ПОИСК НОВЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СМИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

К.И.КОСАРЕВА

В статье рассмотрены особенности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления со средствами массовой информации. Взаимодействие анализируется в контексте организации и проведения относительно новых пресс-мероприятий. Представлены отличительные особенности пресс-мероприятий, даны рекомендации по организации каждого из них. Организационно- сопроводительные особенности пресс-мероприятий рассмотрены в территориальной плоскости: на примере администрации Тамбовской области. Представлены риски, которые способны вызвать резонанс в общественной среде. Предложены усовершенствованные идеи по эффективному взаимодействию органов публичной власти со средствами массовой информации в условиях высокотехнологического сопровождения.

Ключевые слова: органы государственной власти, средства массовой информации, пресс- мероприятия, информационная открытость, пресс-завтрак, блог-тур, пресс-ланч

 

Сегодня быстроменяющийся современный мир заставляет искать новейшие качественные и минимально затратные источники коммуникационного взаимодействия органов государственной власти со средствами массовой информации. Современная пресс-служба государственного органа — это профессиональный механизм взаимодействия с гражданским обществом и представителями определенной целевой аудитории [5]. Конструктивная и максимально эффективная работа пресс- службы выстраивается на следующих принципах:

— профессионализм;

— оперативность;

— общественная доступность;

— целеполагание [1].

Следует обратить внимание на принцип целе- полагания, который заключается в максимальной ориентации на цель, а цель работы пресс-службы — создание благоприятного информационного фона о деятельности ведомства для позитивного восприятия его работы населением. В практике пиара существуют различные приемы и формы подачи информации и взаимодействия со СМИ, одно из которых пресс-мероприятия. Пресс-мероприятия — общественно-значимые события, целью которых является донесение информационного потока до широких масс. Сегодня среди наиболее популярных пресс-мероприятий, организуемых пресс- службой органов государственной власти, выделяют брифинги, пресс-конференции, презентации и круглые столы [5].

Как отмечают PR-специалисты, некоторые пресс-мероприятия полностью исчерпали себя на протяжении определенного периода времени, и сегодня уже не отвечают запросам журналистов и корреспондентов. Консолидируя опыт организации беспроигрышных традиционных мероприятий с новейшими PR-практиками и передовым маркетинговым опытом, специалистами пресс-служб организуются современные, отвечающие актуальным требованиям журналистов, мероприятия [3].

К относительно новым формам взаимодействия со СМИ можно отнести пресс-завтрак и пресс- ланч, которые сегодня активно используются не только пресс-службами коммерческого сектора, но смело практикуются органами государственной власти и местного самоуправления. Пресс-завтрак — это узкое по масштабам аудитории мероприятие в неофициальной обстановке. Особенностью таких пресс-мероприятий является индивидуальный подход [1]. Если речь идет о ньюсмейкерах, то здесь корреспондентов и журналистов интересуют только ключевые персоны: руководитель администрации субъекта, его непосредственные заместители, руководители органов законодательной власти, особые государственные должности (уполномоченный по правам ребенка, председатель субъек- товой избирательной комиссии). Исключается групповые выступления, слайдовые презентации и подготовленные заранее монологи. Отличием таких мероприятий является обстановка. Важно выбрать уютное, но не броское место, при возможности с высоким уровнем обслуживания. PR- специалисты отдают должное блюдам, поданным на мероприятии. Не имеется ввиду, что организаторы должны продемонстрировать подачу блюд. Напротив, цель мероприятия для СМИ — получение информации из первых уст, соответственно отвлекаться на блюда не имеет места быть. Но и совсем не проявлять гостеприимство не стоит. Чаепитие будет хорошим дополнением к живой беседе.

Применение такого пресс-мероприятия в системе государственного управления, является свежим введением в работу со СМИ. Так, в конце 2018-начале 2019 гг. была проведена серия пресс- завтраков с представителями администрации Тамбовской области с губернатором и его заместителями. Главной темой пресс-завтраков стало подведение итогов деятельности 2018 г. по подведомственным направлениям, а также оглашение планов и перспективных направлений ведомства на 2019 г. [4].

Относительно новым пресс-направлением в работе органов государственной власти выступают блог-туры, которые исходят из традиционного, отличившегося эффективностью и показательностью, пресс-тура. Несмотря на их фонетическую и организационную базу, идентифицировать эти мероприятия нельзя. Как мы видим из названия, главное отличие PR-мероприятий заключается в том, что в одних работа осуществляется с журналистами и корреспондентами, а в другом случае, с блогерами, которые смело могут заменить обоих по содержанию и качеству контента. Специалисты считают, что мероприятия такого направления являются весьма опасными и рискованными для репутации и информационной безопасности государственного органа. [3] Дело в том, что журналисты и корреспонденты — сотрудники, подчиняющиеся редакционной политике своего издания или телеканала, которые крайне редко бывает провокационными, антигосударственными или оппозиционными. Соответственно, находится в определенных информационно-вещательных рамках. Блогеры же считаются свободными субъектами PR-взаимодействия. Они не зависят от общей идеологии организации и действуют, как правило, в личных интересах для того, чтобы аргументированным и содержательным контентом привлечь пользователей или подписчиков. И здесь рекомендуется ответственно и осторожно подходить к выбору блогера, учитывая его стиль, а также форму подачи материала. Если говорить об особенностях самого мероприятия, то его можно трактовать, как организованное пресс-службой мероприятие по информационному сопровождению инноваций в массовых услугах, новшествах той или иной сферы. В силу своей вариативной надежности в системе государственного управления блог-тур редко используется в чистом виде. Зачастую блоге- рами выступают лица или должности, находящиеся в структуре государственного управления и пользующиеся у населения определенным интересом или авторитетом. Актуальным информационным поводом блог-тура в системе государственного управления является работа на социально значимом объекте строительства или посещение производственного помещения, организаторы которой запустили новые производственные технологии и прочее.

Сегодня современная система информационного сопровождения органов государственной власти находится в поисках новых, эффективных и минимальнозатратных формах взаимодействия со СМИ. [3] В данном случае речь идет не только, о материальных, но и о временных ресурсах. Организационная подготовка, включающая в себя назначение даты и времени, что в быстроменяющейся и вариативной системе государственного управления определить очень сложно, тем более, если речь идет о первых лицах, определении местоположения, так чтобы для корреспондентов и журналистов оно было удобно и доступно — на все это уходит колоссальное количество временного ресурса. Поэтому мы полагаем, что ввиду высокой развитости высокоцифровых и информационно- коммуникационных технологий было бы уместно использовать такую форму взаимодействия, как пресс-вебинары. Пресс-конференция, проходящая в режиме онлайн, будет во многом выигрывать среди остальных форм пресс-мероприятий. Во- первых, значительно сокращается организационно- подготовительная составляющая, все сводится лишь к системно-административной работе, что в органах государственной власти отлажено с особой четкостью. Во-вторых, пресс-вебинары помогут субъектовым органам государственной власти выйти за рамки регионального PR-взаимодействия. Так, в силу своей территориальной отдаленности, многие федеральные СМИ не имеют возможности быть в курсе региональных инноваций или имеют ее в минимальном размере и некорректной подаче. Пресс-вебинары же позволят федеральным издательствам в режиме реального времени выходить в беседу с главами ведомств и иными высокопоставленными лицами с точки зрения регионального аспекта.

Итак, сегодня система пресс-взаимодействия, входящая в структуру государственного управления, находится в поисках новым форм работы и инновационных механизмах взаимодействия со средствами массовой информации. Создание положительного информационного поля всегда требует новых творческих подходов и идейных форм. Тем более, представители СМИ быстро адаптируются к имеющимся мероприятиям и теряют интерес к вопросам работы государственного органа.

Литература

1. Артюхина Е. В. Информационные технологии конструирования имиджа и их влияние на региональную политическую сферу // Вестник Волгоградского гос. унта. Серия 9: Исследования молодых ученых. 2007. № 6. С. 22-25.
2. Зарипов А. Р. Коммуникационное взаимодействие органов исполнительной власти и общества: социологический анализ (на примере Республики Татарстан): автореф. дис. … канд. социол. наук. Н. Новгород, 2011.
3. Космодемьянская К. В. Власть и СМИ: взаимодействие или противостояние? // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1. С. 176-179.
4. Официальный сайт Администрации Тамбовской области. URL: https://www.tambov.gov.ru/ (дата обращения 26.03.2019)
5. Тучков С. М. Паблик рилейшнз в политическом процессе современной России: автореф. дис. … канд. полит. наук. М., 2001.

Источник: Международный научно-теоретический и прикладной журнал «Социально-экономические явления и процессы». Т. 14, № 2(106), 2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code