ВЗАИМОСВЯЗЬ ИННОВАЦИОННОЙ И ИНТЕГРАЦИОННОЙ ЛОГИСТИКИ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ

Н.С.Печенко

Аннотация. Эффективная интеграция государств-членов Евразийского экономического сообщества является дополнительным стимулом роста и развития национальных экономик за счет реализации инновационных потенциалов каждого государства.

Ключевые слова: транспортная логистика, интегрированная логистика, инновационная логистика, транспортно-логистическая система, Евразийский экономический союз.

 

Сотрудничество государств в рамках Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) осуществляется на взаимовыгодной основе, которая приносит ощутимую пользу. Интеграция государств является дополнительным стимулом роста и развития национальных экономик за счет реализации инновационных потенциалов каждого государства.

Эффективная региональная экономическая интеграция государств-членов ЕАЭС предполагает наличие транспортной системы, позволяющей сформировать наднациональную транспортно-логистическую систему (ТЛС), в основе которой лежат принципы интегрированной логистики (рис. 1) [3, с. 10].

Иерархия сегментов транспортно-логистической системы

Рис. 1. Иерархия сегментов транспортно-логистической системы

Суть логистической интеграции состоит в консолидации участников товародвижения с целью обеспечения своевременности, бесперебойности, непрерывности потоковых процессов при оптимизации совокупных затрат в единой ТЛС. Целесообразность такой интеграции обусловлена высоким уровнем логистических издержек, связанных с отдалённостью и разобщённостью объектов логистической инфраструктуры.

Каждое государство обладает уникальным сочетанием социально- экономических и природно-климатических факторов, что, в свою очередь, влияет на виды и формы проводимой ими политики, особенности действия логистических посредников, на параметры материальных, информационных и финансовых потоков. Решающее влияние на синтез логистических структур оказывают транспортные факторы: виды и качество функционирования транспортных коммуникаций, транспортных узлов, терминалов и транспортного сектора в целом.

Ситуация такова, что логистические системы отдельных государств, несмотря на общие подходы к анализу и синтезу подобных систем, существенно отличаются друг от друга конфигурацией, набором логистических посредников, видами и параметрами материальных, финансовых, информационных и сервисных потоков, организацией менеджмента и связи, и т. п.

Интеграция позволяет государствам-членам иметь следующие преимущества [4, с. 5]:

• реализация конкурентных преимуществ на внутренних и внешних рынках государств-членов;

• консолидация ресурсов с целью ресурсосбережения и повышения эффективности их использования;

• координирование национальных приоритетных проектов развития государства с целью взаимного дополнения экономик государств- членов;

• усиления эффектов от реализации взаимных проектов;

• снижения негативных эффектов внешнего воздействия;

• глобальное позиционирование.

Интеграционные механизмы, целью которых является повышение инновационного потенциала государства, является вызовом процессу глобализации государств, в тоже время, региональная интеграция является основным методом роста национальной конкурентоспособности для каждого государства.

В формировании новой инновационной экономики дополнительные возможности и преимущества бизнесу в ЕАЭС открывает право Союза в связи с принятием Положения о формировании и функционировании евразийских технологических платформ (ЕТП).

Евразийские технологические платформы объединяют сотни ведущих национальных научных, промышленных и логистических организаций, планирующих десятки совместных инновационных кооперационных проектов в наиболее перспективных высокотехнологичных сферах.

Использование инструмента ЕТП как одного из важнейших механизмов промышленного сотрудничества государств-членов в научно-технической, инновационной и производственной сферах создаст условия для организации системной работы по аккумулированию передовых национальных и мировых достижений научно-технического развития, мобилизации научного потенциала государств-членов для совместного решения прикладных задач по разработке инновационных продуктов и технологий, их внедрению в промышленное производство.

Инновационное развитие, на которое в ЕАЭС «сделана ставка», станет основным двигателем экономического роста, а эффективная кооперация позволит выйти промышленным предприятиям на лидирующие позиции по целому ряду высокотехнологичных производств и успешно продвигать совместно произведенную продукцию на рынки третьих стран. В ближайших планах Евразийской экономической комиссии (далее ЕЭК) – развитие деловой инновационной инфраструктуры, интегральной логистической инфраструктуры и создание Евразийской сети трансфера технологий.

Успешное выполнение задач может обеспечить дополнительный прирост ВВП ЕАЭС к 2030 г. на 210 млрд долл. США в текущих ценах. Эффект от участия в ЕАЭС к 2030 г. для ряда государств-членов оценивается до 13% дополнительного прироста ВВП [4, с. 91].

Потенциал (накопленный к 2030 г. эффект) привлечения инвестиций из третьих стран за счет масштабов рынка и привлекательности интеграционных проектов может составить 90 млрд долл. США, роста объёмов ненефтегазового экспорта ЕАЭС – 71,3 млрд долл. США (прирост 11,6%). За счет создания условий для роста деловой активности объем взаимной торговли продукцией промежуточного потребления может вырасти на 80%.

Основные источники интеграционного роста ВВП государств-членов и ЕАЭС в целом:

Рост взаимной торговли будет обеспечиваться за счет постепенного устранения барьеров, сокращения изъятий и ограничений и создания условий для роста деловой активности. Потенциал увеличения взаимной торговли товарами обрабатывающей промышленности (без нефтепродуктов) может достичь двукратного размера. Ожидается увеличение взаимной торговли товарами промежуточного потребления, что положительно отразится на эффективности использования национальных ресурсов и уровне их переработки внутри Союза.

Рост ненефтегазового экспорта и сокращение доли импорта из третьих стран в результате диверсификации ассортимента производимых товаров и услуг, а также реализации на совместной основе инфраструктурных, промышленных, инновационных и др. проектов. Выгоды от импортозамещающих процессов в ЕАЭС, согласно расчетам ЕЭК, могут быть, как правило, больше эффекта от потенциального наращивания экспорта.

Рост прямых иностранных инвестиций (взаимных и из третьих стран). Инвестиции будут привлекательными, в первую очередь, благодаря большему объему общего внутреннего рынка и возможностям использования конкурентных преимуществ государств-членов. Фактически динамика показателей будет зависеть как от степени реализации потенциала экономического сотрудничества, так и от спектра мер, принимаемых в государствах-членах в соответствии с национальными стратегиями экономического развития.

В целом к 2030 г. результаты экономического развития ЕАЭС должны продемонстрировать мировую конкурентоспособность интеграционного объединения. ЕАЭС должен быть активно представлен в складывающейся уже в настоящее время системе «интеграция интеграций» – системе взаимодействия и решения глобальных проблем на уровне интеграционных объединений.

Долгосрочное развитие ЕАЭС будет способствовать совершенствованию структуры экономик государств-членов и строиться на лучших практиках регулирования для повышения конкурентоспособности экономики. Представляется, что такой инновационный импульс мог бы существенным образом укрепить позиции ЕАЭС как центра экономического притяжения, придать евразийскому интеграционному проекту новую динамику.

Список литературы

1. Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Логистика в системе совокупного знания. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013.
2. Основы логистики: Учебник для вузов / Под ред. В. Щербакова. СПб.: Питер, 2009. 432 с.
3. Девятков В.В., Девятков Т.В. Транспортно-логистические системы регионов в странах ЕАЭС – состояние, перспективы развития и взаимодействия // Проблемы современной экономики. 2016. №4(60). С. 9-13.
4. Евразийский экономический союз: новая реальность – новые возможности / Под общ. ред. Валовой Т.Д. М., 2017. 168 с.

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.2)

Просмотров: 3

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code