ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

В.С.Зинченко, Н.В.Посохова

Для современного инновационно развивающегося общества актуально переосмысление роли и места и роли человека в системе социальных отношений, а именно его качественное влияние на развитие современного общества. Соотношение субъективного и объективного во многом сегодня характеризует специфику современных гуманитарных наук, где личность выступает не только в роли объекта, но и как субъект, которые преобразуют социальную реальность. Наиболее заметным проявлением таких качественных преобразований становится целенаправленная инновационная деятельность, развитие которой характеризуется постоянным изменением сферы применений различных инновационных методов и подходов. Наряду другими сферами общественной жизни, экономической и производственно-технологической деятельностями, социально-культурная сфера активно применяет инновационные подходы. Именно это привлекает внимание отечественных исследователей к инновационной деятельности в области культуры [1, c. 144].

Актуальность исследования заключается в определении специфики социально-культурных инноваций, которые мы определяем как новое направление исследования инноваций, может быть представлена как междисциплинарная задача рассмотрения современной социальной практики в социально-культурной жизни общества. Инновации в области культуры – это оригинальные, нестандартные подходы и новые идеи, которые впервые внедряться в культуру, создающие предпосылки для качественных социокультурных перемен. К давним примерам таких изменений можно отнести одомашнивание животных, окультуривание растений, возникновение металлургии, психоаналитическую теорию З. Фрейда, интернет и многое другое.

В статье рассматривается теоретический анализ и критическое переосмысление с позиций социально-философской рефлексии важнейших основ социокультурных инноваций, антропологическая мера социокультурных преобразований. И это представляется реальной возможностью расширения гуманизированного культурного пространства, ассимиляции инновационных измерений реальности и новой интеграции человека в целостный жизненный уклад. Сложно полностью осмыслить эту проблему в рамках одной научной статьи, но возможно определить её основные тезисы с учетом опыты предшествующих исследований.

Проблематика инновационного развития сегодня буквально пронизывает всю научною публицистику, находит отражение в фундаментальных теоретико-методологических изысканиях, прослеживается в тематике современных кандидатских и докторских диссертаций, научных статьях по философии, культурологии, педагогике, социологии, экономике и другим гуманитарным наукам.

В зарубежных исследованиях 30-х годов уже наблюдался интерес к данной проблематике. Это можно увидеть в трудах Ф. Тейлора (Taylor), Г. Эмерсона (Emerson), Б. Адамса (Adams), А. Маслоу (Maslow) и других. В данных работах, наряду с теоретическим обоснованием сущности этого понятия, идёт осмысление методологии внедрения нового, преодоление психологических препятствий людьми нововведений [2, с. 18].

В работах А. С. Панарина, Э. С. Маркаряна, М. С. Кагана, В. М. Межуева, В. С. Цукермана, А. Г. Гуревич, А. И. Арнольдова, Л. П. Буевой, С. Н. Иконниковой, В. Л. Иноземцева, П. И. Кабанова, Л. И. Качановского, Л. Н. Когана, А. Я. Флиера прослеживаются культурологические подходы к изучению инноваций в социокультурной среде. В данных работах обозначены основные аспекты теоретического научного анализа частных и общих проявлений инноватики в области культуры [2, с. 18].

В работах отечественных исследователей довольно часто прослеживается идея того, что «инновационная деятельность – это метадеятельность, функцией которой в обществе является функция изменения, развития способов и механизмов его функционирования во всех сферах жизнедеятельности». Понятие инновационной деятельности сегодня сводится к тому, что преобразование новых видов и способов человеческой жизнедеятельности (инновации) в социально-культурные образцы и нормы является инновационной деятельностью в социокультурном пространстве. Иначе говоря, инновациями можно считать явления культуры, которых не существовало до этого, но которые появились и получили общественное признание или социализировались. Вся сущность инноваций, которые закрепились в деятельности посредством изменения механизмов, способов, результатов, содержания самих процессов деятельности, сегодня стали называть нововведениями, и они выражаются в терминах «инновационная деятельность» и «инновационные процессы» [2, с. 19].

Содержание нововведения может быть определено как комплексный процесс создания и использования новых практических средств (новшеств) для удовлетворения общественных потребностей, которые видоизменяются в ходе жизнедеятельности социокультурных субъектов или систем. Данное определение инноваций применимо по отношению к любой сфере человеческой деятельности, например: в экономике, технической сфере, в образовании и т. д.

В общем понимании о теории инновационных процессов исходным смысловым содержанием выступает представление о культуре, как о сложноорганизованной системе, формируемой двумя типами противоположных процессов: структурирования и креативности культуры.

Процессы креативности определяют в культуре дестереотипизацию деятельности (мышления, общения), дестандартизацию уже имеющихся устоявшихся положений, деинституциализацию сложившихся идеалов и ценностей. Первостепенную роль в этом направлении играет процессу- альность творчества, под этим понятием понимается «создание нового качественно новым образом, по существенно новым правилам» [3, c. 118].

Очень часто при отсутствии благоприятного климата для «инновационной деятельности» его формируют искусственно. Для этого сначала предлагается продукт инновационный деятельности небольшой экспериментальной группе. Высокая оценка продукта отдельными членами общества способствует доверию к инновационному внедрению со стороны более широкого социального сообщества. Продукт реализуется на отдельных площадках. В зависимости от того, было ли нововведение принято контрольной группой или нет, продукт продвигается на более широкие рынки или направляется на доработку. Инновации и традиции должны быть в равновесии. Когда инновационная антипрогрессивная политика критична, установку инноваций следует отличать от конструктивной критики при оценке инноваций. Только при усвоении и учёте опыта предыдущих поколений инициируются изменения, способствующие реальному прогрессу в создании новой культуры [4, c. 129].

Частное понятие, которое встречается в теории культурного познания, – это «культурное отставания». Чем общество более инновационное, тем больший вес приобретает уровень культурного творчества, который адресован в будущее. В начале XXI века стало отчётливо понятно, что большой угрозой является проблема «культурного отставания». В общепринятом определении это разрыв между культурой «материальной» и «нематериальной».

Такое явление, как «культурное отставание», обусловлено внутренним противодействием «нематериальной» культуры изменениям в обществе. С таким понятием очень схож «естественный консерватизм». Одной из многих причин отставания «нематериальной» культуры во времени выступает и её тесная связь с общественными институтами, которые в силу исторических особенностей консервативно настроены, целенаправленно «тормозя изобретения». Очевидно, что уровень культурного отставания можно определить уровнем инновационной культуры как всего общества в целом, так и отдельного его индивида. Проблема культурной отсталости обсуждалась в Институте стратегических инноваций Российской Федерации. В концептуальном плане была разработана и обсуждена Хартия инновационной культуры, которую приняли учёные, деятели образования, культуры, представители деловых кругов, общественных организаций, органов государственной власти России [5, с. 228].

Вопрос по поводу понимания инновационной культуры в современном мире остаётся дискуссионным. Человеческая культура, инновационна по своей сути, особенно в динамически развивающихся формах. Академик Российской академии образования Ф. Т. Михайлов отмечает по этому поводу: «”Инновационная культура” – масло масляное, ибо культура, по определению natura naturans – природа творящая. Но, с другой стороны, новые проблемы не типичны для старой техногенной цивилизации с характерным для неё господством опредмеченного и тем самым омертвленного труда. Предпосылкой к результатам этой тихой, но радикальной, постиндустриальной революции стала ведущая роль труда живого, креативного» [5, с. 229].

В большинстве случаев термин «инновационная культура» используется в научной литературе, чтобы подчеркнуть, что сейчас недостаточно просто говорить о знаниях, навыках, способностях, которые необходимы для инноваций, но также важно понимать, как человек взаимодействует с этими знаниями, каким образом новые знания могут повлиять на структуру и внутренний мир человека. В широком понимании инновационная культура – это социальный феномен, это готовность и способность общества к нововведениям во всех их проявлениях: в политике, производстве, образовании, законодательстве. Инновационная культура проявляется в позитивной восприимчивости индивидом новизны, а также в готовности и способности участвовать или поощрять, по крайней мере, не противодействовать внедрению инноваций с прогнозируемым позитивным эффектом. Для этого необходимо, чтобы достижения научно-технической мысли были реализованы и достаточно быстро и чтобы изменения в различных сферах жизни общества не отставали от технических изменений, и чтобы здоровый консерватизм, свойственный определённым социальным группам, не перерастал в стагнацию и не тормозил развитие. Инновационную культуру можно рассматривать как сложное социальное явление, органично сочетающее вопросы образования, науки, культуры с социальной и, прежде всего, с профессиональной практикой в различных сферах общественной жизни [6, с. 114].

Основными определяющими факторами развития инновационной культуры на данном этапе являются наука и образование, поскольку они должны обеспечивать чёткое представление не только о целях, задачах, методах и механизмах инновационной культуры, но и о точном эмпирическом анализе её компонентов, их статусе и взаимодействии. Инновационная культура отражает ценностную ориентацию личности, закрепленную в мотивах, знаниях и навыках, а также в образцах и стандартах поведения по отношению к инновациям. Инновация в свою очередь – это социокультурный феномен, который, во-первых, ориентирован на новое, а во-вторых, как современное явление отражает современную культуру. Поэтому инновация является социокультурной моделью объективации «нового». Предпосылки для феномена инноваций и инновационной культуры сформировались в ходе социокультурного становления западноевропейской цивилизации. Инновация как процесс деятельности сочетает в себе креативно-теоретический и предметно-практический виды деятельности субъекта, в результате чего анализ предпосылок инноваций в истории культуры базируется вокруг трёх компонентов инновационного процесса: субъект (человек), творчество, деятельность [6, с. 118].

Если рассматривать инновационную культуру в историческом контексте то стоит отметить, что в культурах Античности и Средневековья, самосознание субъекта деятельности ещё было недостаточно сформировано. Отсутствует доминирование креативно-теоретического типа деятельности над предметно-практическим [7, с. 94].

В культурах индустриальных обществ в период Возрождения и Нового времени, а также Современности формируется личность современного субъекта инновационной деятельности. Однако важность в системе социально-культурных ценностей значимости практической деятельности приводит к доминированию в культуре последней. В связи с этим возникает следующая последовательность: Возрождение – открытия; Новое время – изобретения; Современность – новации [7, с. 94].

Сегодня общепризнанным фактом считается то, что современное постиндустриальное общество связано с революцией в системе отношений «человек – производство», а точнее это связано с тем, что современная экономическая сфера приобретает радикально инновационный характер. Кроме этого, факторы производства, такие как материальные и вещественные устаревают через каждые несколько лет и перестают быть ведущими. Орудия труда, машины, станки, различного рода техника меняются прямо на глазах. Широкомасштабная информатизация производства дает дополнительный толчок этому процессу и всей жизнедеятельности социума. Одним из главных факторов нововведений в производстве и повышения его эффективности является человек, его знания, творческие способности, опыт и умения. Продуктивность инновационной деятельности человека во многом определяется состоянием инновационного климата в обществе, которое зависит, в свою очередь, от реакции на нововведения со стороны социума в различных его проявлениях. Обычно, инновация ведут к возрастанию конфронтации в обществе, что естественно тормозит внедрение «инновационной деятельности». Такое понятие обозначается как инновационная недееспособность (инерция) общества и довольно часто встречается в современном мире[7, с. 98].

Во многом из-за такой неоднозначности принятия инноваций в обществе, довольно часто с ним происходят резкие трансформации, а на смену делению обществ по социально-политическим технологическим или социально-экономическим критериям приходит нетрадиционная классификация «быстрыми» или «медленными» темпами экономического развития. Экономики «быстрые» строятся на инновациях, на принципе нестандартного подхода, неповторимости. Имитация, повторы здесь просто осуждаются и, как правило, не имеют места быть. Экономики «медленные» крайне инерционны и традиционны. Если здесь вводятся изменения, то они бессистемны и строятся в рамках существующих традиций. На Востоке, где общество наиболее традиционно, выражение «Чтоб тебе жить в эпоху перемен!», употребляется в том случае, если человек желает неблагополучия.

Таким образом, можно сделать вывод, что инновации являются социокультурной моделью объективации «нового». В ходе общественно- производственных и культурно-мировоззренческих изменений, вызванных технической революцией, растёт значение в общественно-культурной среде креативно-теоретической деятельности, но вместе с этим сохраняется значимость культуры и накапливается багаж средств предметно-практической деятельности. В качестве культурного типа общественного поведения субъекта устанавливается «человек играющий». Особенностью современной социально-культурной реальности являются информационные и коммуникационные инновации. Их широкое внедрение в культуру приводит к глобализации и виртуализации социокультурного пространства. Виртуализация и глобализация социокультурной системы – это, прежде всего, инновационные социокультурные процессы, в основе которых лежат коммуникационные и информационные инновации и в процессе их формирования трансформируется современная социокультурная среда.

Список литературы

1. Берестова Т. Ф. Инновация и инновационная деятельность: пределы понятий // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2008. № 3. С. 142-153.
2. Левадный Ю. В. Феномен «культурного отставания» в контексте инновационного развития общества / Ю. В. Левадный, Д. Р. Худайназа- рова, В. П. Чернолес // Проблемы инновационного развития. 2010. № 12. Т. 9. С. 17-24.
3. Карпова Ю. А. Введение в социологию инноватики. Санкт- Петербург, 2004. 432 с.
4. Иноземцев В. Л. Концепция постэкономического общества: теоретические и практические аспекты : дисс. … д-ра экон. наук. Москва, 1998. 436 с.
5. Thurow L. С. The Future of Capitalism. How Todays Economic Forces Shape Tomorrows World. L., 1996. 321 p.
6. Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. Москва, 2000. 384 с.
7. Лисс Э. М. Инновация как социокультурный феномен : дисс. … д-ра социол. наук. Ростов-на-Дону, 2002. 227 с.

Источник: Инновационные технологии в гуманитарной сфере: материалы VII Международной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей (28 февраля 2019 г.) / редкол.: Е. А. Полякова [и др.]; Алт. гос. ин-т культуры. – Барнаул : Изд-во АГИК, 2019.

Просмотров: 7

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code