ОПЫТ РАЗВИТИЯ «УМНЫХ» ГОРОДОВ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

М.В.ФЕДОНЕНКО

В статье представлено обобщение опыта реализации концепции «умный» город. Методологической основой исследования стала концепция «умный» город как основа эффективного управления городом (П. Друкер). В научной литературе, зарубежных и российских исследованиях нет общепринятого толкования содержания и общепринятых принципов данной концепции. В статье представлено авторское определение термина «умный» город и выделены общие принципы данной концепции. Проведен анализ двух мировых рейтингов самых «умных» городов мира на конец 2017 г. Во всех городах реализуется комплексная модель «умного» города, в целом определения термина «умный» город и принципы в данных концепциях соответствуют определению и принципам. Но проанализированные концепции имеют различные приоритеты, акценты, что обосновывается различными проблемами. которые решаются в данных городах. Были выделены общие тренды, объединяющие концепции данных городов — внедрение цифровых технологий с целью повышения качества жизни и развития социального капитала, также во всех рассмотренных концепциях находит отражение идея «устойчивого развития».

Ключевые слова: умный город, устойчивое развитие, человекоориентированность, энергоэффективность, цифровизация города, экологичность

 

В современном мире город активно развивается, увеличивается его экономическая, демографическая и политическая роль. Процесс урбанизации влечет ряд острых проблем от экологических до социальной напряженности. В мире происходит процесс переосмысления управления городским развитием, все большее количество городов переходит к концепции развития под названием «умный» город. Данный термин трактуется по-разному, но общее одно — цифровизация городов — это ключ к решению современных проблем города.

1 марта 2018 г. в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию было сказано, что в современном мире с высокими темпами урбанизации возрастает роль городов, а это значит, что инновационное городское и пространственное развитие становится приоритетом в развитии страны [1]. 20 февраля 2019 г. в очередном послании Президент также подчеркнул необходимость инновационного городского развития, указав дополнительно на важность комплексного и экологичного развития [2]. 7 мая 2018 г. Президент Российской Федерации подписал Указ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития российской Федерации на период до 2024 года», согласно которому предусмотрена реализация 12 национальных проектов. В рамках национального проекта «Жилье и городская среда» и национальной программы «Цифровая экономика» с 2019 г. реализуется ведомственный проект Цифровизации городского пространства «Умный город». В этом году мероприятия по развитию российских городов в рамках концепции «умный» город значительно расширены за счет принятой ведомственной программы. До 2019 г. цифровая трансформация российских городов была предусмотрена принятием в 2017 г. программой «Цифровая экономика Российской Федерации».

Россия не является передовой страной в реализации концепции «умный» город, большинство российских городов только начинают свой переход к цифровизации города, внедряя локальные решения. Поэтому данная тема работы является актуальной на сегодняшний день.

На сегодняшний день в литературе существует множество толкований термина «умный» город (от английского «smart city»). Впервые понимание сложилось в 1993 г. в Кремниевой долине: «умное сообщество» (Smart Community) — любая целенаправленная кооперация бизнеса и жителей по улучшению жизни и условий труда с использованием доступных информационных технологий. Именно исходя из данного толкования, в дальнейшем все трактовки «умного» города основывались на идее важной роли информационно-коммуникационных технологий, позволяющих решить важные проблемы общества при помощи активного взаимодействия бизнеса, граждан и власти [3].

Согласно одному из самых влиятельных теоретиков менеджмента XX в. П. Друкеру, формула эффективного управления городом может быть символически представлена в виде аббревиатуры SMART, а именно: specific (конкретный), measurable (измеримый), achievable (достижимый), realistic (реалистичный) и time (определенный во времени). Таким образом базисом «умного» города можно считать открытое эффективное управление, базирующееся на применении инновационных технологий, которыми с умом пользуются жители города [4].

Но данная концепция не заканчивается лишь на идее внедрения и применения технологий и инноваций. Идея «умного» города, прежде всего, представляет собой новый способ повышение качества жизни сообщества в рамках города, создание условий для роста человеческого капитала. Данная идея понимания концепции легла в основу видения, описанного в 2007 г. Центром региональной науки Венского технологического университета. Согласно видению Центра, можно сказать, что концепция аккумулирует в рамках городской территории ряд элементов, таких как:

— «умная» экономика (конкурентоспособность): продуктивность, новые продукты, сервисы, бизнес-модели, международное сотрудничество; гибкость;

— «умная» мобильность (транспорт и ИКТ): интегрированные транспортные системы; экологичные виды транспорта;

— «умная» среда (природные ресурсы): энергоэффективность; возобновляемые источники энергии; защита окружающей среды; экономия ресурсов;

— «умные» люди (социальный и человеческий капитал): квалифицированные пользователи ИКТ, доступное обучение, участие в общественной жизни, предприимчивость;

— «умный» образ жизни (качество жизни): грамотное потребление, удобная планировка, социальное взаимодействие, здоровый образ жизни;

— «умное» управление (участие): вовлечение граждан в принятие решений, удобные сервисы, открытые данные [5].

Согласно данному пониманию концепции, «умный» город развивается комплексно в каждом из шести направлений, но данный список характеристик не является окончательным.

Согласно толкованию Европейского парламента идеи «умного» города от 2014 г., данная концепция призвана решить ряд острых проблем на сегодняшний день, например: перенаселение планеты, высокое потребление энергии, неэффективное распределение и истощение ресурсов, ухудшение общего состояния окружающей среды, бедность населения, безработица, социальное неравенство и другие [6].

Согласно докладу 2016 г. Международной организации по стандартизации (ISO), «умный» город обладает устойчивостью, а это значит, что современное поколение людей способно удовлетворить свои потребности без угрозы для данной возможности будущих поколений. Также в данном докладе говорится о способности восстанавливаться, что подразумевает адаптивность к изменениям. Данная организация выделяет следующие характеристики «умного» города:

— ориентированность на человека, бизнес и т. д.;

— высокая степень управляемости;

— доступность людям и открытость новым идеям;

— открытые и легкодоступные данные;

— защита персональных данных;

— основан на развитой инфраструктуре;

— направлен на развитие и обучение жителей [7].

Российский научно-исследовательский институт технологий и связи (НИИТС), выпустивший собственную методологию анализа городов через «Индикаторы умного города НИИТС», под «умным» городом понимает — системный подход к использованию информационных технологий на основе анализа данных для предоставления услуг по управлению природными, энергетическими и городскими ресурсами, способствующих устойчивому экономическому развитию и обеспечению высоких стандартов жизни [8].

В некоторых определениях подчеркивается, что современный город — это система в динамике, которая аккумулирует в себе большое количество ресурсов. Так, В. Чернышев в своем выступлении на круглом столе «Умный город: рождение детальной концепции» отметил, что «умный» город — это «комплекс программно-технических решений и организационных мероприятий, направленных на эффективное использование всех видов ресурсов и создающих условия для удобного пребывания в городе, комфортного проживания и ведения бизнеса» [9].

В некоторых определениях делается акцент на важность использования систем обработки больших данных. Например, «умный» город — это «инновационная концепция в градостроительной сфере, на которой формируется экологичное будущее региона и закладываться экономический рост с основополагающей чертой — использованием интеллектуальных систем обработки информации для обеспечения устойчивой связи между человеком и знанием» [10].

В Российской Федерации на сегодняшний день отсутствует толкование понятия «умный» город в законодательстве федерального уровня. Однако толкования термина «умный» город встречаются в стратегических документах развития городов.

Согласно проекту стратегии Москва «Умный город — 2030», «умный» город — это инновационный город, использующий цифровые технологии для повышения уровня жизни, эффективности деятельности и услуг в городе, а также конкурентоспособности при обеспечении удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений в экономических, социальных, культурных и природоохранных аспектах [11].

Также, согласно утвержденной Правительством Санкт-Петербурга в 2018 г. концепции «Умный Санкт-Петербург», «умный» город — система управления городскими ресурсами, предназначенная для повышения качества жизни горожан, качества городского управления и формирования конкурентоспособного экономического пространства для ведения хозяйственной деятельности за счет повсеместного разумного использования передовых интеллектуальных информационных технологий [12].

Можно отметить, что толкование понятия концепции в проекте стратегии города Москвы относительно толкования в концепции города Санкт-Петербург является более полным, так как в нем дополнительно сделан акцент на важность природоохранного аспекта, а также находит отражение идея концепции устойчивого развития.

Несмотря на то, что существует множество различных толкований термина «умный» город, можно отметить обязательный аспект — наличие систем сбора данных и программного обеспечения для аналитики данных, а также большое количество сенсоров для приема и обработки информации.

Можно выделить следующие положительные эффекты «умного» города:

— рост качества жизни населения и повышение удовлетворенности результатами работы органов власти;

— повышение инвестиционной привлекательности территории;

— эффективное использование ресурсов;

— эффективное управление территорией и имуществом;

— миграционный прирост.

На сегодняшний день накоплен достаточно большой опыт реализации концепции «умный» город, что позволило исследователям выделить ряд составляющих, позволяющих снизить издержки и риски, при учете которых можно рассчитывать на успешную реализацию концепции на практике:

— команда, способная эффективно взаимодействовать с бизнесом и некоммерческим сектором и интегрирующая управленческие решения на различных уровнях;

— системный подход. Умение учитывать все элементы систем, их взаимосвязи, умение предвидеть изменения в них и возможность влиять друг на друга;

— умение оценивать результаты с разных точек зрения, применение междисциплинарного подхода, учет интересов всех заинтересованных сторон, разработка согласованной стратегии развития;

— умение адаптироваться переменам;

— применение целостного подхода к принятию решений;

— эффективное управление большим объемом данных, обеспечение информационной безопасности;

— содействие распространению инноваций
[13].

В литературе выделяются следующие принципы концепции «умный» город:

— ориентированность на человека и его потребности, вовлеченность человека в управление городом;

— комфортная и безопасная городская среда, надежность и управляемость инфраструктурой города;

— вовлеченность всех заинтересованных сторон и согласованность их интересов;

— многоцелевое использование объектов физической инфраструктуры города, данных датчиков и систем мониторинга городских объектов, а также различных информационных систем;

— ориентированность на удовлетворение потребностей населения и бизнеса, устойчивое развитие;

— постоянное совершенствование процессов управления в «умном» городе по результатам самоанализа и обратной связи от общества;

— широкое применение современных технологий анализа и обработки больших данных;

— доступность и открытость данных для использования, их актуальность и верифицируемость;

— комплексность и системность создания и развития «умного» города;

— безопасность и надежность функционирования систем «умного» города;

— оперативность и прозрачность принятия управленческих решений [14].

Согласно Римской декларации, принятой в 2016 г., участниками форума «Создание более «умных» и устойчивых городов: стремление к достижению целей в области устойчивого развития», приоритетами на сегодняшний день для развития «умных» городов являются:

— использование разработанных ООН ключевых показателей эффективности при разработке законодательства, планов и нормативов в достижении статуса «умный» город;

— содействие принятию международных стандартов, на которых основано развитие «умных» технологий;

— мобилизация обмена экспертными знаниями и опытом в целях активного взаимодействия на международном и национальном уровнях;

— содействие развитию «умного» управления для достижения конструктивного и эффективного диалога между властью и населением. Развитие безопасных интеллектуальных систем управления, на основе которых население будет взаимодействовать друг с другом и с органами власти и оперативно получать обратную связь;

— разработка комплексного индекса «умный» город;

— содействие разработке международной площадки для обмена знаниями и опытом участников;

— стимулирование развития инициатив «умных» городов;

— стимулирование повышения качества городского планирования и проектирования, что способствует конкурентоспособности экономики и уменьшению загрязнения окружающей среды [15].

Таким образом, мы рассмотрели понятие, основные характеристики, а также принципы концепции «умный» город на современном этапе. Можно сказать, что города, урбанизированные согласно концепции «умный» город, получают значительные положительные эффекты в виде повышения конкурентоспособности территории, повышения производительности труда, улучшения экологической обстановки и в целом развития человеческого капитала и улучшения качества жизни.

«Умный» город — это «умное» пространство, (которое эффективно организовано), на котором проживает «умное» население (проявляющее инициативу и постоянно обучающееся), это «умная» (комфортная) среда жизнедеятельности, это «умное» (эффективное, открытое) управление, это «умная» экономика (высокопроизводительная, гибкая) и «умная» мобильность (развитая транспортная сеть).

В России на сегодняшний день нет единого толкования понятия «умный» город. Определение термину дается в стратегических документах на уровне отдельных городов, также встречается большое количество в научной литературе. Среди множества определений, можно выделить следующее толкование, сочетающее в себе вышеперечисленные элементы: «Умный» город — это инновационный город, который внедряет комплекс технических решений и организационных мероприятий, направленных на достижение максимально возможного в настоящее время качества управления ресурсами и предоставления услуг, в целях создания устойчивых благоприятных условий проживания и пребывания, деловой активности нынешнего и будущих поколений [14]. Данное определение, а также обозначенные выше принципы будут использоваться в дальнейшем исследовании.

Нельзя не отметить работу в направлении выработки единых принципов и индикаторов стратегий по реализации данной концепции на практике, примером в данном случае может служить Римская декларация 2016 г., упомянутая ранее. Именно в данной декларации указаны актуальные приоритеты, которые должны учитываться при разработке локальных городских программ. Результатом реализации данных программ, основанных на вышеуказанных приоритетах, является привлекательный для населения и бизнеса «умный» город, являющийся частью региональной и международной интеллектуальной сети, который способен быть максимально эффективным относительно имеющихся ресурсов.

В 2018 г. агентство Juniper Research провело анализ городов мира и представило рейтинг «умных» городов. Согласно докладу данного агентства, «умный» город — это «городская экосистема, которая делает акцент на использование цифровых технологий, совместное использование знания, повышение мобильности, общественной безопасности, здоровья населения и производительности экономики». В основу методологии оценки городов легли четыре направления: мобильность; здравоохранение; общественная безопасность; политика и технологии города, направленные на повышение производительности экономики, демократизации услуг. В данном рейтинге акцент делается на оценку интеллектуальной системы управления территорией. Оценивалось состояние таких компонентов, как: энергосбережение («умное» освещение улиц); оптимизация сбора и утилизации мусора (система подземного сбора мусора); логистика («умные» парковки, автоматизированная система управления трафиком); IT решения в государственном управлении и в сфере предоставления государственных услуг (онлайн выборы, получение услуг в электронной форме), здравоохранение (телемедицина) и другие. В рейтинге десяти самых «умных» городов по итогам 2017 г. по мнению данного агентства места распределились следующим образом [16]:

1 Сингапур

2 Лондон

3 Нью-Йорк

4 Сан-Франциско

5 Чикаго

6 Сеул

7 Берлин

8 Токио

9 Барселона

10 Мельбурн

Также в 2018 г. институт McKinsey обнародовал результаты исследования «умных» городов мира. Города оценивались по следующим направлениям: мобильность, общественная безопасность, здравоохранение, энергосбережение, экология, сбор и утилизация отходов, экономическое развитие, социальные связи и ответственность населения. Аналогично предыдущему рейтингу агентства Juniper Research, акцент в исследовании делается на оценку интеллектуальных решений по каждому из направлений. Рейтинг данного института первых десяти городов выглядит следующим образом [17]:

1-3 Лос-Анджелес

1-3 Лондон

1-3 Нью-Йорк

4 Сеул

5 Сан-Франциско

6 Сингапур

7 Шеньчжень

8 Дубаи

9-10 Чикаго

9-10 Москва

Таким образом, можно отметить, что оба исследования акцентируют внимание на оценке интеллектуальных решений по ключевым направлениям, соотносимых с концепцией «умный» город. Однако, институт McKinsey в отличие от агентства Juniper Research проводит оценку направления «социальные связи и социальная ответственность» (наличие электронных платформ для социальной коммуникации, принятия решений, выборов). Можно сделать вывод, что институт McKinsey дополнительно акцентирует, что «умный» город — это пространство, на котором проживает «умное» население.

Проанализируем опыт нескольких «умных» городов из представленных в рейтингах.

Сингапур — один из лидеров «умных» городов, технологически развитый город в юго-восточной Азии.

Крупные проекты, соответствующие идее «умный» город, были реализованы уже в 2009 г. Например, проект внедрения интеллектуальной энергетической системы, который позволил добиться повышения эффективности в сфере энергетики, а также снизить вредные выбросы в окружающую среду [18].

Инициатива «умный» город появилась в 2014 г. в рамках стратегии Smart Nation Vision. Идея Smart Nation («умная» нация) подразумевает под собой «преобразованный Сингапур, где люди будут иметь больше возможностей для жизни, а также проживать осмысленную и полноценную жизнь, благодаря технологиям цифровой экономики, которая предлагает многочисленные возможности для всех». Сингапур — первый в мире город, который реализует более цельное и амбициозное видение концепции «умный» город под названием «умная» нация. Данная концепция расширяет видение концепции «умный» город за счет главного приоритета — развитие человеческого капитала и адаптация населения к онлайн-культуре.

Согласно данной стратегии, приоритетами развития являются следующие области: развитие системы здравоохранения; развитие системы образования; развитие транспортной системы; внедрение интеллектуальных городских решений; развитие Сингапура как мирового финансового центра. Основной целью является расширение возможностей для человека [19].

Согласно программе Smart Nation, основными задачами являются:

1. Совместное создание цифровых решений для каждого, то есть создание инструментов (прим. мобильное приложение), способствующих объединению для достижения одной цели различных групп, таких как: органы власти, бизнес, университетов, студенческих коллективов и так далее.

2. Поддержка больших идей. То есть создание благоприятной предпринимательской среды, где поощряется творчество и эксперименты. В качестве примера можно привести создание институтов развития в сфере предпринимательства (прим. Infocomm Investments).

3. Умная мобильность. То есть создание удобной транспортной инфраструктуры (прим. оптимизация маршрутов транспорта, предоставление информации о транспорте в реальном времени).

4. Умное проживание. То есть внедрение «умных» технологий в сферу планирования строительства недвижимости, стоянок, освещения, утилизации отходов. А также строительство «умных» домов [20].

Также выделяются следующие принципы:

— Использование «открытых» данных (Open Data).

— Стимулирование предпринимательства и инноваций.

— Поддержка старт-ап экосистемы, способствующей развитию цифровых технологий.

— Содействие развитию цифровых решений, доступных всему населению вне зависимости от возраста и цифровой грамотности.

— Кибербезопасность и конфиденциальность персональных данных.

— Открытость Сингапура к международному сотрудничеству, обмену опытом и идеями [21].

На сегодняшний день, Сингапур — лидер в сфере «умной» транспортной системы и оптимизации движения общественного транспорта. Также Сингапур с успехом решил сложную для себя проблему водоснабжения, город — лидер по очистке вод. Также власти с помощью новых технологий внедрили систему «умной» утилизации отходов и оптимизировали данный процесс. Благодаря реализации Smart Nation, нацеленности на развитие человеческого капитала, развитию цифровой экономики, «умный» Сингапур сегодня занимает лидирующие позиции по показателю качества жизни, по простоте ведения бизнеса, включенности в мировую экономику.

Одним из лидеров «умных» городов является Нью-Йорк. В апреле 2015 г. был опубликован стратегический план развития города Нью-Йорк в рамках концепции «умный» город — «Один Нью- Йорк: план для сильного и справедливого города» («One New York: The Plan for a Strong and Just City, OneNYC»).

В стратегии выделяются следующие направления развития:

1. «Устойчивый город». Нью-Йорк — мировой лидер в борьбе с изменением климата;

2. «Растущий и процветающий город». Содействие развитию динамичной городской экономики, где процветают домохозяйства, предприятия и городские сообщества. Рост количества рабочих мест, рост заработной платы и низкий уровень безработицы.

3. «Справедливый и равноправный город». Развитие справедливой экономики, которая предлагает высокооплачиваемые рабочие места для всех жителей. Ориентация на снижение преступности и бедности.

4. «Жизнестойкий город» (Концепция Resilient City). Адаптация города к рискам. Стратегический выбор городских сообществ, бизнеса, власти, горожан преодолевать и адаптироваться к изменениям (прим. при помощи грамотного строительства отдельных зданий и целых кварталов, устойчивых к наводнениям) [22].

Каждое из направлений эффективно реализуется благодаря большому количеству внедренных в городскую среду технологий. «Умные» решения применяются для оперативного управления и планирования развития в сфере транспорта, электроснабжения, обеспечения безопасности, здравоохранения. Успешными «умными» решениями можно считать: система прогнозирования пожаров; проект Watson Health — агрегатор информации о состоянии здоровья жителей с различных устройств; портал открытых данных и другие [23].

Можно отметить, что в действующей стратегии города отсутствует понятие «умный» город, а Нью- Йорк двигается в направлении «сильного и справедливого города». Однако все характеристики «умного» города можно отнести к Нью-Йорку. Отдельно можно отметить акцент на развитие жизнестойкости (resilience city) и борьбе с экологическими проблемами. Также в стратегических документах отсутствуют как таковые принципы реализации концепции.

Высокие рейтинговые позиции занимает Лондон. С декабря 2013 г. в Лондоне действует основной стратегический документ «Умный Лондон 2013» (Smart London 2013; обновлен в 2016 г.). Согласно данной стратегии, до 2018 г. было реализовано множество «умных» технологических решений, инициатив (прим. решения для анализа данных, портал открытых данных London DataStore, умное планирование транспортной системы, инициативы Talk London и VoxBox для участия жителей в управлении городом, Академия управления бизнесом в сфере цифровых технологий Digital Business Academy и другие) [24].

Данная стратегия сосредоточена на развитии институционального и цифрового пространства, меньше на развитие «физического» пространства. Однако стратегия также включает некоторые улучшения и новые разработки в области инфраструктуры, а также проекты по восстановлению города. Согласно данной стратегии, «умный» город — это пространство, в которое интегрированы цифровые решения, позволяющие «вести дела как обычно» с большей эффективностью, способствующие развитию таланта, роста населения и устойчивого развития.

Также выделяются следующие принципы реализации стратегии:

1. Размещение жителей Лондона в центре развития инноваций.

2. Свободный доступ к открытым данным.

3. Содействие развитию исследований и творческого таланта.

4. Развитые связи коммуникаций между заинтересованными сторонами.

5. Кибербезопасность.

6. Открытость международному сотрудничеству [25].

На основе данной стратегии в июне 2018 г. принята дорожная карта «Smarter London Together», в которой выделены основные приоритеты развития города:

1. Разработка большего количества услуг пользователей на основе цифровых решений.

2. Внедрение новой системы аналитики данных.

3. Покрытие большей территории города общественным Wi-Fi и развитие «умных» улиц.

4. Развитие цифровых технологий и технологий управления большими данными.

5. Усиление сотрудничества сторон в рамках города [26].

Можно отметить, что Лондон последовательно придерживается и реализует концепцию «умный» город. Стратегия имеет человекоцентричную направленность, то есть в ней подчеркивается, что совершенствование цифровых технологий преследует цель — развитие потенциала жителя Лондона.

Примером города, который последовательно реализует собственную «умную» стратегию, может служить Сеул.

Сеул — столица Южной Кореи, крупнейший мегаполис страны с населением более 10 млн чел. Во всем мире Сеул ассоциируется с высокоразвитой экономикой и одним из ведущих туристических направлений. Также Сеул наиболее известен как один из самых технологичных городов мира.

Впервые о концепции «умный» город в Сеуле заговорили еще в 2004 г. В этом году Корея инициировала проект u-City («Интеллектуальный Сеул»), согласно которому развитие информационно-коммуникационных технологий должно было положительно повлиять на конкурентоспособность корейских городов. О концепции Smart Seoul 2015 было объявлено в июне 2011 г., с момента избрания мэра Парк Вон-Суна, с целью поддержать репутацию Сеула лидера в области ИКТ, повысить удовлетворенность качеством жизни населения, а также повысить устойчивость и конкурентоспособность территории с помощью «умных» технологий. Согласно данной концепции, «умный» город «подчеркивает постоянное обслуживание, защиту, укрепление и восстановление своей привлекательности в будущее не меньше, чем приоритетное преимущество в краткосрочной перспективе». Smart Seoul 2015 был принят с целью воплотить в жизнь как можно больше «умных» технологий, для создания более тесных отношений между городом и гражданами [27].

Smart Seoul 2015 был рассчитан на 4 года. Первый этап (2011-2012 гг.) — создание «умной» инфраструктуры; Второй этап (2013-2014 гг.) — разработка и внедрение новых услуг населению на базе «умной» инфраструктуры; Третий этап (2015 г.) — обратная связь и усовершенствование услуг.

В рамках Smart Seoul 2015 была внедрена концепция «открытые данные» — администрация Сеула сделала доступной для горожан всю административную информацию. Одной из основных задач было организовать активное взаимодействие с гражданами через электронные платформы. В частности, почти ежедневно осуществлялось общегородское голосование по городским проблемам через приложение в смартфоне. В основе данного активного взаимодействия лежит идея — «Мэр города — это граждане» и вера в пользу участия граждан в принятии решений.

Еще одной немаловажной задачей являлось внедрение системы анализа больших данных (Big Data), например, для оптимизации маршрутов ночных автобусов в городе [28]. Для данного анализа в городе собираются следующие показатели: показатели температуры воздуха; степень загрязнения воздуха; перемещение общественного транспорта и такси; такси для людей с ограниченными возможностями; загруженность улиц; потоки туристов; состояние мусорных баков; информация о сортировке посылок; информация о парковках; информация состояния здоровья тех, кому нужна опека. Также в городе есть специальная зона для тестирования новой услуги, основанной на применении Big Data. Чтобы получить обратную связь об услуге существует приложение m-Voting (система голосования). Ежегодно власти проводят конкурс, чтобы выбрать самые популярные у граждан приложения, используемые в городском хозяйстве. В дальнейшем государство спонсирует разработчиков и приложения становятся бесплатными [29].

В 2016 г. в Сеуле была принята новая стратегия SeoulDigitalPlan2 до 2020 г. Основные приоритеты данной стратегии:

1. Развитие социального капитала («Citizen- oriented digital city»):

— Обеспечение максимального числа жителей в инициативах, касающихся городского развития.

— Дальнейшее развитие приложения m-Voting (голосование).

2. Развитие цифровой экономики («Diginomics»):

— Создание национальной индустрии финансовых технологий.

— К 2020 г. запуск более 200 инновационных бизнесов.

— Увеличение общего количества занятых в цифровой экономике.

3. Поддержка инноваций в цифровой экономике («Digital Social Innovation»):

— Внедрение технологий интернета вещей в городе.

— Внедрение информационной системы в сфере здравоохранения.

4. Сеул — мировой лидер цифровых технологий («Global Digital Leading City»):

— Публичный бесплатный Wi-Fi во всем городе.

— Создание центра облачных технологий и данных.

Стратегия до 2020 г. основывается на следующих основных направлениях развития:

1. Лучшая инфраструктура ИКТ, которая объединяет граждан и расширяет их возможности.

2. Открытое правительство, ориентированное на общение, участие граждан и обмен данными.

3. Развитый институт ГЧП с целью устойчивого развития территории.

4. Развитие новейших технологий, таких как bigdata, IoT, GIS & Cloud с целью решения городских проблем.

5. Обмен «умными» решениями Сеула с зарубежными странами [30].

Интересным опытом в Сеуле можно считать «умную» систему сбора и утилизации мусора («pay- as-you-throw»). Власти установили, что каждое домохозяйство самостоятельно платит за количество и тип мусора, который у них остается в процессе жизнедеятельности. Чем меньше количество мусора вы производите и чем его проще перерабатывать, тем меньше вы платите. Таким образом власти ежегодно уменьшают количество отходов на 10-20 %.

В качестве итога можно отметить, что Сеул уже на протяжении длительного времени является одним из лидеров различных рейтингов «умных» городов. Около 90 % населения являются пользователями смартфона, 94 % государственных услуг предоставляется онлайн, 100 % территории находится в зоне 4G. Залогом успеха можно считать открытость власти к партнерству с IT сообществом, за счет чего бюджетные деньги были сэкономлены, а качество жизни повышено.

Еще одним городом, успешно внедряющим концепцию «умный» город является Барселона. Барселона — город в Испании, столица автономной области Каталония, крупнейший торговый и промышленный центр Испании с населением чуть более 1,5 млн чел.

Технологии всегда были в центре процессов модернизации Барселоны, однако значительные усилия были направлены на то, чтобы перейти к концепции «умный» город начались после 2011 г., когда произошла смена городских властей. Новое правительство изъявило желание реализовать концепцию «умный» город и продвигать Барселону в качестве ориентира для других городов, власти которых стремятся перенаправить свою экономику и общее видение в соответствии с этой концепцией. В связи с этим в 2011 г. была организована выставка Smart City Expo, а также конгресс World Congress. В течение трех последующих лет в Барселоне были индивидуально реализованы различные «умные» проекты с ссылкой друг на друга, но в 2014 г. городской совет признал важность наличия всеобъемлющей, но четкой стратегии «умного» города (Barcelona 5.0 Smart City). Согласно данной концепции, «умный» город — «независимый в экономическом отношении экологичный город, состоящий из, связанных между собой, эффективных и мобильных районов». Основные компоненты данной концепции: «умная» инфраструктура; «умные» технологии; «умная» экономика; «умные» люди и «умное» управление. Концепция имела две основные цели:

1. Использование новых технологий для экономического роста территории.

2. Улучшение качества жизни граждан [31].

Основные направления развития согласно концепции:

— открытые данные; предоставление ценной информации для населения и частных компаний;

— устойчивое развитие города при помощи «умного» освещения, электротранспорта и энергосбережения;

— социальные инновации;

— содействие развитию активного взаимодействия между властями, жителями, университетами, частными компаниями, научными организациями и др.

Осуществление концепции предполагалось при помощи 22 программ и 200 проектов. В качестве примера программ можно привести следующие: открытое правительство; «умная» городская среда, «умная» инфраструктура и логистика; телемедицина; «умное» водоснабжение; «умное» транспортное сообщение в городе и другие [32].

Большая часть программ были успешно реализованы благодаря продукту, позволяющему принимать и анализировать большой массив данных. Платформа Sentilo — продукт Municipal Institute of Informatics, IMI (Институт информатики, г. Барселона), позволяющий городским датчикам обмениваться полученными данными. Данный продукт успешно внедрен в Барселоне с 2012 г. и в перспективе может неограниченно увеличивать охват анализируемых датчиков. Проект финансируется при помощи государственного- частного партнерства, а также реализуется при помощи большого количества партнеров из разных отраслей (например, компания Effilogics Technologies интегрировала свое программное обеспечение в платформу Sentilo для менеджмента энергоресурсов). На сегодняшний день в городе существует примерно 9 тыс. датчиков, анализирующие следующие показатели: температура воздуха; уровень шумового загрязнения; состояние мусорных баков; состояние парковок; загруженность дорог; уровень воды в водоемах; потребление электричества; состояние почвы [3]. Как мы видим, собираемые показатели в Сеуле и в Барселоне сопоставимы.

На сегодняшний день в Барселоне работает портал открытых данных OpenDataBCN. На основе данного портала работает множество мобильных приложений, которые могут помочь проложить маршрут по городу. Также по аналогии с Сеулом каждый может принять участие в голосовании по важному городскому вопросу благодаря платформе Barcelona Open Government. На данный момент в городе успешно используется «умное» освещение; сети электроснабжения; система «умного» сбора мусора; система дистанционного управления водными ресурсами. Тем самым, опыт Барселоны можно считать удачным кейсом внедрения концепции «умный» город.

Таким образом, нами проведен анализ двух мировых рейтингов самых «умных» городов на конец 2017 г. Лидерами стали такие города, как: Сингапур, Лондон, Нью-Йорк. Различия в результатах рейтингов обоснованы различными методологиями оценки. На сегодняшний день в многих крупных городах применяется концепция «умный» город для решения проблем, а также получения положительных эффектов. Также в качестве примера мирового опыта реализации концепции «умный» город были приведены такие города как Сингапур, Нью-Йорк, Лондон Сеул и Барселона. В городе Нью-Йорк в стратегических документах верхнего уровня не упоминается определение «умный» город, однако действующая стратегия соответствует идее концепции smart city. Нельзя не отметить опыт Сингапура, представивший расширенное видение «умного» города — «умная» нация, сделав акцент на развитие «умного» населения и человеческого капитала в целом. Принципы реализации концепции выделены в документах Сингапура и Лондона. Объединяет стратегии данных городов человекоцентрическая направленность, то есть развитие цифровых технологий направлено на повышение качества жизни и развитие социального капитала. Также решение экологических проблем, привлечение капитала и инвестиций также являются положительными эффектами реализации данной концепции. Представленный опыт зарубежных городов можно использовать при решении проблемных вопросов в городах России.

Литература

1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 // Российская газета. № 46.
02.03.2018
2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 // Российская газета. № 38.
21.02.2019
3. Технологии для умных городов. Доклад // Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад». СПб., 2017. URL: http://www.csr-nw.ru/files/publica- tions/doklad_tehnologii_dlya_umnyh_gorodov.pdf (дата обращения: 17.02.2019)
4. КамоловС. Г., КорнееваА. М. Технологии будущего для «умных городов» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия Экономика. 2018. № 2.
5. Максимов С. Н. «Умный город»: к вопросу о понятии и концепции // ПСЭ. 2017. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/umnyy-gorod-k-voprosu-o- ponyatii-i-kontseptsii (дата обращения: 07.12.2018).
6. Mapping Smart Cities in the EU // European Union: European Parliament. 2014. URL: http://www.euro- parl.europa.eu/RegData/etudes/etudes/join/2014/507480/IPO L-ITRE_ET(2014)507480_EN.pdf (дата обращения: 07.12.2018).
7. Dadaglio F. Dave Welsh ISO // Smart Cities — Key Performance Indicators and Monitoring Mechanisms: presentation at the ITU Forum on Smart Sustainable Cities, 3-4 May 2015. URL: https://www.itu.int/en/ITU-D/Regional- Presence/ArabStates/Documents/events/2015/SSC/S6- MrDWelsh_MrFDadaglio.pdf (дата обращения:
07.12.2018) .
8. Индикаторы умных городов НИИТС 2017 // Акционерное общество «Национальный исследовательский институт технологий и связи». Москва. 2017. URL: http://niitc.ru/publicati-ons/SmartCities.pdf (дата обращения: 11.12.2018).
9. Чернышев В. Умный город: рождение детальной концепции. Доклад // Круглый стол «Умный город 2013: задачи-решения-результаты». 2013. URL: http://www.cnews.ru/reviews/ppt/2013_06_13/10.pdf (дата обращения: 11.12.2018).
10. Меркулов В. В., Шемякина Т. Ю. Стратегии создания и развития «умных городов» // Вестник ГУУ. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii- sozdaniya-i-razvitiya-umnyh-gorodov (дата обращения: 12.12.2018).
11. Москва «Умный город — 2020». Текст проекта стратегии // Официальный сайт Правительства Москвы. 2018. URL: https://www.mos.ru/upload/alerts/files/- 3_Tekststrategii.pdf (дата обращения: 11.11.2018).
12. Умный Санкт-Петербург: Концепция развития Санкт-Петербурга с помощью технологий «умного города» // Официальный сайт Проектного офиса «Умный санкт Петербург». 2018. URL: https://docs.wixstatic.- com/ugd/548461_be60daeea6ca4768944e3af8344ba8b5.pdf Дата обращения: 11.12.2018).
13. Бойкова М., Ильина И., Салазкин М. «Умная» модель развития как ответ на возникающие вызовы для городов // Форсайт2016. . Т. 10. № 3.
14. Иванова Е.Г. «Умная» трансформация городов: возможности и риски. Презентация. ВШЭ. 2018. URL: https://social.hse.ru/data/2018/03/05/1165848180/%D0%9B %D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F%205.pdf (Дата обращения: 12.12.2018).
15. Rome Declaration. Adopted by the participants of the Forum «Shaping smarter and more sustainable cities: striving for sustainable development goals». 2016. Rome. URL: https://itpgrad.ru/node/2185 (дата обращения:
13.02.2019)
16. Juniper Research report. «Smart cities-what is in it for citizens?» // 2018. URL: https://newsroom.intel.com/wp- content/uploads/sites/11/2018/03/smart-cities-whats-in-it- for-citizens.pdf (дата обращения: 11.02.2019)
17. McKinsey global institute report. Smart cities: digitals solutions for a more livable future // June 2018. URL: https://www.mckinsey.com/~/media/mckinsey/ indus- tries/capital%20projects%20and%20infrastructure/our%20ins ights/smart%20cities%20digital%20solutions%20for%20a%2 0more%20livable%20future/mgi-smart-cities-full- report.ashx (дата обращения: 11.02.2019)
18. Smart Cities:Regional Perspectives. // The Government Summit Thought Leadership Series. 2015. URL: https://www.worldgovernmentsummit.org/api/publications/ document/d1d75ec4-e97c-6578-b2f8-f0000a7ddb6 (дата обращения 01.02.2019)
19. «International Case Studies of Smart Cities» // Inter- American Development Bank. 2016. URL: https://webimages.iadb.org/publications/english/document/Int ernational-Case-Studies-of-Smart-Cities-Singapore- Republic-of-Singapore.pdf (дата обращения 01.02.2019)
20. Развитие инноваций в Сингапуре // Росинфор- минвест. М., 2016. URL: http://www.rosinfocomi- nvest.ru/upload/iblock/62c/62cb7ed735db67105f4cbef6c2946 42a.pdf (дата обращения: 12.02.2019)
21. Smart Nation Singapore // Official website of the digital government service. URL: https://www.smart- nation.sg/why-Smart-Nation/transforming-singapore (дата обращения: 12.02.2019)
22. Progress Report: «one NYC2018» // Official website. URL: https://onenyc.cityofnewyork.us/wp-content- /uploads/2018/05/OneNYC_Progress_2018.pdf (дата обращения: 12.02.2019)
23. Города, управляемые данными// PwC. 2016. URL: https://www.pwc.ru/ru/government-and-public- sector/assets/ddc_rus.pdf (дата обращения: 13.02.2019)
24. Пространство города для человека. Исследование уровня и динамики градостроительного развития крупнейших мегаполисов мира // PwC. 2018. URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/city-space/smart- cit-full.pdf (дата обращения: 14.02.2019)
25. Smart London Plan // Official Website. 2013. URL: https://www.london.gov.uk/sites/default/files/smart_london_p lan.pdf (дата обращения: 14.02.2019)
26. Smarter London Together. The Mayor’s roadmap to transform London into the smartest city in the world // 2018. URL: https://www.london.gov.uk/sites/default/files/- smarter_london_together_v1.66_-_published.pdf (дата обращения: 02.03.2019)
27. Smart Cities Seoul: a case study // ITU-T Technology Watch Report. 2013. URL: https://www.itu.int- /dms_pub/itu-t/oth/23/01/T2301000-0190001PDFE.pdf (дата обращения: 15.02.2019)
28. Yimin Zh, Wong M. E., Mi K. A. «Smart City, Smart Residents: Seoul’s ‘Smart’ Transformation Accelerates Under Mayor Park» // 2016. URL: https://www.clc.gov.- sg/docs/default-source/commentaries-/smart-city.pdf (дата обращения: 15.02.2019)
29. Интеллектуальный Сеул. // Век качества. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intellektualnyy- seul (дата обращения: 14.12.2018).
30. Dr. Jungwoo Lee. Director of Seoul Digital Foundation. «Seoul Smart City Initiatives & Cases» // 2018. URL: https://oascities.org/wp-content/uploads/2018/01/Seoul- Smart-City-Initiatives-Cases-_Dr.-Jungwoo-Lee.pdf (дата обращения: 16.02.2019)
31. Gasco-Hernandez M. Building a Smart City: Lessons from Barcelona // 2018. URL: https://cacm.acm.- org/magazines/2018/4/226370-building-a-smart-city/fulltext (дата обращения: 01.02.2019)
32. Ajuntatment Barcelona. «Barcelona 5.0 Smart City» // 2014. URL: https://www.socinfo.es/contenido/semi- narios/0508smartcities7/JuliaLopez.pdf (дата обращения: 15.03.2019)

Источник: Международный научно-теоретический и прикладной журнал «Социально-экономические явления и процессы». Т. 14, № 2(106), 2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code