РОЛЬ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

В.Р.Гладкий

Аннотация. В данной статье проведен анализ роли и значения транспортного обслуживания, транспорта как отдельного структурного элемента логистики, рассмотрены особенности транспортного обслуживания в современных логистических системах. Представлено применение логистики в транспорте, включающее рассмотрение логистической цепи и перспективы развития транспортной логистики.

Ключевые слова: транспортное обслуживание, транспортная система, логистика, транспорт, логистическая цепь.

 

Главной характеристикой развития современной мировой экономики выступает процесс ее интернационализации и глобализации, предопределивший важность управления логистикой. С другой стороны, именно совершенствование и развитие логистики создает основу для расширения глобализационных процессов. Для большинства отраслей логистика помогает оптимизировать существующие процессы производства и дистрибуции на основе аналогичных ресурсов с помощью методов управления, направленных на повышение эффективности и конкурентоспособности предприятий. Транспортная система является ключевым элементом логистической цепочки, которая делает возможным взаимодействие различных видов коммерческой деятельности.

По данным Европейской логистической ассоциации (ELA) в основе структуры любого валового продукта расходы на логистические услуги составляют по разным оценкам от 13 до 22%, а в структуре себестоимости производственных предприятий на логистические затраты приходится в зависимости от отрасли 15-35%. Рост данных затрат продолжает увеличиваться вместе с ростом стоимости сырья, комплектующих, усилением конкуренции на рынках поставщиков. Анализ структуры логистических издержек в различных отраслях промышленности экономически развитых стран показывает, что наибольшую долю в ней занимают расходы на управление запасами (20-40%), транспортное обслуживание (15-35%), расходы на административно-управленческие функции (9-14%).

Актуальность темы – роли транспортного обслуживания в логистических системах – заключается в роли связующего звена транспорта меду предприятием производителем и потребителем. Кроме того, фактор логистики усиливает внешнеэкономические связи между государствами, способствует международному разделению труда. Сам процесс производства заканчивается именно в тот момент, когда товар доставлен потребителю.

Питер Друкер говорил о дистрибуции как «последнем Темном Континенте» для завоевания бизнесом конкретных преимуществ в важной функции управления, которая имеет множество шагов от интегрированного управления логистикой до управления цепочками поставок.

В современной экономике практически невозможно представить предприятие, которое могло бы обособленно функционировать без помощи транспорта. Транспортное обслуживание является существенной и важной функцией логистики, которая удовлетворяет потребность в товарах с учетом времени и места. В условиях глобализации эффективное управление логистикой и транспортным обслуживанием стали центральным звеном конкурентоспособности практически любой компании, планирующей работать на международном уровне. Транспортное обслуживание должен соответствовать новому правилу логистики – правилу «7R»: нужный товар (Right product) необходимого качества (Right quality) в необходимом количестве (Right quantity) должен быть доставлен в нужное время (Right time) и в нужное место (Right place) нужному потребителю (Right customer) с требуемым уровнем затрат (Right cost). Невыполнение хотя бы одного из семи условий R может привести к потере клиентов и, соответственно, доли рынка.

Развитие транспортной системы для экономики имеет большое значение. Исторически сложилось так, что национальные правительства осуществляли жесткий экономический контроль над транспортными организациями либо посредством прямой совместной собственности, либо с помощью законов, направленных на регулирование деятельности этих предприятий. Такое правительственное участие в транспортном бизнесе постепенно ослабевает, поскольку страны переходят на приватизацию государственных предприятий или снижают ограничения по допуску на рынок частных транспортных предприятий. Для менеджера по логистике конкурентный характер движения товаров сегодня означает большие возможности для получения лучшего обслуживания или снижения затрат на поставщиков транспортного обслуживания.

Менеджерам по логистике для принятия правильных управленческих решений требуется большое количество достоверной информации. Транспортное обслуживание немыслимо без интенсивного применения информационных технологий. Невозможно себе представить создание и организацию работы цепей доставки товаров без оперативного обмена данными между участниками транспортного процесса, без актуализации потребности рынка транспортных услуг. Информационные технологии (ИТ) – главный источник роста производительности и конкурентоспособности, один из ресурсных элементов интегрированной логистики. Основной тенденцией в развитии ИТ является переход к современным цифровым методам передачи, обработки и хранения информации. Эти методы являются технологическими направлениями, обеспечивающими интеграцию информации и услуг. Не последнюю роль в их развитии играют динамика рынка и рыночная конъюнктура.

Внедрение современных ИТ позволяет создать комфортную и доступную для пользователей информационную среду, ведь логистика рассматривает весь процесс движения материалов и продуктов предприятия. Входящая логистика охватывает движение материалов, полученных от поставщиков. Управление материальными потоками описывает перемещение материалов и компонентов. Дистрибуция относится к перемещению товаров от финального производства к клиенту.

Логистика – это процесс перемещения и обработки товаров и материалов, от начала и до конца производства, процесса продажи и уничтожения отходов, для удовлетворения потребностей заказчиков и повышения конкурентоспособности бизнеса. Это процесс прогнозирования нужд и потребностей клиентов; получения капитала, материалов, людей, технологий и информации, необходимой для удовлетворения этих нужд и потребностей; оптимизация точек продажи товаров или услуг для удовлетворения запросов клиентов; и использование сети продаж для своевременного удовлетворения запросов клиентов.

Логистическая система выполняет следующие основные функции: обслуживание клиентов, управление запасами, транспортировка, хранение и обработка материалов, упаковка, обработка информации, прогнозирование спроса, планирование производства, закупки, месторасположение объектов и другие виды деятельности. Для конкретной организации могут включаться такие задачи, как послепродажная и сервисная поддержка, функции обслуживания, операции по обращению с возвратом и утилизации.

Очевидно, что одна организация вряд ли потребует выполнения всех этих конкретных задач. Например, транспортная фирма, такая как авиакомпания, может объединять элементы обработки информации, обслуживания, прогнозирования спроса, обслуживания клиентов и функций покупки в логистическую систему, предназначенную для достижения удовлетворения потребностей своих клиентов. С другой стороны, производитель потребительских товаров может востребовать комплексы логистических функций от элементарных (транспортировки, управления запасами, хранения, обработки материалов и упаковки) до интегрированных (обслуживания клиентов, прогнозирования спроса и предложения для их материально-технического обеспечения).

Дело в том, что каждая организация, будь то производитель или поставщик услуг, коммерческая или некоммерческая, имеет клиентов, которых она хочет завоевать. Интегрируя соответствующие функции в логистическую систему, ориентированную на клиента, предприятие может разработать устойчивое конкурентное преимущество, которое будет очень сложно скопировать конкуренту. Некоторые из этих видов деятельности традиционно имеет четко определенную самостоятельную роль в компании (закупка, производство, обработка информации), в то время как другие, как правило, более тесно связаны с логистикой (транспортировка, складирование, упаковка, выгрузка и погрузка). Что связывает все эти функции вместе, так это их способность повысить удовлетворенность клиентов. Это не означает, что производство, например, должно быть подчинено логистике. Скорее всего, руководство должно использовать логистику как способ интегрировать эти корпоративные действия и держать их сосредоточенными на клиенте, а не на внутренних процессах.

Благодаря хорошо развитым транспортным системам только логистика может полностью реализовать свои преимущества. Более того, качественное транспортное обслуживание в логистических операциях могло бы обеспечить лучшую эффективность логистики, снизить эксплуатационные расходы и повысить качество обслуживания. Для совершенствования транспортных систем необходимы усилия как государственного, так и частного секторов. Хорошо управляемая система логистики может повысить конкурентоспособность государств и предприятий.

Меняющиеся требования и окружающая среда создали потребность в логистике как конкурентном инструменте для улучшения клиентского сервиса и снижения общих затрат на обслуживание клиентов. Эти изменения также вызвали необходимость постоянного пересмотра и проектирования различных логистических систем и инструментов, используемых компаниями. Планирование системы логистики базируется на следующих основных принципах:

• услуги клиентам в области логистики включают доступность продукта, время для получения продукта, состояние продукта при его получении и точность выполнения заказа;

• решения о размещении связаны с размещением таких объектов, как склады, терминалы, магазины и заводы, а также требованиями дистрибуции к пунктам снабжения;

• материальное планирование запасов включает в себя определение уровней запасов и схем пополнения запасов.

Управление транспортом связано с режимом транспортировки, размером парка, выбором маршрута, планированием транспортных средств и консолидацией грузов. Все четыре области экономически взаимосвязаны и должны быть спланированы на комплексной основе для достижения максимальной выгоды. Потенциальная неустойчивость цепей поставок в условиях современных реалий зависит от следующих тенденций: рост интенсивности и сложности материальных и информационных потоков (за счет применения современных информационных технологий и др.); усложнение организационно-экономических взаимоотношений в цепях поставок (вследствие глобализации и других факторов); уменьшение уровня материальных запасов в цепях поставок (из-за перехода к «тянущей» системе товародвижения и широкого применения принципов «бережливого» производства). При этом интенсивного внедрения методология обеспечения устойчивого развития цепей поставок пока не получила. Одним из факторов этого феномена является то обстоятельство, что не все предприятия прошли этап системной интеграции своих функциональных циклов логистики, т.е. не разрешили своих внутренних логистических проблем.

Инструменты моделирования логистической цепи пытаются включить в себя как можно больше деталей, которые по-прежнему учитывают проблему проектирования логистической системы в комплексе. Вот некоторые из вопросов, на которые отвечает интегрированная логистическая сеть:

a) количество складов, их местонахождение, собственник (частный или государственный) и их размер, распределение спроса клиентов на пункты снабжения (склады или заводы); распределение на единицу или несколько пунктов снабжения; уровень запасов, который должен храниться в разных местах;

b) тип транспортных услуг для использования;

c) уровень обслуживания клиентов, который должен быть предоставлен.

Определение оптимальной конфигурации логистической сети – довольно сложная задача из-за большого числа поставщиков и клиентов, сотен вариантов мест размещения складов и производств и чрезвычайно большого количества вариантов транспортировки. Прежде чем приступить к созданию такой сети, необходимо рассчитать различные требования к конфигурации логистической сети.

Для конечного потребителя важно преобразование ресурсов в полезные товары производственного процесса в различных организациях. Обычно эти шаги разделяют компании на производство, хранение, транспортировку, оптовую торговлю и розничную продажу, однако в основном производственные предприятия, складские услуги, предприятия по продаже товаров – все это включает транспортное обслуживание. Планирование всех этих функций и подфункций в систему движения товаров в целях минимизации затрат улучшает обслуживание клиентов, что составляет концепцию бизнес – логистики предприятий. Производственным предприятиям требуется сборка материалов, комплектующих и расходных материалов с хранением, переработкой и обработкой материалов и без учета их хранения в рамках завода и склада. Складские услуги между заводами и торговыми точками связаны транспортным обслуживанием. Торговые сети и розничные магазины завершают цепочку с доставкой потребителям. Производители стараются ограничиться производством товаров, оставив маркетинг и распространение другим фирмам. Складирование и хранение можно рассматривать с точки зрения услуг для производственного процесса и для распределения продукции. В последнее время произошли существенные изменения в числе и местоположении объектов, с закрытием многих однопользовательских складов и расширением объектов консолидации и распределительных центров. Эти события отражают такие факторы, как улучшение транспортных услуг и повышение потребности в улучшения логистических показателей.

Функция, которую играет транспорт в логистической системе, является более сложной, чем доставка товаров к потребителям. Его сложность может вступить в силу только благодаря высокому качеству управления. С помощью хорошо управляемой транспортной системы товары могут быть отправлены в нужное место в нужное время, чтобы удовлетворить требования клиентов. Это приносит эффективность, а также создает прочную связь между производителями и потребителями. Таким образом, транспорт является основой эффективности и экономии в логистике бизнеса и расширяет другие функции логистической системы. Кроме того, хорошая транспортная система, осуществляющая логистические операции, приносит выгоды не только качеству обслуживания, но и повышает конкурентоспособность компании.

Список литературы

1. Саркисов С.В., Неруш Ю.М. Транспортная логистика. М.: Юрайт, 2016. 352 с.
2. Ковалев М.М., Королева А.А., Дутина А.А. Транспортная логистика в Беларуси: состояние, перспективы. Минск: Изд. центр БГУ, 2017. 327 с.
3. ЕремееваЛ.Э. Транспортная логистика: Учеб. пособие. Сыктывкар: СЛИ, 2013. 260 с.

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.2)

Просмотров: 24

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code