МЕСТО ЛОГИСТИЧЕСКИХ РИСКОВ В ОБЩЕЙ СТРУКТУРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ РИСКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Го Хунли,  Т.Т.Ценина

Аннотация. В статье рассмотрены основные определения понятия риск, резюмированные в том, что «риск – это вероятность наступления неблагоприятного события». Рассмотрена базовая структура риска, а также его классификация по сферам деятельности и области управления. Особый акцент сделан на месте логистических рисков в общей структуре управления; приведена их подробная классификация на транспортные, логистические, эксплуатационные и предпринимательские риски. В заключении приведены основные направления дальнейших авторских исследования в обозначенной тематике.

Ключевые слова: логистические риски, предпринимательские риски, классификация рисков.

 

Понятие риска очень неоднозначное и имеет значительное количество определений. Риск можно трактовать как потенциальную, численно измеримую возможность потери. В тоже время, численно измеренная возможность – это вероятность, следовательно, риск – это вероятность возникновения потерь. Под потерями также может пониматься недопоступление планируемых доходов или прибыли. Многие авторы уходят от отрицательной коннотации, и характеризуют риск как неопределенность достигаемых результатов в будущем. Однако, данное определение идет в разрез с классическим инструментарием стратегического анализа. J.P. Morgan определяет риск как степень неопределенности получения будущих чистых доходов [3, с. 84]. Данное определение риска ограничивает его исключительно сферой экономики. Многие авторы декларируют в определении возможность денежного измерения риска, и определяют его как стоимостное выражение неблагоприятного вероятностного события. Таким образом, самое емкое определение риска можно сформулировать как «вероятность наступления неблагоприятного события» [2, с. 65].

Описывая риск, важно учитывать его три важнейшие характеристики [7, с. 64-68]. Первая из них – противоречивость риска: несмотря на прогресс, инициативные виды деятельности, внедрение новых идей и т.д., существуют субъективизм, консерватизм и регресс, которые при любых экономических условиях будут степень потенциального риска увеличивать. Вторая характеристика – альтернативность. Она заключается в выборе из нескольких вариантов решений или действий одного подходящего. Третья черта – неопределенность. Она характеризует недостаточность или неполноту информации – это основание, на котором базируется любой риск.

Более подробно можно рассмотреть такое понятие как «риск», изучив составляющие его структуры [8, с. 267-269]:

1. Причина – явление, наступление которого будет условием для наступления «опасного явления». Причина сама по себе не будет отрицательно влиять на объект, но будет провоцировать наступление «опасного явления».

2. Опасное явление – событие, которое может нанести вред объекту.

3. Вредное воздействие на объект – взаимодействие свойств опасного явления с объектом, которое может негативно сказаться на состоянии объекта. Вредное воздействие иногда еще называют порождающим фактором (свойством).

4. Потери – изменение состояния объекта по сравнению с исходными данными в худшую сторону.

Риски предприятия являются уникальной формой риска, характеризующейся в первую очередь особенностями предприятия как субъекта принятия решения. В случае с предприятием, риски выступаю в роли характеристик события, выражающего неопределенность исхода и обязательность существования неблагоприятных последствий. Основные направления влияния рисков на событие представлены на рис. 1.
Структура влияния рисков и шансов на событие

Рис. 1. Структура влияния рисков и шансов на событие

Таким образом, предпринимательский риск – это многоаспектная категория, отражающая процесс подготовки и принятия решения в условиях неопределенности осуществления предпринимательской деятельности, возможность наступления неблагоприятного события, в процессе которого субъект, принявший решение, имеет возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата и принять оптимальное решение для достижения поставленной цели [4, с. 114].

Существует множество классификаций рисков, однако риски предприятия в первую очередь стоит классифицировать по сферам его деятельности [6, с. 84]:

1. Стратегические риски – опасность возникновения у предприятия возможных убытков вследствие ошибок при принятии управленческих решений и стратегии ведения деятельности.

2. Операционные риски – риски, связанные с возможными прямыми или косвенными убытками вследствие некорректного построения бизнес- планов, неэффективности контроля, технологических сбоев и т.д.

3. Финансовые риски – риски, связанные с возникновение убытков вследствие неэффективного развития и изменения структуры финансовых рынков.

4. Юридические риски – риски, связанные с юридическим обеспечением бизнеса, такие как угроза убытков вследствие обстоятельств, связанных с причинами правового характера (договорные риски, контакты с государственными органами).

5. Естественные риски – чистые риски, которые имеют внешний характер и присущи любому виду деятельности (риск техногенных катастроф).

Данная классификация в полной мере включает в себя все возможные риски предприятия. Однако, процесс управления рисками требует ее детализации, и выделения конкретных видов рисковых событий. Дальнейшая детализация должна строиться на базе некоего классификационного признака. Одним из первичных классификационных признаков может выступать сфера управления в рамках предприятия.

Например, логистические риски – это объективная невозможность, неспособность и (или) неумение (транспортной) организации избежать либо минимизировать угрозы своему бизнесу, уменьшив неопределенность во внешней и внутренней среде, с помощью принципа опережающего отражения [5, с. 641].

Можно выделить следующие группы наиболее характерных логистических рисков [1, с. 452]:

1. Транспортные риски. Данные риски порождаются неопределенность и многовариантностью внешней и внутренней среды предприятия, в первую очередь, непредсказуемостью спроса и динамикой потребительских предпочтений. В рамках данной группы выделяют следующие подгруппы:

a) коммерческие риски (срывы поставок, ненадлежащее состояние грузов, нарушение сроков со стороны заказчика);

b) риски хищения и порчи грузов;

c) экологические риски при транспортировке груза, нанёсшего ущерб окружающей среде;

d) технические риски (выход из строя транспортного средства, повлекшего срыв сроков доставки груза).

2. Кадровые риски (халатность низкоквалифицированного персонала).

3. Экологические риски. Под данными рисками понимается вероятность наступления административной ответственности за нанесение ущерба окружающей среде, в том числе загрязнение земельных, водных, воздушных и лесных ресурсов, нанесение вреда сельскому хозяйству и биосфере, и вероятность наступления гражданско-правовой ответственности за нанесение ущерба жизни и здоровью третьих лиц, загрязнение атмосферного воздуха отработавшими газами, нарушение уровня шума, травмирование и гибель людей и животных в транспортных происшествиях.

4. Эксплуатационные риски. Данные риски связаны с ненадлежащим обеспечением технического состояния транспортного средства. Для уменьшения этого вида рисков необходимо добиваться соблюдения графика периодического технического обслуживания и ремонта, учет срока эксплуатации транспортного средства, соответствия его параметров эксплуатационному назначению.

5. Предпринимательские риски. Данные риски подразумевают увеличение транспортных издержек. Показателями эффективности предпринимательской деятельности транспортного предприятия служат коэффициент использования грузоподъемности подвижного состава по отдельным типам грузов, коэффициент использования пробега, коэффициент выпуска и коэффициент технической готовности парка, грузооборот на тонну грузоподъемности, затраты транспортной деятельности, отнесенные к общему грузообороту, затраты на единицу транспортных средств, доход от перевозок к общему грузообороту, доход на единицу транспортных средств.

Данная классификация является не полной, однако она в достаточной мере отражает специфику логистической деятельности предприятия. Целью дальнейшего авторского исследования является построение эффективной системы управления совокупностью указанных видов рисков.

Список литературы

1. Афанасьева Н.В., Семенов В.П., Шамина Л.К. Управление рисками деятельности транспортных предприятий // Экономика и предпринимательство. 2017. №8-1(85-1). С. 451-456.
2. Белостоцкая А.А., Забелин Б.Ф., Конников Е.А. Совершенствование системы инвестирования в реальный сектор экономики // Экономика и предпринимательство. 2016. №1 – 2(66-2). С. 218-222.
3. Конников Е.А., Мокейчев Е.В. Три характеристики успешной организации: Монография. Казань: ООО «Бук», 2016.
4. Кривошеев С.С. Категория хозяйственного риска в системе планирования предприятия // Актуальные проблемы современной науки: Сб. статей. Самара: Изд-во СамГТУ, 2003. С.114-117.
5. Михалев В.Д. Формирование системы управления рисками транспортных предприятий и организаций // Фундаментальные исследования. 2011. №12-3. С. 640-644.
6. Поляков Р.К. Специфические особенности факторов риска: их анализ и классификация // Российское предпринимательство. 2008. №4-2(109). С. 84-88.
7. Ценина Е.В., Ценина Т.Т. Идентификация рисков в международной транспортно-экспедиторской деятельности // Проблемы анализа риска. 2016. Т. 13. №6. С. 64-68.
8. Ценина Т.Т., Ценина Е.В. Уровни сложности операций в цепях поставок и риск- менеджмент // В сб.: Логистика: современные тенденции развития: Материалы XIV Между- нар. науч.-практ. конференции. 2015. С. 367-369.

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.2)

Просмотров: 9

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code