О СИСТЕМЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ, ЗАКРЕПЛЕННЫХ В ПРЕАМБУЛАХ КОНСТИТУЦИЙ БЫВШИХ РЕСПУБЛИК СССР

В.Н.Линкин

Аннотация.В статье на основе комплексного использования сравнительного, статистического и герменевтического методов исследования, с целью получения синергетического эффекта, проведены исследования преамбул конституций вновь образованных государств постсоветского периода. Автором предложена оценка содержания преамбул конституций, как первоисточника общественных запросов, рефлексирующего на особенностях государственной политики, концентрата целей и задач, поставленных обществом перед собой и государством. Анализ смыслового содержания понятий «гражданский мир» и «национальное согласие» из преамбул конституций выявляет скрытый смысл посланий народов, населяющих постсоветские государства.

Ключевые слова: конституция, преамбула, постсоветские государства, права и свободы, гражданский мир, национальное согласие, языковые единицы, герменевтика, общественный запрос, разрешение конфликтов.

 

Конец двадцатого века был ознаменован распадом многонациональных государств (СССР, Югославия, Чехословакия). Государства, вышедшие из их состава, искали теперь уже свой собственный путь развития. После распада СССР на соответствующей территории возникли 15 новых (или хорошо забытых старых) государств. Каждое государство теперь руководствовалось только своими интересами и интересами своего народа.

В современной России и во многих постсоветских государствах СССР укоренилось мнение, что распад союза — это геополитическая катастрофа. Распад СССР отразился на всех сферах жизнедеятельности общества. Образование новых суверенных государств было нежданным событием не только для власти СССР, но и в первую очередь для его населения.

В течение 1992 года пять вновь образованных государств приняли собственные конституции (Латвия, Туркменистан, Литва, Эстония, Узбекистан). Бойкот прибалтийскими республиками «Всесоюзного референдума о сохранении СССР» 17 марта 1991 года предшествовал провозглашению государственного суверенитета, в отличие от Туркменистана и Узбекистана, чей народ высказался за сохранение Союза (в референдуме участвовали и показали результат 97,9 % и 93,7 % [1].

Распад СССР драматически повлиял на судьбы миллионов людей, не готовых к жизни в условиях рынка и конкуренции. Произошла смена общественно-экономической формации и, как следствие, деформация всех сфер общественной жизни: трудовой, образовательной, медицинской, информационной, политической, потребительской, религиозной. Первый этап сопровождался энтузиазмом идей новой жизни, общественным консенсусом, результатом чего стали конституции постсоветских государств. Конституции являлись воплощением общественного договора, условиями, на которых молодые государства начинали собственную, суверенную жизнь.

Вновь образованные государства воплощали дебютные идеи в своих конституциях, что стало своеобразным признаком их самостоятельности. Рассматривая через герменевтический подход вводную часть конституций бывших союзных республик, мы стремимся продемонстрировать запрос (потребности) гражданского общества на указанные в преамбулах блага.

Именно языковые технологии преамбулы конституции могут продемонстрировать особенности общественного запроса, который в дальнейшем раскрывается и интерпретируется законодателем в конституционно-правовых нормах.

Научные исследования в двадцатом веке языковых средств и технологий Людвига Витгенштейна, Мартина Хайдайгера, Мишеля Фуко открыли и показали миру роль и смысловое значение слова, как способа определения «всего» в современной действительности.

При распаде коммунистической системы и крушении ее идей, поиск истины стал для постсоветского общества первоочередной задачей. Процесс поиска иногда сопровождался ужасающими сопутствующими явлениями (финансовые пирамиды, экстрасенсы, националистические идеи и т. д.). Общество в поиске истины живо реагировало на различные изменения, даже деструктивного характера. Истина искалась повсюду.

По Л. Витгенштейну, истина — это приоритет первого обозначения [2]. Исходя из этого тезиса, общество искало первоначальное состояние, устраивающие всех его членов — режим согласия. Представляется бесспорным утверждение, согласно которому становление согласия — первооснова построения цивилизованного общества и главнейший принцип построения государства.

Важнейший элемент любого исследования — используемый исследователями метод. В современных условиях глобализации метод научно-правового исследования выходит за пределы юридической науки и взаимодействует с другими отраслями научного знания. Г. Еллинек отмечал, что «всякий, приступающий к исследованию основных социальных проблем, не может не почувствовать с первых шагов отсутствия глубоко продуманной методологии» [3].

Сравнительный метод исследования позволит выявить общее и особенное в различных государственных образованиях сходного типа, для более точного определения особенностей их функционирования и перспектив развития. С помощью сравнительного метода исследования постсоветских государств будут определены общие закономерности воплощения государственного строительства в различных государствах, а также общие ценности и пути их развития. В итоге будет определен фундамент, в котором заключены основные общественные запросы на момент создания на постсоветском пространстве новых государственных образований.

В рамках исследования сравнительный и статистический методы будут использованы комплексно, с учетом значительного количества объектов исследования. Такой подход позволит в преамбулах конституций государств постсоветского пространства изначально определить и вычленить основные общественные запросы, а потом выявить их сходства.

По причине неоднородности понимания различных явлений и процессов, идея, заложенная в тексте, может передаваться неодинаково, что обусловливает необходимость применения герменевтического метода исследования.

Герменевтический метод применяется по отношению к текстам, в передаче идеологического содержания, где значительную роль играют стилистически маркированные языковые единицы.
Конституции большинства стран мира содержат примерно одинаковый набор прав, свобод, независимо от времени и условий их принятия, различия же заключаются в закреплении и обозначении именно общественных запросов, результатом реализации которых являются государственные и национальные ценности.

Рассмотрев преамбулы конституций стран постсоветского пространства, нами были выделены отдельные языковые единицы (маркеры) (табл).

Таблица
Количество употребления в преамбулах конституций определенных языковых единиц

Количество употребления в преамбулах конституций определенных языковых единиц

Рассмотрев полученные данные, можно отметить, что большинство государств определяют согласие (гражданское и национальное) и мир, как обязательный общественный запрос для построения государства. В преамбулах конституций, согласие и мир, закрепляются в различных смысловых вариациях:

— утверждая гражданский мир и согласие (Россия) ;

— заботясь об укреплении гражданского согласия (Украина) ;

— желая обеспечить гражданское согласие (Беларусь) ;

— во имя обеспечения общего благосостояния гражданского согласия для потомков (Армения) ;

— жить в условиях дружбы, мира и безопасности с другими народами и в этих целях осуществлять взаимовыгодное сотрудничество (Азербайджан) ;

— исходя из заветов наших предков, жить в мире и согласии, в гармонии с природой (Киргизия) ;

— радея о национальном согласии (Литва) ;

— стремление жить в мире и согласии со всеми народами мира (Молдова) ;

— в целях обеспечения гражданского мира и национального согласия (Узбекистан) ;

— уважая равноправие и дружбу всех наций и народностей (Таджикистан) ;

— стремясь обеспечить навеки гражданский мир и национальное согласие (Туркменистан) .

В постсоветском правовом пространстве понятия «гражданский мир» и «национальное согласие» в различных смысловых вариациях — достаточно новое явление. Анализ смыслового сопровождения (содержания) понятий гражданский мир и согласие из преамбул конституций выявляет скрытый смысл посланий народов, населяющих постсоветские государства.

Российский народ определил содержание понятий мира и согласия, как укрепление и установление; украинский народ, как беспокойство и тревожность; белорусский народ — стремление к благополучию; азербайджанский — взаимные обязательства договаривающихся сторон, при наличии чего-либо, их обусловливающего; армянский и киргизский народы — пребывание в мире и согласии; литовский народ — содействие в национальном согласии; молдавский народ — настойчиво добиваться, быстро направляться; узбекский и туркменский народы — полностью удовлетворять какие-либо потребности, предоставлять достаточные материальные средства к жизни; таджикский народ — высоко ценить, отдавать предпочтение равноправию и дружбе.

Рассматривая задачи достижения гражданского мира и государственной безопасности, И.А. Умнова (Конюхова) определяет гражданский (социальный мир), как отношения внутри государства, характеризующие состояние общества — жить в согласии, без вооруженных столкновений между политическими и (или) идеологически ориентированными группировками, социальными группами населения, способными порождать вооруженные конфликты (локальные и общенациональные) [4].

Национальное согласие и гражданский мир могли, для некоторых полинациональных государств, стать фундаментом построения государственности. Национальные общности, населяющие государство, можно сравнить с двумя шахтерами, которые копают с разных сторон горы в поисках одной и той же цели (мира и согласия), и при этом каждый не знает о цели другого. Нет в мире национальностей, которые не заняты построением мира, правда, многие до сих пор применяют вариант войны для достижения мира, а компромиссы считают за слабость.

Закрепленные в конституциях нарративы «гражданский мир» и «национальное согласие» имели свою первоочередную цель — разрешить существующие конфликты и являться превентивным средством против будущих конфликтов.

Понятия «гражданский мир» и «национальное согласие» появились не только в текстах конституций, наблюдался всплеск использования данных понятий во всей литературе постсоветского пространства.

Частота упоминаний понятий «гражданский мир» и «национальное согласие» была проанализирована при помощи программы «Google Books Ngram Viewer», которая производит анализ частотности применения языковых единиц на основе внесенных в нее восьми миллионов русскоязычных источников, начиная с XVIII века и по сегодняшний день, основываясь на законе больших чисел — чем больше эмпирических данных исследования, тем меньше оказывается воздействия случайностей на объект. На наш взгляд, вышеуказанное количество источников позволяет получить достаточно релевантные данные.

Частота употребления в рускоязычной литературе словосочетаний «гражданский мир» и «национальное согласие»

График. Частота употребления в рускоязычной литературе словосочетаний «гражданский мир» и «национальное согласие»

Результаты демонстрируют небывалый рост частоты использования данных словосочетаний в период принятия конституций бывших республик СССР

На графике отчетливо видно, что понятия «гражданский мир» и «национальное согласие» с конца восьмидесятых годов двадцатого века часто использовались в литературе, и пошли на спад только в середине девяностых. Амплитуда графика имеет различие в 800 %.

Одним из важнейших факторов образования нового государства является конституция, как выражение воли народа. Нельзя конституцию насадить насильно, период октроированных конституций уходит в прошлое. Принятие новой конституции требует наличия в государстве как минимум минимального общественного консенсуса.

Преамбула конституции представляет собой первоначальный общественный запрос, который уже конкретизируется в самой конституции, посредством закрепления прав и свобод человека. Естественное право является той средой существования человеческого общества, которая создает предпосылки образования государства на основе мира и согласия.

С наступлением времени потрясений, общество вновь образованных государства установили своей целью мир и согласие. Государство — стихия мира и союз правды и на первоначальном этапе своего существования не может обойтись без гражданского мира и национального согласия.

Общество свой запрос выражает через доступные ему формы: политические (путем участия в политической жизни); культурные (через творчество), религиозные (духовное развитие) и другие самые различные формы, где представители различных частей общества коммуницируют вне зависимости от противоречий и разногласий.

Анализ языка литературы позволяет определить, то в чем нуждалось общество на определенных этапах своего развития, что было для него общей идеей. Именно мир и согласие занимало ума людей во время геополитических потрясений. Мир и согласие представляет собой материальный базис, который появляется из нематериального общественного запроса.

Литература

1. Об итогах референдума СССР, состоявшегося 17 марта 1991 года (Из сообщения Центральной комиссии референдума СССР) // Известия. 1991. 27 марта.
2. Витгенштейн Л. Философские работы / Пер. с нем. М. С. Козловой и Ю. А. Асеева. Ч. I. М.: Гнозис, 1994. 612 с.
3. ЕллинекГ. Общее учение о государстве. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. 752 с.
4. Применение Конституции Российской Федерации как правовая гарантия гражданского мира и безопасности государства»: Монография / Под редакцией И.А. Умновой (Конюховой). М.: РГУП, 2017. 185 с.

Источник: Научно-практический журнал «Северо-Кавказский юридический вестник». 2019. № 3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code