КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД ПРИ ПРИНЯТИИ МАРКЕТИНГОВЫХ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА

Е.В.Писарева

Аннотация. В статье рассматривается управленческая проблематика с учетом концептуального подхода с позиции теории взаимодействия и обосновывается ее актуальность при принятии маркетинговых решений. В работе исследуются проблемы развития маркетинга, рассматриваются вопросы принятия рациональных решений в направлении развития бизнеса в условиях современного рынка.

Ключевые слова: маркетинг взаимодействия, развитие маркетинга, маркетинг, принятие управленческих решений, комплекс маркетинга.

 

Рыночные условия современной экономической действительности характеризуются активностью происходящих трансформационных процессов и включают необходимость применения гибкого маркетингового подхода в управленческой деятельности хозяйствующих субъектов. Как известно, данный подход предполагает признание приоритетности потребительских предпочтений и их учет при принятии управленческих решений.

Актуальные вопросы маркетинг менеджмента рассматривались нами ранее [1; 2; 3], в данной же работе представляется необходимым рассмотреть комплексный подход при принятии маркетинговых решений. По мнению В.А. Полякова и О.В. Юдиной, сегодня действительно важна: «изначальная ориентация на ожидания и актуальные потребности потребителя, ориентация на конкурентную среду» [4, с. 3-9], что справедливо и особенно значимо в сложившейся ситуации перенасыщенности рынка однородными товарами и в условиях жесткой конкуренции. Весьма действенной с этой позиции представляется концепция маркетингового взаимодействия, которая концентрирует внимание управленца на взаимодействиях, возникающих в ходе реализации рыночной активности. Разработка рациональных управленческих решений в русле данной концепции обеспечивает эффективность хозяйствования и действенность принимаемых решений в долгосрочной перспективе при выстраивании длительных отношений с потребителями, покупателями, партнерами, конкурентами. Гармоничные отношения с субъектами рынка в условиях турбулентной экономики выступает гарантом устойчивости. Сетевая структура организации бизнес- активности, которая обеспечивается в результате эффективных взаимодействий, весьма рациональна, в данном случае возможности устойчивого роста и укрепления конкурентоспособности формируются как результат опыта гармоничных отношений хозяйствующих субъектов. По мнению Я.И.Семилетовой, партнерский маркетинг является инструментом оптимизации работы и повышения доходности бизнеса, причем гармонизация — важнейший акцент [5, с. 162-167]. Хотелось бы отметить, что партнерский маркетинг сегодня нельзя в полной мере назвать инновационным направлением, однако, данная концепция, при внедрении ее принципов в бизнес-активность хозяйствующего субъекта, выступает катализатором инновационного роста предприятия. Весьма высока значимость активных преобразований в бизнесе в условиях созревшей необходимости формирования инновационного потенциала отечественных компаний и его реализацию через призму маркетинга [6, с. 58-62]. Л.В. Каржавых отмечает, что инновационное развитие организаций зависит не только от разработки новых идей и доведения их до состояния новшества, но и от продвижения, создания спроса на рынке; а в условиях совершенствования информационных технологий и формирования рынка открытых инноваций, возрастает роль потребителя, который активно начинает принимать участие в инновационных процессах [7, с. 158-161]. Весьма справедливо замечание о роли потребителя в инновационном процессе развития, причем долгосрочный характер партнерских взаимоотношений обеспечивается грамотной управленческой активностью, которая, в свою очередь, реализуется на основе стратегических ориентиров, принятых в компании. Ю.Н. Соловьева рассматривает направления по стратегической ориентации маркетинга взаимоотношений [8, с. 150-165]. Данный подход уместно использовать при исследовании вопросов развития. Комплекс вопросов по управлению маркетинговыми решениями сосредоточен в зоне ответственности управленцев. Именно на данном этапе осуществляется деятельность по гармонизации взаимодействия с субъектами рынка на предмет производства и реализации продукта. А.В. Манохин делает акцент на системности маркетинга и современной экономики, уделяя особое внимание в работе осмыслению процессов, происходящих в социально-экономических и маркетинговых системах, а также их математической формализации [9, с. 3-11]. Развитие бизнеса без учета системного подхода, без слаженности в вопросах маркетингового управления не представляется возможным. Базируясь на подходе, предложенном в работе В.А. Полякова и О.В. Юдиной, где представлена структура коммуникативного K-mix в маркетинге, сформируем схему, отличающуюся комплексностью, а также взглядом с позиции не просто необходимости выстраивания коммуникаций, но формирования прочных взаимодействий, что формирует устойчивый фундамент рыночного хозяйствования (рис. 1).

В заключение отметим, комплексный подход в вопросах принятия маркетинговых решений весьма важен с позиции согласованности действий рыночной активности согласно элементам маркетинг-микс. В зоне ответственности каждого элемента комплекса необходимо выстраивание взаимовыгодных отношений, основанных на перспективах долгосрочного сотрудничества. Учетом тенденций потребления и клиентских предпочтений обеспечивается рост и развитие отечественных компаний, а формирование доверительных отношений с потребителями — залог устойчивого развития в долгосрочной перспективе.

Комплексный подход при принятии маркетинговых решений в условиях современного рынка

Рис. 1. Комплексный подход при принятии маркетинговых решений в условиях
современного рынка

Список литературы

  1. Писарева Е.В. Формирование концепции интегрированного маркетинг менеджмента компаний // Вестник факультета управления СПбГЭУ. 2017. №1-1. С. 301-307.
  2. Писарева Е.В. Интегрированный маркетинг менеджмент и перспектива холистического маркетинга // Маркетинг менеджмент в цифровой экономике. 2016. Т. 2. №1. С. 70-95.
  3. Писарева Е.В. Формирование моделей интегрированного маркетинга компаний // Вопросы новой экономики. 2016. №4(40). С. 71-76.
  4. Поляков В.А., Юдина О.В. Новые подходы в развитии концепций комплекса маркетинга // Известия Тульского гос. ун-та. Экономические и юридические науки. 2015. №3-1. С. 3-9.
  5. Семилетова Я.И. Партнерский маркетинг в развитии взаимовыгодных отношений между рыночными игроками // Известия СПб. гос. аграрного ун-та. 2016. №45. С. 162-167.
  6. Сергиенко Е.С. Маркетинговый подход к реализации инновационных процессов // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. Т. 6. №8. С. 58-62.
  7. Каржавых Л.В. Роль социально-этического маркетинга в развитии потребителя инновационного типа // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2015. №7-1. С. 158-161.
  8. Соловьева Ю.Н. Развитие маркетинговой компетентности как предпосылка внедрения маркетинга взаимоотношений // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Науч.-исследов. центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2014. №1. С. 150-165.
  9. Манохин А.В. Системность маркетинга и экономики // Маркетинг в России и за рубежом. 2010. №3. С. 3-11.

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.2)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code