Контрафактная продукция на потребительском рынке: экономические и правовые аспекты

А.Н.Семин,  доктор экономических наук, профессор
Н.С.Михайлова
А.В.Сосенков

Механизм системы функционирования рынков контрафактной продукции получил поддержку вследствие санкционной политики ряда государств. Определить масштабы фальсификатного производства не представляется возможным, т. к. зачастую данный процесс протекает латентно. Современное благосостояние страны базируется на динамике развития официальных и неофициальных экономических процессов. Причины возникновения некачественных товаров преимущественно заключаются в недоработке правового механизма защиты прав производителя, а также неэффективности системы контрольных мероприятий. В статье раскрывается понятие контрафактной продукции, дается описание механизма его негативного влияния на экономику. Рассмотрены причины распространения данного теневого процесса, а также перечислены методы и инструменты борьбы действующего организационно-управленческого механизма.

Ключевые слова: контрафактная продукция; импорт; теневая экономика; Таможенный союз.
Counterfeit production in the consumer market: economic and legal aspects

 

Внешнеэкономическая, как и прочая, приносящая доход, деятельность является одной из наиболее привлекательных для теневого сектора и криминальных структур в частности. Неофициальные и нерегистри- руемые сделки позволяют развивать параллельные финансовые потоки, которые ежегодно в своей совокупности наносят ущерб государству триллионными потерями. В условиях санкционной политики данная ситуация приобрела особое значение. Низкий уровень конкурентоспособности и ограничение по импортируемым товарам стали возможностью для развития нелегальных оборотов.

Единое экономическое пространство, создаваемое в рамках экономического союза, аннулировало ряд таможенных барьеров, но не сократило объем контрафактной продукции, наоборот, упрощенная система оформления открыла новые каналы проникновения на отечественный рынок.

Экономические правонарушения и преступления, связанные с торговлей контрафактной продукцией, получили широкое распространение в середине 90-х гг. XX в. и продолжают осуществляться в настоящее время. Рассматриваемые категории относятся к сфере теневизации экономических процессов. Позволяют формировать площадки для обналичивания доходов, полученных преступным путем, и тем самым подрывать суверенитет государства и дестабилизировать общую социально-экономическую ситуацию в стране.

В общем смысле контрафактный продукт является поддельным воспроизведением дорогостоящего оригинала. Свойства его, как правило, аналогичны или в разы хуже, но себестоимость ниже (отсутствуют издержки на рекламу, общепроизводственные расходы, налоги и т. п.). По цене не всегда сопоставим с той, по которой происходит реализация фирменного товара. Этикетки и логотипы отличаются в 1-2 буквы или не отличается совсем, т. к. используются для определенной степени смешения обозначения. Как правило, продажа такого товара может происходить оптом и в розницу через торговые точки, неорганизованные рынки, посредством интернет-магазинов (через которые особенно сложно определить фактического хозяина и, соответственно, привлечь к ответственности). Ряд производителей придерживаются способа усложнения товара, что сразу будет отличать его от любого поддельного экземпляра и сделает технологию производства экономически невыгодной. Продавая контрафактную продукцию в крупном населенном пункте, злоумышленники имеют возможность получить максимальную прибыль, сохраняя при этом высокий уровень наступления рисковых событий в виде проверочных мероприятий контролирующих органов.

Существуют определенные правила ввоза продукции в страну, которые должны соблюдаться при ведении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем внешнеэкономической деятельности. Государственное регулирование импорта основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», от 27 ноября 2010 г. № 311 -ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, а также на принципах международного права и международных договорах. С целью защиты здоровья и жизни граждан импортируемый товар подлежит обязательной документальной и фактической проверке на соответствие требованиям по безопасности с последующим начислением или не начислением обязательных таможенных платежей. Нарушение установленных правил влечет гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность, предусмотренную кодексами.

Невзирая на установленные требования оформления, контроля и продажи импортируемых товаров, рынок контрафактной продукции растет. Более того, данный вид бизнеса относится к категории интернационального. Среди контрафакта основными видами товаров являются: фармацевтика, алкоголь, одежда и изделия кожгалантереи, табачные изделия, пиратская продукция.

Объем контрафактной продукции не поддается точным расчетам. Как типичное явление теневой экономики производство ее протекает латентно. Таким образом, с большой долей погрешности можно определить лишь примерные объемы, ориентируясь на величину в 30-35 % от общего годового товарного оборота. Одна только легкая промышленность ежегодно формирует показатель на уровне 1 трлн рублей. Усугубление проблемы происходит из-за сокращения покупательной способности населения.

Большая часть всей контрафактной продукции в мире, по данным экспертов ОЭСР, производится в Китае – 63,2 % от всех подделок в мире. Среди других лидеров по производству поддельных товаров — такие страны, как Турция (3,3 %), Сингапур (1,9 %), Таиланд (1,6 %) и Индия (1,2 %) .

В настоящий момент в российской экономике отмечается рост числа контрафактного товара (см. табл.), усиление недобросовестной конкуренции, снижение инвестиционной привлекательности отечественного производства аналогов «иностранных» видов товаров, зависимость от импортных поставок.

Анализируя данные представленной таблицы, можно сделать выводы о положительной динамике количества случаев выявления контрафактной продукции. В 2012 г. в практике противодействия распространению контрафактной продукции началось формирование и использование единых стандартов правоприменительной практики в рамках Таможенного союза. Тем самым можно отметить резкий спад показателя по выявлению на конец 2013 г. Увеличение количества выявленных единиц «серого импорта» обусловлено дополнительными полномочиями Федеральной таможенной службы по приостановлению выпуска подозрительных товаров без заявления правообладателей («ex officio») . Отмечается резкий рост суммы ущерба, который мог быть нанесен правообладателям, с 3,9 млрд рублей в 2015 г. до 7,7 млрд рублей в 2016 г. соответственно. Показатели 2017 г. отражают прогнозные значения, исходя из выявленных тенденций и предварительных данных. Но указанные данные не дают полной картины рассматриваемого теневого сектора экономики, т. к. таблица отражает информацию импортируемой контрафактной продукции, а производимая на территории РФ по-прежнему в большинстве своем остается неучтенной.

Причины развития спроса на контрафактную продукцию:

– несовершенство организационно-управленческого механизма, отвечающего за контроль в сфере оборота фальсифицированной продукции;

– отсутствие коммерческих стимулов для отечественных производителей;

– неспособность действующих законодательных норм, в том числе по качественному составу товара, защитить потребителя от последствий приобретения и потребления некачественного товара;

– низкий уровень потребительской культуры;

– отсутствие конкретных критериев и методик по выявлению фальсифицированных товаров – идентифицировать некачественные товары и провести диагностику дефектов продукции не представляется воз- можным .
Безусловным является тот факт, что продукция низкого качества наносит вред гражданам. Но если рассмотреть ситуацию под другим углом, то можно отметить ряд преимуществ, по причине которых, возможно, и не происходит ужесточение мер со стороны контролирующих органов:

– развитие конкуренции и расширение ассортимента товаров. Отечественные товаропроизводители в рамках конкуренции с импортерами стремятся производить продукцию с уровнем качества выше и с минимальными издержками, что скажется на общем уровне цен;

– дополнительные рабочие места в сфере малого и среднего бизнеса, который составляет основную часть в предпринимательском секторе большинства государств;

– с помощью метода смешения продавец имеет возможность производить сбыт как оригинальной, так и фальсифицированной продукции, получая при этом гарантированную выручку;

– сокращение сроков продажи товаров у иностранных представителей, влекущее увеличение скорости оборота денежных средств.

Показатели выявленного Федеральной таможенной службой контрафакта за период 2012-2017 гг.*

Показатели выявленного Федеральной таможенной службой контрафакта

* Таблица составлена авторами на основании данных Федеральной таможенной службы.

В условиях проявления дестабилизирующих процессов в экономической системе государства контрафактная продукция получает широкие возможности для своего развития. Рецессия в экономике провоцирует переход населения к потреблению более дешевых товаров. Значительная часть контрафактной продукции направляется в страны с низким уровнем защиты потребительского рынка. Особенно стимулировала теневое развитие электронная коммерция, которая в разы упростила распространение результатов «фальшивого» производства. Отдельным аспектом необходимо рассматривать систему защиты брендов в Интернете. Отсутствие единой системы лицензирования и сертификации усугубляет данную ситуацию и позволяет формировать отдельную теневую информационную среду.

Как уже было отмечено ранее, контрафактный оборот относится к одному из видов недобросовестной конкуренции, с которой достаточно сложно бороться. Цена на данную категорию товаров всегда будет ниже по причине не включения в стоимость обязательных платежей в виде таможенных пошлин и НДС. Таким образом, в качестве основных направлений по улучшению ситуации в первую очередь необходима взвешенная налоговая политика и ужесточение мер наказания за сбыт контрафактной продукции.

В соответствии с административными и уголовными нормами распространение контрафакта подпадает под следующие статьи:

1) ст. 7.12 КоАП РФ за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода, а также незаконное использование изобретения, полезной модели либо промышленного образца влечет наложение административного штрафа (с конфискацией соответствующего контрафакта):
– на физических лиц – от 1 500 рублей до 2 000 рублей;
– на должностных лиц – от 10 000 рублей до 20 000 рублей;
– на юридических лиц – от 30 000 рублей до 40 000 рублей;

2) ч. 1 ст. 14.10 КоАП РФ за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров влечет наложение административного штрафа (с конфискацией соответствующего контрафакта):
– на физических лиц – от 5 000 рублей до 10 000 рублей;
– на должностных лиц – от 10 000 рублей до 50 000 рублей;
– на юридических лиц – от 50 000 рублей до 200 000 рублей;

3) ч. 2 ст. 14.10 КоАП РФ за производство в целях сбыта либо реализация товара, содержащего незаконное воспроизведение чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров административного штрафа (с конфискацией соответствующего контрафакта):
– на физических лиц – размер двукратной стоимости контрафакта, но не менее 10 000 рублей;
– на должностных лиц – размер трехкратной стоимости контрафакта, но не менее 50 000 рублей;
– на юридических лиц – размер пятикратной стоимости контрафакта, но не менее 100 000 рублей ;

4) ч. 1 ст. 146 УК РФ за присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору, наказывается: штрафом до 200 000 рублей, либо заработная плата, а также иной доход осужденного, полученный на протяжении 18 месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо арестом на срок до 6 месяцев;

5) ч. 2 ст. 146 УК РФ за незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта предусмотрена аналогичная мера наказания, что и в пункте 3.1 с поправкой. Меняется срок исправительных работ до 2-х лет, добавились такой вид, как принудительные работы на срок до 2-х лет, а также возможно лишение свободы на тот же срок;

6) ст. 147 УК РФ за незаконное использование изобретения, полезной модели или промышленного образца, разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации сведений о них, присвоение авторства или принуждение к соавторству, наказывается: штрафом до 200 000 рублей, либо заработная плата, а также иной доход осужденного, полученный на протяжении 18 месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо принудительными работами на срок до 2-х лет, либо лишение свободы на тот же срок;

7) ч. 1. ст. 180 УК РФ за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, наказывается: штрафом от 100 000 до 400 000 рублей, либо заработная плата, а также иной доход осужденного, полученный на протяжении 2-х лет, либо исправительными работами на срок до 2-х лет либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо принудительными работами на тот же срок, либо лишение свободы сроком до 2-х лет с выплатой штрафа до 80 000 рублей или эквивалент в виде заработной платы (или иного дохода осужденного) за 6 месяцев .

По итогу в случае выявления контрафакта происходит его изъятие из оборота, последующее уничтожение продукции за счет производителя, правообладателю осуществляется возмещение ущерба в виде компенсационной выплаты (потенциально понесенного убытка).

Насколько эффективны применяемые меры защиты отечественного потребителя от «серого импорта» определить достаточно сложно, т. к. в данной категории можно выделить как положительные, так и отрицательные стороны. Нельзя полностью избавиться от теневых процессов в экономике, можно лишь сдержать их активность. Проводимые мероприятия адаптируются под постоянно меняющиеся условия среды и в целом включают в себя различного рода информационные базы, позволяющие согласовывать действия контролирующих органов и государств, состоящих в торговых отношениях. В настоящий момент в качестве основных мер по борьбе с контрафактом можно выделить следующие направления:

– обязательная маркировка и чипирование продукции;

– с целью ужесточения наказания все расходы по хранению, транспортировке и утилизации контрафак- та должен оплатить владелец товаров;

– создание реестров производителей и интеллектуальной собственности;

– ужесточение документального контроля при оформлении импортируемого товара.

Также хотелось бы акцентировать внимание еще на одном направлении, обсуждение которого происходит по сей день, – легализации контрафактной продукции. Указанное мероприятие позволит решить проблему с минимальными финансовыми потерями, что непосредственным образом отразится на поступлениях с продаж в казну. Но, с другой стороны, придание законности происхождению «серого» импорта приведет к ухудшению обстановки на внутреннем рынке страны, а также окажет отрицательное влияние на инвестиционный климат в целом. В данном вопросе напрямую затрагиваются интересы и права потребителя в отношении оригинала производимых товаров. Гарантии в процессе потребления и возможного дальнейшего обслуживания теряют смысл, тем самым рынок становится бесконтрольным.

На протяжении длительного времени все страны подвержены «серому импорту» и несут убытки от общей проблемы внутреннего контрафакта. С целью объединения усилий по контролю была создана Международная коалиция по борьбе с контрафактной продукцией. В 2011 г. произошло внедрение первого международного Соглашения «АСТА» , отражающего унифицированные действия в рамках разработанной стратегии, включая конкретные способы и методы . Борьба с контрафактом продолжала свое развитие. Международная организация по стандартизации разработала стандарт по аутентификационным решениям. Использование специальных средств защиты, таких как голограммы, чипы, магнитные полосы, DAT-коды, нанометки, радиометки для отслеживания товаров и т. п., усложнили процесс перемещения через границы государств, но объемы контрафакта сохранили свое значение. Упор в первую очередь был направлен на расширение деловых связей и сотрудничество с целью обмена информацией и применения эффективных правовых норм. С другой стороны, ситуация усложняется, если страны состоят в экономическом и таможенном союзе. Сегмент отечественного контрафакта «разбавляет» импортируемая продукция, поступающая в зону свободной торговли без контрольных документов. Использование Единого таможенного реестра участников позволил ужесточить мониторинг, но не решить проблему. К примеру, контрафакт, поступающий из Китая, попадает через участников Евразийского экономического союза. Данные товары в зоне Таможенного союза не подлежат особому контролю, а также документальному оформлению. Таким образом, отмечается повышенная уязвимость отечественного рынка за счет снижения издержек цепи поставок.

С целью защиты потребителя на территории РФ действовала законодательная база, которая регламентировала обязательное прохождение сертификации реализуемой продукции (сертификат соответствия). Точнее, была заменена процедурой декларирования в части некоторых товаров. С февраля 2010 г. введена иная номенклатура продукции. В данном случае декларирование как способ признания ответственности производителя. Эксперты отметили, что указанное усовершенствование не скажется на общем качественном составе производимых и реализуемых товаров, таким образом, упразднение обязательной сертификации не влечет рост контрафакта. Подтверждение качества товаров должно происходить в соответствии с ГОСТ Р.

На протяжении всей истории ведения внешнеэкономической деятельности России отмечались неоднократные попытки ужесточить борьбу с «серым» импортом. Происходило усиление ответственности производителей и продавцов, вносились поправки в кодексы (рост штрафов, пересмотр сроков и т. п.). Подвергалась реформированию система действующей сертификации и аккредитации. А в 2009 г. была создана межведомственная комиссия Федеральной таможенной службы и Министерства внутренних дел Российской Федерации. К сожалению, данное сотрудничество сложно признать результативным. Производство и реализация неучтенной продукции даже на официальном уровне по-прежнему сопоставимы с угрожающими цифрами.

Дополнительные правовые нововведения и мероприятия по документальному контролю усложняют текущий процесс, т. к. именно данные категории вынуждают товаропроизводителей осуществлять реализацию товаров в обход установленных требований. Для того чтобы привлечь товаропроизводителя к ответственности, необходимы неопровержимые факты нарушения в виде документов, аудио- и видеофайлов, которые не всегда удается получить. Для правильного определения того, относится ли данный товар к категории контрафакта, необходимо осуществить проверочные мероприятия на предмет соответствия установленным требованиям. Следует иметь в виду, что в большинстве своем такая продукция имеет все необходимые сопроводительные документы, т. к. на рынке услуг успешно функционируют организации по таможенному оформлению импортируемого товара. Если продукция документально прошла все стадии и виды контроля, то с юридической точки зрения ее практически невозможно извлечь из оборота.

Вопросы борьбы с контрафактными товарами занимают одно из главенствующих мест. Если размер ущерба при изготовлении одежды под чужим лейблом может быть исчислен рублями, то ситуация с комплектующими изделиями, которые используются в авиастроении, машиностроении и в прочих сферах, уже несет в себе более серьезные последствия, где под угрозу попадают человеческие жизни. В данном случае приоритет организационно-управленческого механизма должен быть заключен в высоком уровне качества внутренней политики государства.

Таким образом, нужны новые меры по противодействию развитию оборота контрафактной продукции:

1. Необходимо укрепить взаимодействие правообладателей с таможенной службой, в пределах своей компетенции осуществляющей защиту прав и интересов, а именно в части автоматизации процесса включения новых правообладателей и объектов в реестр. Также необходимо повысить контроль за выпущенной продукцией с точки зрения последующего направления реализации, т. к. несвоевременное отражение фактов снижает уровень выявления и эффективности проведения контрольных мероприятий.

2. Гармонизировать единый правовой механизм по защите прав и интересов правообладателей в рамках Евразийского экономического союза, унифицируя, таким образом, полномочия таможенных органов всех стран, а также усовершенствовать Торговое соглашение о противодействии распространению контрафактной продукции среди стран-участниц. В первую очередь следует уделить внимание промышленному сотрудничеству и охране торговых знаков, разработать системные меры профилактики преступлений и правонарушений рассматриваемой сферы, позволяющие достичь единообразного подхода к сокращению доли незаконного оборота товаров, сформулировать общие требования по дистрибьюции и единые меры ответственности за распространение контрафакта.

3. Разработать конкретные антифальсификатные нормативы (в рамках ВТО и ЕАЭС). Данной категории необходимо уделить повышенное внимание, так как открытие отечественного рынка и максимальное снижение внешнеэкономических барьеров ставит под угрозу экономику страны. Нормативы как инструмент сдерживания контрафактной продукции позволят сформировать определенные контрольные мероприятия для проникновения на внутренний рынок государства. Основная цель – исключить разночтения между странами, в частности противоречия в системе ввоза / вывоза товара и их регистрации в системе соответствующего мониторинга, акцентируя внимание на перепоставках и операциях транзитного характера.

4. Анализ электронных коммерческих площадок показал необходимость подвергать контролю права организатора торговли на продажу данного бренда. Техническая составляющая этого вопроса дает возможность осуществлять блокировку сомнительных сайтов (в том числе через социальные сети). Существуют роботы, которые в интернет-пространстве обнаруживают виртуальные магазины, осуществляющие торговлю поддельными брендами. Но также существуют и хостинги, позволяющие укрывать и регистрировать адрес сайта на отдаленных серверах, в том числе в других странах. Таким образом, необходимо сотрудничество стран по противодействию торговле контрафак- том в киберпространстве, также следует разработать Соглашение в рамках информационного пространства и соответствующих ресурсов либо включить данный раздел в действующее Соглашение.

5. С целью сокращения распространения контрафактной продукции, произведенной на территории страны, необходимо развивать систему «Народного контроля», для чего подключать к проверочным мероприятиям заинтересованных граждан, т. к. в большинстве своем штатная численность правоохранительных и контролирующих органов не позволяет проводить крупномасштабные мероприятия, а общественный интерес к указанной проблеме позволит оптимизировать данную работу. Кроме того, следует стимулировать развитие качественного производства за счет грантовой помощи и усложнения технологического процесса, в том числе осуществлять переработку необходимого сырья на территории страны без взаимодействия иностранных партнеров.

Подводя общий итог вышеизложенному, необходимо еще раз акцентировать внимание на высокой степени важности ведения работы по выявлению и профилактике распространения контрафактной продукции. Масштабы проблемы велики. Рынок нуждается в пристальном внимании. Основная цель ухода деятельности в «тень» – высокое бремя по уплате обязательных налоговых платежей. Применяемые меры регулирования в основном оказывают воздействие на те субъекты рынка, которые действуют легально и являются косвенными участниками процесса, а приверженцы неучтенных экономических процессов по-прежнему продолжают развивать свою деятельность. Экономическая безопасность регионов и страны в целом остается под угрозой, что сигнализирует о необходимости пересмотра общего подхода к борьбе с контрафактом.

Библиографический список

1. Корнилова И. Г. Правовые аспекты борьбы с фальсификацией продовольственных товаров / И. Г. Корнилова, Г. Б. Магомедов // Правовая культура. – 2017. – № 4 (31). – С. 103-111.
2. Паничева Н. Г. Фальсификация товаров: законодательные аспекты и современные тенденции / Н. Г. Паничева, А. Н. Артемьева // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Экономические науки. – 2014. – № 2 (12). – С. 53-60.
3. Сурник А. П. Контрафакция и фальсификация как угроза национальной безопасности страны / А. П. Сурник, В. В. Баранкова // Таможенное дело и внешнеэкономическая деятельность компаний. – 2017. – № 1 (2). – С. 128-137.
4. URL: http://www.customs.ru/index.php7option (дата обращения: 12 марта 2018 г.).
5. URL: http://www.iccwbo.ru/blog/2016/kontrafak tnaya-produktsiya/ (дата обращения: 19 марта 2018 г.).
6. URL: http://lexdigital.ru/2012/020/ (дата обращения: 6 марта 2018 г.).
7. URL: https://news.rambler.ru/economics/33384367/ (дата обращения: 12 марта 2018 г.).

Научно-практический журнал “Вестник Уральского юридического института МВД России” № 2, 2018

Просмотров: 12

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code