КАДРОВОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЫЙ РЕГИОН»

Ю.В.Шмарион, профессор, доктор социологических наук
О.В.Голощапова

В статье рассматриваются теоретические, методологические и практические аспекты кадрового и организационного обеспечения регионального проекта «Здоровый регион», осуществляемого в Липецкой области. Разработка указанного обеспечения проекта базируется на результатах широкомасштабных социологических исследований состояния здорового образа жизни населения в муниципальных образованиях Липецкой области, а также социологическом анализе личностных и профессиональных качеств муниципальных служащих, обеспечивающих реализацию проекта в конкретных районах области. Определено отношение населения к здоровому образу жизни (ЗОЖ), выявлены количественные характеристики потребности в знаниях наиболее актуальных аспектов ЗОЖ у различных социальных групп населения. Установлены структурные элементы муниципального сообщества, в которых формирование ЗОЖ населения происходит наиболее эффективно. Системное видение проблемы реализации процесса управления формированием ЗОЖ населения муниципального образования осуществлено с позиций дея- тельностного, аксиологического и социально-технологического подходов. Это позволило объективно оценить сложившуюся обстановку, определить, какие факторы могут существенно изменить ситуацию, и какие должны быть созданы социально-технологические условия и социальные технологии ЗОЖ. Структурно-функциональная организация, информационное и кадровое обеспечение проекта создали необходимые условия для системного взаимодействия всех региональных акторов, социальные практики которых ориентированы на популяризацию и формирование ЗОЖ у жителей региона, а также позволили решить следующие задачи: управленческие — формирование системы взаимодействия, контроля и мониторинга проекта; образовательные — подготовка проектно-ориентированной команды проекта «Здоровый регион» и формирование муниципальных групп реализации проекта; информационные — формирование единого позитивного регионального информационного пространства здорового образа жизни и тиражирование идей проекта на федеральном уровне; социальные — гармонизация социального пространства региона посредством разработки и реализации проектов, направленных на популяризацию ЗОЖ, развитие человеческого потенциала, преобразование региона. Полученные эмпирические данные отражают особенности ЗОЖ населения муниципальных образований типичного региона Центральной России. Научные и практические результаты реализации регионального проекта «Здоровый регион» могут быть использованы при решении проблем продвижения идей здорового образа жизни в регионах Российской Федерации.

Ключевые слова: ЗОЖ населения, кадровое и организационно-информационное обеспечение проекта «Здоровый регион», деятельностный, аксиологический и социально-технологический подходы

 

Введение (Introduction). Потребность человека в здоровье — это не только физиологическая потребность, требующая первейшего удовлетворения. Хорошее здоровье предоставляет каждому человеку реальную возможность гармонично и всесторонне развиваться и достигать больших успехов в профессиональной деятельности и духовной жизни. Гармонизация социального пространства здоровым человеком — это естественный путь к самоутверждению, к счастью, к активному долголетию. Все перечисленное становится возможным, если человек ведет здоровый образ жизни (ЗОЖ), который представляется сложнейшей системной совокупностью физического, психического, нравственного и духовного здоровья. Управлять такой сложной социо-психо-биологической системой непросто. Однако, несмотря на ограниченные ресурсы, нехватку времени и другие реальные или эфемерные барьеры, современный человек обеспечит управление этой системой, если поймет, что здоровье — это величайшая ценность, предоставленная любому Homo sapiens безвозмездно с момента его рождения на всю оставшуюся жизнь. Эксперты Всемирной организации здравоохранения [1] установили вклад различных факторов в состояние здоровья: наследственность — 20 %; окружающая среда — 20 %; уровень медицинской помощи — 10 %; образ жизни — 50 %. Более подробная декомпозиция российского факторного пространства здоровья согласуется с результатами Всемирной организации здравоохранения [2].

Теория (Theory). Образ жизни человека представляет собой особую сферу надбиологической регуляции человеческих отношений и обусловленную высшими ценностями и идеалами. Здоровый образ жизни целесообразно организовывать, основываясь на принципах нравственности, только тогда он будет рационально организованным, активным, трудовым, закаливающим, а также способным обеспечить до глубокой старости нравственное, психическое и физическое здоровье.

С точки зрения экономики, здоровое население, которое социально, профессионально и инновационно активно, составляет больше половины всего богатства государства и превосходит природные богатства и финансовые накопления государства. В современном обществе многое зависит от здоровья человека, так как ЗОЖ современного человека существенно влияет на все виды социальных практик и, следовательно, является важным фактором социального управления.

Наука и практика актуализировали проблему ЗОЖ, которая приобрела особую популярность среди жителей всего мира [3; 4], в том числе и в России, так как она проявляется не только на личностном, но и на государственном уровне. Граждане — лицо государства, которое заинтересовано «в здоровом облике» всей нации. Особенно остро стоит проблема ЗОЖ на муниципальном уровне региональной и муниципальной власти. В России реализуется национальный проект «Здоровье», имеющий цели: укрепление здоровья граждан, повышение качества и доступности медицины, обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью [5]. Президентом В. В. Путиным в указе от 7 мая 2018 г. поставлена задача до 2024 г. обеспечить увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, а также увеличение до 55 % доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом [6].

Данные и методы (Data and Methods). В Липецкой области проблемы здорового образа жизни населения муниципальных образований стали активно изучаться социологами в период с 2012 по 2017 гг. Была проведена серия широкомасштабных региональных социологических исследований состояния здорового образа жизни населения в Чап- лыгинском, Данковском, Валовском, Усманском и Липецком районах [7] (в пределах каждого района, по каждому сельскому совету с использованием опросных методов и квотных выборок исследовались следующие аспекты ЗОЖ: субъекты, определяющие формирование ЗОЖ жителей района; как питание, физическая активность, личная и бытовая гигиена влияют на ЗОЖ населения; оценка влияния режима труда, отдыха, медицинских мероприятий в формировании ЗОЖ; отношение жителей района к развитию сопротивляемости организма неблагоприятным условиям жизни; анализ уровня и характера вредных привычек жителей района; гендерные аспекты ЗОЖ; особенности отношения представителей органов власти к проблемам ЗОЖ; особенности отношения медицинских работников к проблемам ЗОЖ; особенности отношения учителей школы к проблемам ЗОЖ; особенности отношения учителей физической культуры к проблемам ЗОЖ; особенности отношения школьников к проблемам ЗОЖ).

В результате социологических исследований установлено, что в перечисленных муниципальных образованиях от 91,9 % до 98,2 % граждан знают, что такое здоровый образ жизни, от 92,3 % до 96 % готовы вести здоровый образ жизни, но только от 15,2 % до 20,15 % реально и регулярно ведут здоровый образ жизни. Оценка населением факторов, от которых зависит их здоровье, отличается от мнения экспертов ВОЗ и российских ученых. Так, в частности, жители Чаплыгинского района считают, что здоровье на 15,9 % зависит от наследственности, на 32,4 % от медицинского обслуживания, на 48,9 % от окружающей среды и на 62,8 % от образа жизни (в анкете предусматривалась возможность множественного выбора). Для сравнения: в Усманском районе были получены следующие соответствующие данные: 21,6 %, 31,2 %, 44,2 %, 62,4 %; в Воловском районе — 26,6 %, 29,0 %, 39,4 %, 68,9 %.

Определены факторы, препятствующие ведению населением ЗОЖ. Прежде всего, это — финансовые затруднения (Чаплыгинский район — 34,7 %, Усманский — 34,4 %, Воловский — 29,6%), отсутствие времени для осуществления ЗОЖ (Чаплыгин- ский район — 28,6 %, Усманский — 32,5 %, Воловский — 26,7 %), отсутствие возможности питаться качественными продуктами (соответственно 21,5 %,
17.7 %, 13 %), лень (соответственно 16,8 %, 20,0 %, 12.8 %), на пятом месте неудовлетворенность населения качеством медицинского обслуживания (соответственно 15,6 %, 14,0 %, 9,6 %).

Установлено, что в муниципальных образованиях наиболее активно реализуется процесс приобщения населения к ЗОЖ среди членов семьи (Чаплыгинский район — 41,6 %, Усманский — 55,8 %, Воловский — 23,1 %), на втором месте СМИ (соответственно 27,2 %, 48,7 %, 6,4 %), на третьем месте друзья (соответственно 16,3 %, 20,7 %, 13,4 %). Медицинские работники, учителя, органы власти занимают последние места.

Большинство населения муниципальных образований оценивает свои знания о ЗОЖ на 4 балла, но несмотря на это более половины населения отмечает высокий уровень потребности в знаниях различных аспектов ведения ЗОЖ. Более половины опрошенных хотят уточнить, как необходимо правильно питаться в современных условиях, каждый третий желает знать, как бороться со стрессом, как оказывать первичную медицинскую помощь, как поддерживать на должном уровне состояние иммунной системы, как правильно планировать структуру и содержание физической активности.

Исследования показали, что в муниципальных образованиях среди населения еще не изжиты вредные привычки, и в связи с этим двое из десяти жителей желают узнать эффективные методы борьбы с этим социальным недугом.

Выявлены количественные характеристики потребности в знаниях наиболее актуальных аспектов ЗОЖ у различных категорий населения: молодежи, строителей, работников силовых структур, работников ЖКХ.

Полученные эмпирические данные отражают особенности ЗОЖ населения муниципальных образований типичного региона Центральной России Липецкой области. Анализ этих данных позволил определить стратегию и тактику организационно- информационного обеспечения продвижения идей ЗОЖ среди населения Липецкой области.

В результате анализа результатов исследований установлены те структурные элементы муниципального сообщества, в которых формирование ЗОЖ населения происходит наиболее эффективно. Ими оказались малые социальные группы, так как в малой социальной группе отмечается высокий уровень согласованности ценностных ориентаций, особые интересы, нормы, цели. В малой социальной группе существенно легче каждому поддерживать мотивацию к здоровому образу жизни, особенно в критических ситуациях, когда возникают объективные и субъективные препятствия ведению ЗОЖ. С точки зрения социально-технологического подхода, целесообразно рассматривать процесс формирования здорового образа жизни человека при ограниченных ресурсах (время, деньги, информация и т. п.), как реализацию здоровьесбере- гающей социальной технологии, обеспечивающую человеку оптимальный социальный результат в виде динамического сохранения здоровья на достаточно длительном отрезке времени. Несмотря на высокий уровень технологизации процесса ЗОЖ при выполнении здоровьесберегающей социальной технологии, каждым конкретным человеком формируется индивидуальная система поведения, которая ориентирована на обеспечение человеку сохранения и укрепления здоровья. При этом здоровье становится мерой резервов организма и основой для достижения высоких показателей результативности и продуктивности трудовой деятельности человека и предполагает практическое отсутствие сколько-нибудь существенных болезней. При реализации этой социальной технологии целесообразно ориентироваться на технологические правила из системы здоровья, сформулированных гениальным врачом, академиком Николаем Михайловичем Амосовым, одно из которых звучит: «Врачи лечат болезни, а здоровье нужно добывать самому» [8].

Модель (Methodsor Model). Полученные эмпирические данные социологических исследований заставляют задуматься над разрешением ключевой проблемы социального управления ЗОЖ: почему 96 % населения знает, что такое ЗОЖ, 94 % населения желает вести здоровый образ жизни, а реально ведет здоровый образ жизни только 15-20 % населения?! Почему в региональном сообществе идеи здорового образа жизни обрели объективное значение, но для большинства граждан оказалась нерешенной задача осознания личностного смысла ЗОЖ?!

Осмысление указанного социального факта необходимо с позиций деятельностного, аксиологического и социально-технологического подходов. Такое системное видение проблемы позволит ответить на вопросы: почему это произошло, какие факторы могут существенно изменить эту ситуацию, и какие должны быть созданы социально- технологические условия и социальные технологии, при использовании которых ЗОЖ становится жизненно необходимой стратегией сознательного поведения большинства населения муниципальных образований.

Решение данной проблемы предоставит необходимые основания для создания системы кадрового обеспечения продвижения идей ЗОЖ в муниципальных образованиях, а также определит структуру и содержание оптимального организационно-информационного обеспечения регионального проекта «Здоровый регион».

Первое, что необходимо сделать, это — доходчиво донести до большинства населения, что такое здоровье и аргументированно доказать, что это сложнейшая индивидуальная динамическая система, предоставленная человеку на всю оставшуюся жизнь, которая под управлением человека должна непрерывно и эффективно работать в реальной природной, техногенной и социальной среде. Следовательно, с позиций социально-технологического подхода у большинства населения должно быть сформировано не только научно обоснованное понятие, что такое здоровье, но и как обеспечить достойное здоровье с помощью здоровьесберегающей социальной технологии.

Кроме того, с аксиологической точки зрения, каждый человек должен понять непреходящую ценность здоровья. Понимание здоровья, как ценности, будет несомненно определять целевые установки человека, его готовность регулярно и осознанно осуществлять систему действий по поддержанию здоровья на должном уровне в соответствии с возрастными особенностями, условиями реальной окружающей среды и имеющихся ресурсов. Ценностный аспект понимания здоровья является ключевым в организации ценностно-рационального управления ЗОЖ не только отдельного человека, но различных социальных групп и социальных институтов.

С точки зрения деятельностного подхода, необходимо в контексте ЗОЖ соотнести три понятия: потребность, мотив и деятельность. Согласно утверждению А. Н. Леонтьева, потребности человека имеют сложную структуру, включающую в себя предметные потребности и функциональные потребности [9].

Высшие потребности человека являются функционально однородными и детерминированными не биологически, а социально. Потребность в удовлетворении здорового образа жизни относится к функциональным потребностям, ее можно также отнести к предметно-функциональным. Потребность не обеспечивает деятельности направленности, так как побудителем направленной деятельности является материальный или идеальный предмет, отвечающий данной потребности, который представляет собой мотив деятельности. Следовательно, о потребностях мы должны говорить на языке мотивов. Мотивация к здоровому образу жизни возникает тогда, когда человек желает быть здоровым, это становится его целью, он желает получить определенный результат в виде поддержания здоровья или его улучшение. Таким образом, формируется мотив, побуждающий человека действовать определенным образом. Деятельность, ориентированная на формирование здорового образа жизни человека, должна быть эмоционально окрашенной. Как утверждает А. Н. Леонтьев, эмоции важны для мотивации, так как придают мотивации соответствующую окраску, но они не являются мотивами. В контексте ЗОЖ нужно стремиться не к эмоциональной окраске деятельности, а к достижению поставленных целей, к достижению желаемых результатов (здоровья), которые будут естественным образом позитивно окрашены соответствующими эмоциями.

В организации продвижения идей ЗОЖ необходимо видеть различие между мотивами и целями, в котором заложен технологический аспект. А. Н. Леонтьев указывает на необходимость отличать мотивы от сознательных целей и намерений, так как мотивы лишь побуждают к достижению целей. Важно отметить, что в тех ситуациях, когда цели сформулированы недостаточно четко (а это бывает в контексте ЗОЖ достаточно часто), то мотивы лишь побуждают к целеобразованию, но не порождают целей. При этом, ни одно звено деятельности субъекта, адекватной такому мотиву не будет реализовано и, что характерно, данный мотив останется лишь потенциальным, и будет представлен в форме готовности к ЗОЖ, в форме установки на ЗОЖ, но не будет конкретного действия (что подтверждено нашими эмпирическими данными).

При организации ЗОЖ необходимо учитывать, что у мотивов несколько функций. Первой и основной является функция побуждения. Второй, не менее важной, особенно для ЗОЖ, является функция смыслообразования (те мотивы, которые, побуждая деятельность человека, придают ей личностный смысл). Кроме двух самых важных существует несколько побуждающих факторов, которые могут способствовать деятельности либо тормозить ее — их называют мотивами-стимулами. Можно утверждать вслед за А. Н. Леонтьевым, что человеческая деятельность, связанная реализацией ЗОЖ, является полимотивированной.

С позиций социально-технологического подхода, необходимо учесть, что в процессе формирования здорового образа жизни деятельность конкретного человека будет регулироваться единовременно несколькими мотивами, и они будут представлять собой целостное системное множество управляющих воздействий на человека. Следовательно, в процессе технологизации деятельности человека по формированию и поддержанию здорового образа жизни посредством социологического исследования необходимо определить всю совокупность мотивов (мотивационную сферу человека), регулирующих деятельность человека (социальной группы), связанную реализацией ЗОЖ.

При организации самых различных мероприятий ЗОЖ необходимо помнить, о том что никто не заставит человека просто так действовать в соответствии с программой мероприятия, если человек не поймет, какую пользу для себя он получит. Следовательно, в разработке и реализации организационного обеспечения необходимо так формировать структуру и содержание мероприятий ЗОЖ, чтобы у подавляющего большинства участников мероприятия генерировалась необходимая и достаточная системная совокупность мотивов (мотивы побуждения, смыслообразующие мотивы и позитивно ориентирующие мотивы-стимулы). При этом, негативно влияющие мотивы-стимулы должны быть заблокированы либо сведены к разумному минимуму.

В разработке стратегии и тактики организационно-информационного обеспечения проекта «Здоровый регион» необходимо учитывать специфику различных социальных групп и их ресурсное обеспечение. Так, в частности, взрослое население стремится с помощью медицины как можно быстрее устранить возникшее отклонение в здоровье. Но практика показывает, что этот подход не всегда оказывается эффективным и, как утверждают практикующие врачи, возможно достижение такого же результата в устранении отклонений в здоровье с помощью доступных каждому социальных технологий здорового образа жизни.

В молодежной среде появляется другая проблема. У юношей и девушек не возникает желания хотеть быть здоровыми, по той простой причине что они в данный момент здоровы и уверены, что такое состояние у них сохранится достаточно долго без приложения каких-либо дополнительных усилий. И только в случае болезни они больше всего желают скорее выздороветь и быть здоровыми. Результаты социологического исследование учащейся молодежи г. Липецка участников «Дня здоровья», проводимого в рамках регионального проекта «Здоровый регион» (объем выборки 700 человек, выборка квотная), показали, что только 61,8 % респондентов имеют верное представление что такое ЗОЖ. Являются приверженцами идей здорового образа жизни 77,2 % (ответили: «да» — 43,0 % и «скорее да» 34,2 %). На вопрос: «Можете ли Вы с уверенность сказать, что Вы ведете здоровый образ жизни» 38,5 % затруднились ответить, 29,3 % ответили «нет», 17,1 % ответили «скорее нет», 8,6 % ответили «скорее да» и только 6,5 % ответили «да». Можно сделать удручающий вывод о том, в среде учащейся молодежи только 7 человек из ста являются убежденными сторонниками здорового образа жизни. Возникает правомерный вопрос: «какова роль школы, образовательных учреждений среднего профессионального и высшего образования в продвижении идей здорового образа жизни в молодежной среде региона?» Учащаяся молодежь г. Липецка следующим образом оценила (по 5-балльной шкале) уровень своих знаний о здоровом образе жизни: выше среднего (4) — 38,9 %, высокий (5 ) — 37,1 %, средний (3) — 19,8 %, ниже среднего (2) — 3,7 %, низкий (1) — 2,0 %. Эти данные свидетельствуют о том, что школы, образовательные учреждения среднего профессионального и высшего образования формируют у липецкой молодежи только формальный уровень знаний о здоровье, который не становится инструментальной основой для активного ведения здорового образа жизни молодежи. А небольшой процент учащейся молодежи, ведущей ЗОЖ, это, в основном заслуга, малых социальных групп (семья, группы здоровья, спортивные секции и т. п.).

Большая часть учащейся молодежи не владеет здоровьесберегающими социальными технологиями, обеспечивающими человеку оптимальный социальный результат в виде динамического сохранения здоровья на достаточно длительном отрезке времени. Кроме того, учащаяся молодежь указывает на совокупность объективных и субъективных факторов, которые являются препятствием ведения здорового образа жизни: нехватка времени — 48,9 %, лень — 37,1 %, нехватка денег — 19,3 %, недостаток спортивных сооружений — 17,3 %, отсутствие здоровых продуктов в магазинах и на рынках — 16,9 %, состояние здоровья — 15,1 %, отсутствие единомышленников — 13,9%, низкий уровень медицины — 10,2 %, недостаточно знаний о здоровом образе жизни — 7,9 %.

Данные социологического исследования наглядно характеризуют факторное и полимотива- цонное пространство, определяющее процесс формирования здорового образа жизни в молодежной среде, а также указывают серьезные просчеты региональной системы образования в воспитании подрастающего поколения. Они предопределяют основные направления работы с молодежью: формирование у молодежи на ценностном уровне понимания того, что здоровье человека — это величина непостоянная и что здоровье — это не только сугубо личное дело каждого, это еще и очень важное общественное дело; формирование у молодежи знаний, умений и навыков целеполагания в реализации задорого образа жизни; формирование мотивации здорового образа жизни, наполненной личностным смыслом, овладение социальными технологиями самоуправления, самосовершенствования, самообразования, самовоспитания, преодоления негативных мотивов-стимулов.

Полученные результаты (Results). Анализ результатов социологических исследований, данных Федеральной службы государственной статистики о «Наличии способности вести активный образ жизни», результатов деятельности муниципальных органов власти, институтов гражданского общества и бизнес-структур, публикаций в СМИ, среды обитания жителей поселений Липецкой области позволило сделать следующие выводы:

— региональное информационное пространство, в части продвижения идей ЗОЖ, слабо структурировано, поступающая информации о ЗОЖ, не регулярна и не удовлетворяет когнитивным и технологическим потребностям населения;

— в информационном пространстве отсутствует информация о системном взаимодействии бизнеса, СОНКО, институтов гражданского общества, властных структур, активистов ЗОЖ;

— муниципальные служащие, решающие проблемы ЗОЖ,не обладают достаточным уровнем социально-технологической культуры, необходимой для достижения поставленных целей;

— в поселениях инфраструктура, необходимая для ведения ЗОЖ, недостаточно развита;

— на муниципальном уровне отсутствуют эффективные институциональные структуры, объединяющие приверженцев здорового образа жизни.

Представленные выше результаты систематических социологических исследований структуры факторного пространства и особенностей здорового образа жизни населения муниципальных образований Липецкой области послужили основой для разработки и последующей реализации кадрового и организационно-информационного обеспечения регионального проекта «Здоровый регион», который стартовал в Липецкой области с 2017 г. Структурно-функциональная организация, информационное и кадровое обеспечение проекта «Здоровый регион» создали необходимые условия для системного взаимодействия всех региональных акторов, социальные практики которых ориентированы на популяризацию и формирование здорового образа жизни у жителей Липецкой области, развитие человеческого потенциала, преобразование региона, а также позволили решить следующие задачи:

— управленческие — формирование системы взаимодействия, контроля и мониторинга проекта;

— образовательные — подготовка проектно- ориентированной команды проекта «Здоровый регион» и формирование муниципальных групп реализации проекта;

— информационные — формирование единого позитивного регионального информационного пространства здорового образа жизни и тиражирование идей Проекта на муниципальных, региональных, федеральных площадках;

— социальные — гармонизация социального пространства региона посредством разработки и реализации проектов, направленных на популяризацию ЗОЖ, развитие человеческого потенциала, преобразование региона.

Для решения организационно-управленческих и кадровых задач проекта, связанных с новым направлением вектора внутренней политики региона, создан в Управлении внутренней политики Липецкой области отдел мониторинга общественных инициатив и развития человеческого потенциала. На муниципальном уровне созданы рабочие группы по реализации проекта, а также определены их руководители, разработана и внедрена социальная технология взаимодействия и контроля исполнителей проекта ответственных за оперативную актуализацию информационного регионального пространства ЗОЖ. Выполнен анализ наиболее удачных муниципальных социальных практик, направленных на продвижение идей ЗОЖ, формирование человеческого потенциала. Подготовленные материалы презентованы как лучшие муниципальные и ведомственные социальные проекты, социальные практики.

Для решения образовательных задач осуществлена подготовка проектно-ориентированной команды проекта «Здоровый регион», владеющей инструментами его реализации, социальными технологиями; проведено 14 областных семинара для муниципальных служащих, ответственных за информационную кампанию проекта и реализацию масштабных событий Проекта. Созданы муниципальные волонтерские команды информационных агентств из числа приверженцев здорового образа жизни и информационных волонтеров. Руководители волонтерских групп прошли обучение по курсам «Технологии PR в формировании ЗОЖ», «Информационное пространство ЗОЖ. Здоровый регион». С целью повышения эффективности кадрового обеспечения проекта проведено социологическое исследование «Кадровое обеспечение управления долгосрочным приоритетным проектом «Здоровый регион» на муниципальном уровне», разработаны 20 рекомендаций руководителям муниципальных образований, организован курс повышения квалификации для руководителей муниципальных групп, ответственных за реализацию Проекта, по программе «Социальные технологии в системе муниципального управления».

Для решения информационных задач проекта определена структура и содержание единого регионального информационного пространства здорового образа жизни, которое было реализовано на базе сайтов региональных и муниципальных органов власти и соответствующих СМИ (20 местных и 7 региональных печатных средствах массовой информации). Создана официальная группа «Приоритетный проект Липецкой области «Здоровый регион» в социальной сети «ВКонтакте», наполняется раздел «Липецкая область — здоровый регион» на «Youtube», функционирует группа методической поддержки «Здоровый регион: качественный подход». Создаются и еженедельно транслируются радиопередачи «Здоровый регион» (320), ролики социальной рекламы (6) и телепередачи «Здоровый регион» (80) филиалом ВГТРК «ГТРК «Липецк», ОБУ ТРК «Липецкое время». Идеи приоритетного проекта «Здоровый регион» презентованы в муниципальных образованиях, а также на региональных, федеральных площадках: на 11 и 12 Всероссийских форумах «Здоровье нации — основа процветания России» (г. Москва); международной научно-практической конференции «Современные подходы к формированию эффективной системы жизнеобеспечения населения»; на II Форуме социальных инноваций регионов (г. Москва); на совместном расширенном заседании Президиума российской Ассоциации «Здоровые города, районы и посёлки» и Координационного совета по реализации проекта Всемирной организации здравоохранения «Здоровые города» (г. Санкт-Петербург); в Общественной палате России на общественных слушаниях «Семейная политика здоровьесбереже- ния: эффективные муниципальные практики» (г. Москва), а также не региональном уровне. На всех площадках проект «Здоровый регион» вызвал широкий интерес участников.

Для решения социальных задач проекта преобразуется региональная среда, в сторону более экологичного, комфортного устройства для человека: оборудуются места для отдыха у водоемов, зеленых зон, благоустраиваются территории общественных пространств, дворов многоквартирных домов и др. Создаются объекты для удобной реализации физической активности в шаговой доступности. Организуются масштабные события двигательной активности, мотивирующих жителей к ведению ЗОЖ: велопробеги, праздники двигательной активности, «Единые дни здоровья» и т. п., что закладывает фундамент новых традиций ЗОЖ населения региона.

Социологические исследования показали, что кадровое обеспечение проекта «Здоровый регион» на муниципальном уровне существенно зависит от личностных и профессиональных качеств руководителя муниципальной группы. Слаженная работа специалистов в группе предполагает, что муниципальная рабочая группа — это эффективная команда проекта, ориентированная, как на разработку, так и на реализацию актуальных задач. В структуре проекта «Здоровый регион» муниципальная команда является управленческой командой, так как она состоит из группы специалистов, принадлежащих к различным сферам организационной деятельности и работающих совместно над решением тех или иных проблем. Особенностью деятельности управленческих групп является достижение консолидированной точки зрения по решаемым вопросам, при этом роль руководителя сводится к созданию благоприятных условий, оперативного консультирования при возникновении нештатной ситуации и ресурсного обеспечения для достижения поставленной перед группой цели [10]. Руководители муниципальных групп являются одной из ключевых фигур, что определяется как сложностью самого проекта «Здоровый регион», так и условиями его осуществления на муниципальном уровне. В этой связи представляет несомненный интерес их социальный портрет и социологическая оценка их понимания роли и места проекта «Здоровый регион» в популяризации и формировании здорового образа жизни у жителей Липецкой области. В экспертном опросе принимали участие руководители муниципальных групп 18 муниципальных образований Липецкой области, а также руководители групп муниципальных образований г. Ельца и г. Липецка. Анализ результатов экспертного опроса показал, что половину руководителей муниципальных групп муниципальная служба вполне утраивает (50 %), 28,6 % руководителям эта работа очень нравится, и только 21,4 % не смогли утвердительно ответить нравится им эта работа или нет. Для руководителей рабочих групп оказывается важным, какую пользу они смогут принести обществу и государству 35,71 %. Кроме того, они желают иметь социальные гарантии (28,57 %), а также условия, позволяющие реализовать себя в профессиональной деятельности.

Факторное пространство, в котором комфортно работается руководителю муниципальной группы, определяется следующими показателями. На первом месте (3,23 балла, стандартное отклонение 2,39 балла, мода — 1 балл) — морально- психологический климат в коллективе. На втором месте (3,83 балла, мода — 1 балл) — шансы профессиональной самореализации. На третьем месте (4,23 балла, мода — 2 балла) — профессиональная компетенция. Четвертое, пятое и шестое место занимают соответственно: оплата труда (4,33 балла), условия труда (4,42 балла), содержание выполняемой работы (4,69 балла).

Для руководителя муниципальной группы проекта «Здоровый регион» наибольшую ценность представляет высокий профессионализм, о котором свидетельствуют 25 % респондентов, профессиональная самореализация — 20 %, межличностные взаимодействия, оплата труда, ответственность — все по 15 %, карьерный рост и честность — все по 5 %. При этом, никто из руководителей не указал на важность для него личного самоуважения и самосовершенствования.

Работа большинства руководителей муниципальной группы проекта «Здоровый регион» требует полной отдачи сил, о чем свидетельствует 92,9 % респондентов. Руководители муниципальной группы проекта «Здоровый регион» достаточно часто (42,9 %) в процессе работы прибегают к знаниям, полученным в вузе. Более половины руководителей в своей деятельности опираются на научное познание и научное знание, что обеспечивает высокий уровень управленческих решений и способствует реализации мероприятий комплексного плана проекта «Здоровый регион» текущего года. Практически, каждому второму руководителю приходится искать новые пути и методы решения, поставленных перед ним задач. Естественно, такой режим работы требует регулярного повышения квалификации всего корпуса руководителей муниципальных групп.

Эффективность работы руководителя муниципальной группы зависит от наличия у него условий для профессионального развития. Большинство (64,3 %) руководителей муниципальных групп считают необходимым регулярно получать дополнительное образование, повышать квалификацию и иметь возможность профессионального общения с коллегами.

По мнению руководителей муниципальных групп, в ряду мер повышения эффективности трудовой деятельности муниципальных служащих, на первом месте (64,29 %) должна стоять личная ответственность работника и увеличение заработной платы, на втором месте (50,0 %) достойное и дифференцированное материальное вознаграждение, на третьем месте грамотная и компетентная работа непосредственных руководителей и вышестоящих руководителей и улучшение технико-технологической оснащенности рабочего места (все по 35,71 %).

Половина руководителей муниципальных групп считает, что для их успешной профессиональной деятельности необходимо, прежде всего, чтобы в коллективе муниципальной группы были хорошие отношения, а у самого руководителя был высокий заработок. Второй, по актуальности, уровень потребностей предполагает, чтобы руководитель видел реальную пользу от выполняемой работы, и у него должны быть четко обозначены перспективы профессионального служебного роста (42,86 %). Третий уровень потребностей обозначен как возможность реализовать свои профессиональные знания (37,71 %). Отметим, что никто из руководителей не стремится занять высокую должность. Иметь престижное положение в обществе желают только 7,14 % руководителей, желают сделать карьеру — 28,57 %.

Работа над проектом «Здоровый регион» для муниципальных служащих является сложной, требует разносторонних знаний, целеустремленности, определенных волевых усилий, поэтому у 57,14 % руководителей нередко приходят в голову мысли о том, что было бы неплохо сменить работу. По мнению руководителей муниципальных групп, это, чаще всего, связано с недостаточно объективной оценкой их профессионального труда (61,54 %), с объективными и субъективными трудностями в решении поставленных перед ними профессиональных задач по реализации проекта «Здоровый регион» (64,29 %), со снижением интереса к работе из-за отсутствия реальных перспектив должностного роста (64,29 %).

Результаты социологического исследования показывают, что существуют и другие проблемы в реализации проекта «Здоровый регион» на муниципальном уровне. Так, в частности, со всеми деталями содержания регионального проекта «Здоровый регион» знакомы лишь 64,29 % руководителей муниципальных групп, с основными положениями этого проекта — 21,43 %, а 14,29 % знакомы только с той частью проекта, которая определяется их должностными обязанностями. Разный уровень знаний руководителей о проекте «Здоровый регион» свидетельствует не только о разных подходах к реализации проекта, но и о разном отношении руководителей к исполнению своих обязанностей, к их готовности к инновационному осмыслению сущности регионального проекта «Здоровый регион».

Вера в возможность достижения амбициозных целей является мощным стимулом движения к этой цели. Однако только 7,1 % руководителей муниципальных групп считают, что к 2024 г. 50 % населения их муниципального образования будет вести здоровый образ жизни, а 64,3 % считает, что это, скорее всего, произойдет, чем не произойдет и наконец, 28,6 % считает, что 50 % населения их муниципального образования не будет вести здоровый образ жизни, чем будет вести ЗОЖ. Руководитель муниципальной группы должен быть примером для населения муниципального образования и, естественно, вести здоровый образ жизни, однако только 71,43 % руководителей ведет здоровый образ жизни и, что характерно, они смогли вовлечь членов своей семьи вести здоровый образ жизни, т. е. они обладают реальным опытом организации здорового образа жизни в малых группах.

Одним из важных показателей профессиональной деятельности являются трудозатраты руководителей муниципальных групп на выполнения мероприятий, связанных с реализацией регионального проекта «Здоровый регион». Показательно, что недельная интенсивность труда по обслуживанию проекта «Здоровый регион» у руководителей муниципальных групп не велика. У более половины (51,14 %) руководителей муниципальных групп работа по обслуживанию проекта «Здоровый регион» занимает 21-25 % от общей недельной нагрузки, что составляет от 1 до 1,25 дня в неделю. У 28,57 % руководителей муниципальных групп работа по обслуживанию проекта «Здоровый регион» занимает 16-20 %, что составляет от 0,8 до 1 дня в неделю, а у 14,29 % руководителей работа по обслуживанию проекта «Здоровый регион» занимает 5-10 %, что составляет от 0,25 до 0,5 дня в неделю.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что-либо на муниципальном уровне работы по обслуживанию проекта «Здоровый регион» представляются очень четко спланированной совокупностью малых дел, обладающих высокой результативностью по вовлечению все возрастающего количества населения муниципальных образования в здоровый образ жизни, либо в муниципальных образованиях реальное количество населения, которое ведет здоровый образ жизни, не велико. Это одна и та же небольшая активная часть населения, которая на уровне муниципального образования регулярно участвует во всех массовых мероприятиях ЗОЖ.

Среди руководителей муниципальных групп 42,86 % молодежи, и равными долями (25,57 %) представлены возрастные группы 31-40 лет и 41-50 лет. В составе корпуса руководителей муниципальных групп равное количество мужчин и женщин, что позволяет им более объективно учитывать гендерные аспекты здорового образа жизни. Средний стаж руководителей муниципальных групп составляет 5,8 лет, мода стажа равна 1 году, размах стажевых значений равен 15 лет.

Половина руководителей муниципальных групп (50,00 %) чувствует личную ответственность за реализацию в конкретном муниципальном образовании регионального проекта «Здоровый регион», при этом 42,86 % руководителей считают, что они ответственны за реализации данного проекта скорее да, чем нет, а 7,14 % руководителей считает, что они скорее не ответственны за реализацию регионального проекта в их муниципальном образовании, чем ответственны. В целом, индекс личной ответственности по региону достаточно высок и равен 0,679 (возможный размах значений от мах =1, до min = -1)

В оценке трудностей, возникающих на муниципальном уровне у руководителей муниципальных групп при реализации регионального проекта «Здоровый регион», сформировалось три точки зрения на реально существующие проблемы:

1. Ценностно-технологически-информационная концепция (поддерживают 14,29 % руководителей) реализации проекта. Нет заинтересованности у местных руководителей. Отсутствие социальных технологий ЗОЖ. Отсутствие инфраструктуры. Слабая информированность населения о мероприятиях проекта «Здоровый регион».

2. Когнитивно-управленческая концепция (поддерживают 7,14 % руководителей) реализации проекта. Нет знаний социальных технологий. Формальный подход к реализации идей проекта у коллег. Сложность в организации мероприятий для различных возрастных групп.

3. Индифферентная концепция (по мнению руководителей муниципальных групп, часть достаточно естественных трудностей, влияющих на результативность проекта таковыми не являются). Нечетко сформулированные задачи. Слабая нормативно-правовая база проектной деятельности. Отсутствие возможности консультирования по оперативным вопросам с региональной проектной группой. Ощущение временности проекта. Недостаточно знаний у населения о том, как рационально вести ЗОЖ в конкретных условиях муниципального образования. Нашему населению это не интересно.

Руководители муниципальных групп связывают дальнейшее развитие проекта с необходимостью увеличения финансирования проекта и человеческого фактора, повышения ответственности, как рядовых муниципальных служащих, так и первых лиц муниципальных образований.

При общей поддержке проекта руководителями муниципальных групп все отмечают, что существует множество факторов, которые существенно тормозят продвижение регионального проекта в муниципальных образованиях. Выделяется четыре группы основных факторов, тормозящих продвижение проекта в конкретном муниципальном образовании:

1. Лень современного человека уделять достаточно времени своему здоровью (78,57 %).

2. Руководители предприятий и организаций безразличны к проблемам ЗОЖ и низкий уровень медицинского обслуживания (оба по 35,71 %).

3. Отсутствие финансирования; отсутствие знаний у населения знаний о социальных технологиях ЗОЖ, позволяющих при ограниченных ресурсах получить оптимальный результат; недостаточно знаний у населения о том, как рационально вести ЗОЖ в конкретных условиях муниципального образования (21,43 %).

4. Отсутствие позитивного взаимодействия между школой, властью, бизнесом, гражданским обществом в решении проблем ЗОЖ всего населения; Недостаточность спортивной инфраструктуры в поселениях (оба по 14,29 %).

Несмотря на все трудности осуществления на муниципальном уровне проекта «Здоровый регион», более половины руководителей муниципальных групп (57,14 %) получают положительный профессиональный опыт участия в проекте регионального уровня, 35,71 % руководителей получают позитивные эмоции от достигнутых результатов, 21,43 % руководителей получают удовлетворение от достижения конкретного результата к установленному сроку.

Заключение (Conclusions or Discussion and Implication). Подводя итог, отметим, что разработка и внедрение кадрового и организационно- информационного обеспечения регионального проекта «Здоровый регион» обладает научно- практической значимостью, которая состоит в том, что:

1. В разработке и реализации проекта в качестве научной основы использовались системный, деятельностный, аксиологический и социально- технологический подходы, позволившие всесторонне рассмотреть процесс формирования здорового образа жизни населения муниципального образования.

2. В соответствии со структурно-функциональным и комплексным подходами была определена структура иерархической системы управления проектом, разработаны социально- технологические основы реализации проекта. Определены механизмы взаимодействия акторов, участвующих в реализации проекта.

3. В соответствии с кластерными технологиями в управлении социальной сферой региона [11] определен оптимальный состав активных участников (акторов) реализации проекта.

4. Определена структура и содержание деятельности проектно-ориентированных муниципальных команд, деятельность которых направлена на повышение качества жизни жителей. Сформулированы требования к муниципальным служащим входящим в состав команды. Осуществлен подбор, расстановка и повышение квалификации кадров в муниципальных командах.

5. Разработана технология формирования портфеля проектов, практик оздоровления человека и гармонизации социального пространства (муниципальных образований, ведомств, НКО и т. п.). Разработана методология и методика социальной диагностики и идентификации лучших и технологичных социальных практик, которые трансформированы в социальные технологии, готовые к тиражированию в регионе и за его пределами.

6. Разработаны принципы, структура, содержание и социальные технологии формирования единого регионального позитивного информационного пространство о ЗОЖ, позволяющее укрепить устойчивое позитивное мнение жителей разных возрастных и социальных групп.

Полученные научные и практические результаты реализации регионального проекта «Здоровый регион» могут быть использованы при решении проблем продвижения идей здорового образа жизни в регионах Российской Федерации.

Литература

1. Тихомирова И. А. Физиологические основы здоровья: ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского», 2007.
2. От чего зависит здоровье. URL: https://vuzlit.- ru/379275/zavisit_zdorove (дата обращения: 10. 04. 2019 г.)
3. Исследования Европейской Организации Медицины Образа Жизни. URL: http:// eulm.org/guidelines (дата обращения: 10. 04. 2019 г.)
4. Характеристики здорового образа жизни среди взрослых в США. URL: https://www.researchgate.net- /publication/257477871_Healthy_Lifestyle_Characteristics_A mong_Adults_in_the_United_States_2000 (дата обращения: 10. 04. 2019 г.)
5. РИА Новости, Национальный проект «Здоровье». URL: https://ria.ru/society/20090512/170852739.- html (дата обращения: 10. 04. 2019 г.)
6. Указ президента РФ от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» URL:http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425(дат а обращения: 10. 04. 2019 г.)
7. Шмарион Ю. В., Кузьмина Е. Е., Благинин В. С., Дуспаев Б. Т. Здоровый образ жизни населения муниципального образования: социологический анализ (на примере Чаплыгинского муниципального района Липецкой области): монография. Липецк: ЛГПУ, 2013.
8. 7 золотых советов от гениального врача Николая Амосова. URL: https://xochu-vse-znat.ru/sovety/7-zolotyh- sovetov-ot-genialnogo-vracha-nikolaya-amosova.html (дата обращения 12.04.2019 г.)
9. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1971.
10. Командообразование. Управление командой. URL: http://mirznanii.com/a/169208/komandoobrazovanie- upravlenie-komandoy#_ftn2 (дата обращения 12.04.2019 г.)
11. Шаповал Ж. А. Кластерная технология в управлении социальной сферой региона: автореф. … канд. социол. наук. Белгород. 2011.

Источник: Международный научно-теоретический и прикладной журнал «Социально-экономические явления и процессы». Т. 14, № 2(106), 2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code