АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ В КОНТЕКСТЕ ИНДУСТРИИ ДОСУГА

Т. Н. Суминова, доктор философских наук

В статье раскрывается сущность и специфика арт-менеджмента в контексте индустрии досуга, которая в креативной экономике автором трактуется как сфера, ориентированная на создание развлечений и одухотворение публики/реципиентов посредством различных текстов художественных произведений. Индустрия досуга связана с арт-менеджментом как синергийным элементом генерации коммуникативного маркетингового пространства проектной деятельности, интегрирующей процессы управления продюсированием (продакшном и промоушном) арт-проектов, реализацию творческого потенциала художников, актёров, режиссёров и т.д., деятельность «коммерсантов от искусства» — арт-менеджеров, антрепренёров, арт-дилеров, импресарио, продюсеров, промоутеров и т.д. Арт-менеджмент — это философия и культура управления в артосфере/арт-индустрии/арт-бизнесе, отраслевой менеджмент, наука, прикладная учебная дисциплина, пространство субкультуры, инструмент/механизм творческих индустрий, российской и международной экономики и политики сферы культуры и искусства по удовлетворению потребностей реципиентов в поиске новых смыслов бытия, в культурных ценностях и в зрелищах (выставки, спектакли, кинофильмы и т.д.).

Ключевые слова: арт-менеджмент, индустрия досуга, индустрия развлечений, коммуникативное маркетинговое пространство, творческие индустрии, креативная экономика, продюсирование, социально-культурная деятельность, государственная политика в сфере культуры и искусства.

 

«Индустрия досуга» — это многогранный полисмысловой социокультурный феномен, возникновение и динамика развития которого в большей степени обуславливаются индустриальным/промышленным/ поточным производством различных по формам, контенту и технологиям результатов деятельности/проектов, связанных с удовлетворением спектра потребностей в развлечении, познании, укреплении здоровья, самоактуализации и т.д. в свободное от трудовой занятости/работы время.

Нередко в публикациях присутствует некоторое «расширение» данного понятия — «индустрия досуга и развлечений», что, вероятно, осуществляется для отражения и представления большего когнитивного пространства в таковом.

Различные аспекты индустрии досуга в качестве объекта менеджмента и технологий социально-культурной деятельности представлены в публикациях Е. М. Клюско [1], Н. С. Мельниковой [2], Л. В. Секретовой [3], В.М. Чижикова, В.В. Чижикова [4], Н.В. Шарковской [5], Н. Н. Ярошенко [6-8] и других.

Актуальность исследования индустрии досуга в контексте различных дискурсов, контентов и смыслов подтверждается состоявшейся Межвузовской практической конференцией «Современная индустрия досуга: векторы модернизации» (14 марта 2019 года, Москва, ВДНХ, павильон 75), организованной кафедрой менеджмента и технологий социально-культурной деятельности факультета государственной культурной политики Московского государственного института культуры с участием представителей ряда вузов России (Санкт-петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Российский государственный социальный университет, Московский городской университет управления Правительства Москвы, Московский городской педагогический университет, Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского, Алтайский государственный институт культуры, Пермский государственный институт культуры, Рязанский филиал Московского государственного института культуры) и Республики Беларусь (Белорусский государственный университет культуры и искусств) при поддержке Российской ассоциации парков и производителей аттракционов. Данное мероприятие, проведённое на высоком интеллектуальном и научном уровне, получило достойный общественный резонанс, что также является свидетельством значимости и востребованности социально-культурного феномена «индустрия досуга», рассматриваемого с позиций различных наук (философии, культурологии, педагогики, психологии, экономики, информациологии и т.д.).

В контексте креативной экономики восприятие индустрии досуга как сферы, ориентированной на создание развлечений и одухотворение публики/реципиентов посредством различных текстов художественных произведений, позволяет утверждать, что она наитеснейшим образом связана с художественной культурой и её квинтэссенцией — артосферой как сферой искусства и её различными видами, а также с процессами управления продюсировани- ем (продакшном и промоушном) арт-про- ектов, реализацией творческого/креативного потенциала деятелей сферы культуры и искусства — художников, актёров, режиссёров и т.д., с деятельностью «коммерсантов от искусства» — арт-менеджеров, антрепренёров, арт-дилеров, импресарио, продюсеров, промоутеров и т.д.

Вот почему индустрия досуга имеет сегменты пересечения с арт-индустрией как качественно-количественной характеристикой функционирования артосферы в контексте свободной экономики. Это оказывает действенное влияние на бытие деятелей искусства и представителей нетворческих профессий, создающих Текст сферы искусства как сердцевины художественной культуры посредством облачения спектра идей/ смыслов в определённые тексты/информационные ресурсы/культурные формы и т.д. — результаты интеллектуальной/мыслительной деятельности, объекты авторского права и смежных прав.

В данном контексте индустрия досуга «поглощает» и шоу-бизнес как коммерческую/предпринимательскую деятельность в индустрии развлечений. Если в российской действительности шоу-бизнес в основном ассоциируется лишь с музыкальной индустрией (концерты, шоу, создание «звёзд» и т.д.), то за рубежом он охватывает все морфологические элементы сферы искусства (пространственные, временнЫе и пространственно-временнЫе).

Такое широкое смысловое/контекстное/ контентное восприятие понятия «шоу-бизнес» обуславливается процессами и технологиями грамотного управления проектной деятельностью (выставка, концерт, спектакль, кинофильм, радиопостановка и т.д.) и использованием колоссального потенциала артиста как «звезды» в проектах различных видов искусства — как художник, актёр театра и кино, режиссёр и т.д.

Для генерации коммуникативного маркетингового пространства проектной деятельности в индустрии досуга, ориентированной на создание развлечений, необходимо использовать такой синергийный элемент, как арт-менеджмент.

«Арт» (в переводе с английского — искусство), представляющее собой смыслоне- сущий компонент рассматриваемого термина, и трактуется как художественное творчество; художественная культура; изобразительное искусство.

Арт-менеджмент в исполнительских видах искусства (кинематограф, музыка, танец, театр, цирк, радио, телевидение и т.д.), имеющих отношение к шоу-бизнесу (или в отечественном понимании — музыкальному бизнесу), корректнее обозначать и воспринимать как артистический менеджмент, который ориентирован на процессы управления творческой активностью и выстраивание карьеры деятелей арены/сцены. Это предполагает медиапланирование, имидж- мейкерство, промоушн, постпромоушн и так далее, то есть создание и продвижение «звезды» как проектная деятельность арт- менеджеров.

В контексте креативной экономики, неолиберализма, подготовки специалистов для управления в сфере культуры и искусства логично расширить трактовку концепта «арт-менеджмент», что отразится и на специфике подготовки и профессиональной активности управленцев в данной системе координат.

Арт-менеджер осуществляет и менеджмент выставок и презентаций, имея отношение лишь к сфере изобразительного искусства, к галерейному делу/бизнесу, музейной деятельности и т.п.
Менеджмент выставок и презентаций также логично называть арт-менеджмен- том, но лишь как управление в сфере изобразительных/пространственных искусств и/или отнести к разновидности собственно арт-менеджмента в качестве управления в сфере искусства с многочисленным спектром её видов.

Нередко в качестве разновидностей арт- менеджмента называют театральный менеджмент, цирковой менеджмент, музыкальный менеджмент и иные словосочетания, связанные с различными видами деятельности в социально-культурной сфере. Данные словосочетания представляются достаточно забавными, поскольку, исходя из лингвистических правил, являются характеристиками в данном случае — менеджмента, то есть менеджмент какой? — цирковой, музыкальный и т.д., как танцевальный, красивый, стройный и т.п.

Вот почему в качестве разновидностей арт-менеджмента могут выступать, например, менеджмент изобразительного искусства; менеджмент киноиндустрии; менеджмент искусства музыки; менеджмент искусства театра; менеджмент искусства телевидения; менеджмент искусства цирка и т.п.

Сущность концепта «арт-менеджмент» как отраслевого менеджмента связана с осуществлением процессов управления не только в изобразительных видах искусства, но во всех иных (временнЫх и пространственно-временнЫх) видах искусства.

Арт-менеджмент — это феномен современного гуманитарного знания, социокультурного хаосмоса и бизнес-реальности, информационного, постиндустриального социума, генерирующий технологии модернизации, инновации, креатива в сфере ис- кусства/арт-индустрии/арт-бизнеса с различными составляющими, который представляет собой многогранный кристалл, генерирующий полизначное восприятие и вследствие этого множественность понимания, трактовок контента.

Арт-менеджмент — это:

• философия и культура управления сферой искусства/в сфере искусства;

• система управления в сфере искус- ства/арт-индустрии/арт-бизнеса, способствующая осуществлению творческой, финансово-экономической, нормативно-правовой, маркетинговой и иных составляющих деятельности организации/учреждения/коллектива;

• система управления проектами/про- дюсирования в артосфере/арт-индустрии/ арт-бизнесе посредством различных технологий (художественно-творческих, организационно-управленческих (в том числе психологических), финансово-экономических, нормативно-правовых, маркетинговых и т.д.);

• концепция и система теоретических и практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления организациями/учреждениями в артосфе- ре/арт-индустрии/арт-бизнесе для повышения их эффективности и увеличения прибыли и т.д.

Арт-менеджмент — это наука, входящая в спектр прикладных наук. Ближе всего она относится к экономической практике, «обогащая» её научными концепциями, подходами, методами, с учётом специфики сферы искусства и её видов.

Арт-менеджмент — это также прикладная учебная дисциплина, позволяющая осуществлять подготовку грамотного управленца в сфере искусства как квинтэссенции художественной культуры, ориентированного на осуществление проектной деятельности в контексте реализации государственной политики в сфере культуры и искусства.

Арт-менеджмент — это пространство субкультуры, в которой её представители имеют присущие лишь им ценности, нормы и законы, позволяющие осуществлять профессиональную деятельность на качественном уровне в конкретном виде искусства.

Арт-менеджмент в контексте индустрии досуга (и развлечений!), постиндустриальной диджитальной и креативной экономики значим для такого феномена и технологии/механизма синергии инструментов сферы бизнеса и сферы культуры и искусства, а также реализации художественных процессов, как творческие/креативные индустрии (англ. creative industries). Нередко в зарубежных публикациях присутствуют смысловые аналоги данного словосочетания: «культурные индустрии», «индустрии культуры», «художественные индустрии».

Творческие/креативные индустрии как практики/факторы/механизмы управления различными процессами в сфере культуры и искусства есть сегмент пересечения интересов представителей сферы бизнеса и сферы культуры и искусства. Отправным ресурсом в этих коммуникативных процессах выступает креатив мастеров искусств, использование которого позволяет осуществлять творческое предпринимательство, то есть продюсирование проектов, создавая индустриальное производство инновационных текстов произведений — объектов интеллектуальной собственности, и получая прибыль (экономическую — материальную и символическую — аплодисменты, повышение уровня популярности, узнаваемости и т.д.).

В творческих/креативных индустриях как объектах арт-менеджмента взаимодействуют различные субъекты деятельности/ экономические агенты: представители творческих и нетворческих профессий, в том числе управленцы, импресарио, антрепренёры, продюсеры, маркетологи, юристы, бухгалтеры и т.д., чья профессиональная активность ориентирована на создание маркетинговой ниши, в которой осуществляется производство и продвижение художественного продукта как предложения, пользующегося спросом.

В контексте постиндустриального социума, интенсивного развития рыночной экономики, в том числе в сфере культуры и искусства, достаточно важным видится осознание значимости арт-менеджмента и, естественно, предпринимательства. Всё это влияет на свободную реализацию способностей для предпринимательской и творческой составляющей каждого представителя социума. Напомним, что право граждан заниматься именно предпринимательской деятельностью признаётся государством и отражено в статье 34 Конституции РФ.

Это право открывает для экономически творческой/креативной/инновативной части населения (в данном случае — представителей артосферы/арт-индустрии, то есть художников, режиссёров, актёров, сценаристов, танцоров и других) возможность проявить предпринимательскую инициативу, на свой страх и риск организовать произ- водство/продакшн и промоушн конкретных арт-продуктов и тем самым содействовать удовлетворению материальных и в большей степени духовных потребностей/запросов/ интересов представителей социума как реципиентов/потребителей/покупателей/зрителей/публики, повышению их жизненного уровня, положительному решению социокультурных и иных вопросов и проблем бытия. Вот почему арт-менеджмент является важнейшим инструментом/механизмом творческих индустрий и креативной экономики.

Ключевой целью государственной политики в сфере культуры и искусства выступает и максимальное приобщение людей к культуре и искусству, разнообразным формам творческой активности. В связи с этим культурная политика есть одновременно и комплекс мер, предпринимаемых государством в деле регулирования различного рода процессов (творческих, управленческих, экономических, правовых, маркетинговых), происходящих в артосфере/ арт-индустрии/арт-бизнесе.

В качестве субъектов государственной политики в сфере культуры и искусства выступают исполнительная власть, финансовые и промышленные объединения, общественные организации, а в качестве объектов — артосфера/арт-индустрия/ арт-бизнес с целым спектром её составляющих (организаций, учреждений, художниками в широком смысле этого слова, критиками и т.д.).

Именно государство креатирует определённую модель взаимоотношений с арто- сферой/арт-индустрией/арт-бизнесом, детерминирует её ключевые позиции и приоритеты, предлагает варианты их воплощения/реализации, становясь при этом своего рода гарантом культурной политики, которая, по сути являясь «детищем» государственной власти, в каждой стране различна, что обусловлено различными политическими, социокультурными, экономическими и иными условиями.

Государственная политика в области культуры и искусства не только детерминирована состоянием и развитием арт-менедж- мента, но и как конкретный вид деятельности определяет его бытие.

В рыночных условиях именно арт-ме- неджмент как целостная система управления в артосфере/арт-индустрии/арт-биз- несе выступает в качестве важного элемента индустрии досуга (и развлечений!), инструмента/механизма российской и международной экономики и политики в сфере культуры и искусства по удовлетворению потребностей реципиентов в поиске новых смыслов бытия, в культурных ценностях и в зрелищах (выставки, спектакли, кинофильмы и т.д.).

Примечания

1. Клюско Е. М. История досуга населения России : учебное пособие. Москва : МГИК, 2016. 119 с.
2. Мельникова Н. С. История досуга в допетровской Руси : учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 071800 «Социально-культурная деятельность». Пермь : Пермский государственный институт культуры, 2016. 107 с.
3. Секретова Л. В. Индустрия досуга: социально-культурный аспект // Труды Санкт-петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. Т. 195. С. 47 — 55.
4. Суминова Т. Н. Арт-менеджмент: реализация государственной политики в сфере культуры и искусства : монография. Москва : Академический проект, 2017. 167 с.
5. Чижиков В. М., Чижиков В. В. Индустрия досуга // Теория и практика социокультурного менеджмента : учебник. Москва : МГУКИ, 2008. С. 260-262.
6. Шарковская Н. В. Введение в педагогику досуга : учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Социально-культурная деятельность». Москва : МГИК, 2017. 124 с.
7. Ярошенко Н. Н. Воспитательный потенциал современной индустрии досуга // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015. № 4 (44). С. 28-35.
8. Ярошенко Н. Н. Индустрия развлечений в пространстве современных культурных практик // Международный журнал исследований культуры. 2017. № 1 (26). С. 112-122.
9. Ярошенко Н. Н. Индустрия развлечений в современном культурном пространстве России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 3 (71). С. 122–132.

Источник: Научный журнал «Вестник Московского государственного университета культуры и искусств». 2019. № 2 (88)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code