НЕСКОЛЬКО СЛОВ О МЕДИЦИНСКИХ ВЫТРЕЗВИТЕЛЯХ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

А.С.ДУГЕНЕЦ, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации

В статье рассматривается исторический отечественный опыт образования учреждений для оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, а также положительные и отрицательные стороны деятельности данных учреждений. Делается вывод о том, что воссоздание таких учреждений будет способствовать защите прав и свобод граждан, решению проблем ограничения свободы перемещения лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, до вытрезвления, оказания им медицинской помощи, а также обеспечению безопасности медицинского персонала, пациентов, имущества медицинских организаций. При этом временное содержание лиц в таких учреждениях не будет противоречить международным соглашениям по правам человека.

Ключевые слова: алкоголизм, медицинский вытрезвитель, оказание помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, производство по делам об административных правонарушениях .

 

В современном российском обществе проблема алкоголизма сохраняет актуальность. Злоупотребление алкоголем по-прежнему остается одним из наиболее значимых факторов, негативно влияющих на состояние здоровья населения, уровень детской безнадзорности и беспризорности, насильственной преступности, травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий и т.д.

Злоупотребление алкоголем не только самым неблагоприятным образом сказывается на близком окружении участника общественных отношений, но и сокращает интеллектуальный потенциал общества, дестабилизирует эпидемиологическую, демографическую, экономическую ситуацию в целом по стране.

На фоне значительных объемов потребления алкоголя в современной России при довольно толерантном отношении общества к проблеме пьянства и алкоголизма представляется необходимым обратить внимание на причины сложившейся ситуации.

В России вытрезвители начали функционировать в 1902 году в Саратове. Пожалуй, самым известным из соответствующих учреждений дореволюционного периода остается «Приют для опьяневших», который был создан в 1904 году в Туле. Тульский врач Федор Семенович Архангельский так сформулировал цель создания приюта: «Дать бесплатное помещение, уход и медицинскую помощь тем лицам, которые будут подбираемы чинами полиции или иным способом на улицах города Тулы в тяжелом и бесчувственном пьяном виде и которые будут нуждаться в медицинской помощи».

Учреждение имело городское финансирование. Функционировали два отделения: амбулатория для алкоголиков и приют для детей пьющих родителей. Помещаемые в учреждения лица получали бесплатное питание и медицинскую помощь.

Позднее соответствующие учреждения были открыты почти в каждом губернском городе и работали до 1917 года.

В СССР к практике функционирования медицинских вытрезвителей вернулись в 1931 году, сначала в Ленинграде, а затем и в других крупных городах. Учреждения находились в ведении Народного комиссариата здравоохранения. Приказом наркома внутренних дел СССР Л.П. Берии от 4 марта1940 года медицинские вытрезвители были выведены из Наркомата здравоохранения и подчинены НКВД, затем — милиции. Согласно данному приказу содержались данные учреждения за счет местного бюджета. Штат и дислокация устанавливались НКВД СССР.

Сотрудники милиции подбирали лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, и доставляли в вытрезвитель, где их осматривал фельдшер. «Пациенту» предоставлялась возможность выспаться и прийти в чувство. Далее его повторно осматривал фельдшер и в случае отсутствия показаний для содержания клиента отпускали. Пребывание в вытрезвителе было платным. Стоимость данной услуги в разные годы колебалась от 25 до 35 рублей в сутки. Питание не предусматривалось, за исключением отдельных случаев, когда по заключению врача или фельдшера выдавались чай, кофе, хлеб. Но главной неприятностью для «пациента» и основным средством профилактики потребления алкогольной продукции было направление специального уведомления по месту работы о том, что он побывал в вытрезвителе. Санкции могли возникнуть самые печальные: от лишения премии до снятия с должности и увольнения с работы.

8 апреля 1967 года принят Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О принудительном лечении и трудовом перевоспитании злостных пьяниц (алкоголиков)». А в 1974 году в системе МВД СССР были созданы лечебно-трудовые профилактории для принудительного лечения и трудового перевоспитания больных алкоголизмом.

Для направления лица в учреждение на срок от 6 месяцев до 2 лет требовалось судебное решение. Целью служило трудовое перевоспитание граждан, страдающих алкоголизмом и наркоманией. Пребывание в данном учреждении хотя и предполагало существенное ограничение свободы, но не являлось уголовным наказанием. А вот за побег из профилактория предусматривалась уголовная ответственность.

25 октября 1990 года Комитетом Конституционного надзора СССР было принято заключение № 8 (2-10), согласно которому нормы, регламентирующие деятельность данных учреждений, были признаны не соответствующими Конституции СССР и международным нормам в области прав человека. С этого момента лечение больных алкоголизмом и наркоманией, если они не совершили правонарушений, должно было проводиться только на добровольных началах [3].

Вместе с тем создание специализированных подразделений милиции — медицинских вытрезвителей — оказало существенное влияние на предупреждение правонарушений, совершаемых лицами в состоянии алкогольного опьянения.

Нормативной основой деятельности медицинских вытрезвителей служили Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1985 года «Об усилении борьбы с пьянст
вом», а также приказ МВД СССР от 30 мая 1985 года № 106, утвердивший Положение о медицинском вытрезвителе при отделе внутренних дел.

Помимо возмездных временного ограничения свободы и оказания лицу медицинской помощи в отношении лица проводилась соответствующая профилактическая работа, включающая в том числе сообщение о факте доставления по месту работы или учебы.

В 90-е годы одним из негативных следствий идеологических и экономических изменений в государстве стало возникновение среды, в которой в качестве одного из приоритетов деятельности медицинских вытрезвителей стало восприниматься увеличение объемов собираемости денежных средств с клиентов навязываемых услуг. В связи с участившимися жалобами граждан была предпринята попытка изменить ситуацию путем передачи соответствующих учреждений в ведение Минздрава. Указом Президента РФ от 18 августа 2010 года № 208 «О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации» Правительству РФ предписывалось в течение шести месяцев подготовить и предоставить предложения о передаче медицинских вытрезвителей от органов внутренних дел в ведение органов управления здравоохранением. Однако данный пункт Указа выполнен не был.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» уже не предусматривал возможность создания соответствующих учреждений в системе МВД России. Такое решение, по мнению ряда исследователей, нельзя назвать оптимальным [1; 2]. Фактически лица, находящиеся в состоянии опьянения, доставленные бригадами скорой помощи, могут представлять реальную угрозу для медицинского персонала, пациентов, имущества медицинских организаций [6].

По данным Роспотребнадзора, ежегодно в России злоупотребление алкогольной продукцией приводит к преждевременной, предотвратимой смерти около полумиллиона человек. Прямо или косвенно с алкоголем связаны более 60% самоубийств, более 70% убийств. Анализ истории противодействия алкоголизму и правонарушениям в сфере потребления алкогольной продукции в России показывает, что существование медицинских вытрезвителей позволяло на протяжении многих лет спасать человеческие жизни от передозировки или потребления некачественного алкоголя, обморожений в холодное время года и смерти от переохлаждения.

Учитывая актуальность рассматриваемых проблем, в некоторых регионах делаются попытки создания медицинских отделений или пунктов оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения [5]. Так, по данным территориальных органов МВД России, соответствующие учреждения созданы в 27 субъектах Российской Федерации. Вместе с тем это не в полной мере соответствует ряду правовых норм, касающихся вопросов ограничения свободы передвижения лиц, привлекаемых к административной ответственности. Вызывает вопросы и не всегда корректное вменение различным субъектам правоприменительной деятельности полномочий, не закрепленных федеральным законодательством, по применению мер государственного принуждения [7].

В большинстве развитых стран функционируют социальные учреждения для оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, в том числе и финансируемые за счет взысканных штрафов за правонарушения, связанные с потреблением алкогольной продукции. Возможность создания независимых от полиции социально ориентированных некоммерческих организаций для помещения в них граждан до вытрезвления предоставляют нормы Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В частности, к вопросам ведения органов местного самоуправления всех уровней относится оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность по профилактике социально опасных форм поведения граждан, а также охране здоровья. По мнению автора, исполнительные органы муниципальных образований наделены полномочиями для самостоятельного решения вопроса создания учреждений по оказанию помощи лицам, находящимся в тяжелой степени опьянения и утратившим способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке и не нуждающимся в оказании медицинской помощи.

Образование таких организаций могло бы способствовать защите прав и свобод граждан, решению проблем содержания лиц в состоянии алкогольного опьянения до вытрезвления (в том числе сроков их задержания), а также проблем, возникающих в учреждениях здравоохранения при оказании медицинской помощи (безопасность медицинского персонала, других пациентов, имущества больниц) и в то же время не противоречить международным соглашениям по правам человека.

Библиографический список

1. Дизер, О.А. Проблемы реализации права полиции доставлять лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, в медицинские организации и территориальные органы МВД России / О.А. Дизер // Научный вестник. — 2014. — № 3. — С. 122-131.
2. Костин, С.Г. Проблемы применения полицией МВД России мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в сфере потребления алкогольной продукции / С.Г. Костин // Право и государство: теория и практика. — 2017. — № 6 (150). — С. 104-107.
3. Менделевич, В.Д. Недобровольное (принудительное) и альтернативное лечение наркомании: дискуссионные вопросы теории и практики / В.Д.Менделевич// Наркология. — 2007. — № 7. — С. 66-75.
4. Плоткин, Ф.Б. Новые тенденции в российской наркологии: возврат к старым силовым методам принудительного лечения / Ф.Б. Плоткин // Независимый психиатрический журнал. — 2015. — № 4. — С. 13-24.
5. Полномочия сотрудников органов внутренних дел (полиции) при осуществлении админи- стративно-юрисдикционного производства : учебно-методическое пособие / А.В. Семенистый и др. — М., 2016. — 192 с.
6. Организация рассмотрения территориальными органами МВД России сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, происшествиях / С.В. Валов и др. — М., 2015. 136 с.
7. Совершенствование системы административных наказаний и порядка их назначения: учебное пособие / А.В. Шевцов и др. — М. : «Onebook.ru», 2019. — 354 с.

Источник: Научно-практический журнал «Вестник Сибирского юридического института МВД России» № 4 (37) 2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code