ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК В ИСПАНИИ (НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ RENFE)

Е.М.МАТВЕЕВ

Статья посвящена примерам реализации социально значимых проектов в области высокоскоростных железнодорожных перевозок — на примере испанской компании RENFE. Проекты действуют в двух основных направлениях — клиентоориентированном (предоставление необходимой информации и сервиса) и технологически ориентированном (модернизация инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями). Также в статье показано, что деятельность, направленная на социальную адаптацию инфраструктуры, занимает главенствующую роль в политике компании RENFE, а концепция «Универсальной доступности» стала основой для модернизации железнодорожного сообщения на территории страны. Главное достоинство рассмотренных проектов заключается в том, что они улучшают доступность железнодорожной инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями, тем самым, увеличивая их равенство в обществе. Основные задачи статьи: оценить эффективность пассажирских перевозок на примере проектов компании RENFE; проанализировать результаты проектов копании за последние 10 лет; дать оценку новым проектным инициативам компании RENFE. Научная новизна определяется оценкой эффективности работы всего железнодорожного сообщения Испании. На сегодняшний день работ, которые рассматривают все региональные особенности железнодорожного сообщения Испании, крайне мало. Кроме того, все проекты, реализуемые испанской компанией RENFE, являются интересными с точки зрения их внедрения в систему российских пассажирских перевозок. Материалы исследования могут быть использованы профильными организациями и подведомственными структурами Евразийской экономической комиссии, а также российскими и зарубежными авторами для теоретической основы своих исследований.

Ключевые слова: социальная адаптация инфраструктуры; универсальная доступность; проекты компании RENFE; инфраструктура Испании; железнодорожные проекты; проекты высокоскоростных железных дорог Испании; адаптация инфраструктуры под нужды людей с ограниченными возможностями

 

В современной экономике транспорт обеспечивает единство региональных и международных товарных рынков, а логистика как регулирующее звено служит прочным каркасом для развития транспортной инфраструктуры. Динамично развивающийся рынок транспортной логистики позволил более активно развивать экономический комплекс страны, что в свою очередь дало развитие ряду проектных инициатив в области транспорта и логистики. Помимо этого, транспортно-логистический комплекс является регулирующим механизмом, в состав которого входят множество хозяйственных связей страны. Состав транспортно-логистического комплекса подразумевает под собой не только основные принципы логистики, которые будут напрямую связаны с управлением товарными потоками, но и затрагивают весь транспортный комплекс государства [1]. В данной статье за основу был взят железнодорожный вид транспорта как основной вид транспорта, который используется для прямых пассажирских перевозок.

Железнодорожный транспорт играет огромную роль в пассажиропотоке. Большое количество перевозок осуществляется именно этим транспортом. Также, это способ передвижения, который составляет конкуренцию авиаперелетам и автомобильным перевозкам [2]. Именно поэтому так важно уделять внимание адаптации железнодорожного транспорта под нужды людей с ограниченными возможностями, для которых он может послужить отличной альтернативой для путешествий на длинные расстояния.

Для написания работы по заявленной тематике была рассмотрена железнодорожная сеть Королевства Испании. Дело в том, что испанское железнодорожное сообщение в стране находится на высочайшем уровне и имеет особую специфику, связанную с ландшафтными особенностями территории, автономными сообществами и степенью участия государства в железнодорожных перевозках, а также отличается насыщенной историей этапов формирования единого железнодорожного полотна [3]. Для приватизации железнодорожных путей и управления железнодорожным сообщением была создана государственная компания — RENFE [4], ставшая монополистом в данной сфере. В 2005 г. по требованию Европейского союза компания была разделена на два подразделения: ADIF — занимается инфраструктурой и RENFE — оператор, занимающийся грузо- и пассажиро-перевозками [5]. Однако, несмотря на это, RENFE продолжает проводить активную социальную политику во всей железнодорожной отрасли.

Рассматривая возможные перспективы развития железнодорожного сообщения, важно обратить особое внимание на государственные планы развития железнодорожной отрасли.

Интерес вызывает тот факт, что если до 2012 г. компания RENFE уделяла больше внимания проектам, посвященным строительству высокоскоростных линий, например, к 2020 г. запланировано проложить до 10 тыс. км новых путей, на их развитие планируется выделить 48 % из общей суммы в 250 млрд. евро, тогда как на автомобильные дороги только 27 % [6], то сейчас прослеживается тенденция улучшения инфраструктуры именно для удобства передвижения людей. Закономерность состоит в том, что, выстроив высокотехнологичные линии, государство занялось увеличением доступности железных дорог [7]. Это способствует увеличению темпов экономического и социального развития регионов Испании, а также позволяет RENFE значительно понизить расходы.

В 2007 г. компанией был издан план по обеспечению доступности железной дороги для пассажиров — «Plan de Accesibilidad Universal». Действия плана рассчитаны до 2020 г. Особое внимание в нем уделяется людям с ограниченными возможностями.

Универсальная доступность — это концепция, которая включает в себя подходы, направленные на увеличение равенства среди людей. Она является важной для любого современного государства, которое старается обеспечить социальную справедливость и равенство среди своих граждан. Именно поэтому органы государственной власти так активно внедряют эту концепцию во все социально значимые отрасли. RENFE уделяет очень много внимания развитию этого плана. Фактически План Доступности был утвержден в 2007 г., а в 2010 г. — переиздан с учетом данных, предоставленных организациями, которые борются за права людей с ограниченными возможностями и знают их потребности. Их советы, с одной стороны, помогли улучшить сервис на поездах и станциях, а с другой, помогли при конструировании новой инфраструктуры, сделав комфортность людей с ограниченными возможностями приоритетной задачей.

Несмотря на большое количество проектов, содержащихся в Плане по увеличению доступности. Условно их можно разделить на две категории:

1. Клиентоориентированные;

2. Технологически ориентированные.

Первая категория проектов — это проекты, ориентированные на клиентов, в первую очередь направлены на улучшение сервиса и качества обслуживания людей с ограниченными возможностями, поэтому основные цели составлены с учетом их особенностей:

— при сотрудничестве с заинтересованными учреждениями и организациями универсализировать равный доступ пассажиров ко всем услугам. Адаптировать услуги с учетом потребностей пассажиров;

— улучшение услуг, связанных с мобильностью людей с ограниченными возможностями.

С учетом поставленных целей компанией были представлены следующие проекты [8]:

1. «Atendo Плюс» — персонализированное обслуживание клиентов. Программа направлена на сбор данных о клиентах с ограниченными возможностями и составление специальной базы данных, содержащей информацию о них.

2. «Сервис от двери до двери» — помощь пассажиру в транспортировке от дверей дома до места отправления поезда и от места прибытия до отеля на такси.

3. «Процедура эвакуации» — обучение персонала помощи людям с ограниченными возможностями при возникновении экстренных ситуаций.

4. «Международные поездки» — помощь пассажирам с ограниченными возможностями при пересечении границ двух стран и пересадке на другой поезд.

5. «Карта Atendo» — специальная пластиковая карта, которая может использоваться пассажирами с ограниченными возможностями, как проездной билет, а также как карта лояльности, к примеру, позволяющая пользоваться скидками при бронировании отеля.

6. «Линия 900» — срочная медицинская помощь. Специальная телефонная линия, которая оказывает поддержку людям с ограниченными возможностями в экстренных ситуациях.

7. Проект, посвященный людям с когнитивными нарушениями. Направлен на расширение прав людей с умственными заболеваниями. Увеличение возможностей их передвижения поездами.

Просмотрев приведенные примеры проектов, мы видим, что они направлены на людей с ограниченными возможностями. Основа этих проектов — нахождение общего диалога с такими людьми и адаптация всего железнодорожного сообщения под их нужды.

Вторая категория проектов — проекты, направленные на технологическую составляющую поездок. Основная идея остается прежней — увеличить доступность железных дорог для людей с ограниченными возможностями. Однако улучшения проходят не в плане удобства получения информации, услуг, а с помощью улучшения самой инфраструктуры. Происходит модернизация станций и поездов, изменение их конструкций для адаптации под нужды людей с ограниченными возможностями, а также включение новых, уже адаптированных составов.

В результате реализации Плана доступности 2007-2010 гг. в настоящее время создается 216 новых улучшенных высокоскоростных поездов большой и средней дальности и еще 297 единиц запланированы. В общем планируется построить 513 новых поездов, сконструированных по новым чертежам. Также предусматривается адаптация, в общей сложности, 480 единиц техники [9].

Запланированные изменения затрагивают все категории поездов (Cercanias, Alta Velocidad и т. д.). Ведутся работы над следующими проектами:

— Модернизация поездов «Cercanias», заключающаяся в изменении уровня пол до уровня платформы. Это изменение может затронуть около 350 поездов с инвестициями в 220 млн евро.

— Модернизация поездов, следующих на средние расстояние, заключается в преобразовании 75 машин, которые будут оснащены бортовыми системами для взаимодействия с различными видами платформ. Для реализации этого проекта они инвестируют около 28 млн евро.

— Модернизация поездов, следующих на большое расстояние, предусматривает адаптацию 55 поездов: 22 ночных и 33 дневных, с целью предоставления наибольшего количества специальных мест людям с ограниченными возможностями. Государство инвестирует 45 млн евро в этот проект.

— Модернизация высокоскоростных поездов для повышения комфорта пассажиров.

Адаптация подвижного состава направлена на получение, по крайней мере, одного вагона каждого поезда, подготовленного для размещения двух людей с ограниченными возможностями, которые передвигаются на инвалидном кресле. Для этого выделяются отдельные места со специальными креплениями, ремнями безопасности и подголовниками, а также прилегающим универсальным туалетом.

Расстояние между стенами вагона, а также прилегающие коридор и туалет — все это расположено таким образом, чтобы человек в инвалидном кресле смог беспрепятственно передвигаться.

Вывески и обозначения, расположенные в поезде и на станциях, будут находиться так, чтобы людям с ограниченными возможностями было удобно их прочитать. Также вводятся таблички с текстом Брайля.

В 2018 г. План комплексной доступности был продлен до 2017 г. К нему был добавлен ряд критериев для совершенства предоставления железнодорожных услуг с точки зрения клиента, соблюдая критерии универсальной доступности и комфорта.

Реализацией почти всех представленных проектов и услуг занимается специально созданный компанией RENFE сервис — Atendo [10]. Его основная задача — это предоставление услуг и помощи людям с ограниченными возможностями.

Одним из основных проектов, предоставляемых компанией RENFE, является «Atendo Плюс». Его суть заключается в поиске адаптированных решений для каждого клиента в отдельности, а не создание какого-либо ряда стандартных. Поэтому компания RENFE пытается создать такие условия, которые будут комфортны и доступны для людей с физическими, сенсорными, интеллектуальными и умственными недостатками. Для этого между перевозчиком и клиентами создается прочная взаимосвязь, которая заключается в составлении профиля каждого отдельного клиента, исходя из его потребностей.

Постоянный контакт с правозащитными организациями и людьми с ограниченными возможностями гарантирует, что предлагаемые решения для обеспечения доступности будут наиболее удачными, поскольку до внедрения они тестируются самими пользователями. Параллельно с этим проходит обучение персонала для внимательного и бережного отношения к таким людям.

Особый интерес вызывают разработки, направленные на улучшение подвижного состава, поскольку его переоснащение во многом зависит от направления перевозок и длительности нахождения в пути. Таких проектов много, однако не все из них имеют серьезные изменения. Поэтому для более наглядной демонстрации произведенных модификаций были подобраны наиболее сложные и интересные концепции: пригородные поезда серии 446 и 447 — одна из таких.

Проблема данной модели поездов заключалась в том, что они были недоступны людям с проблемами передвижения из-за большой разницы высоты между полом вагона и платформой. Этот проект оценивался как один из самых сложных, поскольку, с одной стороны, услугами железнодорожного сообщения пользуется огромное количество людей, особенно в часы пик, с другой стороны, большую проблему составляла разница высоты платформ. Для поиска оптимального решения, удовлетворяющего сразу два аспекта, было проведено специальное исследование, которое впоследствие помогло адаптировать поезд для людей с ограниченной мобильностью. Для этого было решено произвести ряд изменений, которые заключаются в следующем:

— унификация высоты всех платформ до одинаковых показателей;

— перемещение технического оборудования из центрального вагона в головные. Это позволит понизить уровень пола и предоставить места для размещения пассажиров на инвалидных колясках;

— создание специальных зон с возможностью свободы перемещения и маневрирования для людей с ограниченными возможностями;

— оснащение входных дверей выдвижными платформами-пандусами.

Все эти действия были направлены на улучшение комфорта людей, передвигающихся с помощью инвалидных колясок или имеющих другие проблемы и заболевания, влияющие на их мобильность. Важность этого проекта заключается в том, что у пассажиров с ограниченными возможностями появился шанс пользоваться железнодорожным транспортом, который является неотъемлемой частью повседневной жизни многих из них.

Комфортные поездки на дальние расстояния также не остались без внимания RENFE. Поезд «Trenhotel Serie VII» — еще один интересный проект, подаривший людям с ограниченной мобильностью возможность чувствовать себя комфортно во время длительных путешествий.

Учитывая особенности поездок данными сериями поездов (ночные путешествия, длительные поездки), оптимальным решением стало создание вагона, по всем показателям доступного и удобного для людей с проблемами передвижения, в котором находится полностью оборудованная каюта; доступный туалет, комфортабельные кресла.

В начале 2019 г. RENFE выпустила официальный отчет, подводя итоги своей работы. В настоящее время сервис RENFE Atendo обеспечивает доступность для 90 % клиентов, путешествующих на большие и средние расстояния, как высокоскоростными, так и обычными поездами.

Согласно плану 2007 г., RENFE уже облегчил доступ к 100 % поездов AVE, 68 % поездов дальнего следования и более 50 % пригородных и средних поездов. Также планируется включить 30 новых скоростных поездов, которые будут соответствовать правилам доступности, а также будут иметь пол одного уровня с платформой [10].

Помимо этого проходит модернизация и остальной транспортной инфраструктуры. Так, доступность была улучшена на станциях, пассажиропоток которых превышает 750 чел. ежедневно, это около 294-х объектов от общего количества — 490 [10]. Изменения происходили с помощью переоснащения и установления обновленных пандусов.

Исходя из последнего отчета компании за 2017 г. основными достижениями сервиса Atendo стали [10]:

— количество предоставленных услуг сервисом выросло на 4,17 % по сравнению с предыдущим годом (637 698), что составило 664 313;

— исходя из опроса, проведенного среди пассажиров и их отзывов, уровень качества услуг RENFE Atendo в 2017 г. составил 8,37 из 10.

Эти показатели свидетельствуют о повышении качества предоставляемых услуг в отрасли. Также рост обращений к сервису Atendo показывает заинтересованность людей с ограниченными возможностями в железнодорожных перевозках и необходимость данной услуги для них. Статистика наглядно отображает правильность выбранного подхода компанией RENFE, а положительные отзывы только подтверждают ее.

Таким образом, на примере приведенных проектов видно, что компания RENFE совместно с созданным сервисом Atendo проделали и продолжают делать огромную работу по увеличению доступности железнодорожного транспорта для людей с ограниченными возможностями. Особый интерес вызывает тот факт, что эти изменения проходят, как в клиентоориентированной сфере, т. е. предполагающей непосредственное общение с клиентами, предоставление им помощи и услуг, так и в технико ориентированной, где полным ходом идет перестройка подвижных составов и станций по новым техническим требованиям.

Подводя итог, мы можем с уверенностью сказать, что План по увеличению доступности, изданный компанией RENFE в 2007 г., сыграл значительную роль в расширении предоставляемых услуг и удобств людям с ограниченной мобильностью. Новые требования к обеспечению железнодорожного сообщения и сервиса, прописанные в нем, дали толчок к разработке новых проектов, увеличивших равенство между людьми в обществе. Среди проектов, ориентированных на клиентов, особенно выделяется сервис Atendo, обеспечивающий не только сбор информации, необходимой для адаптации услуг и быстрого принятия решений, но и помощь людям с ограниченными возможностями. Также, большой интерес вызывает концепт, посвященный социализации и обучению людей с когнитивными нарушениями.

Исходя из рассмотренных проектов, мы можем с уверенностью сказать, что компания RENFE не оставляет без внимания и технико ориентированные проекты. Проводимые исследовательские работы играют большую роль в последующих преобразованиях железнодорожного состава. Хорошим примером таких изменений является поезд «Trenhotel S7», внутренняя конфигурация которого была пересмотрена и изменена под нужды людей с ограниченными возможностями (были изменены каюты, туалет; расширены коридоры; введены удобные кресла).

Таким образом, План увеличения доступности и проекты компании, прописанные в нем, играют значительную роль для людей с ограниченными возможностями, увеличивая логистический потенциал всей отрасли в целом.

Тема развития темпов улучшения и развития высокоскоростных железных дорог активно поднимается не только в СМИ, но и на государственном уровне. Поэтому проекты, направленные на увеличение пассажироперевозок на примере зарубежных компаний — тема перспективная и востребованная.

В ходе написания статьи были подробно рассмотрены проекты железнодорожной компании RENFE, которые направлены на увеличение доступности железнодорожной инфраструктуры среди людей с ограниченными возможностями.

Исходя из изученного материала, рассмотренного в работе, можно сделать вывод, что в начале XXI в., предав должный импульс развитию высокоскоростному железнодорожному движению, компания стала проводить реформы, напрямую касающиеся социальной жизни общества. Новый План Доступности, изданный в 2007 г., стал важным проектом не только для отрасли, но и для всех клиентов железных дорог Испании. Его основной целью стало увеличение доступности поездов и станций для людей с ограниченными возможностями. Именно с этого момента времени начинаются серьезные изменения, как в обслуживании, предлагаемом компанией RENFE, так и во всей инфраструктуре, а именно поездах и станциях.

Проекты, затронутые в Плане, являются отличным примером улучшения равенства в обществе и заботы компании о своих клиентах. Приведенные данные демонстрируют рост заинтересованности среди пассажиров с ограниченными возможностями, что доказывает особенную значимость проектов в обществе. Также действия компании получают положительные отклики, подтверждающие правильность выбранной стратегии.

Переход к модернизации поездов и станций для улучшения комфорта и удобства передвижения говорит о законченности строительства базовой инфраструктуры и переходе на новый уровень, ориентированный на равенство среди клиентов и комфортабельность их передвижения. Социальная направленность проектов компании RENFE подтверждает факт роста демократических ценностей государства.

Литература

1. Гаджинский А. М. Г 13 Логистика. 20-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. С. 31-33.
2. Ефремов А. Ю. Железные дороги // Железные дороги мира. 2010. 10 нояб. № 5. С. 26-33. URL: https://e03bb34e-a-b251e4fb-s-sites.googlegroups.com/a- /zdmira.com/zdmira/archive-files/_dm2010-05_26-33.pdf
3. Rubio Miguel Munoz RENFE (1941-1991) Medio siglo de ferrocarril publico / Miguel Munoz Rubio. Madrid.: Luna, 1995. P. 392.
4. Herrera Joaquin Alonso El ferrocarril 200 anos de historia, economia y derecho en Espana / Joaquin Alonso Herrera. Madrid.: Edicion personal, 1998. P. 178.
5. Железные дороги Испании. Поезда Испании // KSDD.RU: сервер с данными о транспортной инфраструктуры различных стран. 2019. URL: https://kakdo- bratsyado.ru/zheleznye-dorogi-ispanii-poezda-ispanii/
6. Plan de Accesibilidad Universal // Renfe.com. 2010. С. 9-19. URL: http://www.renfe.com/docs/plan_accesi- bilidad_universal.pdf
7. Бугроменко В. Н. Транспорт в территориальных системах. М.: Наука, 1987. С. 54-55.
8. Plan de Accesibilidad Universal // Renfe.com. 2010. С. 19-41. URL: http://www.renfe.com/docs/plan_ac- cesibilidad_universal.pdf
9. Plan de Accesibilidad Universal // Renfe.com. 2010. С. 41-57. URL: http://www.renfe.com/docs/plan_ac- cesibilidad_universal.
10. Oferta de empleo. Grupo Renfe // Renfe.com. 2019. С. 101-104. URL: file:///G:/Manual%20O-CN2%202019.pdf

Источник: Международный научно-теоретический и прикладной журнал «Социально-экономические явления и процессы». Т. 14, № 3(107), 2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code