Рекомендации по применению современных конструктивных решений и технологий по устройству дорожных одежд на мостах для повышения срока службы. ОДМ 218.3.074-2019. Отраслевой дорожный методический документ

Издан на основании
Распоряжения Федерального
дорожного агентства
от 8 ноября 2019 г. N 3205-р

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ СОВРЕМЕННЫХ КОНСТРУКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ
И ТЕХНОЛОГИЙ ПО УСТРОЙСТВУ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД НА МОСТАХ
ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ СРОКА СЛУЖБЫ

ОДМ 218.3.074-2019
ОКС 93.040

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Закрытым Акционерным Обществом “Ансет-ТМ”

2 ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства

3 ИЗДАН распоряжением Федерального дорожного агентства от 08.11.2019 N 3205-р.

4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

 

1 Область применения

1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ содержит положения по применению современных конструктивных решений и технологий по устройству дорожных одежд на железобетонных, сталежелезобетонных и стальных мостах для повышения срока службы.

1.2 Настоящий методический документ применим к конструкциям дорожных одежд на мостовых сооружениях, и предназначен для использования организациями, осуществляющими строительство и ремонт автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, проектными, научно-исследовательскими, учебными институтами дорожно-мостовой отрасли.

 

2 Нормативные ссылки

В настоящем ОДМ использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ 9.030-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Резины. Методы испытаний на стойкость в ненапряженном состоянии к воздействию жидких агрессивных сред

ГОСТ 9.401-2018 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Общие требования и методы ускоренных испытаний на стойкость к воздействию климатических факторов

ГОСТ 4333-2014 (ISO 2592:2000) Нефтепродукты. Методы определения температур вспышки и воспламенения в открытом тигле

ГОСТ 34028-2016 Прокат арматурный для железобетонных конструкций. Технические условия

ГОСТ 7473-2010 Смеси бетонные. Технические условия

ГОСТ 10178-85 Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия

ГОСТ 10180-2012 Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам

ГОСТ 11508-74 Битумы нефтяные. Методы определения сцепления битума с мрамором и песком

ГОСТ 12801-98 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний

ГОСТ 13087-81 Бетоны. Методы определения истираемости

ГОСТ 23732-2011 Вода для бетонов и строительных растворов. Технические условия

ГОСТ 24211-2008 Добавки для бетонов и строительных растворов. Общие технические условия

ГОСТ 26589-94 Мастики кровельные и гидроизоляционные. Методы испытаний

ГОСТ 26633-2012 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия

ГОСТ 30108-94 Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов

ГОСТ 33174-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Цемент. Технические требования

ГОСТ 30547-97 Материалы рулонные кровельные и гидроизоляционные. Общие технические условия

ГОСТ 30693-2000 Мастики кровельные и гидроизоляционные. Общие технические условия

ГОСТ 32731-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля

ГОСТ 32756-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению промежуточной приемки выполненных работ

ГОСТ 32755-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению приемки в эксплуатацию выполненных работ

ГОСТ 33136-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения глубины проникания иглы

ГОСТ 33142-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения температуры размягчения. Метод “Кольцо и Шар”

ГОСТ Р 22.1.13-2013 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мероприятия по гражданской обороне, мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Требования к порядку создания и эксплуатации

ГОСТ Р 50597-2017 Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля

ГОСТ Р 51232-98 Вода питьевая. Общие требования к организации и методам контроля качества

ГОСТ Р 52056-2003 Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блоксополимеров типа стирол-бутадиен-стирол. Технические условия

ГОСТ Р 52129-2003 Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия

ГОСТ Р 54400-2011 Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Методы испытаний

ГОСТ Р 54401-2011 Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Технические требования

ГОСТ Р 58401.1-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Система объемно-функционального проектирования. Технические требования

ГОСТ Р 58401.2-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Система объемно-функционального проектирования. Технические требования

ГОСТ Р 58401.3-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Система объемно-функционального проектирования. Правила проектирования

ГОСТ Р 58401.4-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Система объемно-функционального проектирования. Правила проектирования

ГОСТ Р 58442-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля заказчика и подрядчика

Примечание – При пользовании настоящим методическим документом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов, составленных по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим документом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

 

3 Термины и определения

В настоящем ОДМ применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 антикоррозионный слой: Нижний слой в конструкции дорожной одежды на ортотропной плите проезжей части, обеспечивающий защиту ее от коррозии и имеющий необходимую адгезию к металлу для выполнения функции вовлечения выше расположенных элементов дорожной одежды в совместную работу со стальной ортотропной плитой.

3.2 буферный слой: Конструктивный элемент дорожной одежды, предназначенный для снижения напряжений в ее элементах, возникающих при ее работе в составе пролетного строения.

3.3 выравнивающий слой: Нижний слой дорожной одежды на железобетонной плите проезжей части мостового сооружения для придания ей проектного профиля и выравнивания под гидроизоляцию.

3.4 гидроизоляция: Конструктивные элементы пролетного строения, защищающие несущие конструкции от воздействия поверхностных и грунтовых вод.

3.5 гидроизоляция мастичная: Гидроизоляция, выполненная с применением мастик на основе битумных или полимерных материалов, образующих на защищаемых поверхностях непрерывную эластичную пленку.

3.6 гидроизоляция рулонная (оклеечная): Гидроизоляция из материалов заводского изготовления, свернутых в рулон, приклеенных к нижележащим конструктивным элементам конструкции мостового сооружения.

3.7 деформационный шов: Зазор между торцами пролетных строений либо торцом пролетного строения и шкафной стенкой устоя или головной частью опоры.

3.8 дренажная система: Элемент мостового полотна, предназначенный для вывода из дорожной одежды воды, проникшей через асфальтобетонное покрытие на уровень гидроизоляции, включающий систему каналов из, например, пористого материала продольного и поперечного направлений и дренажные трубки.

3.9 защитный слой: Элемент дорожной одежды на железобетонной плите проезжей части мостового сооружения, устраиваемый поверх гидроизоляции для предохранения ее от повреждений.

3.10 конструкция дорожной одежды: Совокупность конструктивных элементов, уложенных на плиту проезжей части в пределах ширины проезжей части и полос безопасности, предназначенных для непосредственного восприятия нагрузок от транспортных средств, обеспечивающих проектный профиль проезжей части, а также защиту несущих конструкций пролетного строения от коррозии.

3.11 мостовое полотно: Совокупность всех элементов, расположенных на плите проезжей части пролетных строений, предназначенных для обеспечения нормальных условий и безопасности движения транспортных средств и пешеходов, а также для отвода воды с проезжей части; мостовое полотно включает в себя дорожную одежду ездового полотна, тротуары, ограждающие устройства, устройства для водоотвода, обогрева и освещения, деформационные швы и сопряжения моста с подходами.

3.12 мостовое сооружение: Искусственное сооружение над различными препятствиями для пропуска различных видов транспорта и пешеходов, а также водотоков, селей, скота, коммуникаций различного назначения – порознь или в различных комбинациях.

3.13 плита проезжей части железобетонная: Элемент проезжей части железобетонного или сталежелезобетонного пролетного строения, непосредственно воспринимающий нагрузки от транспортных средств, пешеходов, элементов мостового полотна и передающий их несущей конструкции пролетного строения.

3.14 плита проезжей части ортотропная: Элемент проезжей части стального пролетного строения моста, непосредственно воспринимающий нагрузки от транспортных средств, пешеходов, элементов мостового полотна и передающий их несущей конструкции пролетного строения.

3.15 покрытие из горячего плотного асфальтобетона: Покрытие, выполненное из горячих асфальтобетонных смесей, уплотняемых после укладки катками.

3.16 покрытие из литого полимерасфальтобетона: Покрытие, выполняемое из асфальтобетонной смеси на полимербитумном вяжущем, укладываемое при повышенной температуре, не требующее уплотнения.

3.17 покрытие из щебеночно-мастичного асфальтобетона: Покрытие, выполняемое из рационально подобранной смеси минеральных материалов (щебня, песка из отсевов дробления и минерального порошка), дорожного битума (с полимерными или другими добавками или без них) и стабилизирующей добавки, взятых в определенных пропорциях и перемешанных в нагретом состоянии, уплотняемое после укладки катками.

3.18 полимерно-битумное вяжущее: Представляет собой однородную массу черного цвета, состоящую из нефтяных дорожных битумов, полимеров, пластификатора и адгезионной присадки; относится к классу эластомеров, отличается от битумов высокой эластичностью, а также более низкой температурой хрупкости и более высокой температурой размягчения; готовится на основе вязких дорожных битумов введением полимеров – блок-сополимеров типа стирол-бутадиен-стирол, пластификаторов и поверхностно-активных веществ.

3.19 пролетное строение: Несущая конструкция мостового сооружения, перекрывающая пространство между опорами, воспринимающая нагрузку от элементов мостового полотна, транспортных средств и пешеходов и передающая ее на опоры.

3.20 сетка выравнивания давления: Сетка из полипропилена, укладываемая на поверхность железобетонной плиты проезжей части, выравнивающего или защитного слоя для предотвращения образования пузырей в мастичном гидроизоляционном слое от воздействия паров, образующихся в порах бетона при укладке на него горячей мастики или литой асфальтобетонной смеси.

3.21 срок службы: Календарная продолжительность от начала эксплуатации мостового сооружения или ее возобновления после реконструкции или ремонта до перехода в предельное состояние.

3.22 сталефибробетон: Цементобетон, в состав которого в качестве армирующего элемента входит фибра. При применении фибры уменьшается образование трещин при усадке, улучшается качество поверхности бетона, повышается водонепроницаемость, устойчивость к проникновению химических веществ, сопротивление удару, морозостойкость.

3.23 тонкослойное полимерное покрытие: Тонкослойное покрытие, материал для изготовления которого содержит полимерные компоненты.

3.24 фибра: Волокна из различных материалов, используемые для дисперсного армирования бетона; волокна могут быть стальными, базальтовыми, полипропиленовыми и т.д.

3.25 черный щебень: Рядовой или фракционный щебень, обработанный органическими вяжущими (битумы, дегти и битумные или дегтевые эмульсии) в установке.

 

4 Сокращения

В настоящем методическом документе применяются следующие обозначения:

ЛПАБ – литой полимерасфальтобетон.

ПБВ – полимерно-битумное вяжущее.

ПММА – полиметилметакрилат.

СФБ – сталефибробетон.

ЩМА – щебеночно-мастичный асфальтобетон.

ЩМАС – щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь.

 

5 Основные положения

5.1 Типовые конструкции дорожных одежд

5.1.1 Автодорожные мостовые сооружения могут иметь в качестве плиты проезжей части:

железобетонную плиту;

стальную ортотропную плиту.

5.1.2 Конструкция плиты проезжей части мостового сооружения должна отвечать требованиям ГОСТ 30547, ГОСТ 30693, СП 35.13330 [1] и обеспечивать возможность механизированного устройства дорожной одежды, а также работ по содержанию мостового сооружения с учетом климатических условий согласно СП 131.13330 [2].

Примечание – К работам по содержанию мостового сооружения относятся: механизированная очистка проезжей части и тротуаров от грязи, снега и пр.

 

5.1.3 Для устройства дорожной одежды на мостовых сооружениях применяют:

литой полимерасфальтобетон;

мелкозернистый горячий асфальтобетон;

сталефибробетон;

тонкослойные полимерные покрытия;

цементобетон;

щебеночно-мастичный асфальтобетон.

5.2 Конструкции дорожных одежд на железобетонной плите проезжей части

5.2.1 Дорожная одежда на пролетных строениях с железобетонной плитой проезжей части может быть выполнена:

– многослойной, включающей выравнивающий слой (при необходимости), гидроизоляцию, защитный слой, асфальтобетонное покрытие. Покрытие может быть уложено непосредственно на гидроизоляцию, материал которой обладает необходимой теплостойкостью;

– двух- или однослойной, включающей асфальтобетонное покрытие и выравнивающий слой из бетона особо низкой водопроницаемости или только выравнивающий бетонный слой, выполняющий гидроизолирующие функции и функцию покрытия. Покрытие допускается устраивать на пролетных строениях, не имеющих в железобетонной плите проезжей части предварительно напряженной арматуры, и при условии, что действующие в верхних фибрах выравнивающего слоя растягивающие напряжения не превосходят расчетных сопротивлений бетона растяжению.

5.2.2 Выравнивающий слой под гидроизоляцию в многослойной конструкции дорожной одежды выполняют на плите проезжей части сборных пролетных строений минимальной толщиной 30 мм из мелкозернистого бетона класса по прочности на сжатие не ниже B25, морозостойкостью F200 – F300 и маркой по водонепроницаемости не ниже W8.

5.2.3 Применение для дорожной одежды керамзитобетона не допускается.

5.2.4 Конструкция дорожных одежд на железобетонной плите проезжей части мостовых сооружений состоит, как правило, из следующих слоев:

выравнивающий слой;

гидроизоляция;

защитный слой из бетона;

двухслойное асфальтобетонное покрытие или цементобетонное армированное покрытие (рисунок 5.1 а, б, в, г).

5.2.5 При устройстве цементобетонного покрытия из особо плотного бетона или фиброцементобетона цементобетонную смесь укладывают непосредственно на плиту проезжей части.

Примечания

На пролетных строениях мостовых сооружений с монолитной плитой проезжей части выравнивающий слой допускается не устраивать.

При применении в конструкции дорожной одежды гидроизоляции, выполняемой из материалов, допускающих укладку на них асфальтобетонного покрытия, защитный слой разрешается не устраивать.

Конструкция дорожных одежд на железобетонной плите проезжей части мостовых сооружений

Рисунок 5.1 – Конструкция дорожных одежд на железобетонной плите проезжей части мостовых сооружений

5.2.6 При применении для покрытия проезжей части цементобетона его толщину принимают не менее 120 мм. Покрытие выполняют из бетона с водоцементным отношением не выше 0,42, класса по прочности на сжатие не ниже B30, маркой по водонепроницаемости не ниже W8 и маркой по морозостойкости F300 при испытаниях в хлористых солях.

5.3 Конструкции дорожных одежд на ортотропной плите

5.3.1 На стальных пролетных строениях конструкция дорожной одежды может быть выполнена с устройством защитно-сцепляющего слоя (гидроизоляции) и асфальтобетонного покрытия, либо в виде тонкослойного (двух- или трехслойного) полимерного покрытия.

5.3.2 Конструкции дорожной одежды и ортотропной плиты должны исключать появление трещин в покрытии над главными балками стальных пролетных строений.

5.3.3 Конструкция дорожной одежды на ортотропной плите проезжей части мостового сооружения состоит, как правило, из следующих слоев:

– антикоррозионный слой;

– защитно-сцепляющий слой;

– буферный слой;

– двухслойное асфальтобетонное покрытие.

Примечания

Допускаются обоснованные технические решения, в которых функции антикоррозионного слоя выполняет защитно-сцепляющий слой.

Буферный слой устраивают в конструкциях дорожных одежд с применением в нижнем слое покрытия уплотняемой асфальтобетонной смеси, которую технологически невозможно уложить на защитно-сцепляющий слой без дефектов и нарушения сплошности покрытия, возникающих при уплотнении слоя.

 

5.3.4 В общем виде конструкция дорожной одежды на ортотропной плите приведена на рисунке 5.2.

Конструкция дорожной одежды на ортотропной плите проезжей части мостовых сооружений

Рисунок 5.2 – Конструкция дорожной одежды на ортотропной плите проезжей части мостовых сооружений

5.3.5 Гидроизоляционные материалы могут быть также применены для устройства защитно-сцепляющего слоя на мостах. При этом их применение должно осуществляться по специально разработанным для каждого конкретного мостового сооружения рекомендациям и технологическим регламентам.

1   2   3   4   5   6

Просмотров: 6

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code