МЕТОДЫ ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

М.А.Комиссаров, Т.Г.Шульженко

Аннотация. В статье рассмотрены условия и критерии эффективности цифровизации логистической деятельности, соотнесенные с этапами внедрения цифровых технологий в практику управления логистическими системами и цепями поставок. Представлен подход к решению задачи цифровизации логистики и управления цепями поставок на примере систем складирования и грузопереработки производственного предприятия, основанный на поэтапной декомпозиции основных технологических процессов с последующим выявлением факторов, управляемых с применением методов делового администрирования и инструментария цифровых технологий.

Ключевые слова: цифровая логистика, стандартизация процессов, складирование и грузопереработка, складские системы, цифровые цепи поставок, деловое администрирование логистической деятельности.

 

Цифровые логистика и цепи поставок рассматриваются сегодня в качестве ключевого фактора развития новых производств инновационного типа, повышения конкурентоспособности в условиях индивидуализации требований потребителей к продукции и услугам. Анализ современных публикаций по цифровой логистике и цифровому управлению цепями поставок позволяет сделать вывод о наличии научных результатов, в целом определяющих понятийный аппарат, предметную область и технологии оцифровывания процессов управления в логистике (например, [3], [7]), однако практически отсутствуют рекомендации поэтапного внедрения принципиально новой модели управления логистической деятельностью в цепях поставок, основанной на инструментарии цифровых технологий. Вместе с тем очевидно, что мгновенный переход к цифровым логистическим системам и цепям поставок невозможен; общая логика внедрения цифровых технологий управления логистической деятельностью должна включать ряд этапов:

• фрагментарная цифровизация – предполагает внедрение цифровых технологий в управление отдельными логистическими функциями. Следует отметить, что основные задачи управления в рамках рассматриваемого этапа определяются выбором предоставляемого цифровыми технологиями инструментария локальной оптимизации показателя результативности, например, сокращение продолжительности составляющих логистического цикла путем принятия оперативных решений по корректировке параметров перевозочного процесса на основе данных по отслеживанию местоположения транспортных средств в режиме реального времени с применением технологии геолокации. Условием перехода к первому этапу цифровизации является высокий уровень развития информационно-коммуникационных систем и технологий управления логистической деятельностью, что позволяет сделать вывод о наличии необходимых предпосылок для его реализации в практике российских предприятий;

• цифровизация макропроцессов, непосредственно связанных с концептуализацией цифровых цепей поставок. В частности, авторы [5] со ссылкой на результаты исследования приложения цифровых технологий для инновационного развития в производственной сфере [9], к числу указанных процессов относят: автоматизированное снабжение производства (automatede- soursing), планирование работы производственного подразделения в режиме реального времени (real-time factory scheduling), цифровые производственные процессы (digital production processes), гибкую автоматизацию производства (flexible factory automation), электронную коммерцию (e-commerce fulfilment), расширенные цепи поставок, отслеживаемые в режиме реального времени (extended supply chain (near) real-time monitoring) и ряд других. Разработка решений по реализации задач данного этапа связана с обеспечением целевых значений основных показателей эффективности: суммарных логистических издержек, продолжительности логистического цикла, надежности и гибкости цепи поставок. По нашему мнению, цифровизация представленных макропроцессов в качестве необходимого условия предполагает предварительное детализированное описание логистических процессов в рамках логистических функций, элементов логистической системы и цепи поставок;

• комплексная цифровизация, связанная с формированием цифровых моделей реальных логистических систем и цепей поставок и их применением в практике управления на основе достоверных и измеряемых данных и научных методов их обработки, а также понятных пользовательских интерфейсов.

Постановка задачи цифровизации управления отдельными логистическими функциями, по нашему мнению, должна основываться на предварительной стандартизации соответствующих логистических процессов. Ключевая роль при этом отводится применяемым методам делового администрирования, включающим процедуры планирования эталонных значений и допустимых границ отклонения параметров процессов и показателей-факторов, процедуры контроллинга текущих значений, меры по корректировке текущих параметров в случае их отклонения от допустимых значений. Предлагаемый подход к описанию процессов основан на их последовательной декомпозиции до элементарных составляющих с последующим выявлением показателей-факторов.

Рассмотрим реализацию предлагаемого решения на примере процессов, протекающих в складской системе производственного предприятия. В качестве критерия эффективности принята величина затрат на функционирование складской системы:

 (1)

где Спр – затраты на процесс приемки; Схр – затраты на процесс хранения; Сотгр – затраты на процесс отгрузки; Сval – затраты на увеличение добавленной стоимости; Стр – трансакционные издержки иных отделов на обеспечение бесперебойной и эффективной работы складской системы; Сп – издержки, связанные с потерями в цепи поставок в связи с отклонениями от нормативов в работе складской системы.

В процессе декомпозиции входящих в формулу (1) компонентов затрат выявляются затраты на подпроцессы и состав влияющих факторов. Например, для основного технологического процесса приемки товарно-материальных ценностей на склад состав подпроцессов определятся из выражения:

 (2)

где Ср – затраты на разгрузку; Соп – затраты на оприходование (осмотр кладовщиком, подсчет/взвешивание и прочие операции, приемка по системе); Срм – затраты на размещение; – доля административных затрат процессу приемки.

В свою очередь, затраты на выполнение подпроцесса «Разгрузка прибывающих транспортных средств (Ср)» определяются работой оперативного персонала склада и используемых при выполнении данной операции подъемно – транспортного оборудования (ПТО), что позволяет выявить следующие группы затрат: амортизация подъемно-транспортного оборудования (Сам); затраты на силовую электроэнергию (электроэнергию для зарядки аккумуляторных батарей) (Сэ/э); приведенные затраты на плановое техническое обслуживание и текущий ремонт подъемно-транспортного оборудования (СТО и Тр); заработная плата оперативного персонала (СЗП):

 (3)

Исследование аналитических зависимостей, определяющих значения представленных групп затрат, позволяет сформировать полный состав показателей-факторов, а также выявить группу показателей, подлежащих управлению на основе методов делового администрирования. Кроме того, на данном уровне декомпозиции устанавливается соотношения между управляемыми показателями-факторами и рекомендуемыми к применению инструментами цифровых технологий (табл. 1).

Таблица 1
Факторы, влияющие на стоимостные параметры операции разгрузки транспортных средств на складе (фрагмент)

Факторы, влияющие на стоимостные параметры операции разгрузки транспортных средств на складе

Представленная процедура выполняется циклически для прочих процессов (формула (1)) и подпроцессов (формула (2)) складской системы.

Экспоненциальный рост результативности применения цифровых технологий в управлении логистической деятельностью связан с переходом ко второму этапу цифровизации. Таким образом, ближайшая перспективная задача развития цифровых логистических систем определяется формированием необходимых условий для цифровизации макропроцессов, что, в свою очередь, связано с разработкой научно-методического обеспечения трансформации управления связанными логистическими процессами и элементами логистических систем с использованием инструментария цифровых технологий (табл. 2).

Таблица 2
Выбор инструментария цифровых технологий при управлении складскими системами

Анализ представленных в табл. 2 задач управления складской системой, рассматриваемой как часть логистической системы, позволяет сделать вывод о целесообразности дальнейшего использования методов делового администрирования, обладающих инструментарием жесткой регламентации логистических процессов.

Таким образом, в качестве перспективных направлений интеллектуальной поддержки процессов цифровизации управления логистической деятельностью следует рассматривать:

• конкретизацию состава задач и процессов цифровизации логистической деятельности;

• моделирование объектов цифровизации с использованием положений методологии процессного подхода и методов делового администрирования;

• разработку методов и алгоритмов адаптивного управления объектами в цифровых логистических системах и цепях поставок.

Список литературы

1. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. №1632-р.
2. Бойко И.П., Евневич М.А., Колышкин А.В. Экономика предприятия в цифровую эпоху // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18. №7. С. 1127-1136.
3. Бубнова Г.В., Левин Б.А. Цифровая логистика – инновационный механизм развития и эффективного функционирования транспортно-логистических систем и комплексов // Internal Journal of Open Technologies. ISSN: 2307-8162. 2017. Vol. 5, no. 3. P. 72-78.
4. Введение в «Цифровую» экономику / А.В. Кешелава, В.Г. Буданов, В.Ю. Румянцев и др.; Под общ. ред. А.В. Кешелава; М.: ВНИИ Геосистем, 2017. 28 с.
5. Куприяновский В.П. и др. Правительство, промышленность, логистика, инновации и интеллектуальная мобильность в цифровой экономике // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2017. Т. 13. №1. С. 74-96.
6. Куприяновский В.П. идр. Цифровая совместная экономика: технологии, платформы и библиотеки в промышленности, строительстве, транспорте и логистике // Internal Journal of Open Technologies. ISSN: 2307-8162. 2017. Vol. 5, no. 6. P. 56-75.
7. Сергеев В.И., Дутиков И.М. Цифровое управление цепями поставок: взгляд в будущее // Логистика и управление цепями поставок. 2017. №2(79). С. 87-97.
8. Шульженко Т.Г. Когнитивный капитал как ресурсная составляющая транспортно- логистического кластера региона // Логистика – евразийский мост: Материалы 12-й Между- нар. науч.-практ. конференции. 18-20 мая 2017 г., Красноярск). Ч. 1. Красноярск, 2017. С. 274-279.
9. Application of digital technologies to innovation in manufacturing. FINAL REPORT / Institute for Manufacturing. Education and Consultancy Services Limited, University of Cambridge. 2017.

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.2)

Просмотров: 2

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code