НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

С.В.Мирошник, доктор юридических наук, почетный работник высшего профессионального образования, профессор

Аннотация. В статье излагаются результаты проведенного автором сравнительно- правового анализа налоговой политики ряда современных государств. Опираясь на понимание налоговой политики как разновидности юридической деятельности государства, автор приходит к выводу о том, что успешно развивается только та страна, налоговая политика которой дает возможность обеспечить экономический рост, реально повысить благосостояние налогоплательщиков.

Ключевые слова: налог, налоговая политика, публичная финансовая деятельность, субъекты налоговой политики, юридическая деятельность, государство, функция налогов, налоговое бремя, налогоплательщик, налоговая декларация, государственная служба.

 

Налоговая политика, проводимая государством, имеет важнейшее значение для экономического, политического и социального развития страны. В современной юридической науке сложились разные подходы к пониманию категории «налоговая политика». Первоначально научные исследования по рассматриваемой проблематике проводили в основном представители экономической науки. Они рассматривают налоговую политику как часть финансовой политики [1], «комплекс мероприятий государства в области налогов, осуществляемых органами власти и управления в соответствии с нормами налогового права» [2].

Совершенно иной подход используется при анализе налоговой политики как правовой категории.
А.Ю. Ильин определяет налоговую политику как совокупность мероприятий государства в сфере налогообложения, структурно включающих в себя:

– разработку научно обоснованных теорий развития фискальных платежей;

– определение основных направлений воздействия фискальных платежей на краткосрочный и долгосрочный период с учетом поставленных государством целей и задач, международных и иных факторов;

– совершение реальных действий, направленных на обеспечение достижения поставленных целей и задач [3, с. 6 – 13].

На наш взгляд, налоговая политика представляет собой деятельность государства – публичного субъекта – по разработке и реализации концептуальных идей, положений, программ, нацеленных на создание и совершенствование правового регулирования налоговых отношений.

В каждом государстве налоговая политика имеет свои особенности, обусловленные уровнем экономического и социального развития общества, сложившимися традициями и представлениями о налогообложении.

Как правило, разработка и реализация налоговой политики государства отнесены к компетенции высших органов представительной или исполнительной власти. Так, например, в Таджикистане определение налоговой политики отнесено к ведению парламента страны .

В соответствии с Основным законом Болгарии Президент страны вправе освободить от уплаты задолженности государству в случае невозможности ее взыскания. В то же время установление налогов и их размеров отнесено к исключительной компетенции Народного Собрания (Парламента Республики Болгария) [4, с. 409, с. 407].

В Конституциях многих стран проведение финансовой и налоговой политики возлагается на высший орган исполнительной власти – Правительство. Так, например, в Кыргызской республике Правительство отвечает за реализацию финансовой, инвестиционной и налоговой политики; в Азербайджанской Республике за претворение в жизнь финансово-кредитной и денежной политики [4, с. 157]. В Республике Армения Правительство обязано обеспечить осуществление единой финансово-экономической, кредитной и налоговой государственной политики [4, с. 277]. В Республике Беларусь высший орган исполнительной власти призван проводить единую экономическую, финансовую, кредитную и денежную политику [4, с. 323].

Непосредственно налоговая политика реализуется государственными органами специальной компетенции. В частности, в Канаде предложения по совершенствованию налогового законодательства разрабатывает Министерство финансов, в составе которого есть отдел налоговой политики .

В Финляндии в структуре Министерства финансов имеется специальное подразделение, анализирующее практику налогообложения и оценивающее эффективность действующего законодательства .

В Китае разработкой и реализацией налоговой политики занимаются сразу несколько органов государственной власти спальной компетенции (Министерство финансов, Комитет тарификации, Государственная налоговая администрация) .

В Российской Федерации основные направления внутренней и внешней политики определяет Президент Российской Федерации как глава государства. Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики Правительство Российской Федерации . Непосредственно разрабатывает государственную политику и осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере налогообложения Министерство финансов Российской Федерации .

В последние годы налоговая политика многих стран нацелена на общее снижение уровня налогообложения. При этом особое внимание уделяется вопросам правового обеспечения налогообложения физических лиц и налоговым режимам малых предприятий.

В ряде государств предприятия, относящиеся к малому и среднему бизнесу, стали уплачивать налог на прибыль (налог на корпорации) по пониженным ставкам. Например, в Канаде, если годовой налогооблагаемый доход предприятия не превышает 200 000 долл., ставка налога на доходы уменьшается на 16 процентов [5].

Во Франции, если объем годового оборота не превышает 50 тыс. евро в год, данный субъект относится к разряду микробизнеса. Это позволяет ему уменьшить налоговую базу в зависимости от осуществляемых видов деятельности [6].

Серьезное внимание многие страны уделяют налогообложению доходов физических лиц. Налоговое законодательство Испании предусматривает широкий круг налоговых льгот в виде необлагаемых минимумов. Налогоплательщик – физическое лицо вправе воспользоваться, например, личным минимумом, зависящим от возраста; детским минимумом (от количества детей); минимумом для инвалидов (учитывается степень инвалидности и необходимость пользоваться помощью посторонних лиц) [7, с. 146 – 147].

Во многих странах налоговая политика нацелена на решение демографических, социальных проблем путем эффективного использования потенциала налоговых льгот. Например, в ряде штатов США инвестору предоставляется компенсация в размере 1000 долларов за каждое новое рабочее место с одновременным освобождением от уплаты налогов на десять лет [8, с. 56].

Налоговые льготы активно используются и для повышения предпринимательской и инновационной активности. Заслуживает внимания опыт налогообложения лизинговых операций в США. Американским законодательством предусмотрена специальная схема взимания налога на прибыль – сумма фискального платежа зависит от стоимости объекта по лизинговой сделке и срока действия договора. Это дает возможность через год после заключения лизингового договора уплатить налог на прибыль за счет налоговой льготы. В Австралии от уплаты таможенных платежей освобождается ввозимое по лизинговому договору оборудование, что позволяет стимулировать развитие лизинговых отношений между лизингодателями и лизингополучателями разных стран [9].

Отечественный и зарубежный опыт налогообложения свидетельствует о том, что цели и задачи налоговой политики могут существенно различаться в зависимости от уровня социально-экономического развития государства, конкретно-исторических условий его существования. Наиболее известны две модели налоговой политики: либерально-ограниченная и социально-напряженная [10].

Первая модель характерна для стран, ставящих перед собой цель увеличения производства товаров (работ, услуг), выход на новые рынки сбыта, увеличение доходов населения за счет повышения предпринимательской активности самих налогоплательщиков. Поставленные цели достигаются путем законодательного закрепления небольших налоговых ставок, предоставления широкого круга льгот инвестиционного характера. В то же время государство не вмешивается в регулирование определенных вопросов социального характера: законодательством не определяется минимальный размер заработной платы, не существует обязательной системы страхования вкладов в банках страны. Вопросы пенсионного обеспечения в большей части решаются самими налогоплательщиками. Государство стремится обеспечить стабильность национальной валюты, поощряет экспорт труда, ограничивает увеличение внешнего долга. В последние годы либерально-ограниченную налоговую политику проводят страны Юго-Восточной Азии, Бразилия, Мексика, Китай и ряд других.

Вторая модель налоговой политики (социально-напряженная) характерна для высокоразвитых стран, стремящихся обеспечивать высокие стандарты социальных гарантий для населения. Ограниченный спрос заставляет государство акцентировать внимание на вопросах структурной перестройки экономики. Налоговая политика нацелена на поддержание достаточно высокого потребительского спроса, обеспечение занятости населения, сокращение социального неравенства. Исходя из поставленных приоритетов, основными средствами достижения поставленных целей являются: высокие налоговые ставки; нейтральность налогового законодательства в отношении международной миграции капиталов.

Основной дилеммой налоговой политики ряда государств является расхождение между потребностью в умеренном уровне налогообложения, необходимом для поддержания инновационной активности, и необходимостью повышать фискальные платежи для обеспечения доходной части государственного бюджета, реализации принципа социальной справедливости.

Успешной, на наш взгляд, может быть только научно обоснованная налоговая политика. Отечественный и зарубежный опыт развития налогов свидетельствуют о том, что налогообложение имеет определенные пределы, при превышении которых начинаются либо прямые вооруженные столкновения налогоплательщиков с государством, либо тихое уклонение от уплаты налогов. Поэтому государство как властвующий субъект обязано соизмерять свои потребности с объективными возможностями лица добросовестно выполнить возложенные на него налоговые обязанности. В экономической науке важнейшей характеристикой налоговой политики считается такой показатель, как налоговая нагрузка. В начале 50-х годов прошлого века известным американским экономистом профессором А. Лаффером была разработана знаменитая «кривая Лаффера», в соответствии с которой налогоплательщик считает справедливой налоговую нагрузку, изымающую у него до 30 % его доходов, тяжело воспринимает налоговую нагрузку в 40 % и не приемлет ситуацию, когда она превышает 50 %.

Однако в дальнейшем выводы ученого не подтвердились на практике. В США в период работы администрации президента Р. Рейгана были внесены изменения в налоговое законодательство в части снижения налоговых ставок. Но предсказания, основанные на анализе кривой Лаффера, не сбылись: доходы федерального бюджета не увеличились, а сократились [11].

При разработке налоговой политики должны учитываться не только налоговые факторы, но и обстоятельства, влияющие на формирование уровня цен, доходов, процентов, правовые традиции, сложившиеся в обществе, особенности менталитета.

В последние годы в литературе справедливо обращается внимание на явные недочеты налоговой политики Российской Федерации. Актуальными и обоснованными являются, на наш взгляд, предложения ряда ученых о введении прогрессивной шкалы налогообложения по НДФЛ, введении практики подачи семейных деклараций, совершенствования механизма предоставления налоговых вычетов [12], развитии стимулирующего воздействия налогово-правовых предписаний [13].

Представляется необходимым ужесточение контроля уплаты налогов среди определенных категорий налогоплательщиков. Речь идет о лицах, занимающих государственные (муниципальные) должности и должности государственной (муниципальной) службы. Они должны иметь безупречное лицо. Подаваемые ими декларации должны содержать сведения не только о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, но и информацию о налоговых базах по каждому объекту налогообложения, суммах уплаченных налогов. Данная информация не должна попадать под режим налоговой тайны.

Налоговая политика является важнейшим инструментом государства, позволяющим эффективно управлять всеми сферами жизни общества. Успешно развивается только та страна, налоговая политика которой дает возможность обеспечить реальный экономический рост, уменьшать разрыв между богатыми и бедными, создавая благоприятный социальный, психологический климат в обществе.

Литература

1. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / А.Н. Романов, С.П. Колчин. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2019. 391 с.
2. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Зарук Н.Ф., Носов А.В., Федотова М.Ю. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. 249 с.
3. Ильин А.Ю. Основные направления и формы реализации государственной налоговой политики налоговыми органами // Налоги. 2013. № 2.
4. Конституция Азербайджанской Республики. Конституции государств Европы: в 3 т. Т.1 /Под общей редакцией и со вступительной статьей директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Л.А. Окунькова. М.: Издательство НОРМА, 2001.
5. Мармылев А.Н. Анализ социально-экономической эффективности государственной поддержки малого бизнеса в России и за рубежом // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 16. С. 54 – 59.
6. Глубокова Ю.М., Громов В.В. Специальные налоговые режимы: зарубежный опыт и оценка его применения в России// Налоговая политика и практика. 2011. № 9-1 (105). С. 45 – 49.
7. Марчак Я. Налоговая система в Испании: избранные правовые и финансовые аспекты. Публичные финансы и налоговое право: Ежегодник. Вып. 2: Бюджетные и налоговые реформы в странах Центральной и Восточной Европы / Под ред. М.В. Карасевой (Сенцовой). Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2011. 504 с.
8. Зубченко Л.А. Иностранные инвестиции: учебное пособие. М.: ООО «Книгодел», 2006. 160 с.
9. Журавлева И.А. Налоговые преференции лизинга: зарубежный опыт и отечественная практика // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 17. С. 53 – 61.
10. Налоговая политика и налоговое администрирование: Учебное пособие / Аронов А.В., Кашин В.А. 2-е изд. М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2019. 544 с.
11. Щеголева Н.Г., Хабаров В.И. Финансы и кредит: Учеб. пособие. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. 512 с.
12. Семенова Н.Н. Совершенствование налогообложения доходов физических лиц в России в контексте формирования социально ориентированной налоговой политики // Международный бухгалтерский учет. 2018. № 13 – 14. С. 838 – 851.
13. Горбунова Е.Н. Налоговая политика государства при налогообложении добычи нефти в России: финансово-правовой аспект // Налоги. 2018. № 5. С. 11 – 14.

Источник: Научно-практический журнал «Северо-Кавказский юридический вестник». 2019. № 3

Просмотров: 5

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code