ТЕНДЕНЦИИ УСТОЙЧИВОГО МАРКЕТИНГА В ПРОИЗВОДСТВЕ И СБЫТЕ ПРОДУКЦИИ

Е.А.Конников, О.А.Конникова

Аннотация. В данной статье подробно раскрываются основные тенденции, связывающие недавно появившуюся концепцию устойчивого маркетинга с современными производственными и сбытовыми трендами, такими как постепенное замещение CNC оборудования аддитивными технологиями; автоматизация ручного труда; создание виртуальных фабрик; формирование собственных систем генерации энергии, основанных на возобновляемых источниках; появление новых материалов, способных к самовосстановлению, кастомизации товаров по заданным паттернам; формирование товарной политики на основе индивидуального «электронного следа»; развитие магазинов-складов и онлайн торговли; появление беспилотных логистических аппаратов и автоматизированных логистических систем.

Ключевые слова: устойчивый маркетинг, устойчивое потребление, ответственное производство, устойчивое развитие.

 

В данной статье под «устойчивым маркетингом» авторы будут понимать разработку и продвижение на рынок устойчивых ценностей и ответственных моделей потребления, учитывающих социальные и экологические требования и обеспечивающих компании прибыль.

Устойчивый маркетинг возник как историческое следствие концепции устойчивого развития, которая начала развиваться в глобальном масштабе в 70-е гг. 20 века в связи с осознанием мировым сообществом тех проблем, которве сегодня принято называть «глобальные проблемы человечества».

Понятие устойчивого маркетинга также тесно связано с терминами «устойчивое (ответственное) производство» и «устойчивое (ответственное) потребление», которые входят в список глобальных целей в рамках устойчивого развития, сформулированных ООН в 2015 г.
Можно выделить следующие тенденции устойчивого маркетинга в производстве: постепенное замещение CNC оборудования аддитивными технологиями; автоматизация ручного труда; переход к компьютерному моделированию (создание виртуальных фабрик); формирование собственных систем генерации энергии, основанных на возобновляемых источниках; появление новых материалов, способных к самовосстановлению.

Тенденция №1 — Аддитивные технологии.

Аддитивные технологии (от английского Additive Fabrication) — обобщенное название технологий, предполагающих изготовление изделия по данным цифровой модели (или CAD модели) методом послойного добавления (add, англ. добавлять, отсюда и название) материала.

Проявления устойчивого маркетинга в данном тренде можно сформулировать следующим образом:

1. Отсутствие невозвратных отходов. Все отходы производства могут быть вновь переработаны и направлены в производство. Это обеспечивается за счет того, что используемый материал всегда однороден, но его структура подвергается изменениям;

2. Отсутствие невозвратного брака. Весь брак, как и производственные отходы, может быть переработан и заново направлен в производство;

3. Снижение энергоемкости производимой продукции. Аддитивные установки требуют значительно меньше энергии, нежели классическое CNC оборудование;

4. Универсальность средств производства. Принцип послойной печати позволяет производить изделия практически любой сложности;

5. Снижение трудоемкости производства. Использование аддитивного оборудования позволяет отказаться от работы технолога, а также значительно уменьшить объём работы оператора оборудования.

Тенденция №2 — Автоматизация ручного труда.

Промышленный робот — это такой манипуляционный робот, который предназначен для выполнения двигательных и управляющих функций в производственном процессе, т. е. автоматическое устройство, состоящее из манипулятора и перепрограммируемого устройства управления, которое формирует управляющие воздействия, задающие требуемые движения исполнительных органов манипулятора. Применяется для перемещения предметов производства и выполнения различных технологических операций.

Проявления устойчивого маркетинга:

1. Снижение трудоемкости производства (интеграция автоматизированных производственных элементов осуществляется путем замещения ручного труда, что неизбежно приводит к сокращению основного времени рабочего);

2. Повышение ритмичности и снижение брака в производстве (промышленный робот является значительно более предсказуемым и управляемым объектом, нежели человек);

3. Совокупное снижение доли низкоквалифицированной рабочей силы (замещение человека в части совершения элементарных операций ведет к необходимости формирования у него уникальных знаний и навыков для сохранения своей конкурентоспособности на рынке труда).

Тенденция №3 — Виртуальные фабрики.

Виртуальные фабрики представляют собой системы комплексных технологических решений, обеспечивающие в кратчайшие сроки проектирование и производство глобально конкурентоспособной продукции нового поколения за счет объединения цифровых и (или) «умных» фабрик в сеть.

Проявления устойчивого маркетинга:

1. Снижение трудоемкости производства. Виртуальная фабрика требует значительно больше специалистов в области информационных технологий, но при этом и значительно меньше низкоквалифицированной рабочей силы;

2. Информационная безопасность процесса. Так как виртуальная фабрика полностью масштабируема, оператор системы в состоянии отслеживать изменения онлайн на любом ее уровне. Следовательно, любые негативные отклонения выявляются более своевременно;

3. Снижение себестоимости конечной продукции. Компьютерное моделирование физических условий эксплуатации конечной продукции позволяет частично или в полной мере отказаться от испытаний опытных образцов, что значительно снижает расходы будущих периодов. Также, компьютерное позволяет избежать поиска оптимальных технологических процессов «опытным путем»;

4. Полная ретроспективная видимость процесса. Вся деятельность виртуальной фабрики фиксируется, что позволяет в ретроспективном режиме исследовать более или менее удачные решения и формировать сценарии развития системы.

Тенденция №4 — Возобновляемые источники энергии.

Возобновляемые источники энергии — источники непрерывно возобновляемых в биосфере Земли видов энергии: солнечной, ветровой, океанической, гидроэнергии рек. Возобновляемые источники энергии являются экологически чистыми; они не приводят к дополнительному нагреву планеты.

Проявления устойчивого маркетинга:

1. Улучшение экологической обстановки. Переход на возобновляемые источники энергии позволит отказаться от классических способов генерации, оказывающих пагубное воздействие на экологическую обстановку. Более того, отказ от энергии атома значительно повысит уровень техногенный безопасности;

2. Обеспечение энергетической безопасности и автономности. Энергия, получаемая таким образом, достаточно локальна. Следовательно, предприятие становится независимым от централизованной системы энергетического обеспечения, что делает его полностью автономным и свободным от части рисков внешней среды.

3. Снижение себестоимости единицы энергии. Предприятие получает возможность оптимизировать процесс получения энергии, использовать системы рекуперации и повышать возвратность отходов. Более того, предприятие получает возможность реализовывать излишки получаемой энергии. Совокупность данных факторов указывает на снижение себестоимости единицы энергии.

Тенденция №5 — Самовосстанавливающиеся материалы.

Самовосстанавливающиеся материалы — это материалы, которые могут автоматически восстанавливать повреждения и функциональные возможности, вызванные какой-либо механической травмой.

Проявления устойчивого маркетинга:

1. Уход от «одноразового потребления». Свойства данных материалов позволяют продлевать срок службы изделий, что снижает необходимость в приобретении новых аналогов;

2. Снижение расходов на обслуживание и ремонт. Так как данные материалы фактически способны «лечить себя», значительно снижается трудоемкость их обслуживания и ремонта;

3. Создание новых потребительских свойств. Прежде всего речь идет о свойстве «устойчивого потребления». Изделия из данных материалов направлены и воспитание в человеке способности осмыслять процесс замещения товаров.

Помимо производства, тенденции устойчивого маркетинга сильно повлияли на систему сбыта и продаж соответствующих товаров и услуг. Тенденции устойчивого маркетинга в сбыте можно сформулировать как: кастомизации товаров по заданным паттернам; формирование товарной политики на основе индивидуального «электронного следа»; развитие магазинов-складов и онлайн торговли; появление беспилотных логистических аппаратов и автоматизированных логистических систем.

Тенденция №6 — Кастомизация.

Кастомизация — индивидуализация продукции под заказы конкретных потребителей путём внесения конструктивных или дизайнерских изменений. В данном случае предполагается создание конечного продукта как совокупности изначально предлагаемых производителем элементов.

Проявления устойчивого маркетинга:

1. Уменьшение запасов готовой продукции. Процесс кастомизации по заданным паттернам на уровне производства проявляется в создании взаимозаменяемых и взаимодополняемых конструктивных блоков, из которых состоит конечное изделие. Универсальность данных блоков позволит, путем различной их компиляции, создавать множество видов конечного продукта. Следовательно, производственные запасы будут превращаться в готовую продукцию исключительно в момент осуществления покупки.

2. Уход от «одноразового потребления». Возможность кастомизации влечет за собой осознание уникальности конечного продукта. Более того, в дополнении к этому надо отменить наличие определенного (необходимого) функционала изделия и желаемого дизайна. Следовательно, кастомизированные изделие имеет большую ценность для потребителя.

3. Осознание потребителем сотворчества ценностей. Через процесс кастомизации потребитель выражает свое мнение относительно идеальной формы приобретаемого изделия. Таким образом, потребитель причащает ценность конечного изделия.

Тенденция №7 — Электронный след.

Когда информация отправляется в путь, автоматически создаются связанные с ней дополнительные данные, например, время отправки сообщения, номера телефонов и местонахождение обоих собеседников. Это — метаданные, информация о других данных. Самые распространенные типы метаданных: телефонные номера, адреса e-mail, имена пользователей; данные геолокации: где находится ваш мобильный телефон; даты и время телефонных звонков, электронных писем, файлов и фотографий; данные об используемом устройстве; поле «Тема» ваших электронных писем. Метаданные помогают анализировать информацию о человеке, сопоставлять его с имеющимися моделями, делать выводы о том, кто этот человек и чем он занимается.

Проявления устойчивого маркетинга:

1. Своевременный отклик на меняющиеся потребности целевых потребителей. Так как электронный след формируется в реальном времени, эффективно настроенный алгоритм обработки больших данных позволит анализировать поведение потребителей с минимальными задержками. Следовательно, скорость отклика производителей значительно увеличивается.

2. Сокращение расходов на проведение маркетинговых исследований. Процесс анализа больших данных значительно менее трудоемкий и требующий меньшее количество временных ресурсов, нежели классические полевые исследования.

3. Снижение расходов на продвижение. Электронный след формируется как неосознанными (через интернет вещей), так и осознанными действиями пользователя в сети. Ответом на осознанные запросы может стать предложение, сформированное на основе ретроспективного анализа подобных запросов других пользователей. Следовательно, произойдет замещение классических каналов продвижения интернет каналами.

4. Наличие информативной многокритериальной обратной связи. Электронный след состоит из множества метаданных, которые отражают специфику потребления. Таким образом, электронный след, образованный после процесса покупки, является обратной связью, анализ которой позволит провести модернизацию как продукта, так и процесса его продвижения и распределения.

Тенденция №8 — Магазины-склады.

Магазин-склад — предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные и (или) непродовольственные товары универсального ассортимента по форме самообслуживания преимущественно из транспортной тары (ящики, контейнеры и др.) населению.

Проявления устойчивого маркетинга:

1. Снижение расходов на сбыт. Практически отсутствует необходимость в презентационных площадях, а также в сбытовом персонале, что значительно снижет расходы на обеспечение процесса сбыта.

2. Повышение оборачиваемости. Возможность формировать складские запасы из значительно большего количества видов изделий, что позволит расширить потенциальную аудиторию, увеличив тем самым оборот.

3. Снижение рисков «презентации». Процесс «презентации» товара влечет за собой множество рисков (риск кражи, неумышленного или умышленного повреждения и т.д.). Отсутствие процесса «презентации» исключает данные риски.

Тенденция №9 — Беспилотные логистические аппараты.

По общему мнению, дроны — новое достижение в области технологий. Полемика вокруг дронов развернулась после того, как в 2017 году бизнес- гиганты Google и Amazon объявили о своих планах начать использование беспилотных летательных аппаратов в логистике для доставки мелких посылок.

Проявления устойчивого маркетинга:

1. Снижение трудоемкости процесса доставки. Использование дронов позволит отказаться от человеческого труда в части оперативного управления.

2. Интеграция эффективных алгоритмов доставки. Отсутствие человека в системе оперативного управления логистическим аппаратом дает возможность интеграции эффективных алгоритмов доставки, основанных на нейронных сетях или генетических алгоритмах. Данные системы позволят значительно сократить время доставки.

3. Повышение экологичности и энергоэффективности процесса доставки. Отсутствие необходимости оснащения логистических аппаратов системами взаимодействия с операторами, их совокупный вес и объем становится значительно ниже, а технологичность возрастает.

4. Использование альтернативной и/или комплексной логистической среды. Отсутствие человека в данной системе позволяет аппарату перемещаться в любой среде, что может значительно сократить расстояние между промежуточными остановками.

Список литературы

1. Забелин Б.Ф., Конников Е.А., Мартынов В.И. Методика анализа показателей эффективности управления производственной системой // Экономика и предпринимательство. 2016. № 2-1(67-1). С. 955-958.
2. Конников Е.А. Совершенствование методов оценки устойчивости развития промышленных предприятий (октант устойчивости развития предприятия) // Маркетинг менеджмент в цифровой экономике. 2015. Т. 1. №4. С. 4-35.
3. Конников Е.А., Погребова О.А., Юлдашева О.У. Использование нечетко- множественного подхода для оценки развития устойчивого маркетинга компании // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 9-2(56). С. 67-73.
4. Погребова О.А., Конников Е.А., Юлдашева О.У. Нечетко-множественная модель оценки индекса развития устойчивого маркетинга компании / В сб.: Международная конференция по мягким вычислениям и измерениям. 2017. Т. 2. С. 522-525.
5. Konnikov E.A., Pogrebova O.A., Maskova Yu.R., Glukhov V.V. Real options valuation of additive production // В сб.: Reliability, Infocom Technologies and Optimization (Trends and Future Directions) 6th International Conference ICRITO. 2017. С. 557-563.
6. Mokeichev E.V., Konnikov E.A., Kravtsova N.I. Russian insurance on its way to risk- oriented regulation approach // Науч.-техн. ведомости СПб. гос. политехн. ун-та. Экономические науки. 2017. Т. 10. №5. С. 141-150.

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.2)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code