ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КУРСОВ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА BON AMI)

Д.А.Барташевич

Аннотация. В статье представлены результаты исследования технологий интернет- маркетинга как важнейшего фактора продвижения компании в сфере образования на современном рынке услуг. Рассмотрены и проанализированы примеры применения продвижения компании в интернете. Полученные выводы позволили выделить направления и рекомендации для их успешного применения.

Ключевые слова: интернет-маркетинг, маркетинг, сайт компании, сфера образование, рынок услуг.

 

По данным исследований ВЦИОМ [4], роль интернета в современном обществе постоянно растет. Так из всего количества респондентов 80% являются интернет-пользователями. Из которых ежедневно выходят в Сеть — 64%, несколько раз в неделю — 11%. В подтверждение этому можно отметить, что Фонд «Общественное мнение» представил отчет, в котором за 2017 год в России интернет-пользователей 70% от всех россиян в возрасте от 18 лет и старше (81,8 млн. чел.).

Ежедневно пользуются интернетом — 60% (70,4 млн. чел.) (слитый массив данных всех опросов 19,5 тыс. респондентов, проходивших в июне, июле и августе за 2017 год, по данным Фонда «Общественное мнение»). Сегодня интернет является основной площадкой для продвижения своей компании и ее рекламы. Популярность среди пользователей также увеличивается с каждым годом.

Целью проведенного исследования явилось получение результатов и изучения технологий интернет-маркетинга как одного из самых главных факторов продвижения компании в сфере образования.

Актуальность темы обусловлена тем, что в современном мире интернетизация и компьютеризация играют все большую и большую роль, как для потребителей, так и для производителей товаров и услуг. По статистическим данным, наивысшие показатели доступа — это Южная Корея (94%), Австралия (93%) и Канада (90%), но также присутствуют уровни выше 80% в странах: США, Великобритании, Испании, Израиле и Германии. Во многих крупных развивающихся странах 60% населения использует интернет, включая 72% в России и Турции, 68% в Малайзии, 65% в Китае и 60% в Бразилии [2].

Что представляет собой интернет-маркетинг? Это применение технологий традиционного маркетинга в интернете с целью продажи и продвижения продукта или услуги, организация взаимосвязи с потребителями и управление в совокупности данными отношениями.

На сегодняшний день можно говорить о том, что интернет-маркетинг сам по себе стал самостоятельной отраслью, с собственными инструментами и технологиями:

• медийная реклама;

• контекстная реклама;

• таргетинговая реклама;

• поисковая оптимизация (SEO);

• продвижение в социальных сетях: SMO и SMM;

• прямой маркетинг с использованием e-mail, RSS и т.п.;

• вирусный маркетинг;

• партизанский маркетинг;

• интернет-брендинг.

Все представленные выше инструменты интернет-маркетинга достаточно точно могут определить уровень конкурентоспособности на рынке. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

В первую очередь, хотелось бы сделать акцент на контекстной рекламе. Именно контекстная реклама создает достаточную стабильность трафика. Контекстная реклама — это разновидность интернет-рекламы, когда сообщение демонстрируется на страницах со схожим содержанием, тематикой.

Еще одним из инструментов действенного интернет-маркетинга, который за последнее время становится все популярнее — реклама в социальных сетях. Можно выделить такие социальные сети, как Instagram, VK, Facebook, Twitter и др., которые имеют огромное влияние на население и формируют общественное мнение. С их помощью можно достаточно быстро создать имя и бренд. Социальные сети формируют дополнительный (а в некоторых случаях основной) трафик, а также являются источником естественных ссылок, когда посетители начинают делиться с друзьями материалами ресурса. Огромным плюсом является то, что создать страничку Вконтакте или на Facebook можно абсолютно бесплатно, что делает соцсети прекрасной площадкой для рекламы компаний. Эксперты отмечают рост всех видов деятельности в социальных медиа, причем даже в тех областях, которые еще в прошлом году не демонстрировали никакой динамики. Природная тяга россиян к общению по-прежнему удерживает нас на первом месте по проценту пользователей соцсетей (в первую очередь местных — «ВКонтакте» и «Одноклассники»). Однако по количеству контактов пользователя Россия пока еще «середнячок» — 47 против 52 в среднем по миру [2].

Сегодня гаджеты составляют важную часть человеческой жизни, и люди очень активно пользуются различными приложениями, потому что они достаточно удобны для использования. Как следствие, для многих компаний создание приложения становится хорошим стартом. Еще в 2016 году Google официально объявил, что будет отдавать предпочтение сайтам, имеющим мобильную версию [6]. Связано это с тем, что мобильный трафик, по некоторым данным, уже превысил трафик с обычных компьютеров и ноутбуков.

Но лицом фирмы в интернете остается сайт компании. Задумываясь о создании сайта для дальнейшего продвижения компании, специалистам необходимо создать сайт, отвечающий запросам потребителей. Содержание играет огромную роль в продвижении компании через интернет. Потенциальный клиент будет обращать внимание не столько на красоту сайта, сколько на информацию, которая будет доступна для чтения на данном сайте. Научно- технический прогресс не стоит на месте. Технологии продвижения сайта стали настолько сложными, что даже крупные компании не имеют возможности самостоятельно продвигать свои сайты, вследствие чего у них возникает потребность обращаться в специальные агентства.

Даже в условиях современной диджитализации нельзя не упомянуть о стандартных инструментах маркетинга. Для качественного продвижения сайта компании маркетологи, в том числе и интернет-маркетологи, используют классические модели маркетинга: изучение целевой аудитории, реклама и PR, стимулирование потребителя — хотя в интернет-маркетинге они проявляется немного в другой форме. Говоря об интернет-маркетинге, стоит упомянуть об аналитике. Исследования эффективности использования технологий просто необходимы. Дальнейшее развитие компании и ее стратегии зависят напрямую от эффективности применяемых технологий. Наименьшая эффективность приводит к тому, что необходимо анализировать рынок и искать новые инструменты для корректировки стратегии и тактики продвижения сайта компании. При этом следует отметить, что наибольших результатов можно достичь, зная информацию о поведении посетителей сайта.

Рынок услуг всегда оставался популярным как среди потребителей, которые пресыщаются одними услугами и требуют новые, так и для предпринимателей. Рынок образовательных услуг достаточно прост для вхождения, но, чтобы удержаться на плаву и начать зарабатывать, необходимо продумать, каким образом сделать именно свою фирму привлекательной для потребителя.

Перейдем от теории к практике. Возьмем рынок образовательных услуг, а именно курсы иностранных языков. Спрос на данные услуги, в целом, сокращается и смещается с очных занятий в сторону онлайн-обучения, частных репетиторов, приложений для смартфонов. Каждое из направлений альтернативного обучения перетянуло на себя часть клиентов традиционных курсов.

Спрос на иностранные языки стабильно снижается, начиная с середины 2014 г. [1]. С обострением внешнеполитической обстановки люди меньше ездят заграницу, появляется меньший спрос на языки в работе и в быту, а также иностранные компании становятся менее заинтересованы в данном виде услуг. А меньшее количество туристических поездок приводит к сокращению у людей спроса на обучение иностранному языку как хобби. Согласно результатам маркетингового исследования компании «Технологии роста» [5] объём рынка платного изучения иностранных языков в негосударственных и коммерческих учреждениях России составляет порядка до 85 млрд рублей в Москве.

В декабре 2017 года автором было проведено исследование касательно того, из каких источников люди получают сведения о курсах иностранных языков. Репрезентативная выборка составила 300 человек. В ходе этого исследования было выявлено, что 86,7% опрошенных узнают о курсах иностранных языков через интернет, в то время, как только 13,3% через знакомых. Телевидение и печатные издания не привлекли ни одного из опрошенных. Информацию о самих курсах большая часть опрошенных (60%) предпочитает узнавать из интернета, при этом 40% предпочитают получить информацию от знакомых. Решающим фактором для выбора курсов у 64,3% остается мнение знакомых, но интернет все равно имеет достаточно высокие позиции — 28,6%. Главный вопрос исследования: «Как интернет-сайт влияет на Ваш выбор?» Для 53,3% опрошенных интернет-сайт оказался важнейшим фактором. Можно сделать вывод, что для каждой компании важно иметь такой сайт, который может привлечь необходимый контент.

Рассмотрим конкретный пример. Курсы французского языка Bon ami, которые обладают множеством преимуществ: здание расположено в центре Москвы, высококвалифицированные преподаватели, высокий уровень языка, больший упор на разговорную практику, низкая стоимость занятий. Но тем не менее, обладая, с одной стороны, всеми преимуществами, клиентов набрать не получается (чем выше уровень, тем больше проблем).

Проведя маркетинговое исследование данного рынка услуг [3], можно сказать, что у курсов действительно много конкурентов. Выделяют следующие виды: прямые конкуренты, которые предлагают аналогичные товары одним и тем же группам потребителей и косвенные, которые продают различные товары одним и тем же покупателям.

Рынок услуг по обучению иностранным языкам сегодня довольно разнообразен, но в настоящий момент он все еще находится в стадии роста, что не исключает высокой конкуренции. Субъектами конкурентной среды на сегодняшний день являются:

• частные репетиторы;

• международные институты;

• общеобразовательные учреждения, ВУЗы;

• онлайн-курсы.

Чтобы удержаться на плаву, компания должна быть конкурентоспособной и уникальной. Эту самую уникальность ей и может придать интернет-сайт, через который в свою очередь будет осуществляться интернет-маркетинг.

Рассмотрим сайт курсов французского языка Bon ami. Сам сайт по своей структуре достаточно простой. Все четко и понятно, но такая простота не всегда привлекательна для клиента, который хочет видеть более сложные и более интересные конструкции на сайтах.

В противовес данной компании можно привести ее главного конкурента на данном рынке услуг — EF: education first. Эта одна из самых известных школ иностранных языков не только в Москве, но и во всей России. Компания использует все виды продвижения: интернет-рассылку, рассылку почтой, контекстную рекламу, которая широко применяется, а также классические виды рекламы, как баннеры в метро, развороты в журналах и в брошюрах, на различных сайтах. Компания уверенно растет, развивается и привлекает новых клиентов. Таким успехом она, несомненно, также обязана своему сайту, который в отличие от сайта курсов французского языка Bon ami тщательно продуман. Преимуществом Education first является то, что компания имеет свои аккаунты во многих популярных социальных сетях, таких как Instagram, Facebook и VK. Политика продвижения компании в интернете хорошо продумана. Сайт отвечает всем требованиям клиентов: яркий и красочный, с множеством фотографий, на нем нет абсолютно никакой рекламы, что не отвлекает потенциального клиента. Потребитель легко может найти всю необходимую информацию, а в случае затруднения связаться с менеджером компании и выяснить все интересующие его вопросы.

Интернет сегодня — главный источник информации для подавляющего большинства населения планеты. Задумываясь о создании своего бизнеса, необходимо обращать внимание в первую очередь на рекламу, а именно рекламу в интернете. Красивый, информативный и удобный сайт привлечет клиентов или хотя бы заинтересует их, что также немаловажно.

В заключении можно сказать, что в условиях современной модернизации, интернетизации и диджитализации интернет завладел жизнью людей, вследствие чего начал вытеснять стандартные средства информации такие как телевидение, печатные издания и радио, а также постепенно превратился в один из важнейших факторов продвижения любой компании. Люди постоянно обращаются к интернету за поиском информации, с его помощью стараются решить различные вопросы. Каждая уважающая себя компания имеет свой интернет- сайт и мобильное приложение. Качество Интернет-ресурсов формирует имидж компании, поэтому для интернет-маркетологов крайне важно применение современных методов маркетинга, анализ рынка и поиск целевой аудитории. Интернет-маркетинг остается мощнейшим инструментом, который может помочь бизнесменам увеличить доходность своего бизнеса — при грамотном использовании. Но только комплексное использование инструментов интернет- маркетинга позволит достичь необходимого результата. Это необходимо учитывать, как начинающим предпринимателям, так и крупным корпорациям.

Список литературы

1. Do you speak English. [Электронный ресурс]. 2015. http://dailymoneyexpert.ru/how- to-spend/2015/10/14/do-you-speak-english-industriya-izucheniya-yazykov-v-krizis-2533.html (дата обращения: 07.02.2018).
2. Доступ к интернету в мире [Электронный ресурс]. 2016. http://newreporter.org/ 2016/03/28/dostup-k-internetu-v-mire-statistika-trendy/ (дата обращения: 07.02.2018).
3. Исследование рынка услуг на примере школы французского языка Bon ami, проведенного и составленного автором Барташевич Д.А.
4. Количество пользователей интернетом в России [Электронный ресурс]. 2017. http://www.bizhit.ru/index/users_count/0-151 (дата обращения: 12.02.2018).
5. Рынок коммерческого изучения иностранных языков [Электронный ресурс]. 2015. https://professionali.ru/Soobschestva/vsesoyuznaya_akademiya_menedzhmenta/rynok_kommerche skogo_izucheniya_inostrannyx_20517782/ (дата обращения: 07.02.2018).
6. Соцсети становятся главной площадкой для продвижения в интернете [Электронный ресурс]. 2016. http://doc.artofweb.ru/doc/Соцсети_становятся_главной_площадкой_для_ продвижения_в_интернете (дата обращения: 12.02.2018).
7. Стелзнер М. Контент-маркетинг. Новые методы привлечения в эпоху интернета. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016.

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.2)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code