РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЛОГИСТИКИ В РАЗВИТИИ МИРОВОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ

Т.Т.Ценина
Цзоу Тун

Аннотация. В статье представлены основные тенденции развития рынка мировой электронной торговли. Обоснована актуальность данного исследования, представлен сравнительный анализ понятий «электронная коммерция», «электронная торговля», «интернет коммерция», «интернет торговля» с выделением их взаимной связи и влияния. Путем анализа научной и учебной литературы выявлены основные преимущества и недостатки внедрения электронной торговли на современном этапе развития бизнеса, сформулированы причины важнейшей роли информационной логистики в этом процессе и основные направления ее развития на ближайшие годы.

Ключевые слова: информационная логистика, информационные потоки, электронная торговля, электронная коммерция.

 

Глобализация, бурное развитие мировых экономических отношений, прогресс науки, техники и технологий, но в то же время мировой экономический кризис, ограниченность финансовых ресурсов, повышение информированности, а, следовательно, требовательности современного потребителя — все эти причины привели к взрывному росту сектора электронной торговли в последние годы. Использование возможностей, предоставляемых для развития бизнеса сетью Интернет, становится сегодня решающим фактором конкуренции на рынках разных масштабов и основой конкурентоспособности современных предприятий.

Рынок электронной торговли активно развивается в мировом масштабе как по количественным (стоимостной объем), так и по качественным показателям (внедрение в экономическую структуру рыночного хозяйства), причем данная тенденция характерна как для экономически развитых стран (Западная Европа, Северная Америка), так и верхнего эшелона развивающихся стран (Россия, Китай, Бразилия и т.д.)

История электронной торговли Китая начинает свое развитие в 1997 г. с появлением первых В2В платформ. Переломным считается 1999 г., когда был создан лидер электронной торговли Китая и всего мира — альянс Alibaba Group. Бум роста популярности электронной торговли среди китайцев начался с 2003 г., на сегодняшний день ее объем составляет 16,2 трлн. юаней. В то же время, развивается трансграничная электронная торговля, например, между Россией и Китаем в рамках Евразийского экономического союза благодаря инициативе «Один пояс, один путь» и созданию Центра трансграничной электронной коммерции между РФ и КНР (в г. Екатеринбург), в 2016 г. ее объем составил 2,5 млрд. долл. США [1; 7].

Существует огромное количество определений понятий «электронная коммерция», «электронная торговля», «интернет-коммерция», «интернет-торговля» с указанием их взаимной связи и взаимного влияния. Путем изучения источников [6; 8], удалось сформулировать следующие коннотации указанных понятий.

Электронная коммерция — это коммерческая деятельность в любой сфере бизнеса, которая включает в себя использование различных бизнес-процессов, основанных на применении информационных и телекоммуникационных технологий и систем. Электронная торговля — это составная часть электронной коммерции, такая форма коммерческой деятельности, которая направлена на реализацию товаров и услуг с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, и систем. Интернет-торговля — это форма электронной торговли, которая предполагает продажу товаров и услуг посредством или с помощью сети Интернет.

Традиционно в литературе [2; 5; 9] рассматриваются следующие основные преимущества электронной торговли по сравнению с традиционной:

• отсутствие географических и временных барьеров;

• низкий уровень единовременных и текущих затрат в сфере производства и обращения;

• высокий уровень инновационности в логистике, маркетинге и сбыте благодаря отсутствию физических ограничений на складские и торговые помещения;

• возможность сочетать информационный канал и сбытовую структуру в единое целое;

• оперативность получения информации и сокращение жизненного цикла покупки и продажи.

Аналогично, благодаря указанным источникам литературы, основные проблемы реализации электронной торговли можно разделить на несколько основных блоков:

• несовершенство нормативно-правового регулирования внедрения и организации электронной торговли, вследствие чего возникают проблемы с конкретными методиками ее осуществления;

• отсутствие отлаженных бизнес-процессов электронной торговли, из-за чего возникают, в частности, проблемы с доставкой товаров;

• недоверие к электронной торговле со стороны потребителей и неготовность многих предприятий к внедрению электронной торговли в свою деятельность.

Как мы видим, и многие преимущества, и многие проблемы, возникающие при внедрении электронной торговли в деятельность современных предприятий, связаны со сферой логистики. Это обусловлено тем, что электронная торговля, особенно международная, предполагает полное переосмысление логистической парадигмы предприятия. Информационные потоки, которые в рамках традиционной торговли обычно оцениваются как обслуживающие, второстепенные по отношению к потокам материальным, в электронной торговле выходят на первый план, открывают большинство шансов и содержат в себе значительные риски. На сегодняшний день конкурентоспособность предприятия на мировом электронном рынке во многом зависит от применения логистических инструментов оптимального управления потоковыми информационными процессами.

Таким образом, основным направлением развития информационной логистики в сфере электронной торговли является устранение пробелов в действующем законодательстве об электронной торговле, как на национальном, так и на мировом уровне, унификация международного законодательства в этой сфере и формирование единых международных стандартов в сфере электронных платежей. Это возможно только при объединении усилий всего мирового сообщества, соответствующих международных организаций, а также увеличения роли государства в развитии материально-технической базы электронной торговли с целью стимулирования инвестиционной активности частных компаний в области электронного бизнеса и увеличения импорта высоких интернет-технологий.

Список литературы

1. Белостоцкая А.А., Забелин Б.Ф., Конников Е.А., Мокейчев Е.В. Содержательный аспект тенденции к отражению действительного результата управления // Экономические науки. 2016. №136. С. 42-46.
2. Забелин Б.Ф., Конников Е.А., Мартынов В.И. Методика анализа показателей эффективности управления производственной системой // Экономика и предпринимательство. 2016. №2-1(67-1). С. 955-958.
3. Куприяновский В.П., Синягов С.А., Климов А.А., Петров А.В., Намиот Д.Е. Цифровые цепи поставок и технологии на базе блокчейн в совместной экономике // International Journal of Open Information Technologies. 2017. Vol. 5. №8.
4. Курочкина А.Ю., Голубцов С.Б., Погребова О.А. Интернет-маркетинг: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016.
5. Парфенов А.В., Шаповалова И.М. Логистика электронной торговли: Учеб. пособие. СПб., 2015.
6. Силкина Г.Ю., Шевченко С.Ю. Инновационные процессы в цифровой экономике. Информационно-коммуникационные драйверы: Монография. СПб., 2017.
7. Ценина Т.Т. Изменения во внешней торговле Китая с Россией / В сб.: Логистика и управление цепями поставок: Сб. науч. трудов. СПб., 2017. С. 90-92.
8. Щербаков В.В., Силкина В.Ю. Информационный инструментарий цифровой трансформации экономики и менеджмента // Экономика и предпринимательство. 2017. №5-1(82-1). С.1090-1096.
9. Щербаков В.В., Мерзляк А.В., Коскур-Оглы Е.О. Автоматизация бизнес-процессов в логистике: Учеб. пособие. СПб., 2016.

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.2)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code