ГЛОБАЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА ООН ПО СНИЖЕНИЮ РИСКА БЕДСТВИЙ КАК ОСОБАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

В.В.Лисаускайте

Введение: целью статьи является изучение Глобальной платформы ООН по снижению риска бедствий, как формата международной межправительственной конференции. Методы: методологическую основу данного исследования составляет совокупность методов научного познания, среди которых основное место занимают методы сравнения, системности, анализа. Результаты: глобальная платформа ООН по снижению риска бедствий является всемирным промежуточным мероприятием по реализации Сендайской программы действий на 2015-2030 годы. Оно проходит в виде многоуровневого форума с привлечением различных участников. Его целью выступает обмен опытом и обсуждение насущных проблем по реализации отдельных направлений универсальной программы снижения риска бедствий. Автор выделяет как позитивные, так и негативные аспекты данного форума, раскрывает его практическое значение. Выводы: проведенное исследование показало, что Глобальная платформа действительно представляет собой международную межправительственную конференцию расширенного формата. Повышенный интерес к мероприятию свидетельствует о его значимости, качественности и эффективности.

Ключевые слова: международное сотрудничество по защите от бедствий, Глобальная платформа ООН по снижению риска бедствий, международная защита от бедствий, Сендайская рамочная программа.

 

Введение

Современное мировое сообщество активно развивается. Появляются новые сферы международных отношений, их регуляторы и формы взаимодействия. Наравне с государствами, как субъекты международного права, работают и международные межправительственные организации. Как отмечают эксперты, с появлением международных организаций и их активной деятельностью, международные отношения стали стремительно развиваться, а сами организации применять свой институциональный механизм для такого развития.

Одним из способов взаимодействия всех участников глобального процесса выступает проведение различных международных конференций. Они бывают разного масштаба и видов, разной эффективности. В рамках данной статьи нас интересует формат международных конференций, проводимых под эгидой международной межправительственной организации в рамках реализации постоянной многолетней программы с привлечением как субъектов международного права, так и иных участников конкретных международных отношений.

Конференции проходят по-разному За последние годы появились различные новые форматы международных конференций. Это, на наш взгляд, объясняется насыщенностью и сложностью современных международных отношений, их активным развитием, большим количеством участников и желанием решить взаимосвязанные вопросы. Поэтому в официальных пресс-релизах тех или иных мероприятий мы можем увидеть формулировку «международный форум».

Международные конференции как форма развития международного сотрудничества: их особенности и форматы

Международная конференция — это объединение субъектов международного права и других акторов на временной основе для достижения определенных целей посредством активного обмена информацией и принятия итоговых решений. Л.А. Лазутин дает следующее определение термина: «международные межправительственные конференции — временные коллективные органы государств-участников, созываемые для обсуждения и решения согласованных задач, имеющие определенную организационную структуру и компетенцию, закрепленные в правилах процедуры» [3, с. 366]. Исходя из данного определения, можно выявить признаки международных конференций:

1. Временный орган. Структура созывается периодически и функционирует определенное количество времени, от 1 дня до нескольких недель.

2. Коллективный орган. В нем принимает участие большое количество субъектов, от нескольких государств до, в последнее время, разносторонних акторов в виде неправительственных организаций и бизнеса, общее количество которых вместе с государствами и международными организациями исчисляется в сотнях и тысячах. Здесь необходимо отметить наметившуюся тенденцию придавать международной конференции смешанный характер. Однако всегда присутствует межправительственный уровень переговоров и встреч, что позволяет сохранить политический статус мероприятия и подчеркнуть его значимость.

3. Обсуждение и решение согласованных задач. Изначально организаторы четко определяют повестку работы конференции и выделяют более конкретные вопросы, которые уже закрепляются за отдельными форматами встреч в рамках конференции (тематические круглые столы, встречи узкопрофильных специалистов и т. д.).

4. Наличие организационной структуры и компетенции. Международная межправительственная конференция может проводиться под эгидой международной организации, которая ее организует и решает все технические вопросы. Также в рамках данного признака подразумевается организационная форма работы конференции, которая может проходить в виде: пленарного заседания, встреч на высшем уровне, заседания комитетов и рабочих групп, проведения круглых столов и т. д.

Таким образом, любая международная межправительственная конференция обладает целым рядом характерных общих признаков, раскрытие которых позволяет нам сформулировать общее представление о конференции, как форме реализации международного сотрудничества. Каждая такая конференция обладает и своей спецификой с учетом ее целей и задач, круга участников и многих других аспектов.

Международные конференции — одна из распространенных и часто эффективных форм взаимодействия. Она используется для продвижения и развития сфер международных отношений, которые находятся на стадии становления (экология), либо позволяет решить злободневные, актуальные проблемы для всего человечества (экономический кризис). Такие конференции носят именно публичный характер, то есть объединяют в первую очередь субъектов международного права (государства, международные межправительственные организации). Именно от политической воли участников международных конференций зависит дальнейшая судьба обсуждаемой сферы международных отношений. Поэтому работа международных конференций основана на инициативе их участников. Современные международные конференции реализуются в различных форматах. В основе выбранного формата лежит как субъектный состав участников, вопросы повестки самой конференции, так и желание организаторов. В последние десятилетия международные конференции приобрели сложный, многоуровневый характер. Они могут проводиться в течение длительного времени, а не 1-3 дня. Могут использоваться разные формы общения (круглый стол, переговоры, встречи, пленарные заседания и т. д.). Уже не всегда в названии мероприятия мы можем встретить сам термин «конференция». Однако это не влияет на содержательную сущность. Будь то форум или конгресс, они обладают теми же признаками международной конференции, но уже со своей спецификой.

Форум является одним из способов работы международной организации в определенной области. Здесь «форум» схож с «конференцией». Их основная задача — объединить большое количество государств и иных участников определенных международных отношений для обсуждения проблемных вопросов, обмена опытом и определения будущих задач. Однако такой способ может, на наш взгляд, реализовываться именно в рамках постоянно действующего институционального механизма, поскольку по особенностям реализации он более сложен, чем классическая международная конференция, не привязанная к какой-либо международной организации.

Конгрессы и форумы — это вид деловых мероприятий, которые позволяют участникам обменяться идеями, получить информацию по новым направлениям деятельности в той или иной сфере, установить новые контакты и укрепить давно существующие связи с партнерами. Как правило, конгрессы и форумы проходят несколько дней, что позволяет организовать в рамках конгресса тематические секционные заседания, панельные дискуссии, обучающие семинары и круглые столы.

Многостороннее межправительственное взаимодействие по международным проблемам на основе консенсуса государств-участников доказало свою эффективность и получило дальнейшее развитие. Международные межправительственные форумы стали новым явлением в современной системе международных отношений. Они берут на себя все возрастающее количество функций по регулированию различных аспектов межгосударственных отношений на многосторонней основе [2].

Глобальная платформа по снижению риска бедствий как специфический формат международной конференции

Международная защита от бедствий является одной из сфер межгосударственного сотрудничества. Работа осуществляется и в формате различных конференций (Всемирная конференция по инженерии землетрясений; Всемирная конференция по реконструкции; Конференция раннего предупреждения о многих опасных явлениях и другие). Такие мероприятия, как правило, имеют узкую тематику и собирают специалистов в своей области.
Одной из наивысших форм таких встреч в сфере защиты от бедствий является «Глобальная платформа ООН по снижению риска бедствий» (далее — Глобальная платформа), которая официально обозначается как форум. Это всемирное мероприятие, в рамках которого могут проходить встречи различных узкопрофильных структур, а также общие мероприятия. Глобальная платформа по снижению риска бедствий — это двусторонний форум с участием многих заинтересованных сторон, созданный Генеральной Ассамблеей ООН для обзора прогресса, обмена знаниями и обсуждения последних событий и тенденций в области снижения риска бедствий [6].

Исходя из данного определения, можно сформулировать признаки Глобальной платформы:

1. Двусторонний форум. Данный критерий нигде не уточняется. Поэтому мы лишь можем предположить, что в данном случае имеется в виду двусторонний характер участников: публичные (государства, международные организации) и непубличные (неправительственные организации, общественные движения, бизнес). Глобальная платформа организовывается и проводится на основании решения ГА ООН, и, как правило, должна носить сугубо публичный характер. Однако эффективность данного мероприятия возможна только при соединении двух групп акторов.

2. Участие многих заинтересованных сторон. Возможность участия в Глобальной платформе носит открытый характер. Любой заинтересованный человек, ученый, организация или коммерческое предприятие могут пройти регистрацию и заявиться на конкретные мероприятия в рамках форума.

3. Создание ГА ООН. Как уже было отмечено ранее, ГА ООН в 2007 г. в рамках резолюции 61/98 [4] приняла решение о создании и проведении 1 раз в 2 года Глобальной платформы по снижению риска бедствий. То есть это официальное мероприятие, проводимое в рамках универсальной организации ООН в целях реализации одной из задач мирового сообщества.

4. Обзор прогресса, обмен знаниями, обсуждение последних событий и тенденций. В данном признаке отражены общие задачи мероприятия, а также формы его проведения. Предмет этих задач устанавливается в каждом случае проведения непосредственно, с учетом повестки Сендайской программы действий 2015-2030 годов.

Глобальная платформа заменила Межучрежденческую целевую группу по уменьшению опасности бедствий [5] и стала регулярным глобальным форумом для информационно-пропагандистской работы, обмена информацией, координации действий и оценки достигнутых результатов на основе участия всех заинтересованных групп [1, с. 186]. Глобальная платформа стала передовым собранием инвесторов в мире, заинтересованных в снижении рисков бедствий и создании устойчивых общин и народов.

Глобальная платформа рассматривается именно как форум, поскольку имеет многоуровневую, многодневную структуру мероприятия, параллельно состоящего из различных площадок для дискуссий. Специфика выражается, как уже было отмечено, и в субъектном составе. Такая многоакторность направлена на решение поставленных вопросов с привлечением экспертов и практиков.

Рассматриваемый форум является важнейшим компонентом процесса мониторинга и реализации Сендайской рамочной программы по уменьшению опасности бедствий (2015-2030 гг.). Итоги Глобальной платформы информируют обсуждения Политического форума высокого уровня по устойчивому развитию и Саммита ООН по климату 2019 г. с точки зрения снижения риска бедствий. Эти усилия способствуют успешному осуществлению программы устойчивого развития, основанной на оценке риска до 2030 года [7].

Глобальная платформа проводится с 2007 года. За прошедший период состоялось 5 встреч, и с каждой последующей увеличивалось количество ее участников, корректировались планы дальнейшей работы, формировались новые совместные проекты. К сожалению, объем научной статьи не позволяет детально проанализировать каждую встречу. Однако мы можем обобщить достоинства и недостатки такого мероприятия как формы международного взаимодействия.

Достоинства:

— позволяет объединить в одном месте специалистов разных сфер, занимающихся защитой от бедствий;

— дает возможность обменяться опытом, рассказать о своих достижениях и проблемах, обсудить их;

— можно показать проблемы и возможности их решения на местном уровне, что имеет особое значение, поскольку другого формата для них нет;

— есть возможность неформального диалога между учеными, представителями органов власти и общественных организаций;

— международные организации и их подразделения показывают свои наработки и программы, к которым можно присоединиться;

— программа ГП обширная и разноплановая, что привлекает специалистов разного профиля;

— онлайн-инфраструктура позволяет определить свои потребности по участию и сформировать индивидуальную повестку на каждый день, что делает работу еще более результативной.

Недостатки:

— огромное количество участников делает восприятие мероприятий рассеянным. Поэтому необходимо заранее предоставлять детальную программу для целевого ее использования;

— к сожалению, не все муниципалитеты, даже участвующие в международных программах, могут принять участие и поделиться своей информацией. Возможно, следует предусмотреть онлайн-участие для формирования качественного диалога.

Выводы

Проведенный анализ позволяет констатировать, что международная межправительственная конференция является одной из форм международного взаимодействия, которая реализуется в последние десятилетия в различных форматах, с привлечением иных участников и разнонаправленной структуры реализации.

Одной из таких эффективных, по мнению многих экспертов [8; 9], международных конференций выступает Глобальная платформа ООН по снижению риска бедствий. Ее организаторы и участники прикладывают максимум усилий для получения положительного результата от таких встреч. Несмотря на представленные выше недостатки, эффективность Глобальной платформы не вызывает сомнений.

Следует отметить, что качество рассматриваемого мероприятия в целях развития конкретных международных отношений зависит от политической инициативы самих государств и международных организаций. Так, государства должны ответственно формировать национальный механизм защиты от бедствий, привлекать общественность и бизнес к его реализации. Именно такой опыт и параллельно разработанные технологии являются предметом для обсуждения, обмена и дискуссии в рамках уже международного сотрудничества как государств, так и иных участников реализуемого международного форума Глобальная платформа ООН по снижению риска бедствий.

ПРИМЕЧАНИЕ
Научная статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-011-01091.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акимов, В. А. Глобальные и региональные приоритеты снижения риска бедствий и катастроф / В. А. Акимов, Ю. И. Соколов, И. В. Сосуков. — М. : ФГБОУ ВНИИ ГО ЧС (ФУ), 2016. — 396 с.
2. Второнков, Л. Международные организации и современные международные отношения / Л. Второнков // Международная жизнь. — Электрон. дан. — Режим доступа: https://interaffairs/jathor/ material1951 (дата обращения: 15.07.2019). — Загл. с экрана.
3. Международное право : учебник / отв. ред. Г. В. Игнатенко и О. И. Тиунов. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма, 2009. — 784 с.
4. Официальный сайт Организации объединенных наций. — Электрон. дан. — Режим доступа: https://undocs.org/ru/A7RES/61/198 (дата обращения: 15.07.2019). — Загл. с экрана.
5. Резолюция ГА ООН «Международная стратегия уменьшения опасности бедствий» 61/198 GA. — Электрон. дан. — Режим доступа URL: https:/ /undocs.org/ru/A/RES/61/198 (дата обращения: 15.07.2019). — Загл. с экрана.
6. Управление ООН по снижению риска бедствий. — Электрон. дан. — Режим доступа: https:// www.unisdr.org/who-we-are (дата обращения: 15.07.2019). — Загл. с экрана.
7. About Climate Diplomacy. Global Platform for Disaster Risk Reduction. — Electronic data. — Mode of access: https://www.climate-diplomacy.org/events/ global-platform-disaster-risk-reduction (date of access: 15.07.2019).
8. Gordy, M. Disaster Risk Reduction and the Global System. Ruminations on a Way Forward / М. Gordy. — Springer, 2016. — 71 p.
9. Reflections on a Science and Technology Agenda for 21st Century Disaster Risk Reduction / A. Aitsi-Selmi [et al.] // International Journal Disaster Risk Science. — 2016. — Vol. 7. — P. 1-29. — DOI 10.1007/ s13753-016-0081-x.

Источник: Лисаускайте В. В. Глобальная платформа ООН по снижению риска бедствий как особая форма реализации межгосударственного сотрудничества // Legal Concept = Правовая парадигма. — 2019. — Т. 18, №№ 4. — С. 153-158.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code