ЦИФРОВАЯ ЛОГИСТИКА В УСЛОВИЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

А.В.Дмитриев

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы логистики устойчивого развития на основе применения современных цифровых технологий. Исследуются возможности применения логистического инструментария при управлении потреблением ресурсов с целью максимально эффективного их использования. Анализируются современные мировые инициативы в области «зеленой» логистики. Исследуются цифровые платформы, выполняющие роль системных интеграторов в логистике.

Ключевые слова: устойчивое развитие, цифровизация, логистика, транспортировка, управление цепями поставок.

 

В последние годы одной из основных тенденций, характерных для различных сфер деятельности человека, является поддержание устойчивого развития окружающей среды. Уже сейчас в мире потребляется ресурсов больше, чем природа может воспроизвести, что неизбежно приведет к их исчерпанию в ближайшие десятилетия. Возникает объективная необходимость снизить негативное влияние человечества на экосистему. В данном случае необходимо применять логистический инструментарий, который позволит управлять потреблением ресурсов и добиваться максимально эффективного их использования, в том числе, на основе применения современных цифровых технологий [1].

Общепринятая трактовка термина «устойчивое развитие» связана с идеей реализации потребностей современного общества без ущерба для возможностей будущих поколений. Следовательно, необходимо рассчитать потребление ресурсов, а также воздействие человека на природу сегодня таким образом, чтобы избежать экологических катастроф в будущем.

Логистические технологии транспортировки исходного сырья и конечных продуктов имеют наибольшее значение для обеспечения устойчивости развития различных секторов экономики. В частности, при перевозке продукции химической промышленности, например, нефтепродуктов, кислот, удобрений, полимеров, лекарственных препаратов, косметики и парфюмерии главным образом следует выбирать экологически безопасные виды транспорта (трубопроводы, внутренние водные пути, морские и железнодорожные).

В общем объеме перевозок доля грузов, перевозимых по автомобильным дорогам, должна сокращаться и составлять менее 30%, в то время как в настоящее время в России этот показатель равен 67% (табл. 1) [4, с. 437].

Таблица 1
Перевезено грузов по видам транспорта, млн. тонн

Перевезено грузов по видам транспорта, млн. тонн

На долю водного транспорта и трубопроводов, имеющих ключевое значение, должно приходиться около 30% и более 25% перевозимых объемов грузов соответственно. В настоящее время этот показатель для водного транспорта (морской и речной) составляет около 2%, а для трубопроводного – 14%.

Железнодорожный транспорт также остается важным для различных секторов экономики, особенно в тех случаях, когда осуществляются массовые перевозки больших партий грузов на средние и дальние расстояния, а также при доставке опасных грузов. Кроме того, с точки зрения парадигмы устойчивого развития, использование автомобильного транспорта необходимо снижать, чтобы избежать перегруженности и преждевременного износа автомобильных дорог и дополнительных выбросов углекислого газа в атмосферу (рис. 1).

В управлении логистикой устойчивого развития важной тенденцией является цифровизация. Цифровая трансформация логистической отрасли создает огромные возможности для улучшения материально-технического обеспечения и играет ключевую роль в развитии коммуникаций, поддержке сотрудничества и обеспечении эффективного обмена информацией. Цифровые технологии позволяют компаниям обмениваться прогнозами конъюнктуры рынка, информацией о запасах, графиками поставок и транспортными документами между клиентами и поставщиками в режиме реального времени, опережая материальный поток. Это приводит к лучшему поиску и привлечению различных ресурсов (финансовых, кадровых) из внутренних и внешних источников, интегрированному планированию цепочки поставок и управлению и обработкой продуктов на всех стадиях жизненного цикла, что, в конечном итоге, обеспечивает надежность доставки, более эффективное использование активов и повышение безопасности логистической системы [2].

Соотношение объемов перевозки грузов основными видами транспорта в стратегии устойчивого развития, %

Рис. 1. Соотношение объемов перевозки грузов основными видами транспорта в стратегии устойчивого развития, %

В России, к сожалению, пока тенденции устойчивого развития и цифровые технологии в логистике развиваются недостаточно быстро, в отличие от Европы, где, согласно данным Всемирного экономического форума («Инициатива DTI») (не путать с Петербургским международным экономическим форумом), цифрови- зация в цепочке поставок может создавать дополнительную ценность для различных отраслей промышленности. В частности, в химической промышленности логистика добавленной стоимости оценивается в объеме 40-70 млрд. долл. США благодаря улучшению закупок, сокращению логистических издержек и повышению эффективности администрирования цепей поставок.

Проект e-ECD (европейский электронный сертификат очистки) является одним из примеров цифровизации в области логистики. Надежные системы для внутренней чистки емкостей (цистерн, контейнеров, вагонов) необходимы как производственным предприятиям в области химической, строительной, пищевой и ряда других отраслей промышленности, так и транспортно- логистическим компаниям, которые занимаются перевозкой продукции перечисленных выше отраслей. Глобализация рынка и технический прогресс приводят к постоянному росту требований к качеству очистки тары. Все чаще необходимо не только соблюдение строгих европейских стандартов качества очистки (например, HACCP и SQAS), но и получение унифицированного документа, подтверждающего эффективность очистки, например, сертификата ECD (European Cleaning Document) в электронной форме.

В указанном проекте сотрудничество осуществляется между всеми сторонами, вовлеченными в процесс очистки резервуаров (в том числе грузовладельцами, поставщиками логистических услуг и станциями очистки).

 

Для химических компаний очистка резервуаров является краеугольным камнем логистического процесса, для которого необходимо обеспечить безопасность, качество, операционную эффективность и соответствие требованиям. Важной вехой стало внедрение Европейского документа по очистке (ECD) еще в 2005 году, разработанного EFTCO (Европейской федерацией организаций по очистке резервуаров) в сотрудничестве с ECTA (Европейская ассоциация химического транспорта).

Хотя сам проект ECD был гигантским скачком вперед, использование документов на бумажной основе больше не отвечает сегодняшним вызовам и ожиданиям. Технологические возможности также значительно расширились за последнее десятилетие, открыв новые возможности. Именно поэтому ECTA и EFTCO запускают проект, нацеленный на оцифровку сертификатов очистки.

Это может обеспечить следующие преимущества с точки зрения качества и соответствия требованиям, ответственного обслуживания и безопасности и операционного совершенства:

• Качество и соответствие. Точный и своевременный обмен информацией между станциями очистки резервуаров, загрузкой и процессом доставки клиентам обеспечивает бесшовное сотрудничество между всеми сторонами. Переход к форме электронного сертификата ECD и связанному с этим процессу сделает эти коммуникации менее подверженными ошибкам, более прозрачными и реальными, что приведет к получению высококачественного логистического обслуживания для конечного пользователя.

• Ответственность и безопасность. Все заинтересованные стороны стремятся повысить безопасность и повысить уровень ответственности. Точная информация о грузе и процедуре очистки в сочетании с деятельностью персонала, обладающего правильными навыками и соответствующими техническими установками, необходимы для обеспечения безопасного и устойчивого процесса очистки.

• Эксплуатационное превосходство. Автоматизация захвата информации сертификата ECD и цифровизация операций её дальнейшего использования будет означать снижение количества ручного труда, более быструю работу и загрузку сайта, меньшую переработку и проверку, а также сокращение времени ожидания. Сокращение количества черных списков недобросовестных перевозчиков позволит увеличить доступность логистических активов, что снизит затраты и повысит эффективность. Доступность данных и высокий уровень доверия к информации сертификата e-ECD открывает возможности для процесса выборочного контроля, в котором компании с положительной репутацией и полными данными могут получить выгоду от доступа к дорожным полосам для быстрого движения.

Проект e-ECD разделен на две фазы:

1) пилотная фаза направлена на демонстрацию цифрового электронного решения е-ECD в рамках меньшего объема затрагиваемых логистических процессов и ограниченного географического охвата. Этот экспериментальный этап начнется в конце 2017 года и продлится около шести месяцев;

2) вторая фаза, развертывающая решение е-ECD для всех европейских заинтересованных сторон, предусмотрена во втором квартале 2018 года после положительной оценки экспериментального проекта.

Еще одним примером цифровизации логистики устойчивого развития является независимая панъевропейская платформа Cargo Stream, которая работает в качестве логистического агрегатора и обеспечивает горизонтальное соединение цепочек поставок между грузоотправителями путем объединения и координации их потребностей в транспорте. Данная платформа помогает грузоотправителям сократить расстояния перевозок за счет оптимизации маршрутов доставки, повысить эффективность загрузки подвижного состава с помощью объединения и накопления отправок, а также расширить возможности использования мультимодальных перевозок [3].

В рамках цифровизации логистики устойчивого развития предприятиям приходится значительно перестраивать существующую внутрипроизводственную систему и свои функции. Необходимо проводить так называемый «зеленый» логистический реинжиниринг, который оказывает большое влияние на цепочки поставок компании. Причина в том, что концепция SCM включает в себя все функции корпорации и направлена на оптимизацию управления всеми потоками материалов, финансовых средств и информации между различными подразделениями и ведомствами, которые заняты в производстве товаров и услуг и доведения их до конечных потребителей.

Несмотря на то, что в прошлом для прогноза и расчета общих логистических затрат в цепочках поставок были разработаны четкие и ясные методики, сегодня менеджерам необходимо учитывать совершенно разные и порой неожиданные вопросы при управлении цепями поставок. Одним из важнейших является в настоящее время «зеленый фактор», который приобрел огромное значение в последние несколько лет и заставил предприятия уделять больше внимания своей логистической деятельности. Выражается это, например, в том, что стало возможным уменьшать расходы на утилизацию путем создания программы использования многоразовых контейнеров при работе с поставщиками, внедрять так называемые инициативы «нулевых отходов», что позволяет экономить различные виды сырья, материалов, топлива и других видов ресурсов. Благодаря программам использования возобновляемой энергии предприятиям удается сократить потребление энергии на 30% в течение нескольких лет.

Концепция «зеленых цепочек поставок» превратилась из обязательного условия при осуществлении деятельности предприятий в средство создания стоимости. Традиционно компании внедряли «зеленые» проекты исключительно из-за сокращения расходов на обеспечение соблюдения требований по поддержанию здоровья потребителей и защиты окружающей среды, а также для минимизации рисков нанесения ущерба природе. В странах с ярко выраженной и сформированной моделью создания добавленной стоимости продукта реализация экологических инициатив в цепочках поставок позволяет компаниям повысить производительность, улучшить взаимоотношения с заказчиками и поставщиками, поддержать инновации и обеспечить рост. «Зеленые» цепочки поставок больше не являются исключительно экологическим вопросом, они повышают эффективность бизнес-процессов и снижают затраты. Цепочки поставок все чаще становятся ключевым направлением реструктуризации организаций с целью уменьшения отрицательных воздействий на экосистему. На первое место в списке «зеленых» инициатив при управлении цепями поставок выходит повышение эффективности перевозок, логистических операций, системы выбора сырья и упаковочных материалов.

Однако, несмотря на значительный потенциал для успешной деятельности, в России большинство руководителей в отрасли управления цепями поставок до сих пор не обращают внимания на использование экологических технологий в своей деятельности.

Список литературы

1. Дмитриев А.В. Проблемы логистической координации деятельности субъектов рынка транспортно-экспедиторских услуг // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). 2014. №1. С. 51-53.
2. Логистика и управление цепями поставок: Учебник для академического бакалавриата / Под ред. В.В. Щербакова. М.: Юрайт, 2016. 582 с. Серия: Бакалавр. Академический курс.
3. Современные транспортно-складские системы: Учеб. пособие / А.В. Дмитриев, Э.М. Букринская, О.Н. Липатова. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. 79 с.
4. Российский статистический ежегодник. 2017: Стат.сб. / Росстат. Р 76. М., 2017. 686 с.

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.2)

Просмотров: 5

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code