Цивилистическая природа определения туристской услуги в законодательстве Российской Федерации

А.В.Радонова

В статье прослеживается эволюция трактовки туруслуги в правовой системе Российской Федерации. Исследуется нормативно-правовая основа; характеризуются проблемы и достижения законотворческого процесса в этой области; определяются основные направления усовершенствования правового регулирования сферы возмездного предоставления туристских услуг на ближайшие десятилетия XXI в.

Ключевые слова: туризм; туристские услуги; договор подряда; турпродукт; работа; туристическая деятельность.

 

Свобода путешествий и право на отдых, являясь естественным результатом права на труд, гарантируются Всеобщей декларацией прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.1 Пункт 5 ст. 37 Конституции РФ предоставляет целый комплекс правомочий «на отдых, работающим по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск»2. Перечисленные гарантии обосновывают обязанность государства предоставить народонаселению реальные возможности для путешествий и туризма.

1 См.: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // СПС «КонсультантПлюс».
2 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // СПС «КонсультантПлюс».

А. Е. Толстова в своем исследовании трактует отдых как физиологическую необходимость индивида, а ее выражающий туризм как постоянно реализуемую функцию .

Развитие туризма предопределено социально- экономическим уровнем государства, от которого зависит в том числе и свобода передвижения его граждан .

Будучи комплексной категорией, туризм включает услуги проживания, питания, транспорта; бытовую помощь; эксплуатацию объектов историко-культурного назначения и другие.

Современная трактовка определения туризма вызывает активные научные дискуссии. В частности, И. В. Зорин и В. А. Квартальнов в своей монографии «Туризм как вид деятельности» закрепляют несколько понятий:

— действия путешественников, находящихся вне места их постоянного жительства сроком до одного года с целью отдыха и другие;

— разновидность путешествия, организованная для отдыха или иной цели;

— перемещение заинтересованных лиц по установленному плану с целью удовлетворить возникший интерес;

— способ интеллектуального развития, осуществляемый посредством оздоровительной, спортивной, воспитательной, образовательной и иных социальных функций;

— форма обслуживания потребителей, временно находящихся за пределами пункта постоянного проживания;

— комплексная научно-практическая деятельность по предоставлению туристско-экскурсионных, гостиничных и курортных услуг1.

Легальное определение туризма содержит ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЭ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»2 — это «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в… оздоровительных, познавательных профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой работой в стране (месте) временного пребывания».

1 См.: Зорин И. В., Квартальнов В. А. Туризм как вид деятельности. М., 2014. С. 265-267.
2 Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ (в ред. 4 июня 2018 г.) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон об основах туристской деятельности) // СПС «КонсультантПлюс».

Из вышеприведенной формулировки следует, что законодатель объединяет содержание туризма и путешествия, которые, по нашему мнению, нельзя синонимизировать, поскольку они являются двумя самостоятельными, хотя и взаимосвязанными понятиями, характеризующими жизнедеятельность человека.

Однако путешествие подразумевает перемещение людей в пространстве с определенной целью, финансируемое заинтересованными субъектами. Туризм выступает подвидом путешествия, соответственно, любой туризм предполагает путешествие, но не всякое путешествие является туризмом. Поэтому законодатель, на наш взгляд, некорректно допускает тождество «путешествия» и «туризма», «турдеятельности».

Легальное определение позволяет определить его категорийные отличия: выезд за пределы места постоянного жительства, временный характер и безвозмездность.

Исходя из вышеизложенного, считаем возможным скорректировать ст. 1 Закона об основах туристской деятельности следующим образом: туризм — это перемещение россиян, иностранцев и апатридов за пределы пункта постоянного проживания сроком от 24 часов до 6 месяцев подряд в период отдыха в оздоровительных, познавательных, спортивных, религиозных и иных целях, без систематического занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания, обеспеченное предоставлением комплексной туруслуги.

По ст. 4.1 Закона об основах туристской деятельности условием осуществления туроператорской деятельности является заключение организацией договоров страхования гражданской ответственности за неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта и (или) банковских гарантий исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, при условии соответствия лиц, занимающих должности руководителя туроператора, его заместителя, главного бухгалтера и др.

Закон об основах туристской деятельности в ст. 1 закрепил три вида турдеятельности: «туроператорская, турагентская и иная деятельность по организации путешествий», специфику которой закон не раскрывает.

На наш взгляд, «иная турдеятельность» должна быть квалифицирована в законе с учетом специфики ее стандартизации и лицензирования.

А. Е. Толстова считает, что последствием причисления деятельности к туристской является ее научная и практическая ценность. Вследствие чего она регулируется гл. II Закона об основах туристской деятельности «Государственное регулирование туристской деятельности» и закрепляет основания на предоставление льгот. Вместе с тем потенциальными льготопо- лучателями закон называет только туроператоров и турагентов. При этом иные участники турдеятельно- сти получателями льгот не являются .

В соответствии с нормами российского законодательства иную деятельность в сфере туризма можно трактовать как функции организаций по оказанию ту- руслуг для удовлетворения потребностей заинтересованных лиц в отдыхе (путешествиях) на возмездной основе .

В связи с этим к группе туристских услуг относятся: содействие при оформлении визы и транспортных документов, услуги экскурсоводов и другие. Тем не менее правильнее говорить об иной деятельности именно в сфере туризма, а не путешествий, т. к. Закон об основах туристской деятельности позволяет отнести к турдеятельности любые операции, связанные с перемещением людей .

Сущности туристской деятельности через определения туроператорской и турагентской деятельности посвящена ст. 1 закона. Считаем, что этого недостаточно для использования в научных исследованиях, и предлагаем скорректированную трактовку: туристской является разновидность предпринимательской деятельности по созданию и реализации комплексной туруслуги.

Как разновидность объекта гражданских прав услуга раскрывается в ст. 128 ГК РФ и распространяется на разного рода приносящую пользу деятельность. «Услуга — это функция, приносящая полезный результат третьему лицу», т. е. сущность этого термина состоит из двух сопряженных элементов: цель оказания и средства предоставления .

Кроме услуги, ст. 128 ГК РФ самостоятельным объектом гражданских прав называет еще и работы. Суть содержания статьи говорит о сходном статусе этих объектов. Более точное определение: это товары (имущество), свободно перемещающиеся на всей территории Российской Федерации, — закреплено в п. 3 ст. 1 ГК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 74 Конституции РФ ограничение перемещения товаров и услуг может вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей .

Вследствие того, что услуга трактуется законодательством как не запрещенное законом полезное действие, ее целью признается удовлетворение потребностей заказчика. Данная формулировка услуги противоречит позиции законотворцев, т. к. правовые отношения, объектом которых является услуга, выделены в отдельный разряд договорных обязательств по выполнению работ.

Статья 307 ГК РФ закрепляет действие в качестве объекта обязательственного правоотношения (передачу имущества, выполнение работ, предоставление услуг, уплату денег и т. п.). По договору возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ) исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия либо осуществить определенную деятельность) . Это означает, что законотворцы трактуют действия как модификацию услуги.

Статья 783 ГК РФ допускает возможность применять к договору об оказании услуг положения о подряде, если это не противоречит гл. 39 ГК РФ.

Объектом обязательств по договору подряда выступает конкретное действие (работа), которую подрядчик по ст. 702 ГК РФ обязуется выполнить по заданию заказчика. Тем самым работа поляризуется услуге как самостоятельной форме активных действий. Услугами на основании ч. 2 ст. 779 ГК РФ называются работы, выполняемые, например, по договорам подряда (гл. 37), по договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ (гл. 39) и другим .

Черты отличия работ и услуг положены правовой системой Древнего Рима при разграничении соответствующих договоров. Так, по мнению римских цивилистов, особенность договора подряда заключалась во взаимосвязи цели, на которую он направлен, и достигнутого результата. В договоре на оказание услуг эта взаимосвязь отсутствует, т. к. его предметом выступает труд, лишенный отделенного от него результата.

На том основании, что услуга не завершается ощутимым результатом, а только рассчитывает на полезный эффект в самой себе (либо не реализуется в овеществленном виде), считаем возможным трактовать ее как действие участников делового оборота.

С учетом сути содержания туристской услуги полагаем логичным выделить ее свойства.

1. Безвещественность (абстрактность) туруслуги.

Выше было отмечено: услуга, в отличие от имущества, не имеет овеществленной формы, что характерно для нематериальных объектов. Иными словами, действия услугодателя не влекут материального (осязаемого) объекта.

Недоступность материального результата услуги не значит, что ее оказание не влечет осязаемого итога, отдельного от порядка ее предоставления: такой результат может как наличествовать, так и отсутствовать. В случае отсутствия запланированного итога (если таковой был предусмотрен) и при условии должного оказания услуги считается, что исполнитель добросовестно исполнил свое обязательство.

Другими словами, отсутствие результата при определенных условиях может свидетельствовать только о качестве предоставленных услуг, т. е. отсутствие осязаемого эффекта не доказывает ненадлежащее качество туруслуги.

Услугодатель не отвечает за достижение предлагаемого результата, поэтому он не гарантирует субъекту получение туристских услуг: риск последних выше, чем при выполнении работ.

Свойство нематериальности туруслуги означает бесплотность (неосязаемость) результата: его нельзя продемонстрировать, прорекламировать, проконтролировать и т. д. Однако услуги в сфере туризма могут носить и материальный характер: предоставление транспорта, мест проживания и т. п.

2. Синхронность и невозвратность туристской услуги.

Предоставление туруслуги исполнителем изолированно от ее потребления заказчиком невозможно. Механизмы оказания услуги и ее потребления взаимосвязаны, при этом полезный эффект может быть пролонгирован на непродолжительное время. До начала оказания услуги или после ее предоставления принять полезный эффект нельзя. Этим объясняется свойство невозвратности (невосполнимости) туруслуги.

Синхроничность оказания и получения туруслуги совместно с ее безвозвратностью характеризуется параллельным предоставлением и употреблением.

Последствия недействительности сделок предусмотрены п. 2 ст. 167 ГК РФ: при двусторонней реституции заказчик услуги по недействительной сделке обязан возместить исполнителю ее денежный эквивалент .

3. Вариативность качества туруслуги. Качественный уровень услуги зависит от особенностей ее предоставления, потребления и отличается совокупностью признаков: срок оказания, задуманный результат, разница между себестоимостью и окончательной ценой и т. п.

Соответствие качества отдельных операций, входящих в состав туристской услуги, определяется методами общественной и экспертной оценки. Допускаются также оценка мастерства исполнителя, технологической последовательности, завершенности операции, качества обслуживания потребителей .

Трудности определения качества туруслуг часто связаны с тем, что в подзаконных актах либо закрепляются формальные критерии установления качества, либо употребляются негативные обязывающие конструкции.

4. Оригинальность туристской услуги.

Туруслуга предоставляется определенным исполнителем.

Неординарность и самобытность каждого человека придают туруслуге исключительность, которая зависит от того, где и когда она предоставляется, от ее объема и наполнения. «Эти обстоятельства могут усложнять или упрощать ее предоставление, насыщать различным содержанием, а специальные знания исполнителя — препятствовать потребителю оценить ее объективно» .

5. Предоставление услуги осуществляется благодаря активным действиям, не имеющим имущественной оценки: оплате подлежит сама выполненная функция, а не результат оказанной услуги.

6. Возможный заказчик, обращаясь к потенциальному исполнителю, уже определился с необходимой ему услугой, за исключением объема поручаемых услуг, которых не должно быть менее двух. Иначе заказанная услуга не будет являться туристской: одним из определяющих ее признаков выступает комплексность.

7. Как правило, туристская услуга оказывается субъектам, которые не состоят в обязательственных отношениях с потребителями. Это принципиально отличает ее от презумпции личного предоставления услуги исполнителем.

Таким образом, под туризмом понимается перемещение заинтересованных лиц за пределы пункта постоянного проживания на срок от 24 часов до 6 месяцев подряд для отдыха в различных целях, без систематического занятия деятельностью на возмездной основе в месте временного пребывания, обеспеченное оказанием комплексной туристской услуги.

Особую функцию по реализации туризма следует трактовать как подвид предпринимательской деятельности по организации комплексной туруслуги. Именно комплексность предоставления выступает специфическим признаком туризма.

Туруслуга включает сочетание функций (по организации проживания, питания, транспортировке, экскурсионных услуг, услуг гидов-переводчиков и других) с целью удовлетворить потребности заинтересованных лиц во время передвижения в конкретные сроки по установленному маршруту. С нашей точки зрения, необходимо сократить в Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» категории, допускающие двоякую трактовку правовой природы договоров на предоставление туристских услуг — «тур» и «турпродукт».

Библиографический список

1. Борисов Б. А. Услуги, правовой режим реализации / Б. А. Борисов. — Москва: Филинъ, 1997.
2. Брагинский М. И. Общее положение о хозяйственных договорах / М. И. Брагинский. — Минск: Наука и техника, 1967.
3. Зорин И. В. Туризм как вид деятельности / И. В. Зорин, В. А. Квартальнов. — Москва: Финансы и статистика, 2014.
4. Калмыков Ю. X. К понятию обязательств по оказанию услуг в гражданском праве: сборник. Избранное / Ю. X. Калмыков. — Москва: Статут, 1998.
5. Толстова А. Е. Гражданско-правовое регулирование оказания туристских услуг / А. Е. Толстова. — Санкт-Петербург: Герда, 2006.

Научно-практический журнал «Вестник Уральского юридического института МВД России» № 3(23), 2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code