals Kapan», владеющего лицензией на месторождение золота в Капане (юг Армении). Общая сумма сделки составляет 50 млн. долл. США. Компания «Полиметалл» владеет в Армении месторождением Личкваз, оцененные запасы которого составляют 0,6 млн. унций золотого эквивалента.

В 2011 г. российская компания «Нева- Русь» построила горнообогатительную фабрику вблизи Арманинского полиметаллического месторождения (100 % российский капитал) [5].

В настоящее время в банковской сфере активную деятельность осуществляет Группа ВТБ. Одним из наиболее крупных проектов Группы ВТБ в РА является участие в финансировании проекта по организации горнорудного производства на Техутском медно-молибденовом месторождении, по которому с ноября 2011 г. началось использование кредитных средств Группы ВТБ. Наиболее значительным проектом является также финансирование текущей деятельности и инвестиционной программы развития ЗАО «Агаракский медно-молибденовый комбинат» на сумму 9 млн. долл. США.

В сфере услуг — в 2006 г. «ВымпелКом» купил за 341,9 млн. евро 100 % ЗАО «Арментел», а МТС выкупил примерно за 10 млн. долл. США 75 % «Коллнет» и 100 % принадлежащего ей интернет-провайдера «Корнет». В 2007 г МТС купил за 431 млн. долл. США 80 % ЗАО «КТелеком», лидера рынка мобильной связи Армении. В 2012 г. «Ростелеком» купил 75 % «GNCAlfa», крупнейшего в РА оператора магистрального Интернета и передачи данных за 22,5 млн. долл. США [5].

В отрасли страхования в 2003 г. «Ингосстрах» через компанию ЗАО «ИнВест-Полис» 75 % ЗАО «ЭФЕС», после поглощения переименовано в «ИНГО Армения», в 2008 г. «Росгосстрах» создал ЗАО «Росгосстрах-Армения» с уставным капиталом 6 млн. долл. США.

Мы указали лишь часть инвестиционных проектов между РА и РФ. В заключение отметим, что основная цель инвестиционной политики РА — создание благоприятной инвестиционной и бизнес среды, повышение транспарентности нормативной среды, раскрытие конкурентных преимуществ страны, увеличение инвестиций, разработка рыночной инфраструктуры, создание высококачественных и выскооплачиваемых рабочих мест, развитие человеческого капитала и, основываясь на всем этом, обеспечить устойчивый экономический рост и благосостояние населения.

В отношении иностранных инвестиций РА имеет один из самых открытых инвестиционных режимов среди стран СНГ. Правительство РА реализует комплексные реформы деловой среды, предлагая благоприятные условия для иностранных инвесторов и бизнесменов. Сегодня РА — это страна возможностей с современным, хорошо образованным, трудолюбивым человеческим капиталом и с различными моделями сотрудничества с рядом стран.

РА может стать уникальным мостом между странами-членами ЕС и ЕАЭС: учитывая членство в ЕАЭС и последующие возможности — с одной стороны, и возможность экономического сотрудничества с ЕС (включая GSP+ преферциальный торговый режим) — с другой стороны. РА предоставлена возможность использования общих систем преференций (GSP) с Канадой, Швейцарией, Японией, Норвегией и США.

Библиографический список

1. Ведение бизнеса-2018 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.crpp.ru/userfiles/export/ Armeniya.pdf.
2. Инвестиции в Армении [Электронный ресурс] . — Режим доступа: http://russia.mfa.am/ru/invest/.
3. Крупнейшие инвестиционные проекты государств-членов ЕАЭС на период 2018-2022 гг. (ОБЗОР) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// allminsk.biz/images/news/2019/presentaciya.pdf.
4. Крупнейшие инвестиционные проекты, реализуемые в РА [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://marketing.rbc.ru/articles/10464/.
5. Обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности РА за 2016 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: admin. ved. gov. ru>uploads/obzor_economy_ Armenia…pdf.
6. Прямые иностранные инвестиции в РА в 2018 г. выросли до $254,3 млн. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://arka.am/ru/news/economy/ pryamye_inostrannyejnvestitsii_v_armenii_v_2018_godu_- vyrosli_do_254_3_mln_/.
7. Риски для иностранных инвесторов, или Чем Армения не угодила Oxford Analytica [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.- armeniasputnik.am/ economy/20190601/18915301/Riski-dlya-inostrannykh- investorov-ili-Chem-Armeniya-ne-ugodila-Oxford- Analytica.html.
8. Справка о торгово-экономическом сотрудничестве РФ с РА [Электронный ресурс]. — Режим доступа: economy.gov.ru>wps/wcm/connect… tes_rusam. pdf? MOD= AJPERES&CACHEID=b5d0a49c-02ce-4c88- 83fd-b91d910f8e0f.

Источник: «Научный журнал «Вестник Северо-Восточного государственного университета», 2019. Выпуск 32

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code