ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

О.Д.Коль

Аннотация. В статье обосновываются методологические основы понятия «интегральный логистический потенциал региона», уровни изучения цифровой экономики, в том числе указывается на необходимость рассмотрения особенностей цифровизации на региональном уровне, в том числе применительно к его логистическому потенциалу; выявляются проблемы цифровизации интегрального логистического потенциала на уровне региона.

Ключевые слова: цифровизация, потенциал, интегрированный логистический потенциал региона, проблемы цифровизации логистического потенциала.

 

В настоящее время в нашей стране начинает реализовываться новый курс развития экономики – её цифровизация. При этом основной упор делается на необходимость развития интеллектуального потенциала, имеющегося у нашей страны, в сфере цифровой экономики, математики, программного продукта, кибернетики и т.д. Сегодня уже практически все отрасли экономики вовлечены в процесс цифровых изменений.

Зарубежный опыт показывает, что у цифровой экономики множество преимуществ. Например, она позволяет снижать стоимость платежей и открывает новые источники дохода, товары и услуги более быстро могут выйти на глобальный рынок и тем самым стать доступными людям в любой точке мира, предлагаемый новый продукт может быть практически мгновенно доработан с целью удовлетворения новых ожиданий или потребностей потребителя и т.д.

Однако сегодня цифровая экономика в нашей стране занимает примерно 4% в ВВП, это в 2-3 раза меньше, чем в странах-лидерах [1].

По данным Европейской комиссии цифровая экономика оценивается в 3,2 трлн евро в группе стран «Большой двадцатки» и составляет около 8% ВВП [7].

Цифровизацию экономики следует рассматривать с нескольких уровней.

Прежде всего это новый этап развития современной цивилизации, так называемая «четвёртая промышленная революция». Например, Клаус Шваб в книге «Четвёртая промышленная революция» пишет о германской концепции «Индустрия 4.0», японцы говорят о создании «Общества 5.0». Многие страны мира уже на рубеже XXI века приняли соответствующие программы своего развития: в 2000 г. – Дания, в 2005 г. – Сингапур, в 2008 г. – Австралия, Гонконг, Великобритания, Новая Зеландия, в 2009 г. – в целом Евросоюз, в 2010 г. – Канада, в 2012 г. – Малайзия, в 2013 г. – Южная Корея, в 2015 г. – Индия, Казахстан и т.д.

Другой подход к данному понятию – это внедрение разнообразных цифровых инструментов (технологий) как в отдельных отраслях, так и на уровне конкретного предприятия. Это создание «умных» машин и интеллектуальных сенсоров, цифровые платформы и мобильность, тотальная подключённость к Интернету (индустриальный Интернет), облачные и «туманные» вычисления как способы работы с данными, искусственный интеллект и создаваемые на его базе «когнитивные предприятия» и т.д.

Развитие разнообразных инструментов цифровой экономики затронет все уровни, виды экономической деятельности и сферы экономики страны, в том числе и её логистический потенциал. При этом представляется, что необходимо отдельно рассматривать особенности цифровизации на региональном уровне, что особенно актуально для нашей страны. Поэтому рассмотрим несколько подробнее понятие «логистический потенциал региона».

В современных экономических условиях понятие «потенциал» представляет собой важнейшую экономическую категорию. В экономической науке понятие «потенциал» начало использоваться в конце 70-х – начале 80-х годов прошлого века. Именно в этот период появились исследования, в которых рассматривались различные аспекты этого понятия. В настоящее время в научной литературе существует множество подходов к понятию данной экономической категории (см., например, [4]).

В широком смысле слова понятие «потенциал» (от лат. potential – мощь, сила) означает «средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определённой области» [3].

В то же время в настоящее время большинство экономистов в качестве важнейших элементов потенциала выделяют наличие ресурсной составляющей и потенциальную возможность её использования.

Именно поэтому в экономической литературе ещё в конце прошлого века сформировался ресурсный подход к исследованию сущности понятия «потенциал», его состава и соотношения с другими экономическими категориями.

Рассмотрение логистического потенциала осуществлялось, как правило, применительно к уровню предприятия. Наиболее подробно данный вопрос рассмотрен в монографии [6].

Представляется, что логистический потенциал региона следует рассматривать как интегральный потенциал, т.е. как динамическую совокупность экономических потенциалов непосредственно самих логистических предприятий и потенциала логистической инфраструктуры региона, функционирование которой обусловлено принципом синергизма, с целью формирования конкурентоспособного логистического продукта, способная удовлетворить потребности физических и юридических лиц в разнообразных логистических услугах.

При этом интегральный логистический потенциал региона включает в себя две составляющие:

1) ресурсную составляющую – кадровые ресурсы, финансовые ресурсы, материальные ресурсы (средства транспортировки, складирования, упаковки, грузопереработки, информационные средства и т.д.);

2) возможности (субъективную составляющую) – административно- управленческий потенциал, институциональный (нормативно- правовой) потенциал, маркетинговый потенциал (потенциал продвижения).

Следовательно, развитие цифровых технологий должно осуществляться на всех уровнях логистического потенциала региона. Однако представляется, что цифровизация интегрального логистического потенциала на уровне региона потребует решения следующих основных проблем.

Во-первых, это проблема подготовки квалифицированных кадров. По мере автоматизации все большего количества логистических операций профессии будут видоизменяться. Потребуются новые подходы к обучению и готовность к массовому переобучению кадров в логистике.

Во-вторых, различный уровень развития ИКТ-инфраструктуры на территории России (цифровое неравенство). Например, средняя скорость широкополосного соединения (ШПД) в Москве почти в четыре раза выше, чем в Хабаровске, при том что абонентская плата там на 40% выше московской [5].

В-третьих, низкий уровень цифровизации частных компаний в России. Частный сектор не использует преимущества активного освоения цифровых технологий потребителями, слабо инвестирует в использование технологических достижений, в повышение производительности и создание новых продуктов и услуг. Объем инвестиций частных компаний в цифровизацию составляет пока всего 2,2% ВВП, тогда как в США он достигает 5%, в странах Западной Европы – 3,9%, в Бразилии – 3,6% [2, с. 39].

В-четвёртых, как показывает практика, не во всех российских регионах грамотно организована политика поддержки цифровых стартапов со стороны государства и частных инвесторов, а также их адекватное финансирование.

По-прежнему остаётся проблемой неблагоприятная экономическая ситуация в стране, которая серьёзно влияет на инвестиции логистических компаний в основные средства, и в том числе, в приобретение и внедрение нового оборудования и новых технологий.

Кроме того, многим российским компаниям сложно адаптироваться к необходимости перестроить свои бизнес-процессы и корпоративную культуру к требованиям цифровой экономики.

И в заключение необходимо отметить, что успешная цифровизация логистического потенциала в регионе требует рассмотрения его как целостной взаимосвязанной системы.

Список литературы

1. Аксаков А. Цифровизация экономики может принести дополнительно 9 трлн рублей к ВВП РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.eg-online.ru/news/363753/
2. Аптекман А., Калабин В., Клинцов В. и др. Цифровая Россия: новая реальность. Июль 2017. Digital / McKinsey [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tadviser.ru/ images/c/c2/Digital-Russia-report.pdf.
3. Большая советская энциклопедия: В 30 т. / Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. М.: Сов. энциклопедия (1969-1978), 1975. Т. 20. – 428 с.
4. Коль О.Д. Экономический потенциал туристских предпринимательских структур крупного города: теория и методология оценки: Монография. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. 95 с.
5. Развитие интернета в регионах России / Яндекс. 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yandex.ru/company/researches/2016/ya_internet_regions_2016.
6. Фрейдман О.А. Анализ логистического потенциала региона. Иркутск: ИрГУПС, 2013. 164 с.
7. Цифровизация экономики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bit.samag.ru/ uart/more/67.

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.2)

Просмотров: 3

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code