АНАЛИЗ УРОВНЯ КОНТЕЙНЕРИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОСНОВАНИИ ИНДЕКСА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

З.В.Юрченко

Аннотация. Статья посвящена анализу уровня контейнеризации на основании индекса инновационного развития Российской Федерации. Исследован индекс инновационного развития и его субиндексы на основе данных Всемирного Банка и выявлены темпы их роста. Рассмотрены показатели контейнерооборота морских перевозок России. Выявлена взаимосвязь отстающих показателей субиндексов инновационного развития и контейнерооборота морских перевозок. Рассмотрены факторы, препятствующие эффективному развитию логистической системы контейнерных морских перевозок России. Разработаны мероприятия по улучшению уровня контейнеризации страны на основе индекса инновационного развития.

Ключевые слова: индекс инновационного развития (LPI), контейнеерооборот, субиндексы, контейнеризация, морские перевозки.

 

Замедление роста мировой торговли подталкивает логистическую отрасль к реорганизации своих сетей, а следовательно, к внедрению инноваций. Повышая эффективности логистики и эффективность функционирования внутригосударственных систем, государство упрощает процедуры торговли и перевозок. Также стране необходимо решать глобальные задачи по повышению уровня профессионализма и компетентности кадров и регулирование воздействия на окружающую среду и обеспечение ее устойчивости.

Эффективность логистики страны зависит от множества факторов, в том числе инфраструктуры, нормативной базы, мер политики, географического положения и политической экономии.

С 2010 г. список стран с наилучшими показателями LPI (индекс инновационного развития) неизменен. Страны с низким уровнем доходов и наименьшей эффективностью логистики — это государства, не имеющие выхода к морю, малые островные государства или государства, пережившие вооруженные конфликты. Доминирующими странами логистической отрасли остаются Германия, Нидерланды и Сингапур.

В 2016 году Россия по индексу LPI заняла 102 место из 163 стран с показателем в 2,57. Для сравнения: в 2014 году индекс LPI составлял 2,69, при том что РФ имела 90 место из 160 стран [2].

Одним из наиболее проблемных показателей LPI для России является отслеживание прохождения грузов, так как виден явный спад в показателях. Также снизился уровень международных перевозок и показатели эффективности таможенного управления, что является следствием неэффективной работы таможенных органов, вызванной слабым информационным оснащением и недостатками в управлении организационной структурой.

Следует отметить положительную динамику, связанную с ростом показателей по субиндексам: качество логистических услуг и своевременность поставок. В этом направлении в РФ проводилась большая работа, дающая положительные результаты.

Таблица 1
Субиндексы LPI на основе данных Всемирного Банка

Субиндексы LPI на основе данных Всемирного Банка

Известно, что современная экономика характеризуется нарастающими темпами межрегиональной интеграции, а значит, все большей интенсификацией грузопотоков. Ухудшение конъюнктуры морских грузоперевозок в портах РФ вследствие кризиса и санкций в начале 2015 года в наибольшей степени затронуло именно контейнерный сегмент. Основной спад контейнерооборота приходится на импорт и перевалку порожних контейнеров. Контейнерооборот портов России в 2014 г. сократился на 1,3% и составил 5,28 млн. TEU. Груженый экспорт составил 919,6 тыс. TEU (+20,2%), порожний экспорт — 1,39 млн. TEU (-9,7%), импорт — 2,29 млн. TEU (-2,7%), транзит — 100,5 тыс. TEU (+6,6%), каботаж — 586,1 тыс. TEU (-3%). Контейнерооборот портов России по итогам 2016 года составил 3,99 млн., что на 1,29 TEU меньше, чем в 2014 году, сообщает Ассоциация морских торговых портов РФ (АСОП) [1].

Проследив взаимосвязь показателей эффективности логистики, можно сделать вывод о взаимосвязи снижения контейнерооборота в последний год и ухудшение номенклатуры субидексов (эффективность таможенного управления, отслеживание груза, международные перевозки), что говорит о необходимом развитии логистической инфраструктуры контейнерных перевозок. Соответственно, все большее значение для участников логистического процесса приобретает пропускная способность — одна из важнейших характеристик логистического канала или его отдельного звена.

При реализации логистического процесса также важным является экономия хотя бы часа времени на погрузо-разгрузочных операциях. Вводить же подобные изменения только в рамках своей цепи поставок способны лишь компании-генераторы достаточно мощных грузопотоков, хотя и для них можно ожидать заметного роста трансакционных затрат, связанных с согласованием деятельности отдельных участников цепи поставок.

Снижение контейнерооборота отмечено во всех бассейнах РФ, кроме Арктического, порты которого за 8 месяцев 2015-го нарастили перевалку контейнеров на 6,8% относительно аналогичного периода 2014 года, до 86,04 тыс. TEU (каботаж увеличился на 14,1%, до 81,21 тыс. TEU). Это связано с повышением курса доллара, так как импортная продукция стала значительно дороже и объемы ее потребления снижаются. В свою очередь, цена на отечественные товары стала привлекательнее для импортеров из других стран, их начали более активно закупать, отсюда рост перевозимых грузов в экспорте.

Участники рынка полагают, что в перспективе порты Азово- Черноморского и Дальневосточного бассейнов за счет расширения и модернизации инфраструктуры, скорее всего, все-таки перетянут на себя часть тех грузов в контейнерах, которые раньше шли через порты Балтийского бассейна [4].

К основным факторам, препятствующим эффективному развитию логистической системы контейнерных морских перевозок в России относятся:

• плохая транспортная инфраструктура, в частности возле таможен;

• высокие ставки аренды складских помещений

• слабо развитый рынок 3PL-пpовайдеpов.

Используя улучшения показателей субиндексов LPI как один из инструментов повышения качества логистической системы улучшения ее индекса на мировой арене, целесообразно предложить следующие мероприятия по улучшению контейнеризации:

1. Обновление программных и технических средств; совершенствование нормативной базы; применение электронного декларирования, что позволило бы сократить время проведения таможенных операций.

2. Развитие инфраструктуры автодорожных пунктов пропуска; развитие кадрового потенциала, что улучшило бы условия для таможенного оформления и увеличило бы скорость обслуживания.

3. Таможенное оформление импортных поставок с применением электронного декларирования.

4. Организация работы в стране 3PL, 4PL и в перспективе 5PL — логических провайдеров.

5. Модернизация контейнеров (а вместе с ним и технологии проведения погрузо-разгрузочных операций и, соответствующей логистической инфраструктуры, что позволит увеличить пропускную способность и будет способствовать интенсификации процессов в рамках всей логистической системы).

Таким образом, несмотря на субъективную оценку развития логистической системы на основании индекса эффективности логистики LPI, его анализ может оказать существенное влияние на положительные тенденции ее развития в нашей стране.

Список литературы

1. Ассоциация морских портов России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://morport.msk.stalcom.net/rus/news/document1072.shtml (дата обращения: 06.02.2018).
2. Всемирный банк [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://data.worldbank.org/ country/russian-federation?locale=ru (дата обращения: 05.02.2018).
3. Объемы экспортно-импортных перевозок из/в Европу по регионам [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.shippersvoice.com/wpcontent/uploads/2011/05/ctstradenews_ may_2011.pdf (дата обращения: 05.02.2018).
4. Рыкалина О. Теоретико-методические основы логистики инноваций. Статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.logistikaprim.ru/sites/default/files/L-39- 41.pdf (дата обращения: 05.02.2017).
5. Федеральная служба Государственной Статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/ science (дата обращения: 05.02.2018).

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.2)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code