РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Я.А.Маргулян

Аннотация. В условиях становления цифровой экономики в России актуализируется необходимость использования новых технологий, способов и механизмов совершенствования управления социально-экономическими процессами. Создание и развитие региональных инновационно-образовательных кластеров является важным ресурсом преобразования российского общества.

Ключевые слова: цифровая экономика, кластерная модель, инновационная деятельность, региональный инновационно-образовательный кластер.

 

Формирование цифровой экономики связано с инновационным типом интеллектуального развития и управления, формированием конкурентоспособной экономической системы, широким распространением научных идей и эффективных технологических платформ, выдвижением на приоритетные позиции научно-информационных ресурсов, совершенствованием профессионально- квалифицированной подготовки работников как необходимого условия инновационного экономического роста, созданием наукоемких инновационных региональных кластеров.

Появляется потребность в формировании новых наукоемких инновационно- образовательных кластеров, обеспечивающих эффективную комбинацию производства, науки, образования, соответствующих современным инновационно- технологическим трендам.

Впервые концептуальная кластерная модель сформулирована М.Ю. Портером в 90-х годах ХХ века, который определил кластер как «сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу» [4].

По мнению большинства учёных, современный развитый кластер представляет собой стратегическую межорганизационную, территориальную сеть отраслевого или межотраслевого характера, объединяющую ресурсы и ключевые компетенции организаций-участников [7]. Он имеет общую систему управления, осуществляемого на началах паритетного взаимоучастия, специализацию деятельности, определённую географическую локализацию, множественность участников (корпораций и фирм, действующих на рынке, учебных заведений, научно-исследовательских институтов и центров), конъюгированность, т.е.способность к внутреннему обмену и объединению качеств элементов и организаций. Не случайно П. Бурдье, отмечая генезис социального пространства, подчёркивал: «…вероятность объединить агентов в совокупность, реально или номинально (посредством делегирования) тем больше, чем ближе они в социальном пространстве, чем более они принадлежат к классу, сконструированному более узко» [2, с. 18].

В отличие от других форм социально-экономических объединений, субъекты кластерного взаимодействия не идут на полное слияние предприятий, организаций и учреждений, а сохраняют статус юридического лица, осуществляя при этом сотрудничество по ключевым направлениям инновационной деятельности.

В условиях формирования цифровой экономики получают развитие региональные инновационно-образовательные кластеры, предполагающие объединение независимых, самостоятельных производственных корпораций, предприятий, организаций и фирм, образовательных и научных учреждений, сформированных по пространственной и функциональной осям, для совместного осуществления согласованной и скоординированной инновационной политики по решению технических, образовательных, технологических, научно-исследовательских и социальных задач.

Региональная кластеризация промышленных, научных и образовательных организаций позволяет:

• повышать конкурентоспособность входящих в кластер предприятий, организаций и учреждений, расширять их инновационные возможности за счёт географического расположения;

• совместно использовать финансовые, материальные, знаниевые, технологические и людские ресурсы для получения не только прибыли, но и расширения возможностей накопления и использования интеллектуального капитала,

• осуществлять многоуровневую подготовку и повышение квалификации персонала в соответствии с потребностями входящих в кластер предприятий и организаций;

• создавать оптимальные условия предприятиям и фирмам для свободного доступа к научным знаниям, инновациям, технологиям, финансовым и информационным ресурсам;

• обеспечивать построение взаимоотношений между участниками кластерного взаимодействия таким образом, чтобы избежать конфликта интересов между отдельными участниками кластеров;

• эффективно распределять полномочия между органами государственной власти, бизнес-сообществом, общественными институтами, вузами, научными учреждениями, позволяя каждому из субъектов кластерного взаимодействия решать стратегические и тактические вопросы, исходя из своих возможностей и в пределах своей компетенции, возможностей и прав;

• успешно реализовывать региональную социальную политику по совместному преобразованию социальной инфраструктуры, осуществления социальных проектов по непрерывному образованию населения, их медицинскому обслуживанию, организации социальной защиты и повышению качества жизни граждан региона.

Кластерный подход предполагает анализ структурных компонентов регионального инновационно-образовательного кластера. Важную роль в исследовании кластерной структуры предпринял М. Портер. Он включил в эту структуру фирмы базовой отрасли, родственные и поддерживающие отрасли. По его мнению, другие составляющие включаются в условия развития факторов производства, объясняя это соответствием классической экономической теории, согласно которой «факторы производства – труд, земля, природные ресурсы, капитал, инфраструктура – определяют потоки товарооборота» [4].

Отечественные учёные в состав кластера, как правило, включают производителей, поставщиков, потребителей, организации инфраструктуры, вузы, научно- исследовательские институты [1; 3; 5]. К сожалению, данные подходы не всегда учитывают управленческую специфику данных образований, их составные элементы, региональные особенности и структурные компоненты кластера.

По нашему мнению, структура регионального инновационно- образовательного кластера включает:

1) систему управления в лице Объединённого Совета, включающего субъектов кластерного взаимодействия и региональных органов власти для решения инновационных производственных и образовательных задач;

2) совокупность институциональных подразделений корпораций, научных учреждений, вузов и других учебных заведений, объединенных в единую организацию;

3) подготовленный и обученный персонал, включающий штатных руководителей и сотрудников подразделений, преподавателей и ученых, работающих на постоянной или временной работе (временные творческие коллективы для решения конкретных научных или образовательных задач), технический персонал;

4) внутреннюю инфраструктуру, оборудование (здания, аудитории для проведения учебных занятий, кабинеты для научных исследований, оборудованные современными информационно-компьютерными технологиями, системы автоматизации деятельности центра и т.д.);

5) информационное и документационное обеспечение управления кластером (концепция, миссия, цели, стратегия, позиционирование, план, структура, должностные инструкции, мотивационные схемы, учетные формы, описание процедур, нормативов, требований и подходов, шаблоны договоров и др.);

6) комплекс необходимых учебных курсов и программ обучения (учебные программы, учебники, учебные пособия, монографии, методические и информационные материалы, презентации, описания, графики проведения и др.).

Алгоритм создания регионального инновационно-образовательного кластера включает в себя последовательное осуществление следующих этапов: во- первых, анализа региональных потребностей и существующих возможностей по созданию данного вида кластера. Во-вторых, организацию выбор возможных партнеров, проведения переговоров между представителями региональных органов государственной власти, руководителями корпорации и вузов о создании кластера, заключения соответствующего договора о его организации. В-третьих, определение общей стратегии, выявляются долгосрочные целей и задач, определение финансовых источников и согласование финансирования проектов, создание современной информационной и инновационной инфраструктуры. В-четвёртых, решение кадровых вопросов для организации управления, разработки и внедрения эффективной системы проведения научных исследований, обучения и повышения квалификации персонала. В-пятых, создание на предприятиях и в вузах базовых кафедр, исследовательских лабораторий, подбор творческих научных коллективов, комплектование профессорско-преподавательского состава и опытных практических работников, способных вести учебные занятия и проводить научные изыскания, организация мест практики для студентов на производственных площадках и в проектных учебных лабораториях кластера. В-шестых, выбор и реализация направлений научных исследований, определение учебных программ (очных, заочных, дистанционных средств обучения и повышения квалификации), специализаций, форм и технологий обучения, планирования ее результатов, создание и осуществление комплексной системы прохождения обучаемых по полному инновационному циклу: профессиональному обучению студентов, формированию у выпускников производственных компетенций, привлечению их к научно- исследовательской деятельности, обеспечению творческого сотрудничества в формировании интеллектуального потенциала выпускников, вузовских преподавателей, учёных и производственных специалистов-практиков. В-седьмых, осуществление мониторинга по оценке эффективности деятельности регионального инновационно-образовательного кластера, определении направлений и механизмов совершенствования или завершения деятельности на данном этапе.

Таким образом, региональный инновационно-образовательный кластер формирует не спонтанную концентрацию в регионе разнообразных научных и технологических изобретений, а определенную коммуникационную систему распространения новых знаний и технологий» [6]. Объединение структурных компонентов триады «образование – наука – производство» позволяет создавать синергический эффект в решении поставленных задач по инновационному преобразованию общества, обеспечивать доминирующий характер применения интеллектуального труда и освоения инновационных технологий во всех сферах экономики.

Список литературы

1. Агафонов В.А. Кластерная стратегия: системный подход //Экономическая наука современной России. 2010.№3.
2. Бурдье П. Социология социального пространства / Пер. с франц.; отв. ред. перевода Н.А. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007.
3. Клейнер Г.Б., Качалов Р.М., Нагрудная Н.Б. Синтез стратегии кластеров на системно интеграционной основе //Альманах «Наука, инновации, образование». Вып. 7. «Кластеризация предприятий: состояние и перспективы. Минобрнауки, РИЭПП, Федеральное агентство по науке и инновациям. М.: Языки славянской культуры, 2008.
4. Портер М. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран. М.: Междунар. отношения, 1993.
5. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития //Теория и практика управления. 2003. №5.
6. Чаков В.В. Инновационные кластеры в решении вопросов освоения ресурсного потенциала болот нижнего Приамурья // Вестник ДВО РАН. 2007. №4.
7. ШерешеваМ.Ю. Межфирменные сети. М.: ТЕИС, 2006.

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.2)

Просмотров: 15

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code