СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК В ИЗДАТЕЛЬСКО-ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Д.Д.Рундыгина

Аннотация. В статье описываются направления развития издательско-полигра- фической отрасли. Рассмотрены три варианта цепей поставок в книгоиздании. Рассмотрены перспективы развития и проблемы в каждой группе. Рассмотрены предпосылки появления и развития новых вариантов.

Ключевые слова: логистика, офсетная печать, цифровая печать, электронные книги, цепи поставок.

 

На сегодня цифровые технологии определяют развитие и изменение множества сфер. Одной из наиболее изменяющихся является сфера книгоиздания. Это связано с развитием двух технологий. Первая – цифровая печать, позволяющая стандартизировать книги для печати от одного экземпляра. Вторая – электронные издания, заменяющие классическую книгу с развитием и доступностью различных устройств, позволяющих читать книги.

Как у любой технологии, у этих технологий есть плюсы и минусы и связанные с ними сложности, и возможности.

Рассмотрим новые варианты цепей поставок в книгоиздании, которые стали возможны с появлением таких вариантов издания.

В таких ситуациях книгоиздание перестает быть изменением материального потока параллельно с информационным. Книгоиздание переходит в информационную сферу.

Тенденции формирования цепей поставок демонстрируют стремление к интегрированному управлению цепью поставок, а также распространение аутсорсинга. Чаще это касается аутсорсинга деловых процессов (бизнес процессов, BPO – Business Process Outsourcing), практически проявляющегося, в частности, в появлении структур типа 4 PL [3]. Это приводит к появлению большого количества участников. Отсутствие доверительных отношений не способствует созданию долгосрочных отношений, которые отличают аутсорсинг от аренды. Таким образом, существует противоречие между стремлением к интеграции и децентрализацией через аутсорсинг. Большое количество исполнителей приводит к повышению рисков и потере контроля над исполнением. Потребитель требует быстрого и надежного ответа на свои потребности в любой сфере. Итак, в книгоиздании развитие цепи поставок идет по пути интеграции звеньев и сокращения количества участников. Это связано с использование разных видов издания и печати книг.

Начнем с цифровой печати. Небольшие тиражи – это возможность издать книгу малоизвестную и невостребованную, так как такие книги издают авторы за свой счет, и оплатить печать и распространение 500 экземпляров им не выгодно. Высокие риски. Цифровая печать позволяет получить несколько экземпляров книги за короткий срок и далее получать дополнительно необходимый тираж. При наличии стандартизированного макета книга печатается по требованию (вытягивающая система) и оплачивается покупателем, включая затраты на доставку и хранение.

За последние годы доля цифровой печати резко увеличилась на 45%. Раньше существовало большое количество предприятий, использующих разные виды печати, сегодня популярными становятся типографии, применяющие отдельно цифровые машины. Так, в Москве 49,6% типографий используют офсетную печать, в Санкт-Петербурге – 49,5%. Цифровую печать используют в Москве 73,8 % и в Санкт-Петербурге 69,5% [7, с. 71].

Альтернативой такого заказа может быть электронная версия книги. Как правило, книги публикуются на сайте магазина или издателя в двух форматах параллельно. У покупателя есть возможность купить книгу в электронном формате или получить ее же по заказу в физическом варианте книги.

Это очень выгодно для продавца, так как у него нет запаса, который омертвляет материальные средства и повышает риск недополучения дохода за книги, не пользующиеся спросом. Также продавец не оплачивает доставку книги и ее хранение. Для покупателя это тоже удобный вариант. Нет необходимости идти в магазин, есть выбор между электронным изданием и классической книгой, что позволяет сэкономить, также нет наценки книжного магазина, которая иногда делает книгу в два или три раза дороже ее себестоимости. Авторы получают возможность выйти на широкую аудиторию без высоких издержек и рисков.

Возможные сегодня цепи поставок в книжном деле можно условно разделить на две группы. Первая группа состоит из цепей, использующих офсетную печать. Это всегда классическое книгоиздание с тиражом минимум 100 экземпляров. Разница состоит в количестве участников и функциях каждого звена.

Вторая группа цепей поставок представлена цепями, которые стали возможны с появлением цифровой печати и электронного книгоиздания.

Вторую группу можно условно разделить на цифровое книгоиздание (малые тиражи) и электронное. Почти все издательства стараются совмещать все три способа издания, изменяются остальные участники создания книги. Информационный поток в неизменном по содержанию виде проходит через несколько этапов.

Цепи поставок в издательско-полиграфической отрасли с использованием офсетной печати

Рис. 1. Цепи поставок в издательско-полиграфической отрасли с использованием офсетной печати

Каждая группа имеет свои слабые стороны и потенциальные возможности распространения в отрасли.

Начнем с классической книги и больших тиражей. Последние годы сильно изменили размер «больших тиражей». Если раньше тираж 100 экземпляров был маленьким, то с появлением тиражей от 1 экземпляра, тираж 100 экземпляров становится достаточно крупным для выбора в пользу офсетной печати. Самым слабым местом офсетной печати является затратность. Подготовка оборудования составляет большую часть стоимости, поэтому стоимость одной книги зависит от объема тиража. Чем больше книг, тем выгоднее печать. Сегодня мало спроса на крупные тиражи, так как распространение через магазины невыгодно и трудоемко, а хранение дорого. Офсетная печать обладает преимуществами в возможностях форматов и переплетов, поэтому остается востребована. Также при печати больших тиражей значительно дешевле печать на цифровых машинах, где стоимость книги не связана с количеством.

Цепи поставок в издательско-полиграфической отрасли с использованием цифровой печати и электронных книг

Рис. 2. Цепи поставок в издательско-полиграфической отрасли с использованием цифровой
печати и электронных книг

Цифровая печать имеет множество ограничений по формату, бумаге, переплету, если рассматривать быструю печать. Макеты стандартизированы, чтобы избежать затрат на установку оборудования на новые тиражи. Главное достоинство цифровой печати – возможность печатать один экземпляр и скорость. Только цифровая печать позволяет заказывать книгу через интернет и получать ее через 1-3 дня, без затрат на хранение.

Многие скептики считают, что цифровая печать может вытеснить аналоги, но это требует большого рывка в этой области.

Офсетная печать не может быть заменена по ряду причин, одна из них заключается в многообразии форм, возможных на офсетной машине.

Третья группа – это электронные книги. Сегодня эта область находится в трудном положении. Это очень удобно, распространение техники позволяет скачать книгу на любое устройство для чтения. Эти книги дешевле бумажных, доступнее. Такую книгу можно издать любому автору. С другой стороны, это снижает порог выхода на рынок, приводит к большому количеству некачественной литературы в интернете. Многие не могут отказаться от бумажной книги. Также не все понимают, зачем платить за электронную книгу и какая разница между книгой и документом. Пиратские книги пользуются спросом и заставляют многих авторов издавать и бумажную книгу, чтобы получить гонорар. Также электронные издания не стоят в одном ряду с книгами в классической форме. Многие издания невозможны в таком формате.

Таким образом, информационный поток становится базовым в ходе издания книги. Оптимизация управления и цепей поставок может сделать успешным любой метод издания, так как основными требованиями книжного дела сегодня становится скорость и цена книги. Представленные цепи поставок показывают разнообразие возможностей в отрасли для снижения цены и увеличения скорости исполнения. Новые технологии упрощают процесс издания, делают его более доступным для всех заказчиков, это приводит к сокращению числа участников процесса, объединению и поглощению компаний в отрасли.

Список литературы

1. Гвилия Н.А. Интегрированное планирование цепей поставок: Учеб. пособие. СПб.: СПбГЭУ, 2013. 58 с.
2. Гвилия Н.А., Клочков В.Н. Формирование цепей поставок корпораций в условиях глобализации экономики // Инновационная деятельность. 2011. №4-2(18). С. 79.
3. Зайцев Е.И., Парфенов А.В., Уваров С.А. Процессная модель формирования цепей поставок / Логистика и управление цепями поставок. 2012. № 2(49) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lscm.ru/index.php/ru/po-godam/item/793 (дата обращения: 05.02.2018).
4. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития: Отраслевой отчет 15.06.2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fapmc.ru/ rospechat/activities/reports/2015/bookmarket.html
5. Коган А.Ф., Сократова Т.С. Книжный бизнес в России: состояние и перспективы: Монография. М.: Изд-во МГУП, 2010. 530 с.
6. КрыловаМ.Д. Логистика в книжном деле. М.: Изд-во МГУП, 2010. 319 с.
7. Российская полиграфия. Состояние, тенденции и перспективы развития: Отраслевой доклад 26.04.2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fapmc.ru/ rospechat/activities/reports/2016/poligrafiya.html (дата обращения: 05.02.2018).

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.2)

Просмотров: 3

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code