ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В ТАМБОВСКУЮ ОБЛАСТЬ — ОДИН ИЗ ПУТЕЙ РЕШЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

В.В.Канищев, профессор, доктор исторических наук
А.Н.Плужников

Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РНФ по проекту №18-18-00187 «Стратегии демографического поведения сельского населения юга Центральной России в XX-начале XXI в.»
В статье рассматриваются различные формы привлечения переселенцев в Тамбовскую область в 2000-2018 гг. Изучены некоторые итоги реализации Государственной программы по добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом. Приведены данные о количестве переселенцев в область и районы. Проведено сравнение масштабов переселения в область с другими регионами России. Установлены сдерживающие факторы реализации программы: недостаток доступного жилья надлежащего качества, относительно невысокий уровень жизни населения области, узость местного рынка труда. Приведены результаты опроса, проведенного историками и социологами ТГУ в 2018 г. в поселке городского типа Сосновка и с. Подлесное Сосновского района, который выявил высокий уровень иммиграции в эти поселения. Большинство переселенцев прибыло туда до начала реализации программы содействия привлечению соотечественников добровольно в привлекавшие их места (предположительно на родину предков). Результаты опроса показали некоторые привлекательные моменты Тамбовской области (низкий уровень преступности, здоровая экологическая обстановка), которые местные власти могли бы пропагандировать для привлечения переселенцев.

Ключевые слова: миграция, демографическая политика, Тамбовская область

 

Одной из крупных программ, реализуемых в начале XXI в. в Тамбовской области и ее районах, является программа по добровольному переселению соотечественников. Появилось немало публикаций представителей разных отраслей обществоз- нания (юристов, социологов, экономистов), в которых главным образом анализируются правовые и организационные аспекты реализации программы, в меньшей мере демографические аспекты [1-3].

По данным федеральных органов, численность участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (включая членов семей участников Государственной программы), в Тамбовской области первые годы реализации (20082011 гг.) колебалась в пределах 173-382 чел. В 2010-е гг. число участников программы стало исчисляться тысячами, но только однажды превысило 4 тыс. чел. (2015 г.). Эта цифра едва превышает 0,3 % населения области [4].

За годы реализации программы наша область приняла более 15 тыс. соотечественников. Приращение к населению области составило немногим более 1 %. Приходится констатировать, что показатели Тамбовской области по выполнению этой программы за 2008-2016 гг. оказались в 2-4 раза меньше других областей Центрального Черноземья, которые участвуют в данной программе [4]. Ситуация не изменилась в 2017 и 2018 гг., когда в область прибыло 2317 и 2402 чел. соответственно, т. е. не более 5 тыс. чел. [5].

К сожалению, многие районы Тамбовской области на своих сайтах не предоставляют полные данные по количеству принятых переселенцев, ограничиваясь публикацией программы, ответственных лиц администрации по переселенцам, вакансий рабочих мест и маневренного жилищного фонда. Поэтому мы смогли составить таблицу только с отрывочными данными по 10 изученным районам (табл. 1).

Как видно из таблицы, четыре района вообще не размещали сведения о реализации программы на своей территории. По одному из этих районов — Знаменскому — мы имеем хотя бы текстовые данные отчетов. В частности, известно, что муниципалитет Знаменского района прогнозировал к 2020 г. дефицит трудовых ресурсов порядка 3 тыс.

человек и рассчитывал их покрытие за счет трудовых мигрантов и программы «Соотечественники». Но в отчете за 2017 г. признано, что программа «Оказание содействия добровольному переселению в Знаменский район соотечественников, проживающих за рубежом» «отмечена с низко эффективным исполнением» [6].

Таблица 1
Численность участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников

Численность участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников

Примечание* — данные неполные

Таблица демонстрирует и неравномерность обустройства соотечественников в разных районных области. Учитывая отсутствие существенных различий между районами области, можно предполагать недостаточную активность и «разворот- ливость» отдельных районных администраций в реализации программы.

Сдерживающими факторами в реализации программы, по признанию районных властей, являются недостаток доступного жилья надлежащего качества, высокая степень износа жилья, объектов коммунальной и социальной инфраструктуры, невысокий уровень жизни населения, «слабости местного рынка труда». Проявляются недостатки и локально-временного характера. Так, в 2017 г. на территорию Тамбовского района по рассматриваемой программе прибыло 298 участников и членов их семей. Однако единовременная выплата им не выплачивалась.

В 2014 г. для Тамбовской области стала актуальной тема беженцев с Украины. Она упоминается в отчетах Гавриловского, Жердевского и Первомайского районов.

Так, в Жердевском районе с августа 2014 г. по 2106 г. было принято и размещено 53 централизованно прибывших беженца. 50 человек прибыли самостоятельно, обеспечивались продуктами питания и первой необходимости, помощью в адаптации на территории района. В 2016 г. 30 граждан Украины получило российское гражданство в упрощенном порядке. Факты добровольного прибытия в Тамбовскую область и особенно принятие гражданства десятками выходцев из Украины говорят о ее определенной иммиграционной привлекательности.

Но, вероятно, это не относится ко всей территории области. Помимо информации из Жердевки удалось выявить мелкие факты из еще двух районов. В Первомайском районе в 2014 г. открылись два пункта временного размещения лиц, вынужденно покинувших территорию Украины. В Гавриловском районе в 2015 г. по федеральной целевой программе «Жилище» из категории беженцев и вынужденных переселенцев улучшила свои жилищные условия одна семья, в 2017 г. планировалось получение жилищных сертификатов еще трем семьями из категории вынужденных переселенцев.

Для понимания привлекательности Тамбовской области как места вселения соотечественников из других регионов Российской Федерации и ближнего зарубежья интересными оказались результаты соцопроса, проведенного осенью 2018 г. специалистами Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина в рабочем поселке Сосновка и селе Подлесном Сосновского района. В ходе опроса выявился высокий уровень иммиграции в эти поселения: 38 % и 42 % опрошенных родились в других территориях (более 260 чел.). Предполагаем, что во многих случаях зафиксировано возвращение на родину предков.
При этом 30 нынешних жителей Сосновки и Под- лесного родились в бывших республиках Советского Союза.

Учитывая, что большинство иммигрантов прибыло в эти населенные пункты еще до начала реализации программы содействия привлечению соотечественников из других регионов Российской Федерации и ближнего зарубежья, можно сказать, что они приезжали добровольно и явно в привлекавшие их места.

Результаты указанного опроса позволяют предполагать некоторые привлекательные моменты Тамбовской области. При анализе ответов на вопрос о причинах возможного отъезда из Сосновки или Подлесного всего 1,5 и 1,4 % респондентов назвали плохую экологическую обстановку и 0,5 и 0,0 % высокий уровень преступности. Вот такие и другие привлекательные моменты тамбовской жизни нужно пропагандировать. Это не потребует каких-то больших финансовых средств, на нехватку которых всегда ссылаются наши чиновники.

Литература

1. Попова Т. Л., Бондарская Т. А., Бондарская О. В. Анализ миграционных процессов в Тамбовской области // Региональная экономика: теория и практика. 2017. Т. 15. Вып. 7. С. 1365-1383
2. Филатов В. А., Андреева Ю. А. Совершенствование Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (на материалах социологического исследования) // Омский научный вестник. Социологические и экономические науки. 2012. № 3 (109). С. 65-68.
3. Яковлев В. А., Прудникова Т. А. Современные проблемы реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 7. С. 234-237.
4. Статистика гос. программы. URL: https: //back2russia.net/index.php?/topic/2722-statistika-gos- programmy/ (дата обращения: 24.03.2019).
5. Аналитическая записка о реализации государственной программы Тамбовской области «Оказание содействия добровольному переселению в Тамбовскую область соотечественников, проживающих за рубежом», в 2018 г. URL: http://tambov.re- giontrud.ru/Attachment.axd?id=ac521c57-5c75-41b5-81b0- a0f36c1ebba0 (дата обращения: 24.03.2019).
6. Отчет о результатах деятельности главы администрации района и администрации района по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тамбовской области за 2017 г. и основных задачах на 2018 г. URL: http://r52.tmbreg.ru/assets/files/%D0%9E%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82% D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8B%202018.p df (дата обращения: 24.03.2019).

Источник: Международный научно-теоретический и прикладной журнал «Социально-экономические явления и процессы». Т. 14, № 2(106), 2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code