ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИСТИКИ В ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТРАНСПОРТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИКИ

С.Г.Плещиц

Аннотация. К настоящему времени наука и практика логистики выполняет функции транспортного обеспечения экономики и не может рассматриваться как альтернатива снабженческо-сбытовой деятельности.

Ключевые слова: транспортная доступность, логистика, перевозки, транспортная инфраструктура, транспортный аутсорсинг.

 

К настоящему времени основное содержание логистики исчерпало свой жизненный цикл. С самого начала (1993 г.) логистика стала засоряться посторонними предметами, имеющими косвенное или отдаленное отношение к логистике. В связи с этим появились «логистики»: отдыха и досуга, фондовая«логистика», банковская «логистика», «зеленая логистика», «логистика»девелопмента, цифровая «логистика» и другие подобные. Логистика основывается на потоковой концепции и отражает «движение экономической материи» [1]. А поэтому к логистике можно «притянуть» что угодно, поскольку многие экономические процессы вполне могут интерпретироваться в виде потоков.

Пропаганда логистических знаний среди работников не получала должного интереса и отклика, поскольку исчезли трудности со снабжением, а сбыт скорее связывался с маркетингом и меньше всего – с логистикой. До настоящего времени практические работники – менеджеры и специалисты – имеют лишь приближенное представление о логистике.

Для выявления осведомленности о логистике был проведен опрос среди работников производственных и торговых предприятий. Результаты указанного опроса представлены в табл. 1.

Таблица 1
Представление и осведомленность о логистике

Представление и осведомленность о логистике

Опрос проводился в профессиональной среде. Большинство логистику ассоциирует с транспортом (78%). И только меньшинство опрошенных (6%) такие процессы как «закупки» и «продажи» относят к логистике.

Совершенно не по делу используется ключевое понятие логистики – цепи поставок, поскольку в российской экономике на практике цепи поставок не получили признания и распространения. Повсеместно действует принцип: «поставщик моего поставщика – не мой поставщик». (Исключение составляют некоторые поставки ВПК благодаря наличию представителей заказчика – военпредов; элементы цепей поставок наблюдаются в строительстве).

С точки зрения теории, объектами управления могут быть только системы: для того, чтобы управлять, необходимо предварительно сформировать систему – в рассматриваемом случае – цепь поставок.

В цепях поставок воплощена потоковая концепция логистики в виде экономических потоков. Однако во многих случаях любая последовательность предприятий, занятых в хозяйственных отношениях, без должного на то основания стала именоваться цепью поставок: совокупность предприятий – это ещё не цепь поставок в логистическом смысле.

На интегрированном рынке совокупность предприятий функционирует как цепь поставок как система, только при взаимодействии всех участников цепи. Такое взаимодействие достигается с помощью использования логистических концепций, среди которых определяющую роль играет концепция SCM «Управление цепями поставок» [5, с. 7-17].

Логистические концепции от SCM до VMI выполняют функции своеобразного оператора, который все звенья объединяет – интегрирует – в систему [6, с. 18-28].

Отмеченные признаки реальных цепей поставок на практике не осуществляются. Предприятия функционируют независимо друг от друга, ориентируясь на свои собственные интересы, т.е. «цепь» в виде системы не образуется. Концепцию SCM «Управление цепями поставок» следует признать неудачным заимствованием, поскольку таковых в реальности нет. Для западной экономики с её многолетним опытом использования логистических концепций применение SCM вполне обосновано.

Итак, во что трансформировалась логистика и каково её современное состояние? Из всего изложенного можно сделать следующие выводы:

1. Логистика меньше всего считается альтернативой и синонимом материально-технического снабжения; такое положение вызывает сомнение в необходимости логистики как самостоятельного вида деятельности с таким названием в снабженческо-сбытовой деятельности.

2. Не соблюдается требование, согласно которому материальными ресурсами должно обеспечиваться только конкурентоспособное производство.

3. Трудности, возникающие с реализацией готовой продукции, персонал службы сбыта не связывают с логистикой – в сбытовой деятельности приоритет отдается маркетингу.

4. В действующей номенклатуре должностей отсутствуют должности с наименованием «логист» или «логистический» – такое же положение наблюдается и в штатных расписаниях производственных и торговых предприятий.

5. В целом логистика вернулась к своей доминанте – перемещению и транспортировке. К настоящему времени логистика в большинстве случаев связывается именно с транспортом и с доставкой продукции.

Представляется нецелесообразным выделять транспортную логистику и транспортно-логистические процессы, поскольку указанные термины по содержанию носят тавтологический характер. В этих выражения усматривается очередная попытка популяризации логистики.

В работе «Корпоративная логистика» (под ред. В.И. Сергеева) изложены основные положения транспортной логистики [2, с. 302].

Таким образом, подготовка к организации и осуществлению перевозок требует затрат высокопрофессионального труда персонала специализированных служб и организаций (фирм). На практике вся эта работа, будучи весьма сложной и ответственной, в той или иной мере связывается с логистикой. Более того, работники, занятые перевозочным процессом, полностью сознают, что их деятельность является логистической.

Частью собственно логистики, т.е. её транспортной сущности, является система кросс-докинг.
Кросс-докинг (cross-docking) означает «прямую стыковку» – процесс приёмки и отгрузки товаров и грузов напрямую, без размещения в зоне долговременного хранения.

Примечательно, что многие операции и процессы, будучи по своей сущности логистическими, применяются в хозяйственной деятельности под самыми разными названиями. Система кросс-докинг под названием «прямой вариант» издавна применяется на водном транспорте. В морских и речных портах выполняются погру- зочно-разгрузочные работы по прямому варианту: перегрузка грузов осуществляется непосредственно из трюмов судна в железнодорожные вагоны (вариант «судно- вагон») или из вагонов прямо в трюмы судов (вариант «вагон-судно»).

В логистике предусматриваются особые запасы:

• транспортные запасы;

• грузы, находящиеся в подвижном составе;

• грузы, ожидающие погрузки на транспорт;

• грузы, ожидающие вывоза автомобильным транспортом;

• грузы, предназначенные таможенному досмотру;

• грузы карантинного хранения;

• консигнативные запасы;

• запасы топлива, запасных частей и прочего снабжения.

Следует отметить, что производственные и товарные запасы, а также запасы незавершенного производства, предназначены для изготовления и реализации продукции, дислоцированы на промышленных и торговых предприятиях и не относятся к логистике.

Итак, что следует считать логистикой в современных условиях?

Логистика – это транспортировка и все, что связано с ней и со всей инфраструктурой, или транспортное обеспечение производственно-коммерческой деятельности. Отсюда следуют основные процессы и составляющие логистики:

• дислокация объектов транспортного обслуживания;

• наличие магистральных и подъездных путей и дорог;

• достаточная провозная способность подвижного состава;

• рациональные траектории и маршруты следования;

• производительное перегрузочное оборудование;

• запасы и склады в процессах транспортировки;

• пропускная способность (мощность) сооружений и оборудования;

• охрана и сохранность груза;

• страхование груза и подвижного состава;

• энергоснабжение снабжение: источники энергии и топлива в полном объеме;

• недвижимость производственная и офисная транспорта;

• информация, сигнализация и диспетчеризация;

• транспортно-экспедиторское обслуживание клиентуры;

• специальные методы перевозки и доставки продукции (экспресс, интер- и мультимодальные, кросс-докинг, «от двери до двери» и др.);

• полезность коммерческая транспортных процессов;

• техническое обслуживание и ремонт на транспорте;

• техника безопасности и комфортные условия для персонала.

Некоторые операции транспортного процесса могут выполняться специализированными предприятиями в порядке аутсорсинга (например, техническое обслуживание и ремонт, экспедирование, бункеровка и АЗС и др.).

Большинство логистических процессов и операций является объектами специального лицензирования. Лицензируемая деятельность отражает логистическую специфику каждого вида транспорта и его соответствие требованиям доступности для клиентуры. В качестве примера приводятся лицензируемые виды деятельности морского транспорта [3]:

1) перевозка грузов;

2) перевозка пассажиров;

3) буксировка судов и иных плавучих объектов;

4) агентское обслуживание судов;

5) шипчандлерское обслуживание судов;

6) сюрвейерское обслуживание;

7) складские операции;

8) погрузочно-разгрузочные работы;

9) обслуживание пассажиров на территориях и акваториях портов;

10) проводка судов лоцманами и береговыми службами управления движением судов (СУДС);

11) техническая подготовка операторов СУДС;

12) транспортно-экспедиторское обслуживание;

13) брокерская деятельность по всем видам фрахтования судов.

Для логистики должно действовать правило: «Продукт не считается законченным, если он не доставлен потребителю». Всё следует называть своими именами. Современная логистика включает основные разделы:

1) транспортные системы и процессы в экономическом пространстве;

2) транспортный функционал экономики;

3) транспортная отрасль материального производства;

4) транспортная инфраструктура: производственная, социальная и институциональная;

5) транспортное обеспечение производственно-коммерческой деятельности на микроэкономическом уровне;

6) транспортная доступность для клиентуры – юридических и физических лиц.

В таком понимании логистика характеризуется четко выраженными научными и практическими границами, является научной и учебной инженерно- экономической дисциплиной. Все отмеченное определяет необходимость возрождения высшего инженерно-экономического образования.

Список литературы

1. Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Логистика в системе совокупного знания. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013. 395 с.
2. Корпоративная логистика / Под общ. и науч. ред. В.И. Сергеева. М.: ИНФРА-М, 2005. 976 с.
3. Лицензиаты морского транспорта Российской Федерации. СПб.: АО «ЦНИИМФ», 1996. 397 с.
4. Логистика / Под ред. В.И. Сергеева. М.: Эксмо, 2009. 944 с.
5. Плоткин Б.К., Гогин Д.Ю. Предпринимательский функционал логистики. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. 325 с.
6. Плоткин Б.К. Экономика: предпринимательство, логистика и цепи поставок. СПб.: Изд-во Инфо-да, 2015. 131 с.

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.2)

Просмотров: 2

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code