АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В.А.Чистова, А.С.Рубцов

Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам правового регулирования антимонопольной деятельности в Российской Федерации. В статье также описывается деятельность антимонопольной службы, затрагиваются актуальные проблемы и рассматриваются пути для ихустранения.

Ключевые слова: право, регулирование, монополия, организация, качество, законодательство, акт, конкуренция, антимонопольная деятельность, потребитель, естественные монополии.

 

В настоящее время монополия играет одну из главенствующих ролей в экономике России. Она является источником множества проблем, таких, как: рост цен на продукцию, работы и услуги; сокращение производства; ухудшение качества выпускаемой продукции, работ и услуг. Отсутствие необходимых мероприятий для регулирования деятельности монополий представляет собой опасность для потребителей продукции, работ, услуг, а также для экономики страны. В подавляющем большинстве случаев главным инструментом регулирования здесь выступает государство, которое создает условия для надлежащего уровня жизни граждан и нормальной работы экономической системы страны, что в совокупности приводит к появлению конкурентоспособной экономики. Применение различных способов ограничения деятельности организаций- монополистов находит свое отражение в понятии «антимонопольная деятельность».

Антимонопольная деятельность — это набор действий ограничительного характера, направленных на поддержание здоровой конкуренции между организациями, а также действия, направленные на осуществление контроля за работой этих организаций.

Основными направлениями такой деятельности являются:

— запрет на злоупотребление организацией своим высоким положением;

— запрет на установление компанией высокой или низкой цены в рамках монополии;

— наблюдение за работой предприятий, являющихся монополистами, которая может послужить причиной снижения качества продукции или услуг из-за несовершенства процесса производства данной продукции.

В России с проблемами в виде монополий борется Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Необходимо отметить, что за время своего существования орган, исполняющий данные функции, много раз менял не только свое наименование, но и соответствующий статус в системе органов исполнительной власти, что влекло за собой раз
личные объемы полномочий, и соответственно задачи и функций, не всегда связанные только со словом «конкуренция» [1].

В перечень ее обязанностей входят следующие действия:

— отслеживание выполнения антимонопольных законов в земельной, природной и
электроэнергетической областях;

— отслеживание выполнения законов в области естественных монополий;

— отслеживание выполнения законов в сфере рекламы;

— контроль в области закупок товаров, работ, услуг необходимых для государства;

— отслеживание выполнения законов в области государственного оборонного заказа.

В своей работе антимонопольная служба наиболее часто использует следующие
законы: «О защите конкуренции», «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», «О государственном оборонном заказе», «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» и «О рекламе».

Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-Ф3 вводит ряд ограничений в работу организаций, расположенных на вершине рынка сбыта продукции, работ и услуг .

Таким субъектам запрещается:

1) устанавливать и поддерживать высокую или низкую цену товара;

2) производить изъятие товара из обращения, если из-за такого изъятия повышается цена товара;

3) необоснованно заниматься прекращением производство продукции, если на нее имеется большой спрос;

4) необоснованно заниматься установлением разной цены на одну и ту же продукцию;

5) создавать препятствия на пути входа или выхода из рынка продукции, работ и услуг другим организациям.

Помимо этого, Закон «О защите конкуренции» следит за слиянием организаций, продажей и приобретением акций компаний, а также вводит запрет на согласование цен между организациями и раздел рынка .

Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» устанавливает порядок в отношениях между заказчиком и поставщиком продукции для государства .

Федеральный закон 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» регулирует правовые отношения, связанные с оборонным заказом и его контролем. Также он определяет основные принципы и методы регулирования цен на продукцию по оборонному заказу .

Федеральным законом № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение, для обеспечения обороны страны и безопасности государства» устанавливается перечень ограничений для зарубежных инвесторов, участвующих в уставных капиталах организаций, имеющих особое значение для обеспечения обороны страны .

Целями Федерального закона «О рекламе» N 38-ФЗ являются развитие рынков товаров, работ и услуг, обеспечение потребителей качественной рекламой, создание благоприятных условий для производства и распространения рекламы .

Главной проблемой применения вышеперечисленных законов является определение перечня действий, необходимых для предотвращения нарушений этих законов какой-либо организацией, и применения к ней определенных действий ограничительного характера.

Второй проблемой является жесткая позиция ФАС к нарушителям антимонопольного законодательства, в частности, введение уголовных санкций, таких, как штрафы, дисквалификация и лишение свободы, что негативно сказывается на участниках определенного рынка [2].

В 2014 г. ФАС России и его территориальные органы рассмотрели около 40 тыс. фактов по признакам нарушения Закона «О защите конкуренции», возбудили около 10 тыс. дел, признали более 8000 нарушений и выдали 5,6 тыс. предписаний. Деятельность субъектов естественных монополий в течение всего 25-летнего периода существования антимонопольного органа находилась в сфере повышенного контроля и надзора, как в силу особого статуса функционирования, так и в связи с их значительной ролью в социально-экономической системе государства. На долю субъектов естественных монополий (ЕМ) в 2014 г. пришлось 28 % всех заявлений в антимонопольный орган, 22 % возбужденных дел, около четверти всех выданных предписаний. Если рассматривать в отраслевом разрезе то на долю субъектов ЕМ в 2014 г. пришлась треть всех заявлений в антимонопольный орган, 38 % возбужденных дел, около 42 % выданных предписаний (здесь и далее использованы материалы внутренней статистической отчетности) [3]. Также не следует забывать и о недобросовестной конкуренции со стороны компаний, которая может проявляться в предоставлении органам, осуществляющим деятельность по контролю монополий ложных данных о нарушениях законодательства фирмой-конкурентом. Осуществляется это с целью устранения конкурентов с рынка и получения их доли.

Для решения вышеперечисленных проблем можно предпринять следующие действия:

— Провести окончательный переход к применению комплексного анализа рынков. Это подтолкнет к нахождению необходимого уровня взаимодействия между определенными критериями регулирования [2].

— Создать новые подразделения внутри антимонопольной службы с более обширным набором полномочий и обязанностей. Это поможет ФАС детально сконцентрировать больше внимания на конкретных сферах экономики и законодательства.

— Указания и рекомендации, которые Правительство РФ дает ФАС, должны учитывать современные особенности и варианты развития экономической ситуации в стране [2].

— Внести изменения в антимонопольные законы с целью расширения области их охвата и устранения существующих разногласий.

— Внести изменения в деятельность предприятий-монополистов. К таким действиям относятся переход к новым стандартам, создание сетей сбыта и организаций смежных областей вокруг монополии [2].

Таким образом, в любом государстве на любой стадии развития экономики законодательство о конкуренции является необходимым условием для развития рыночных механизмов регулирования экономики и существования конкуренции на товарных рынках [4].

На практике данные корректирующих мероприятий помогут государству улучшить качество осуществляемого регулирования монополий в Российской Федерации, защитить отечественную экономику от организаций, занимающихся недобросовестной конкуренцией, обеспечить стабильный экономический рост в будущем и повысить качество производимой продукции, а также выполняемых работ и услуг.

Литература

1. Рассказова А.К. Правовой статус, цели и задачи Федеральной антимонопольной службы // Молодой ученый. 2018. № 22. С. 252 — 255.
2. Комаров А.В. Антимонопольное регулирование на современном этапе: проблемы и перспективы / А.В. Комаров, М.В. Лабусов // Научные записки молодых исследователей, 2014. № 8. С. 17 — 21.
3. Тенишева А.П., Шишко И.В., Лужбина Е.Л. Антимонопольное регулирование: проблемы законодательства, теории и практики: Монография. М.: Проспект. 258 с.
4. Рассказова А.К. Антимонопольное законодательство // Молодой ученый, 2018. № 23. С. 123 — 127.
1. Rasskazova A.K. Pravovoj status, celi i zadachi Federal’noj antimonopol’noj sluzhby // Molodoj uchenyj. 2018. № 22. S. 252 — 255.
2. Komarov A.V. Antimonopol’noe regulirovanie na sovremennom etape: problemy i per- spektivy / A.V. Komarov, M.V. Labusov // Nauchnye zapiski molodyh issledovatelej. 2014. № 8. S. 17 — 21.
3. Tenisheva A.P., SHishko I.V., Luzhbina E.L. Antimonopol’noe regulirovanie: problemy za- konodatel’stva, teorii i praktiki // Monografiya, M. Prospekt. S. 258.
4. Rasskazova A.K. Antimonopol’noe zakonodatel’stvo // Molodoj uchenyj. 2018. № 23.
S. 123 — 127.

Источник: Научно-практический журнал «Северо-Кавказский юридический вестник». 2019. № 3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code