Рекомендации по применению современных конструктивных решений и технологий по устройству дорожных одежд на мостах для повышения срока службы. ОДМ 218.3.074-2019. Отраслевой дорожный методический документ (4 часть)

1   2   3   4   5   6

7.3.6 Температура литой смеси при выпуске из смесителя, в зависимости от вида применяемого вяжущего и температуры воздуха, указана в таблице 7.13.

Таблица 7.13

Температура литой смеси при выпуске из смесителя

Вид вяжущего Температура смеси, °C,
При температуре воздуха, °C
выше +10 от +10 до +5 ниже +5
Полимерно-битумное 190 – 215 190 – 215 200 – 215
Битум марки БНД 40/60 200 – 220 210 – 230 220 – 230
Теплоустойчивый битум 210 – 230 220 – 230 220 – 240

 

7.4 Тонкослойные покрытия

7.4.1 Покрытия на ортотропной плите могут быть выполнены тонкослойными с использованием полимерно-битумных по ГОСТ Р 52056 и других вяжущих.

7.4.2 В составе тонкослойного покрытия следует использовать полиуретановые, эпоксидно-полиуретановые, тиоколовые, полиметилметакрилатные полимерные материалы.

7.4.3 Нормативные значения технических показателей тонкослойных полимерных покрытий приведены в таблице 7.14.

Таблица 7.14

Нормативные значения показателей тонкослойных покрытий

Наименование показателей Нормативные значения показателей Метод испытаний
1 Водонасыщение, % по массе, не более 1,0 ГОСТ 12801
2 Предел прочности при сжатии в температурном интервале от -60 °C до +60 °C, МПа (кгс/см2), не менее 2,5 (25) ГОСТ 10180
3 Прогиб балочки-образца размерами 160 x 40 x 25 мм до появления трещин в интервале температур от -60 до +60 °C, мм, не менее 3,0 ГОСТ 10180
4 Адгезия “на отрыв” системы покрытия к поверхности ортотропной плиты, МПа (кгс/см2), не менее 0,5 (5,0) ГОСТ 26589
5 Износ (истираемость) по массе, г/см2, не более, для интенсивности движения:
– более 2000 автомобилей/сутки 0,1 ВСН 27-76
– менее 2000 автомобилей/сутки 0,2 [9]
6 Коэффициент сцепления, не менее 0,40 ГОСТ Р 50597
7 Усталостная долговечность при динамическом изгибе для затрудненных условий движения категории I дороги, циклов, не менее Минимальное количество циклов, обеспечивающее надежную работу покрытия в течение межремонтного срока эксплуатации Любой метод определения усталостной прочности
8 Химическая стойкость – устойчивость к действию кислых, щелочных, солевых растворов и нефтепродуктов Устойчиво ГОСТ 9.030
9 Долговечность – стойкость к комплексному воздействию климатических (в том числе, агрессивных) факторов:
– циклов; 90 ГОСТ 9.401
– лет, не менее 10 ГОСТ 9.401

 

7.5 Сталефибробетонные покрытия

7.5.1 Требования к цементу

7.5.1.1 Цемент для бетона при устройстве покрытий мостовых сооружений должен соответствовать требованиям ГОСТ 10178, ГОСТ 33174. Для бетона покрытий должен применяться цемент без минеральных добавок или вспомогательных компонентов.

7.5.1.2 Рекомендуемые марки цемента для бетона покрытий мостовых сооружений представлены в таблице 7.15.

Таблица 7.15

Рекомендуемые марки цемента для бетона покрытий мостовых сооружений

Нормативный документ Обозначение цемента
ГОСТ 33174 ЦЕМ I 42,5Н; ЦЕМ I 52,5Н
ГОСТ 10178 ПЦ 550-Д0-Н; ПЦ 500-Д0-Н
Примечания

1 В обозначении цемента по ГОСТ 33174 буква Н характеризует темп твердения цемента (Н – нормальнотвердеющий).

2 В обозначении цемента по ГОСТ 10178 буква Н означает использование клинкера нормированного состава.

7.5.1.3 В бетоне покрытий не допускается использовать цемент, обладающий признаками ложного схватывания.

7.5.1.4 Цемент для бетона покрытий должен характеризоваться физико-техническими показателями, приведенными в таблице 7.16.

Таблица 7.16

Физико-технические показатели цемента

Наименование показателя Значение показателя
Начало схватывания, мин, не ранее 120
Нормальная густота, %, не более 28

7.5.1.5 Содержание трехкальциевого алюмината (С3А) в цементе для бетона покрытий не должно превышать 8,0% по массе, в соответствии с ГОСТ 10178.

7.5.1.6 Общее содержание щелочных оксидов в цементе для бетона должно соответствовать ГОСТ 10178.

7.5.2 Требования к заполнителям

7.5.2.1 В качестве мелкого заполнителя в бетоне покрытий следует применять пески, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 26633 и ГОСТ 8736, природные, дробленые и пески из отсевов дробления.

7.5.2.2 Дробленые пески и пески из отсевов дробления следует применять в бетоне только совместно с природными песками при их раздельном дозировании. Оптимальное соотношение природного песка и песка из отсевов дробления или природного и дробленого песка должно соответствовать требованиям ГОСТ 8736.

7.5.2.3 В качестве крупного заполнителя в бетоне покрытий должен применяться щебень согласно ГОСТ Р 58401.3, ГОСТ Р 58401.4.

7.5.2.4 В бетоне покрытий должен применяться щебень фракций от 5 до 10 мм и свыше 10 до 20 мм, дозируемых раздельно.

Примечание – Допускается применение щебня в виде одной фракции от 5 до 20 мм при фактическом соотношении составляющих его фракций от 5 до 10 мм и свыше 10 до 20 мм в пределах требований ГОСТ 26633.

 

7.5.3 Требования к воде для бетонов

7.5.3.1 Вода для затворения бетонной смеси и приготовления растворов химических добавок должна соответствовать требованиям ГОСТ 23732.

7.5.3.2 Вода питьевая по ГОСТ Р 51232 может применяться в бетоне без ограничений и предварительного химического анализа.

7.5.4 Требования к химическим добавкам

7.5.4.1 Химические добавки для бетона покрытия должны соответствовать требованиям ГОСТ 24211 и ГОСТ 26633.

7.5.4.2 В бетоне покрытий следует применять следующие химические добавки:

– пластифицирующую для снижения водопотребности бетонной смеси;

– воздухововлекающую или газообразующую для получения требуемого объема вовлеченного воздуха или газа в бетонной смеси.

7.5.4.3 Для одного вида бетона из одной группы эффективности по ГОСТ 24211 может применяться только одна химическая добавка без дополнительной проверки свойств бетона. Одновременное использование химических добавок одной группы эффективности, выпускаемых по разным техническим условиям, недопустимо.

7.5.4.4 Оптимальные дозировки химических добавок должны приниматься с учетом свойств конкретных материалов и принятой технологии работ и необходимости обеспечения требуемых свойств бетонной смеси на месте бетонирования.

Примечания

1 В качестве добавок, регулирующих свойства фиброцементобетонных смесей, для обеспечения их подвижности и удобоукладываемости, следует применять химические добавки пластифицирующие и водоредуцирующие, преимущественно суперпластификаторы и гиперпластификаторы, которые должны соответствовать по своим характеристикам требованиям технических условий и стандартов организации-поставщика.

2 Выбор вида добавок и их дозировку следует производить как для обычного бетона по ГОСТ 7473. Химические добавки для фиброцементобетонных смесей должны соответствовать ГОСТ 24211.

 

7.5.5 Требования к фибре

7.5.5.1 Фибра должна отвечать характеристикам, указанным в технических условиях и стандартах организации – производителя фибры и обеспечить проектную марку и класс фиброцементобетона и фиброцементобетонной смеси.

Примечание – Проектирование и подбор фиброцементобетонной смеси производится в лаборатории цементобетонного завода – поставщика смеси.

 

7.5.6 Требования к арматурной стали

7.5.6.1 При устройстве покрытий из особо плотного цементобетона должны применяться арматурные сетки.

7.5.6.2 Для изготовления каркасов и плоских сварных сеток следует применять стержни из горячекатаной арматурной стали периодического профиля класса А-II по ГОСТ 5781.

7.5.6.3 Для изготовления штыревых соединений следует применять стержневую горячекатаную гладкую арматурную сталь класса А-I по ГОСТ 5781.

 

7.6 Исходные компоненты для приготовления асфальтобетонных смесей

7.6.1 Для устройства покрытия на мостовых сооружениях из горячих, литых и щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей (далее – ЩМАС) должен применяться щебень из плотных горных пород по ГОСТ Р 58401.3, ГОСТ Р 58401.4 с размером фракций от 5 до 10 мм, свыше 10 до 15 мм, свыше 15 до 20 мм, а также рационально-подобранные смеси указанных фракций в соответствии с требованиями ГОСТ Р 58401.2 для ЩМАС и ГОСТ Р 58401.3, ГОСТ Р 58401.4 для литых и горячих асфальтобетонных смесей. Требования к щебню приведены в таблице 7.17.

Таблица 7.17

Требования к щебню

Наименование показателя Норма Методы испытания
Марка по дробимости, не менее 1000 ГОСТ 8269.0
Марка по истираемости, не менее И1 ГОСТ 8269.0
Марка по морозостойкости, не ниже F 50 ГОСТ 8269.0
Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы %, не более 15 ГОСТ 8269.0
Содержание зерен слабых пород, % по массе, не более 5 ГОСТ 8269.0
Содержание пылевидных и глинистых частиц, % по массе не более 1
Удельная эффективная активность естественных радионуклидов, Бк/кг
– для дорожного строительства в пределах населенных пунктов до 740 ГОСТ 30108
– для дорожного строительства вне населенных пунктов до 1350

7.6.2 Песок используют природный, дробленый и из отсевов дробления плотных горных пород, а также смеси природного и дробленого песка и высевки фракции 3 – 5 и 5 – 8 мм. Песок должен удовлетворять требованиям ГОСТ 8736 и таблицы 7.18.

Таблица 7.18

Требования к песку

Наименование показателя Норма Методы испытания
Марка дробленого песка, не менее 800 ГОСТ 8269.0
Модуль крупности св. 2,5 ГОСТ 8735
Содержание пылевидных, глинистых и илистых частиц, % по массе, не более: ГОСТ 8735
в природном песке 1
в дробленом песке 0,5
Удельная эффективная активность естественных радионуклидов, Бк/кг: ГОСТ 30108
для дорожного строительства в пределах населенных пунктов; до 740
для дорожного строительства вне населенных пунктов до 1350

7.6.3 Минеральный порошок применяют активированный и не активированный из карбонатных горных пород. Допускаемое замещение минерального порошка пылью уноса асфальтобетонных заводов должно быть не более 4%. Минеральный порошок должен удовлетворять требованиям ГОСТ Р 52129.

7.6.4 Битумное вяжущее для приготовления смеси, используют теплоустойчивое с улучшенными свойствами, по технической документации, согласованной в установленном порядке. Содержание битума в смеси определяют при подборе состава. Показатели физико-механических свойств битумного вяжущего указаны в таблице 7.19.

Таблица 7.19

Физико-механические показатели битумного вяжущего

Наименование показателя Норма для дорог Методы испытаний
группы А группы Б и В
Глубина проникания иглы при температуре 25 °C (100 г, 5 с), 0,1 мм в пределах 35 – 50 40 – 60 ГОСТ 33136
Температура размягчения по кольцу и шару, °C, не ниже 65 54 ГОСТ 33142
Температура вспышки, °C, не ниже 240 250 ГОСТ 4333
Эластичность,%,

при 25 °C не менее

0 °C не менее

90

80

ГОСТ Р 52056
Изменение температуры размягчения после прогрева,°C, не более 5 5 ГОСТ 18180

ГОСТ 33142

Сцепление с мрамором или песком выдерживает по контрольному образцу N 2 выдерживает по контрольному образцу N 2 ГОСТ 11508 (метод А)
Однородность однородно ГОСТ Р 52056
Примечание – Группы дорог указаны в соответствии с ГОСТ Р 50597.

Содержание битума в смеси определяют при подборе состава.

7.6.5 Характеристика черного щебня: черный щебень применяют с показателями свойств, удовлетворяющими требованиям технических условий предприятия изготовителя, например ТУ 400-24-163 [10].

Черный щебень изготавливают по технологическому регламенту, утвержденному предприятием-изготовителем в установленном порядке.

Основные характеристики черного щебня приведены в таблице 7.20.

Таблица 7.20

Характеристики черного щебня

Основные классификационные особенности черного щебня Материал верхнего слоя покрытия
Размер фракции щебня, мм Марка битума, БНД Примерное количество битума, % по массе
5 (2,5) – 15 (10) 60/90 1,2 – 1,8 Смесь литая асфальтобетонная
Примечание – Выбор фракции черного щебня в чернощебеночной смеси осуществляется в зависимости от проектной толщины конструктивного слоя покрытия.

Черный щебень выпускают с температурой от 140 до 160 °C для втапливания в верхний слой покрытия мостового сооружения при температуре от 85 °C до 95 °C с последующей прикаткой легким катком.

 

8 Конструктивные решения дорожных одежд на мостах со стальной ортотропной плитой проезжей части

8.1 Основные факторы, учитываемые при конструировании дорожных одежд на ортотропных плитах проезжей части мостовых сооружений

8.1.1 Основные требования к конструкциям дорожных одежд:

– хорошее сцепление покрытия с ортотропной плитой проезжей части;

– зависимость конструкции покрытия от конструкции ортотропной плиты (ее жесткости, геометрических параметров, конструктивных особенностей).

8.1.2 Вследствие большей гибкости ортотропной плиты проезжей части по сравнению с железобетонной плитой, верхний слой покрытия ездового полотна должен допускать большие перемещения без растрескивания.

8.1.3 Толщина асфальтобетонного покрытия на стальной ортотропной плите зависит от параметров ортотропной плиты (толщины листа, шага продольных ребер). При конструировании ортотропных плит также следует учитывать предполагаемую конструкцию дорожной одежды.

8.1.4 При конструировании дорожных одежд на мостовых полотнах необходимо учитывать все воздействия, оказываемые на дорожную одежду при работе ортотропной плиты и выбирать асфальтобетоны, наиболее устойчивые к этим воздействиям.

8.1.5 Различные пролеты мостовых сооружений в зависимости от прилагаемой нагрузки могут иметь различную дорожную одежду на одном мостовом переходе (исходя из экономической целесообразности).

8.1.6 Конструкцию дорожной одежды рекомендуется делать двухслойной (2 слоя асфальтобетонного покрытия). Для мостов больших пролетов допускается применение трехслойных покрытий ввиду большей деформативности пролетов. Решение о применении трехслойных конструкций должно быть обосновано соответствующим прочностным и деформационным расчетом.

8.1.7 Первый (нижний, защитный) слой покрытия рекомендуется выполнять из литого полимерасфальтобетона. За счет применения литого полимерасфальтобетона (имеющего изначально хорошие гидроизоляционные свойства), происходит увеличение общей толщины защитного гидроизоляционного покрытия на мостах.

8.1.8 При устройстве защитного слоя из литого полимерасфальтобетона рекомендуется применять мастичную гидроизоляцию.

8.1.9 При использовании литого полимерасфальтобетона в качестве нижнего слоя дорожной одежды ездового полотна требуется обязательное проведение натурных испытаний для проверки устойчивости применяемого типа гидроизоляции к воздействию высоких температур укладываемого литого полимерасфальтобетона.

8.1.10 Для обеспечения совместности работы всех слоев дорожной одежды рекомендуется применять механическое (наброска щебня, кварцевого песка и т.д.) и химическое сцепление слоев дорожной одежды (например устройство всех слоев дорожной одежды с применением одного и того же полимербитумного материала).

8.1.11 При использовании для устройства слоев дорожной одежды одновременно щебеночно-мастичного асфальтобетона и литого полимерасфальтобетона рекомендуется использовать один и тот же полимербитумный материал для обеспечения одинаковой деформативности слоев дорожной одежды.

8.1.12 Для механического сцепления слоев дорожной одежды рекомендуется использовать посыпку из черного щебня фракции: 6 – 8 мм или 5 – 10 мм. При использовании посыпки из черного щебня необходимо учитывать толщину гидроизоляционного слоя (в случае применения посыпки из черного щебня по слою гидроизоляции, толщина последней должна быть больше максимального размера применяемой фракции черного щебня).

 

8.2 Конструкции дорожной одежды с применением щебеночно-мастичного асфальтобетона

8.2.1 Рекомендуемые конструктивные слои дорожных одежд с использованием в качестве верхнего слоя щебеночно-мастичного асфальтобетона приведены на рисунке 8.1.

Рисунок 8.1

8.2.2 Допускается применение в качестве нижнего (защитного) слоя дорожной одежды мелкозернистого асфальтобетона, обладающего достаточной водонепроницаемостью (рисунок 8.2).

 

Рисунок 8.2

1   2   3   4   5   6

Просмотров: 3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code